В первой половине 1930-х годов прошлого века СССР оказался настоящим законодателем мод в области строения дальних бомбардировщиков, а ведущим их разработчиком было конструкторское бюро Андрея Николаевича Туполева, самое мощное в стране. Его коллективом и был создан четырёхмоторный самолёт АНТ-6, после испытаний получивший обозначение ТБ-3 («тяжёлый бомбардировщик»).
22 декабря 1930 года состоялся первый испытательный полёт бомбардировщика. За десятилетие активной эксплуатации ТБ-3 установил несколько рекордов по продолжительности полёта и по полезной нагрузке. Последние модификации ТБ-3 с моторами М-34РН развивали скорость до 270–380 км/ч и несли две тонны бомб. Дальность полёта бомбардировщика достигала 3 000 км. Всего было построено немногим более 800 самолётов ТБ-3, что для столь тяжёлых машин и по масштабам мирного времени было огромной армадой.
ТБ-3 успешно использовался в боях у озера Хасан в 1938 году, на Халхин-Голе в 1939 году и в Финляндии в 1939–1940 годах. К концу 1930-х годов самолёт морально устарел и постепенно стал сниматься с вооружения бомбардировочных частей, но на этом его история не закончилась. В годы Великой Отечественной войны он интенсивно использовался как ночной бомбардировщик, а также военно-транспортный самолёт. Одним из наиболее интересных вариантов применения ТБ-3 было так называемое «Звено» — под крылом бомбардировщика подвешивали два истребителя И-16 с двумя 250-кг бомбами каждый, которые доставлялись к цели, экономя горючее, а после отцепки самостоятельно атаковали цели.
Уже после войны эпизод расстрела ТБ-3 немецкими истребителями в романе Константина Симонова «Живые и мёртвые» сформировал массовое представление об этом самолёте, как о глубоко устаревшем к началу 1940-х годов и уничтоженном в массе своей в первые дни войны, хотя это было не так — четырёхмоторные гиганты использовались до конца войны.
Также в этот день, 22 декабря, в 1939 году совершил свой первый полёт советский пикирующий бомбардировщик Пе-2, а в 1946 году затонул немецкий тяжёлый крейсер «Принц Ойген».
Комментарии к данной статье отключены.