В начале октября 1981 года советская подводная лодка С-363 вышла на боевое дежурство в Балтийское море и через месяц должна была вернуться на базу в Палдиски. 17 октября лодка зацепила рыбацкий трал и повредила антенну радиопеленгатора. Вместо того, чтобы отправиться на ремонт, командир субмарины капитан 3-го ранга А.М. Гущин решил продолжить поход. Через десять дней, вечером 27 октября, экипаж субмарины услышал громкий скрежет, затем последовал удар, и лодка остановилась. Оказалось, что в темноте С-363 на скорости 7,2 узла налетела на мель. Попытки самостоятельно сняться задним ходом не увенчались успехом. На рассвете штурман смог определить, что лодка застряла у юго-восточного побережья Швеции, примерно в 10 км от военно-морской базы в Карлскруне.
Ранним утром 28 октября «гостей» случайно обнаружил шведский рыбак. Он сообщил в полицию, и через 40 минут к застрявшей лодке прибыл морской катер, но подводники от помощи отказались. Тем временем о происшествии узнал не только начальник штаба военно-морской базы в Карлскруне Карл Андерссон, но и советское посольство в Швеции, МИД СССР, а вскоре и министр обороны Д.Ф. Устинов. Карл Андерссон прибыл на место происшествия и вступил в переговоры с капитаном С-363.
Обстановка вокруг подлодки накалялась. В присутствии советских представителей шведы допросили Гущина, а позже пришли к выводу, что на борту субмарины имеется ядерное оружие. Через несколько дней стянутых к месту происшествия пограничников сменили бойцы спецназа ВМС Швеции. На границе шведских и советских территориальных вод сосредоточился отряд боевых кораблей ВМФ СССР. Командир С-363 получил приказ взорвать субмарину в случае атаки «принимающей стороны». К счастью, 1 ноября переговоры всё же завершились успехом. Было решено, что шведы снимут подлодку с мели, а все расходы по этой операции возместит Советский Союз. 6 ноября шведские спасательные суда сделали своё дело, и С-363, просидев на мели десять дней, вновь оказалась в море. 8 ноября она вернулась в Лиепаю. СССР выплатил Швеции 5 млн крон — более 1 млн долларов по курсу 1981 года.
Журналисты упражнялись в острословии, называя С-363 «Шведским комсомольцем» и «Виски со льдом» (Whiskey on the rocks, что можно перевести и как «виски на скалах») — по натовской классификации лодки проекта 613, к числу которых относилась и С-363, назывались Whiskey. По завершении инцидента командир советской субмарины А.М. Гущин был снят с должности и продолжил службу в береговой части. Начальник штаба базы в Карлскруне Андерссон также лишился своей должности. Неожиданное появление советской подлодки в шведских территориальных водах, да ещё и вблизи от военной базы, на которой как раз в это время проходили секретные испытания новейших торпед и куда был закрыт доступ иностранным гражданам, казалось слишком подозрительным, чтобы быть простой случайностью. Событие вызвало в Швеции громкий скандал, поставило под вопрос компетентность флотского руководства и на долгое время омрачило советско-шведские отношения.
Комментарии к данной статье отключены.