Польша, разбитая в сентябре 1939 года, но не покорённая, за следующие шесть лет мировой войны породила массу самых разных вооружённых формирований, подчиняющихся двум правительствам, а зачастую не подчиняющихся никому, сражающихся с немцами, русскими и друг с другом. Всё это привело к появлению огромного количества наградных и памятных знаков, медалей и крестов, разобраться в которых порой не могут и польские специалисты по фалеристике. Ниже речь пойдёт о самом, пожалуй, загадочном и необычном польском знаке времён Второй мировой войны.
В 1992 году в Польше был издан объёмный справочник Стефана Оберлейтнера «Польские ордена, награды и некоторые почётные знаки 1705–1990» (Stefan Oberleitner. Polskie Ordery, Odznaczenia i niektóre Wyróżnienia Zaszczytne 1705–1990). В книге рассказывалось о том, что в дни Варшавского восстания 1944 года сражавшиеся в центральной части города (зоны «Средместье» и «Воля») бойцы группы майора Зыгмунта Брейнака (Zygmunt Brejnak) учредили собственную награду для отличившихся в боях. Якобы такой знак выдавался за уничтожение в бою офицера СС (Za zabicie w walce oficera SS), а позднее стал известен под названием «Крест Варшавского восстания» (Krzyż Powstania Warszawskiego).
Интересным был и внешний вид знака — за основу брался трофейный немецкий Железный крест II класса, на лицевую сторону которого напаивалась никелевая польская монета регулярного выпуска образца 1929 года номиналом в 1 злотый. На её аверсе с государственным польским орлом и надписью «Республика Польша» (Rzeczpospolita Polska) гравировалось или штамповалось, забивая старую дату, указание на 1944 год, а на груди орла помещался якорь-котвица, представляющий собой вензель из стилизованных литер «P» и «W» (Polska Walcząca — «Сражающаяся Польша»). Носилась такая награда на ленте Креста Храбрых, у которой красными чернилами закрашивалась одна из двух белых полос. Также упоминалось, что повторные награждения Крестом Варшавского восстания отмечались гладкой металлической планкой на ленте шириной 5 мм.
Почти одновременно с выходом книги на варшавских рынках, на которых на рубеже 80-х и 90-х можно было купить всё вплоть до атомной бомбы, появились и сами кресты, которые с тех пор кочуют по интернет-аукционам, вызывая жаркие дискуссии. Действительно, немецкий Железный крест II класса — награда нередкая и у коллекционеров не слишком дорогая, ещё меньше стоит монета в 1 злотый. Процесс производства раритетной награды может занять буквально три минуты — и вот уже свидетельство убийства очередного офицера СС лежит на прилавке.
Скептиками обоснованно подвергается сомнению сам факт существования Креста Варшавского восстания. Они указывают на то, что не известно ни фотоснимков бойцов Армии Крайовой или союзных ей вооружённых формирований с подобной наградой, ни документов об учреждении или вручении креста. Оспаривается и сама целесообразность изготовления каких-либо наград в период напряжённых уличных боев, в то время как в передышках явно нужно было решать более важные задачи с боеприпасами, медикаментами и провиантом.
Важным аргументом «против» служит и то, что сам по себе Железный крест II класса носился немецкими солдатами лишь на парадной форме, а в полевых условиях его заменяла красно-бело-чёрная ленточка в пуговичной петлице мундира, а, стало быть, получение восставшими некоего значительного количества трофейных крестов представляется маловероятным. Наконец, само появление на рынке Крестов Варшавского восстания совпало с волной поддельных раритетов, когда на дешёвые портсигары, столовые приборы, посуду довоенного времени предприимчивые дельцы лепили нацистскую или польскую символику, поднимая их цену в десятки раз.
Впрочем, есть и те, кто верит в существование реального, а не мифического Креста Варшавского восстания. Контраргументы звучат тоже довольно убедительно. Повстанцы имели мастерские, для которых процесс производства подобных наград не представлял никакой сложности, а ожесточённые бои не мешали в перерывах между ними устраивать различные мероприятия вплоть до похорон с воинскими почестями и даже свадебных церемоний — стало быть, поляки располагали и свободным временем. Отсутствие же фотографий и документов объясняется редкостью награды — в самом деле, сколько офицеров СС могло погибнуть в городских боях? Тем не менее, сторонники существования Креста Варшавского восстания признают, что абсолютное большинство продаваемых сейчас знаков являются подделками или имитациями.
Как бы то ни было, споры пока не утихают, но кресты — подлинные или нет — уже заняли своё место в истории Варшавского восстания и музейных экспозициях. Не приходится сомневаться, что со временем их подлинность перестанет вызывать всякие подозрения.
Комментарии к данной статье отключены.