Установление римской власти в провинциях было связано не только с введением военных и административных организационных структур, но и со строительством городов, созданием дорожных сетей и гидротехнических сооружений, развитием земледелия, ремесла и торговли — таким образом римляне цивилизовали обширные территории в Европе, Азии и Африке. Значительная часть этой инфраструктуры создавалась руками военных. Благодаря любопытной археологической находке на севере Алжира у нас есть отличная возможность понаблюдать за тем, как под руководством военного инженера Нония Дата в провинции Цезарейская Мавретания в первой половине II века н.э. возводился акведук.
Римские акведуки
В Риме первый акведук был построен в 312 году до н.э. Ежедневно он доставлял 17 500 кубометров воды из расположенного в 16,5 км от города источника. Этого оказалось мало, и вскоре в дополнение к первому акведуку появились второй и третий. В императорскую эпоху в Риме насчитывалось уже 11 акведуков. Их общая длина составляла 350 км, и ежедневно они доставляли в город 12 млн кубометров воды. Таким образом, в сутки на одного гражданина приходилось от 600 до 900 л, что было больше нормы водоснабжения, принятой в европейских столицах в конце XIX века.
Вслед за Римом главные провинциальные центры также начали обзаводиться собственными системами водоснабжения. Лугдун в Галлии поили водой четыре акведука длиной от 42 до 85 км. Для снабжения водой Карфагена был построен водопровод протяжённостью 132 км. В 2005 году команда немецких археологов обнаружила на севере современной Иордании остатки акведука, снабжавшего водой Гадару. Его протяженность превышала 170 км, из них 106 км составляли подземные туннели. По-видимому, эта постройка является самой крупной из известных нам структур такого рода.
Римские акведуки были технически сложными сооружениями. Вода поступала в резервуары самотёком, следуя небольшому градусу наклона труб. Для эффективной работы системы необходимо было соблюдать равномерный наклон на всём её протяжении. Архитектор Витрувий в качестве оптимального соотношения длины труб к высоте градиента рекомендовал формулу 1 к 200 000. В 50-километровом акведуке, доставлявшем воду в Немаус на территории современного Прованса, уровень воды спускался по вертикали на 17 м, то есть имел градиент всего 34 см на 1 км. То, как римские инженеры справлялись с этой задачей, используя лишь относительно простые технические приспособления, просто поражает. При строительстве приходилось тщательно учитывать рельеф местности. Для преодоления холмов и горных участков бурились туннели, а через низины перебрасывали аркады. Одним из наиболее известных примеров является знаменитый Пон-дю-Гар — трёхъярусное сооружение длиной 300 м и высотой 48,75 м, которое позволяло доставлять в Немаус воду над руслом реки Гард.
Надпись Нония Дата
В 1866 году близ деревни Тазульт в Алжире, рядом с которой располагаются руины города Ламбезис — штаб-квартиры наместника римской провинции Нумидия и лагерь III Августа легиона, была найдена каменная призма с надписью, принадлежавшей либрарию этого легиона Нонию Дату. Когда-то призма имела шестиугольную форму и высоту 1,6 м, но затем её распилили вдоль продольной оси и использовали в постройках более позднего времени. Сегодня в нашем распоряжении имеется лишь половина памятника.
Сама надпись представляет собой копию трёх писем, адресованных прокураторами Цезарейской Мавретании наместникам соседней Нумидии. Темой переписки было строительство акведука жителями города Сальды на территории Цезарейской Мавретании. Особый интерес этот документ представляет потому, что доносит до нас технические подробности такого рода работ, а также подробно излагает всю предысторию проекта и показывает роль Нония Дата, задействованного в качестве привлечённого специалиста. Хотя существует возможность, что документ дошёл до нас в неполном виде, он всё же помогает реконструировать историю этого военного инженера.
Сегодня памятник установлен на площади перед муниципалитетом Беджаи, древней Сальды — города-порта на севере Алжира, расположенного в 180 км к востоку от столицы. Самое раннее свидетельство о существовании здесь городского поселения относится к IV веку до н.э. После битвы при Тапсе и смерти нумидийского царя Юбы I в 47 году до н.э. его владения заняли римляне. Между 27 и 25 годами до н.э. Август вывел в Сальду колонию ветеранов VII легиона, а сам город получил после этого название Colonia Julia Augusta Salditana Septimana Legionis Imunis. Некоторое время Сальда входила в состав Мавретанского царства Юбы II, однако после смерти последнего царя Птолемея в 40 году н.э. вместе с его владениями была повторно аннексирована Римом и вошла в состав новообразованной провинции Цезарейская Мавретания. Благодаря порту и связанной с ним торговле значение города в римскую эпоху существенно возросло, увеличилась численность его населения. Одним из последствий процветания стала проблема снабжения Сальды водой.
Акведук Сальды
В прошлом водоснабжение города осуществлялось путём сбора дождевой воды в подземные цистерны, но при таком способе её запасы были ограничены. С развитием города и ростом его населения властям пришлось задуматься о строительстве акведука. В 17 км к западу от Сальды, у подножия Джебель-Арбалу — самой западной вершины Кабильских гор, имелись обильные водные источники, пригодные для этой цели. Оттуда можно было получать около 10 000 кубометров в день. Градиент между начальной и конечной точкой акведука понижался от 428 м до 86 м над уровнем моря. Размеченная трасса акведука имела 21 км в длину и позволяла создать постепенный и ровный уклон, необходимый для поступления воды в город самотёком. Препятствия имелись в двух местах. В одном находилась глубокая седловина длиной около 300 м, где необходимо было воздвигнуть арочную конструкцию высотой примерно 15 м. В другом месте акведук пересекал горный хребет Эль-Хабель, и там предполагалось пробить 500-метровый туннель.
Ввиду технической сложности предстоящих работ городские власти Сальды решили обратиться за помощью к военным инженерам. Поскольку гарнизон Цезарейской Мавретании состоял лишь из вспомогательных войск, по их просьбе прокуратор Петроний Целер направил соответствующий запрос легату соседней Нумидии — его имя в надписи не сохранилось, но, возможно, это был Публий Кассий Секунд. Выбор легата пал на Нония Дата, либрария (librarius) III Августа легиона из Ламбезиса.
Должность либрария встречается в ряде римских военных надписей из самых разных провинций. Она относилась к числу принципальных должностей в легионе. Занимавшие её лица имели полуторное в сравнении с другими солдатами жалование и ряд привилегий. Обязанности либрария были связаны с инженерными расчётами при проведении строительных или гидротехнических работ, что подтверждается в том числе содержанием рассматриваемой надписи.
Участие Нония Дата
Получив задание от командования, Ноний Дат отправился в Сальду, где произвёл необходимые замеры и предварительные работы. Об их содержании он сам рассказал следующими словами:
«Я начал с того, что обследовал и замерил уровни горы; я очень тщательно отметил ось туннеля через горный хребет; составил план всех работ, который затем передал Петронию Целеру, который тогда был прокуратором Мавретании».
После того, как руководство одобрило его план, Ноний Дат проинструктировал местных рабочих, чтобы они могли завершить проект самостоятельно, поскольку сам он был нужен по месту своей постоянной службы в Ламбезисе. Точкой хронологического отсчёта событий является время пребывания в должности мавретанского прокуратора Петрония Целера, который находился на этом посту около 138 года. После этого прошло 10 или 12 лет, на протяжении которых велись разметочные или подготовительные работы, не требовавшие внимания квалифицированного специалиста. Прежде чем приступить к наиболее ответственному участку работ, то есть прокладке туннеля через горы, городские власти вновь вызвали в Сальду Нония Дата.
Об этом втором по счёту визите нам известно из более позднего по времени письма Порция Ветустина, мавретанского прокуратора, занимавшего эту должность между 147 и 150 годами. В письме, адресатом которого является нумидийский легат Новий Криспин, он сообщал:
«Господин мой, ты очень много сделал на благо человечества, отправив по своей щедрости Нония Дата, солдата на сверхсрочной службе (evocatus), чтобы он ту выполнил работу, которую он согласился взять на себя. Хотя у меня было мало времени и я направлялся в Цезарею, я всё же заехал в Сальду, чтобы осмотреть строящийся здесь акведук. Работа идёт полным ходом, но в основной своей части не может быть завершена без помощи Нония Дата, который до сих пор усердно и ответственно ею руководил. Прошу дать ему ещё несколько месяцев, чтобы он выполнил свою задачу…»
Интересно отметить, что к моменту написания письма примерно в 150 году Ноний Дат уже отслужил положенный ему срок и остался в армии на сверхсрочную службу, то есть стал эвокатом. Хотя текст письма внезапно обрывается, из нескольких последних слов следует, что его досрочный отъезд в Ламбезис был связан с болезнью. Остаётся неизвестным, как отреагировал Новий Криспин на просьбу своего мавретанского коллеги.
Проблемы и трудности
Прошло ещё три или четыре года, и строители вновь столкнулись с трудностями. Ноний Дат, как он сам пишет, предварительно разметил трасу и провёл другие подготовительные работы. Однако в его отсутствие рабочие, прокладывавшие туннель с обеих сторон горы навстречу друг другу, не смогли выдержать нужное направление и отклонились от заданного маршрута. Поскольку протяжённость каждого из участков была ранее рассчитана, в какой-то момент обнаружилось, что работы обеих партий вышли далеко за пределы предполагаемого места встречи. Осознание того, что команды разминулись друг с другом в толще горы, привело строителей в отчаяние, и они были готовы вовсе отказаться от проекта. Городским властям пришлось в третий раз обратиться за помощью к цезарейскому прокуратору Варию Клеменсу, результатом чего стало письмо, которое цитируется в самом начале документа:
«Варий Клеменс приветствует Валерия Этруска и просит от имени гражданской общины Сальды и от себя лично побудить Нония Дата, ветерана III легиона Августа, либратора, прибыть в Сальду, чтобы завершить то, что осталось от его работы».
Пикантность ситуации состояла в том, что Ноний Дат к тому времени уже был ветераном) и находился в отставке. Следовательно, наместник не мог просто отдать ему приказ. Впрочем, как надлежит хорошему солдату, Ноний не заставил себя долго просить и немедленно отправился в дорогу. По пути наш герой угодил в засаду разбойников, которые похитили его багаж и избили его самого, так что в Сальду он явился «нагим и израненным». Здесь его самолично встретил прокуратор Варий Клеменс, который дал инженеру несколько дней отдыха, а затем распорядился доставить на место строительства. Проведя необходимые наблюдения, Ноний Дат выявил причину ошибки и способ решения проблемы:
«Выяснилось, что выкопанные секции отклонились от прямой линии, верхний отрезок (то есть вход водного потока) забирал вправо и был обращён к югу, а нижний (то есть выход) точно так же забирал вправо к северу; поэтому обе части сбились с верного направления. Прямая линия была размечена на поверхности горы сваями (depalatus) в направлении с востока на запад».
Последнее предложение имеет особое значение, поскольку это едва ли не единственный источник, который сообщает об использовавшемся в то время методе разметки горных туннелей. Он состоял в том, чтобы с поверхности горы проделать серию строго вертикальных скважин определённой длины. Проходчики должны были идти в толще породы от одной скважины к другой, постоянно при этом замеряя направление туннеля при помощи светового луча. Изучение акведука Сальды показывает, что в самой глубокой точке туннель проходил на глубине 86 м, а расстояние от одной скважины до другой составляло около 10 м. Вероятно, из-за глубины прохождения туннеля и большой длины вертикальных скважин в расчёты вкралась ошибка, и отклонение всего на пару сантиметров от вертикали на поверхности дало искажение в несколько метров в нижней точке. Эта ошибка и привела к описанным в документе последствиям.
Завершение строительства
Ноний Дат не сообщает, как именно он устранил допущенную строителями ошибку — инженер ограничился упоминанием о возвращении к первоначальному плану. В работах участвовали присланные прокуратором солдаты вспомогательной когорты гезатов, а также военные моряки из провинциального гарнизона. Работа была тщательно распределена между двумя бригадами строителей. Каждая получила чёткие инструкции, чтобы все точно знали, что и как они должны делать. Кроме того, Ноний Дат, подобно современному эффективному менеджеру, сумел организовать соперничество между гезатами и моряками, так что работа быстро продвигалась и оказалась выполнена точно в срок. После того, как обе команды встретились друг с другом в середине горного туннеля, строителям оставалось завершить отделочные работы и уложить трубы. Надпись сообщает, что завершённый акведук торжественно открыл прокуратор Варий Клеменс. Когда в конце XIX века французские власти решили провести воду в Беджаю, им оказалось достаточно расчистить проделанный Нонием Датом туннель.
Заказав изготовление памятника с надписью о строительстве акведука в Сальде, Ноний Дат стремился предстать в глазах потомков компетентным специалистом, которому было доверено выполнение важного строительного проекта. В надписи на памятнике он подчеркнул свои достижения и роль в успешном завершении работ. Памятник он посвятил трём человеческим добродетелям: Терпению (Patientia), Мужеству (Virtus) и Надежде (Spes), каждая из которых была обозначена изображением женской головы. Вероятно, этим посвящением он не столько взывал к покровительству трёх божеств, сколько подчёркивал качества, необходимые для любого специалиста, на которого возложена трудная задача.
- Литература:
- Djermoune, H. Le Librator Nonius Datus et l’aqueduc de Saldae // Travaux et recherches archéologiques sur les cultures, les espaces et les sociétés. — 2 juin 2016. — P. 1–9.
- Lassère, J.-M., Griffe, M. Inscription de Nonius Datus (CIL VII 2728 et 18122, ILS 5795) // Vita Latina. — 1997. — № 145. — P. 11–17.
- Cioli, D. Il tunnel dell’acquedotto romano di Saldae in Algeria // Archeologia Sotterranea. — 2016. — T. VI, № 13. — P. 3–12.
- Cuomo, S. A Roman Engineer's Tales // Journal of Roman Studies. — 2011. — Vol. 101. — P. 143–165.
- Oleson, J.P. The Oxford Handbook of Engineering and Technology in the Classical World. — Oxford: University Press, 2009.
Комментарии к данной статье отключены.