Смелый, напористый и проницательный Уильям Фредерик Хэлси прожил яркую жизнь, в которой было место победам, поражениям и ошибкам ценою в сотни жизней. Наши коллеги с портала worldofwarships.ru вспомнили несколько ярких событий из военной биографии прославленного адмирала.
Будущий адмирал родился 30 октября 1882 года в городке Элизабет, штат Нью-Джерси, в семье морского офицера. В 1900 году юноша поступил в военно-морскую академию в Аннаполисе, а спустя четыре года начал службу во флоте. На борту линкора Kansas он в 1907–1909 годах совершил знаменитое кругосветное путешествие в составе Великого белого флота, а по возвращении получил звание лейтенанта. Следующие десять лет службы офицера прошли на торпедных катерах и эсминцах. За выдающиеся заслуги во время Первой мировой войны он был повышен в звании и награждён Военно-морским крестом.
В 1934 году начальник Бюро аэронавтики ВМС США адмирал Эрнест Кинг предложил Хэлси стать командиром авианосца Saratoga — при условии, что тот пройдёт курс пилота-наблюдателя. Хэлси решил испытать себя в более сложной программе и записался на полный 12-недельный курс обучения военно-морского лётчика:
«Я подумал, что лучше управлять самолётом самому, чем сидеть сложа руки за спиной пилота».
15 мая 1935 года в возрасте 52 лет Хэлси получил свои честно заработанные «крылья» лётчика военно-морской авиации, став старейшим в истории выпускником, а 6 июля принял под командование авианосец Saratoga. Позднее он возглавил Морскую авиационную станцию Пенсакола, где проходили подготовку будущие пилоты палубной авиации. 1 марта 1938 года Хэлси было присвоено звание контр-адмирала. Вскоре он стал командиром дивизии авианосцев. За плечами у него был огромнейший опыт, и Хэлси реально оценивал мощь авианосных соединений, говоря:
«Морской офицер в будущей войне должен хорошо знать морскую авиацию».
Летом 1940 года он получил звание вице-адмирала и возглавил авианосные силы Тихоокеанского флота.
Во время атаки на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 эскадра Хэлси избежала удара — она находилась в 200 милях на пути к базе после доставки на остров Уэйк истребительной авиагруппы. Раздосадованный неудачным началом войны, адмирал понимал, что перевес сил в регионе складывается не в пользу флота США. Моральное состояние личного состава оставляло желать лучшего. В этот сложный момент флоту была нужна любая, даже самая небольшая победа. Хэлси предложил главнокомандующему Тихоокеанским флотом США Честеру Нимицу использовать тактику «кусай и беги» и внезапно атаковать японские базы. Уже в начале февраля 1942 года оперативные соединения Тихоокеанского флота нанесли удары по Маршалловым и Гилбертовым островам, в марте — по острову Уэйк, а в апреле бомбардировщики В-25 с палубы авианосца Hornet совершили знаменитый рейд Дулиттла на Токио.
Перед началом битвы за Мидуэй Хэлси угодил в госпиталь с тяжёлым дерматитом — сказалось нервное перенапряжение последних шести месяцев, проведённых адмиралом в море. Позже офицер так прокомментировал своё вынужденное отстранение от командования:
«Это было самым скорбным разочарованием в моей карьере».
Вернувшись в строй после болезни, Хэлси 18 октября вступил в должность командующего всеми силами на Южно-Тихоокеанском театре военных действий. Назначение адмирала было встречено всеобщим ликованием: на флоте он пользовался неоспоримым авторитетом. В это же время японцы развернули наступление на суше с целью сбросить защитников Гуадалканал в море. Практически одновременно с сухопутными силами к острову приближалось крупное авианосное соединение Императорского флота, которое намеревалось навязать бой. Американцы уступали японцам в численности, поэтому было важно захватить преимущество в инициативе.
На рассвете 26 октября Хэлси отдал своим военно-морским силам приказ: «Наступление! Повторяю — наступление!». Так началось сражение у острова Санта-Крус — четвёртый по счёту бой авианосцев на Тихом океане. Хэлси потерял авианосец Hornet и эсминец Porter, повреждения получили авианосец Enterprise и два эсминца. У противника были выведены из строя авианосцы Shokaku и Zuiho, а также тяжёлый крейсер Chikuma. Несмотря на тактическую победу Императорского флота, японцы понесли серьёзные потери в лётных экипажах: 148 человек против 26 у американцев. Таким образом, с начала войны Япония лишилась уже примерно 53% личного состава пилотов палубной авиации.
В ноябре японцы вновь попытались атаковать Гуадалканал. В ходе двух яростных ночных схваток американский флот полностью перехватил инициативу у японцев. Уже в декабре Императорский флот был вынужден начать «Операцию Ке» по эвакуации всех своих войск с острова.
Несмотря на некоторое «затишье» в его секторе, Хэлси постоянно стремился к активным действиям, желая быстрее продвигаться на Соломоновых островах. Чтобы преодолеть барьер, созданный японцами на архипелаге Бисмарка, американцы в июне перешли в наступление. Одна за одной следовали высадки десанта, сопровождавшиеся постоянными столкновениями с лёгкими силами Императорского флота, и в большинстве случаев они заканчивались не в пользу японцев. 26 ноября 1943 года у мыса Сент-Джордж американский флот в очередной раз разгромил японское соединение и тем самым подвёл финальную черту в морском противостоянии в ходе кампании на Соломоновых островах.
К лету 1944 года 3-й флот под командованием Хэлси являлся грозной силой. В сентябре началась Филиппинская операция. Соединение адмирала занималось нейтрализацией японской авиации и поддержкой наземных сил. Чтобы отразить американское вторжение, японское командование разработало план «Сё-1»: японцы собирались отвлечь американское ударное соединение своими авианосцами, а в это время две другие группы должны были атаковать транспорты с десантом.
24 октября в заливе Лейте началось самое масштабное сражение флотов Второй мировой. Японцы атаковали первыми. Порядка 150 самолётов совершили налёт на американское соединение. Волна атакующих была почти полностью уничтожена, однако к лёгкому авианосцу Princeton пробился одиночный бомбардировщик, и сброшенная бомба разорвалась на палубе. На корабле вспыхнул сильнейший пожар, взорвался боезапас торпед, и в итоге к ночи авианосец был затоплен. Под ответный удар американцев попало соединение адмирала Куриты. Палубники Хэлси уничтожили линкор Musashi, повредили линкоры Yamato и Nagato, а также многие корабли эскорта. Решив, что с этой группировкой японцев покончено, Хэлси сконцентрировал все силы на погоне за обнаруженными авианосцами адмирала Одзавы, находившегося севернее.
Японский план сработал. Хэлси впервые совершил ошибку. Эскадра Куриты проскользнула через оставшийся без контроля пролив Сан-Бернардино и вскоре у острова Самар наткнулась на соединение эскортных авианосцев адмирала Спрэга с прикрытием из эсминцев. Только благодаря смелым действиям американских моряков им удалось избежать разгрома. Курита принял самолёты Спрэга за самолёты тяжёлых авианосцев и предпочёл уйти, находясь в шаге от цели. Впоследствии за свою ошибку Хэлси получил нагоняй от Нимица.
На этом злоключения адмирала не закончились. 17 декабря 1944 года 3-й флот попал в тайфун «Кобра». Данные метеорологов были неточными, Хэлси решил не уклоняться и из-за этого угодил в самое сердце тайфуна. То, чего не смогли добиться японцы, сделала стихия. В течение двух часов флот потерял три эсминца, 146 самолётов и около 800 человек личного состава. Хэлси предстал перед судом, на котором председательствовал сам Нимиц. Несмотря на явную ошибку, адмирал не был признан виновным.
И ещё один факт. 2 сентября 1945 года на борту линкора Missouri, флагмана Хэлси, был подписан Акт о капитуляции Японии, завершивший войну. В 1947 году адмирал флота Хэлси вышел в отставку.
Комментарии к данной статье отключены.