В дискуссиях о вкладе каждого из союзников по антигитлеровской коалиции в общую победу часто можно встретить утверждение, что без западных поставок война на советско-германском фронте могла закончиться ещё в конце 1941 года, вместе со сдачей Москвы. Попробуем разобраться, когда бронетехника, отправленная западными союзниками, впервые попала в СССР, какие это были танки и как они повлияли на ход боевых действий в критические первые месяцы Великой Отечественной войны.
До ленд-лиза
Для начала стоит разобраться, что такое ленд-лиз и какое отношение он имеет к первым поставкам в СССР. Закон под названием «Акт о поддержке обороны Соединённых Штатов» (An Act to Promote the Defense of the United States) был принят 77-м Конгрессом США 11 марта 1941 года. Он давал президенту пока ещё нейтральной страны право передавать оружие, транспорт, инструменты, сырьё, сельскохозяйственное и промышленное оборудование любой стране, защиту которой он считал важной для обороны США. Термин «ленд-лиз» пошёл из сокращения текста акта, позволяющего президенту «продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы и распоряжаться другим образом» вышеупомянутыми товарами — то есть, передавать кому-то оружие даром президент США мог, но это был далеко не единственный вариант.
Текст акта напрямую не называет никаких адресатов поставок, оставляя это решение за президентом. Эта возможность оказалась как нельзя кстати, так как в марте 1941 года никто всерьёз не мог представить, что часть американской помощи пойдёт русским. Да, СССР начал получать военную помощь от США и Великобритании почти сразу после нападения немцев, но первые поставки были скорее пробными.
В августе 1941 года началась работа над подключением СССР к «полноценному» ленд-лизу, которая 1 октября 1941 года завершилась 1-й Московской конференцией, также известной как «Конференция трёх держав» (Three-Power Conference). Тогда СССР, США и Великобритания договорились о военной взаимопомощи и порядке расчётов за неё, но до этого давать что-то в аренду или взаймы никто Советскому Союзу не собирался. Ранние поставки в СССР ленд-лизом не являлись, Советский Союз их оплачивал, и первые танки и самолёты, присланные на советско-германский фронт новыми союзниками, были в прямом смысле на вес золота.
Поставки танков начались ещё до Московской конференции. Уже в сентябре СССР получил первые достоверные данные о характеристиках британских машин — лёгких Mk.VI и Mk.VII «Тетрарх», пехотных Mk.II «Матильда», Mk.III «Валентайн» и Mk.IV «Черчилль», а также крейсерских Mk.I, Mk.II и Mk.III. Крейсерские машины англичан советским танкистам не понравились — даже самые современные из них оказались хуже советских БТ-7. Из лёгких танков какой-либо интерес представлял лишь «Тетрарх». Пехотные танки больше удовлетворяли требованиям, но тогда, в 1941 году, британцы отказались поставлять «Черчилли», ссылаясь на то, что потерянные на востоке танки выдадут секреты новой машины немцам. Оставались лишь «Матильда» и «Валентайн».
Количество отправленных новому союзнику танков было значительным: до ноября 1941 года Великобритания отписала СССР 440 машин (20 «Тетрархов», 235 собственных и 15 канадских «Валентайнов», а также 170 «Матильд»). Ещё 187 танков выделили в ноябре (30 канадских и 75 британских «Валентайнов», 82 «Матильды»), а 250 — в декабре (55 канадских и 45 британских «Валентайнов», 150 «Матильд»). Таким образом, всего для первых поставок в СССР выделили британских 877 танков. Это было меньше, чем обещанные изначально 500 машин в месяц, но процесс начался.
20 «Тетрархов» прибыли в СССР в конце декабря южным маршрутом, и в битве за Москву они не участвовали. Пехотные же танки поступили гораздо раньше. Конвой PQ-1 с первыми 20 машинами отправился в Архангельск 29 сентября, PQ-2 вышел в море 13 октября. К 30 октября в СССР уже имелось 49 «Матильд» и 84 «Валентайна», а всего к концу года Великобритания поставила в СССР 316 машин: 145 «Матильд» и 216 «Валентайнов».
Естественно, прибывшие в Архангельск британские танки далеко не сразу попали в войска. Им предстояло пройти приёмку (многие машины были повреждены в пути либо прибыли без полного комплекта принадлежностей), требовалось обучить экипажи, перевести инструкции и т.д. Процедуры эти были небыстрые и весьма болезненные, и первые танки попали в строевые части лишь к концу ноября — началу декабря 1941 года. При этом речь идёт далеко не обо всех 300 танках, а об одиночных ротах или батальонах. Лишних танков на фронте не бывает, но говорить о том, что западные поставки спасли Москву, не приходится. «Матильды» и «Валентайны» прибыли слишком поздно, и их оказалось слишком мало для того, чтобы значительно повлиять на оборону советской столицы. Американских танков тут не было вовсе — те начали поступать лишь под самый конец 1941 года.
Первая капля на гребне волны
146-я отдельная танковая бригада (отбр) подполковника И.И. Сергеева была среди первых соединений и частей, получивших импортные танки. В связи с тревожной обстановкой под Москвой бригада формировалась в спешке. 20 ноября, примерно через месяц после начала формирования, её 137-й и 139-й отдельные танковые батальоны (отб) получили свою матчасть: по 21 «Валентайну» и 10 Т-60. 138-й отб матчасть вовремя не получил и поэтому остался в Москве. Уже в 04:00 20 ноября бригада получила приказ выступить к Истре и войти в подчинение штаба Западного фронта. К утру 21 ноября батальоны уже находились восточнее Истры к северу и югу от Волоколамского шоссе. Весь день бригада искала расположение 18-й и 78-й стрелковых дивизий (сд), которые танкистам предстояло поддерживать, и нашла их только к 22:00.
Оказалось, что положение на фронте тяжёлое, и 78-я сд сражается в полуокружении. Рота «Валентайнов» (в советских документах танки именовались «Валентина») 137-го отб помогла пехоте выйти из кольца. На следующий день пришлось отбивать немецкие атаки у Коммуны и Петровское. 23 ноября командующий фронтом дал приказ установить танки в три противотанковых района (у населённых пунктов Коммуны, Бараки и Петровское), однако, как это часто бывало в 1941 году, командир 108-й сд выдернул три танка из засад у Петровского для того, чтобы атаковать немцев в районе деревни Лукино.
Атаку организовали плохо, и пехота за танками не пошла. Машины вернулись в Петровское, но командир снова послал их в бой без поддержки, из-за чего один танк был потерян, а второй повреждён. Британские танки показывали себя хорошо, когда их применяли массово, особенно из засад, но общевойсковые командиры продолжали дробить бригаду на части. 22 ноября 139-й отб целиком изъяли из бригады и отправили в личное распоряжение командующего 16-й армией генерал-лейтенанта К.К. Рокоссовского. Взамен бригада 8 декабря получила 55-й отб с отечественными Т-34 и Т-60, а также «довольно потрёпанной матчастью и, не в пример другим частям, разболтанным личным составом».
Документы 146-й отбр сохранили положительную оценку действий «Валентайнов» в условиях суровой зимы — жалоб на импортную матчасть не было. Командир бригады докладывал, что Т-34 и «Валентайны» могут преодолеть снежный покров глубиной до 1 метра, а вот Т-60 в такой ситуации становились небоеспособными. «Валентайны» легко управлялись и двигались бесшумно, экономно расходовали горючее. Двигатель британского танка легко заводился, орудие работало безотказно, а броня надёжно защищала от немецких снарядов, хотя слабые места, несомненно, были. Среди недостатков машины указывали низкую скорость, слабый мотор, малый запас хода, небольшой боекомплект без осколочно-фугасных снарядов, а также ненадёжный пулемёт.
Вскоре и 138-й отб получил свою матчасть: 15 «Матильд», шесть «Валентайнов» и 10 Т-60. 26 ноября 1941 года его придали 7-й гв.сд. Дивизия в тот момент прибыла на новые позиции, и 138-й отб вместе со 159-м стрелковым полком (сп) и 219-м гаубичным артиллерийским полком (гап) сосредоточился северо-западнее Зеленограда на рубеже Бухарово, Ложки, Гончары, Жуково. Воевать пополнению пришлось почти сразу. В тот же день немцы несколько раз атаковали позиции 159-го сп пехотой и танками, но их атаки были успешно отбиты. На следующий день 159-й сп с приданными танками вёл бой за Есипово, отражая немецкие контратаки и неся большие потери — за 27–29 ноября полк лишился 202 человек убитыми и 355 ранеными. К сожалению, оценку иностранных танков ни 159-й сп, ни 7-я гв.сд не зафиксировали.
«Иномарки» также воевали в 131-м и 136-м отб. На 5 декабря у 131-го отб было пять КВ и 18 «Валентайнов». 18 декабря батальон придали 112-й танковой дивизии (тд), но к тому времени в строю оставались лишь один КВ и восемь «танков английских». Дивизия в то время действовала у города Дубна Тульской области. Увы, упоминаний о каких-то особенностях эксплуатации «Валентайнов» в документах дивизии автор не встречал.
136-й отб был довольно разношёрстным: в нём изначально числились 10 Т-34, 10 Т-60, девять «Валентайнов» и три «Матильды». 4 декабря батальон вошёл в состав 5-й отбр, которая в то время дислоцировалась в районе Таширово северо-западнее Наро-Фоминска. К тому времени из «иномарок» в строю оставались лишь три «Матильды». 5-я тбр тоже оказалась неоднородной: с учётом пополнений в бригаде имелось шесть КВ, 15 Т-34, три БТ-7, два Т-60, один Т-40 и вышеупомянутые британские танки.
В ночь на 7 декабря 5-я тбр получила приказ уничтожить прорвавшегося противника на участке 222-й сд, после чего вернулась на свои позиции. Особой активности на этом участке фронта не наблюдалось. Тем не менее, 136-й отб терял машины из-за технических неисправностей. Сочетание неопытных экипажей и далеко не самых надёжных танков грандиозных успехов не сулило, и первая «Матильда» попала на СПАМ 11 декабря, остальные оказались там четырьмя днями позже. Интересно, что в списках боеспособных танков тут и там мелькает лишь один «Валентайн». Вероятно, более лёгкие машины в руках советских танкистов надёжностью тоже не отличались.
Среди танковых батальонов Западного фронта произошла рокировка. Для поддержки грядущего контрнаступления 136-й отб перевели в подчинение 329-й сд 5-й армии, атакующей севернее. В докладе об использовании танков в ноябре-декабре 1941 года «Матильды» не упоминаются вообще, — видимо, упомянутые три танка так и остались на СПАМе, — однако действия «Валентайнов» в составе 136-го отб описаны. Судя по докладу, отставших при езде по глубокому снегу танков этого типа не было, проходимость «Валентайнов» хвалили. По словам автора доклада, Т-34, КВ, и «МК-3 английский» могли преодолевать снежный покров глубиной до 80 см, в то время как для других танков (Т-30, Т-40, Т-60) пределом стали 30–40 см. При морозе у 2-фунтового орудия «англичан» наблюдался недокат при первых 5–6 выстрелах, а из-за неправильной сборки 7% снарядов давали осечки. Зимой «Валентайн» жёг 30–35 кг горючего в день для прогрева — больше, чем Т-30 и Т-40 (20–25 кг), но меньше, чем Т-60 (35–40 кг).
Надёжность британских танков всё-таки оставляла желать лучшего. К началу 1942 года 136-й отб, к тому времени включённый в состав 20-й отбр, имел лишь два «Валентайна» и один Т-60. 7 января один из «Валентайнов» потеряли из-за технической неисправности, а 20 января бросили и второй. В документах 20-й отбр сохранилась дополнительная характеристика зимней эксплуатации импортных машин, согласно которой «Валентайны» и «Матильды», как и отечественные Т-26, могли ходить по снегу 60–80 см глубиной лишь по следу, проложенному Т-34. Малые танки в таких условиях воевать не могли совсем.
К концу года были также сформированы 170-й и 171-й отб. В 171-м отб числилось 12 «Матильд» (шесть с радиостанцией), девять «Валентайнов» (все с радиостанцией) и 10 Т-60. Машины разбивались по типам: 1-я рота имела «Матильды», 2-я — «Валентайны», 3-я — Т-60. При этом экипажи «Матильд» имели лишь 10-дневную подготовку, а экипажи «Валентайнов» обучены не были вовсе. 20 декабря 1941 года 170-й и 171-й отб включили в состав Северо-Западного фронта, где они поддерживали пехоту 4-й ударной армии. Ещё до начала боевых действий 170-й отб отчитывался о наличии в строю семи «Матильд», девяти «Валентайнов» и 10 Т-60 — видимо, несколько танков вывели из строя неопытные механики-водители.
12 декабря была сформирована 23-я отбр, для укомплектования которой 14 декабря прибыл 132-й отб с «двумя ротами английских танков и ротой Т-60». Уже 15 декабря бригада пошла в бой, поддерживая 133-ю сд 49-й армии в районе Серпухова. Здесь Т-60 проявили, возможно, единственное превосходство над британскими машинами: 6-тонный малый танк мог пройти по льду там, где 16-тонные «Валентайны» и 25-тонные «Матильды» могли утонуть. Несмотря на раздёргивание рот общевойсковыми командирами на отдельные машины, бригада воевала успешно.
Командиру бригады полковнику Е.Е. Белову английские машины понравились, и о боевых действиях конца декабря 1941 года он писал в докладе от 2 января 1942 года начальнику автобронетанковых войск 49-й армии: «Английский танк как по огню, а также по манёвренности — ХОРОШИЙ ТАНК, но имеет недостаток, т.е. большое скольжение гусениц даже на малых подъёмах». По мнению комбрига, несмотря на короткий срок обучения, экипажи хорошо справлялись с управлением танками.
По словам Белова, по колее, проложенной гужевым транспортом, «Валентайн», «Матильда» и Т-60 шли хорошо. При снежном покрове глубиной 40–45 см вне дорог «Матильда» шла на 3-й передаче, а «Валентайн» — на 1-й и 2-й передачах, что соответствовало скорости 5–6 км/час. Т-60 без посторонней помощи по такой местности уже пройти не мог. Белов советовал пускать танки лесом, так как там глубина сугробов не превышала 25–30 см. Из-за отсутствия шпор на траках «Валентайн» и «Матильда» с трудом могли ходить по обледенелым склонам крутизной 20–25°, но Т-60 с такими подъёмами не справлялся совсем — пределом для этих танков были склоны крутизной в 15–20°. При крутизне склона 30–35° Т-60 могли спускаться по нему зигзагами.
В отличие от подвижности машин, вооружение высоких оценок не удостоилось. Пушки работали безотказно, но отсутствие осколочно-фугасных снарядов не позволяло эффективно бороться с артиллерией и пехотой противника, а пулемёты постоянно клинило из-за перекоса лент.
На прогрев «Матильды» требовалось 100–120 литров горючего в сутки, «Валентайна» — 80–90 литров, а Т-60 — 70–80 литров. Британские танки использовали отечественное дизельное топливо и масло МЗС. Белов отмечал, что частый прогрев машин уменьшал драгоценный ресурс двигателей, и если с Т-60 ещё можно было что-то поделать, то отсутствие даже руководства по ремонту зарубежных машин существенно усложняло их эксплуатацию.
Не первая скрипка
Несмотря на спешное формирование танковых частей на зарубежных танках и предельно короткий курс обучения их экипажей, первые импортные машины попадали на фронт спустя полтора-два месяца после прибытия в СССР. Это означало, что танки, начавшие поступать в середине октября, не успели к оборонительной фазе битвы за Москву, да и потом таких машин на фронте было очень мало, а потому сложно сказать, что они могли сыграть заметную роль в обороне столицы.
Однако совсем бесполезными эти поставки считать тоже не стоит. Там, где британские машины успели появиться, лишними они не стали. Любители истории бронетанковой техники часто ругают «Матильды» и «Валентайны» за низкие характеристики, и действительно, рядом с Т-34 или КВ-1 британские пехотные танки выглядели довольно бледно. Специфика театра военных действий тоже играла против них: «англичане» размораживались ещё в пути, а попавшие на фронт машины в глубоком снегу и на обледенелых косогорах не могли тягаться с Т-34. Однако надо признать, что сравнение «бумажных» характеристик не вполне отражает фронтовые реалии.
Вместо «Матильд» или «Валентайнов» на тот момент советские танкисты, как правило, могли рассчитывать не на Т-34 или КВ, а скорее на Т-40, Т-30 или Т-60, которые в глубоком снегу и на льду вели себя куда хуже «иномарок». Высокой скоростью советские малые танки похвастаться тоже не могли. Выигрывали «Матильда» и «Валентайн» и по бронированию, и по вооружению, хотя отсутствие осколочно-фугасных снарядов для 2-фунтовок, конечно, стало существенным минусом. Ещё одним недостатком оказалась низкая квалификация экипажей, но подготовка танкистов как для отечественных, так и для зарубежных танков тогда хромала одинаково. В общем, при всех недостатках «Матильд» и «Валентайнов» альтернатива им была ещё хуже, и первые зарубежные танки, хотя и не успели к обороне Москвы, всё равно пришлись весьма кстати.
Вслед за первыми британскими танками зимой-весной 1942 года начались крупные поставки техники по ленд-лизу, и местами (особенно на Северном Кавказе) иностранные машины оказались даже более многочисленными, чем советские. Всего в СССР прибыло свыше 4000 «Матильд» и «Валентайнов». По мере насыщения войск тысячами Т-34 и КВ превосходство импортных машин над среднестатистическим советским танком убывало, да и почти 4000 «Шерманов», полученных от США, оказались куда более полезным грузом, но зимой 1941–1942 гг. выбирать не приходилось.
Источники и литература:
- U.S. Statutes at Large, Volume 55 (1941–1942), 77th Congress, Session 1
- Wartime International Agreements. Soviet Supply Protocols. Department of State Publication 2759, European Series 22
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947), RG 24 C 2
- Национальный архив Великобритании (The National Archives)
- М.Б. Барятинский. Танки ленд-лиза в бою — М.: «Эксмо», 2011
- https://pamyat-naroda.ru
- http://tankfront.ru
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации