Английское танкостроение, бурно развивавшееся в 20-е годы прошлого века, в первой половине 30-х беспомощно буксовало. В то время армия Великобритании закупала лишь лёгкие танки, да и те в небольших количествах. А с боевыми машинами среднего класса случилось настоящее фиаско. Замена для Medium Tank Mk.II так и не добралась до конвейера. А к моменту, когда достойный сменщик всё-таки появился, сама концепция применения танков у английских военных поменялась. В результате на свет появился крейсерский танк Tank, Cruiser, A9, он же Cruiser Tank Mk.I.
Неудачник из Вулвича
Работа по среднему танку A6, он же «Виккерс 16-тонный», началась в мае 1926 года. Новый средний танк заметно отличался от предшественника, Medium Tank Mk.II, что и не удивительно. Основой для него послужил другой танк, предлагавшийся иностранным покупателям Medium Tank Mk.C. Новая машина имела классическую компоновку с размещением двигателя и трансмиссии в кормовой части.
Характерной особенностью A6 и его «потомков» стали две пулеметные башни в носовой части корпуса. Это решение было заимствовано у тяжелого танка A1E1 Independent. Подразумевалось, что пулеметные башни будут использоваться для борьбы с пехотой, а центральная, орудийная башня, возьмёт на себя танки противника. Также в орудийной башне появился спаренный пулемет, который тоже предназначался для борьбы с пехотой. В связи с этим осколочно-фугасных снарядов для 3-фунтовой (47 мм) танковой пушки в боекомплекте не предусматривалось. Такой подход практиковался англичанами ещё с начала 20-х годов.
Три опытных A6 в 1927–1928 годах были изготовлены фирмой Vickers-Armstrongs. В мае 1929 года Королевский арсенал в Вулвиче (ROF Woolwich) построил ещё 2 улучшенных танка, получивших обозначение Medium Tank Mk.III. Третий экземпляр, отличавшийся измененной подвеской, был построен в феврале 1931 году снова фирмой Vickers-Armstrongs. Танки получились более быстрыми, чем предшественники, имели более высокую огневую мощь и лучшую маневренность огня. Основная их проблема заключалась в том, что ходовая часть получилась неудачной. Как не пытались её модифицировать, она все равно оставалась чересчур слабой для такого шасси.
Проблемы с подвеской А6 были выявлены еще на стадии испытаний. Решать проблему англичане стали двумя путями – эволюционным и революционным. Результатом эволюционного пути стали три вышеупомянутых опытных образца Medium Tank Mk.III.
Что же касается революционного пути, то он предполагал создание совершенно нового танка. Проектировать его стал Королевский арсенал в Вулвиче. Машина, получившая кодовое обозначение A7, создавалась как альтернатива конструкции Vickers. При схожем вооружении и бронировании боевую массу танка решили ограничить 14 тоннами. Ради этого пришлось пожертвовать пулеметными башнями. Вместо них за лобовым листом корпуса, рядом с механиком-водителем, конструкторы разместили стрелка с пулемётом Vickers. Экипаж альтернативного танка сократили до 5 человек, из них 3 располагались в башне. Сама башня стала более простой по конструкции и одновременно более просторной.
Что же касается ходовой части, то сложных путей в Вулвиче искать не стали и развили концепцию ходовой части САУ Birch Gun. Из-за возросшей боевой массы пришлось использовать более мощный двигатель, 120-сильный Armstrong Siddeley воздушного охлаждения.
Опытные образцы A7E1 и A7E2 были готовы в мае 1929 года. Внешне танки отличались друг от друга высотой бортовых экранов. Кроме того, немного отличались кормовые части их корпусов. На A7E1 поставили 4-скоростную коробку передач Armstrong Siddeley, такая же ставилась и на первые два образца Medium Tank Mk.III. A7E2 получил планетарную коробку передач Wilson с гидравлическим приводом.
Для своего времени машины получились если не революционными, то уж точно передовыми. A7 оказался чуть длиннее Medium Tank Mk.III, но при этом выглядел куда более современным. Удачной получилась башня, в которой командир получил удобную командирскую башенку, и орудийная установка. Правда, определённые вопросы вызывал люк стрелка, размещенный прямо в лобовой плите корпуса.
Ещё больше вопросов к танкам появилось на полигоне Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE) в Фарнборо, где A7E1 и A7E2 испытывались с 1931 года. Там A7E1 получил WD-номер T.816, регистрационный номер MT9639 и полигонный номер MEE383. А7E2, в свою очередь, получил WD-номер T.817, регистрационный номер MT9640 и полигонный номер MEE493. На испытаниях выяснилось, что в своих расчетах создатели нового танка были чересчур оптимистичны. При заявленной скорости 40 км/ч на испытаниях танки не разгонялись быстрее 24 км/ч. Помимо слабого двигателя и массы, достигавшей у A7E2 16,8 тонн, ограничивающим скорость фактором была и подвеска. Рессорная подвеска A7E1 работала совсем плохо, испытания этой машины прекратились довольно быстро. На A7E2 была установлена новая подвеска с вертикальными пружинами. Она показала себя немного лучше, при этом отмечались её частые поломки.
Совместные испытания с A6E3 показали, что этот танк быстрее A7E2, но и к нему имелась целая масса претензий. Скорость в 40 км/ч A6E3 держал очень короткое время. Кстати, на этом танке испытывалась подвеска Vickers-Horstmann. Были планы поставить её и на A7E2, но от них в конце концов отказались. Испытания второго опытного образца продолжались до 1936 года, но к тому времени уже было ясно, что танк явно не удался.
В январе 1934 года были сформированы требования к модернизированному A7. Конструкция корпуса и башни танка в целом устраивала военных, поэтому главным направлением работ конструкторов стало улучшение ситуации с двигателем, трансмиссией и ходовой частью. Устав бороться с двигателями Armstrong Siddeley воздушного охлаждения, конструкторы Королевского арсенала в Вулвиче обратили внимание на продукцию Associated Equipment Company (AEC), одного из ведущих производителей автобусов. Выбор пал на 6-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 7,74 литра мощностью 126 лошадиных сил, который ставился на знаменитые «дабл-деккеры» AEC Regent. Интересная деталь – на эти автобусы также ставились планетарные коробки передач Wilson. Одного двигателя для танка оказалось недостаточно, в результате появилась спаренная силовая установка, развивавшая мощность 252 лошадиные силы.
Серьёзно была переделана ходовая часть: каждый опорный каток получил индивидуальную подвеску с вертикальной пружиной в качестве упругого элемента. Одновременно переделке подвергся корпус, наиболее заметным изменением стала расширенная подбашенная коробка и новый люк пулеметчика. Серьезно переделали башню, кроме того, в нее установили новейшую 2-фунтовую (40 мм) танковую пушку. Прорабатывался также вопрос установки вместо нее 3-дюймовой (76 мм) гаубицы. Более удачной стала спаренная пулеметная установка, которую разместили в одной бронировке вместе с пушкой. Переделке подверглись смотровые приборы.
Согласно документам, A7E3 построили в мае 1934 года, но на испытания он поступил только в 1936 году. Как и предыдущие образцы, он оказался выполнен из неброневой стали. По прибытии в Фарнборо танк получил WD-номер T.1340, регистрационный номер BMM 117 и полигонный номер MEE961.К тому времени 2-фунтовую пушку поставили и на A7E2, но эта машина уже явно ушла на второй план.
Первые же испытания A7E3 показали, что машина явно превосходит предшественников. Несмотря на то, что после переделок её боевая масса выросла до 18,2 тонн, за счет более мощного двигателя максимальная скорость танка по шоссе выросла до 39 км/ч, а по проселку до 26 км/ч. Испытатели отмечали, что условия работы экипажа вполне приемлемые. Также оптимистично заявлялось, что при некоторой доработке максимальная скорость танка вырастет до 48 км/ч. Впрочем, подобные заявления выглядят довольно фантастическими. Больше того, после доработок максимальная скорость, и так не дотягивавшая до 40 км/ч, даже чуть упала. Это было связано с работой системы подачи топлива. Самой же большой проблемой оказались многочисленные поломки. Уже после 122 километров пробега у танка в первый раз сломались тормоза, которые в ходе испытаний ломались еще 6 раз. После 274 километров пробега вышла из строя и сама подвеска.
Рассматривалась возможность установки подвески Vickers-Horstmann, которая испытывалась на A6E3. Но от этой идеи пришлось отказаться, поскольку она была слишком громоздкой и тяжелой. В декабре 1936 года с инициативой установки на танк двигателя Liberty L-12 и трансмиссии от танка Кристи выступил полковник Мартель, один из идеологов концепции крейсерских танков. Испытания Christie M1931 (он же Cruiser Tank A13E1) в Англии показали, что эта машина обладает высокой подвижностью. За счет установки мотора и элементов трансмиссии A13E1 Мартель предполагал поднять максимальную скорость нового среднего танка до 61 км/ч. Правда, детальные расчеты показали, что ожидания Мартеля были завышенными. Даже со всеми переделками максимальная скорость танка не превысила бы 56 км/ч. Как и в случае с американским Medium Tank T2, установка более мощного двигателя упиралась в несовершенство ходовой части. Неудивительно, что в 1937 году работы над A7E3 прекратились.
Тем не менее, полным провалом работа над A7E3 не стала. Отработанная на нём идея со спаренной силовой установкой «перекочевала» на пехотный танк A12, более известный как Matilda. Пошла в серию и его подвеска – правда, уже на другой машине, пехотном танке A22, более известном как Churchill. Не пропала и башня, которая в несколько изменённом виде перекочевала на такие танки, как Cruiser Tank Mk.III и Cruiser Tank Mk.IV.
Стоит упомянуть ещё одну машину, которая концептуально была близка к A7E3 и даже использовала некоторые элементы от танков серии A7. Речь идет о Tank, Medium, A8, который с 1933 года разрабатывался фирмой Vickers-Armstrongs. Об этой машине известно немногое, но очевидно, что она также разрабатывалась с учётом опыта испытаний A7E1 и A7E2. Её достаточно большая боевая масса в 17,5 тонн компенсировалась установкой спарки моторов Rolls-Royce Phantom II, которые работали с планетарной коробкой передач Wilson. От A7E2 для этого танка бралась башня с установленной в ней 2-фунтовой пушкой.
Работы по A8 продвинулись до стадии создания деревянного макета и неоднократно переделанных чертежей. Предполагалось, что A8E1 получит WD-номер T.1341 и регистрационный номер BMM118. До изготовления в металле, впрочем, дело не дошло – в 1937 году работы по A8 также были остановлены. В дальнейшем идея английского среднего (позже тяжелого крейсерского) танка эволюционировала в проекты A14 и A16, но эти машины получились ещё тяжелее. Куда более перспективным оказался другой танк, разрабатывавшийся фирмой Vickers-Armstrongs.
Крейсер поневоле
Во все том же 1934 году, когда начались работы по A7E3, в британском Военном министерстве появилась идея создания ещё одного, альтернативного среднего танка. Дело в том, что и A7E1, и A8 оказались тяжелее A6 и Medium Tank Mk.III. При этом первоначальная концепция предполагала, что новые машины будут легче. Увеличившаяся масса означала не только перегрузку, но и лишние расходы. Дело в том, что стоимость танков напрямую зависела от их боевой массы, существовала даже формула «1000 фунтов стерлингов за тонну». В результате появилась идея разработки альтернативного среднего танка, по боевым возможностям схожего с Medium Tank Mk.III, но меньшего размера и с боевой массой 12 тонн.
12-тонный средний танк получил кодовый индекс A9, контракт на разработку которого получила фирма Vickers-Armstrongs. Первоначально работы возглавлял Джон Карден, а после его гибели в декабре 1935 года ведущим инженером стал Лесли Литтл. Задание, надо сказать, было непростым. Толщина брони и вооружение нового танка должны были остаться на уровне Medium Tank MK.III, с тем изменением, что вместо 3-фунтовой пушки основным вооружением должна была стать 2-фунтовая. Башня выполнялась по типу башни A7E3. При этом максимальная скорость танка должна была составлять 40 км/ч. И всего этого нужно было достичь, оставаясь в пределах 12 тонн. При этом было очевидно, что использовавшаяся на предыдущих машинах подвеска новому танку не подойдёт, поскольку она очень плохо себя показывала на высоких скоростях.
Наилучшими характеристиками обладала подвеска Vickers-Horstmann, но и она оказалась не идеальной. Инженеры Vickers разработали иную конструкцию, похожую на подвеску для легких танков Vickers. В одном блоке здесь находились элементы подвески, опорные и поддерживающие катки. В случае поломки можно было довольно быстро заменить сразу весь узел, что в полевых условиях довольно важно.
На каждой тележке крепились два опорных катка диаметром 459 мм, а также один каток диаметром 610 мм. Катки большого диаметра размещались так, что оказывались первыми и последними. Ленивцы имели такой же диаметр, как и большие опорные катки. Получилась достаточно удачная конструкция, которая неплохо распределяла нагрузку на опорную поверхность.
Двигатели Armstrong Siddeley воздушного охлаждения себя дискредитировали, к тому же они были слишком большими. Вместо них было решено использовать 120-сильный двигатель Rolls-Royce Phantom II, тот самый, который планировалось использовать в спаренном варианте в A8. Удельная мощность проектируемого танка составила 10 л.с. на тонну, что для среднего танка тех лет было вполне приемлемо. С мотором работала 5-скоростная механическая коробка передач Meadows No.22. Крайне интересной оказалась схема трансмиссии. Её элементы получились довольно компактными, при этом бортовые передачи заняли значительный объем внутри ведущих колес. Получившаяся конструкция оказалась весьма необычной, но она вполне надежно работала.
Благодаря компактному размещению силовой установки и элементов трансмиссии конструкторам Vickers-Armstrongs удалось уменьшить длину корпуса. Полная длина A9 составила 5791 мм, тогда как длина A6/Medium Mk.III составляла 6550 мм, а A7 – 6833 мм. Кроме того, машина оказалась на 25–30 см ниже предшественников. Разумеется, это не могло не отразиться на боевой массе. В 12 тонн конструкторам всё же вписаться не удалось, но превышение оказалось небольшим – всего на полтонны. При этом танк получил, как и A6, три башни – две пулеметные и одну с орудием. Важным плюсом стало появление гидравлического привода поворота орудийной башни, такое решение впервые применялось в английском танкостроении.
Окончательно проект A9 был утвержден в конце 1935 года, а в апреле 1936 года был построен опытный образец, A9E1. Особенностью этой машины стали пулеметные башни с конусовидными крышами. Отличалась и орудийная башня, имевшая скос в кормовой части. В июне 1936 года танк прибыл в Фарнборо, где получил регистрационный номер BMM 133. Его испытания проходили успешно, но мотор оказался слабоват. Как раз к тому времени появился более мощный автобусный двигатель АЕС объемом 9,6 литров. Танковая версия этого мотора, развивавшая мощность 150 л.с., получила обозначение A179. С этим мотором удельная мощность A9 оказалась ненамного ниже аналогичного показателя A7E3, и при этом на танк не требовалось ставить спарку моторов.
Стоит добавить что Лесли Литтл настаивал на использовании дизельного двигателя. Такой мотор также имелся в линейке AEC, но от него в Военном министерстве отказались. Как показало недалёкое будущее, это была большая ошибка.
В 1936 году опытный танк именовался как Tank, Experimental, Medium, A9E1. А в 1937 году, после того, как полковник Мартель познакомился с советскими танками БТ, появилась идея вместо средних танков делать крейсерские. Эти машины должны были отличаться высокой скоростью передвижения. Именно с этой идеей связана идея установить на A7E3 двигатель и трансмиссию от танка Кристи. Единственным танком, который на тот момент хотя бы приблизительно соответствовал новым требованиям, оказался A9E1.
Разумеется, Cruiser Tank A13 выглядел более удачной машиной, но первый опытный образец A13E2 был построен только к октябрю 1937 года. На этом фоне британское Военное министерство решило не испытывать судьбу и принять на вооружение хоть какой-нибудь танк. В июне 1936 года A9E1 приняли на вооружение как Tank, Cruiser, A9 Mk.I. Опытный A9E1 продолжал использоваться как тестовая лаборатория. В частности, на нем испытывалось возможность подводного хождения. Правда, здесь приключилась неприятность. Танк собирался на каркасе при помощи заклепок и не отличался особой герметичностью. В результате на испытаниях машина быстро набрала воды.
Первый крейсер комом
Принятие на вооружение не означало, что танк пойдет в серию в том же виде, в котором была построена первая опытная машина. Был составлен обширный список изменений, которые требовалось внести в конструкцию, серийный танк прошел через целый ряд метаморфоз. Переделке подверглись и корпус, и башни. Особое внимание было уделено улучшению обзорности. Как оказалась, существовавшая командирская башенка была не очень удачной в этом плане. Вместо нее был сделан двухстворчатый люк, в одну из створок которого был установлен перископическиий прибор Vickers Mk.IV конструкции польского инженера Рудольфа Гундляха. Кормовую нишу башни серийной машины спрямили, на танк установили радиостанцию №9. В пулеметных башнях появились смотровые щели, что тоже улучшило обзорность. Изменилась форма носовой части корпуса, а глушитель переместился с левого крыла на кормовой лист.
Первый контракт на изготовление 50 танков был подписан с Vickers в 1938 году. Делали эти машины на принадлежащем Vickers заводе Elswick Works рядом с городом Ньюкасл-андер-Лайм. Проблемы организационного и производственного характера привели к тому, что первый серийный A9 Mk.I был готов только в январе 1939 года. Тогда же, в январе 1939 года, был построен и первый A13 Mk.I.
Ситуация с производством английских танков в значительной степени объясняет политику премьера Невилля Чемберлена, известную как «умиротворение» Германии. По состоянию на осень 1938 года ситуация с бронетехникой в британской армии была близкой к катастрофической. Новые образцы либо только начинали поступать на вооружение, либо их производство лишь разворачивалось. Со средними же танками дело было и вовсе аховым – ни одного нового образца у англичан не было, а Medium Tank Mk.I/Mk.II снимались с вооружения как морально устаревшие. У Чехословакии и даже у Польши ситуация с танками была лучше! В том числе и по этой причине Чемберлен продолжал «умиротворять» Гитлера. Год, который ему удалось выиграть за счет уступок Германии, позволил Великобритании запустить танковое производство.
Последние Tank, Cruiser, A9 Mk.I завод Elswick Works сдал в феврале 1940 года. Машины получили WD-номера в промежутке T.3493-T.3542 и регистрационные номера HMH848-HMH897.
На стадии подготовки производства стало ясно, что одна только фирма Vickers обеспечить потребности армии в новых машинахх не может. Так в числе производителей танков оказалась судостроительная верфь Harland & Wolff Ltd из Белфаста. С ней был заключён контракт на изготовление 75 танков. Примерно в это же время было принято решение об изготовлении гаубичных танков, получивших обозначение A9 CS Mk.I. Отличались они основным вооружением в виде 3,7-дюймовой (94 мм) гаубицы, имевшей в боекомплекте осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Из числа заказанных Harland & Wolff Ltd танков 36 относились именно к этой модификации.
Первый A9 Mk.I производства Harland & Wolff Ltd бы готов в июне 1939 года, последний A9 CS Mk.I удалось сдать только в июле 1940 года. При этом с марта 1940 года в Белфасте стали строить Infantry Tank Mk.II*. К тому времени сменилось обозначение танков: A9 Mk.I стал именоваться Cruiser Tank Mk.I, а гаубичная версия – Cruiser Tank Mk.I CS. Танки производства Harland & Wolff Ltd получили WD-номера T.7196-T.7270. Поначалу предполагалось, что эти танки получат регистрационные номера в интервале PMV552-PMV626, но уже после номера PMV572 их использовать перестали.
В системе вооружения A9 предстояло занимать ту же самую нишу, что и A13. По планам английских военных, всего предполагалось заказать 1500 танков типа Light Cruiser – 488 в резерв, 210 для сил в Египте, а также 855 для основных сил. Всего предполагалось сформировать 4 бронетанковых дивизии. Каждое такое соединение должно было насчитывать 349 танков, из которых 108 относились бы к лёгким танкам, 159 к лёгким крейсерским, 24 к гаубичных крейсерским и 58 к тяжёлым крейсерским. Под тяжелым крейсерским танкам подразумевался A10, версия A9 без пулеметных башен и с усиленной броней.
Для такой системы A9 был, скорее, временным явлением. Машина не обладала ни подвижностью A13, ни бронёй A10. Единственной нишей для неё оставалась роль танка поддержки. Именно по этой причине последние 36 танков Harland & Wolff Ltd были изготовлены в варианте A9 CS Mk.I.
Единственным танковым соединением, которое англичане успели более-менее укомплектовать к началу активных боевых действий на Западе, стала 1-я бронетанковая дивизия. К 20 мая, когда дивизию стали перебрасывать во Францию, она получила 24 A9, из них 18 в модификации A9 CS Mk.I. Англичане пустили в дело почти всё, что было у них на тот период, но быстро выяснилось, что для противодействия немецкому наступлению выделенных сил недостаточно.
Сражаться британским танкистам пришлось не только с немцами, но и с самим танком. Из 11 потерянных A9 4 оказались жертвами технических неисправностей. Впрочем, это был наименьший процент среди крейсерских танков. Главной головной болью для танкистов стал двигатель AEC A179. Ещё одним слабым местом оказались слишком узкие траки, не имеющие развитых грунтозацепов и сложные в эксплуатации. Все 24 A9 так и остались во Франции, став немецкими трофеями. Новые хозяева обозначили машину как Kreuzer Panzerkampfwagen Mk I 741(e), но даже как в качестве учебной интереса для немцев она не представляла. Несколько машин отправились на выставки трофеев, а одна – на полигон в Куммерсдорф.
Фиаско во Франции не означало, что карьера танка, с лета 1940 года именовавшегося как Cruiser Tank Mk.I, закончилась. Другие английские крейсерские танки были не особо лучше, а война продолжалась. 10 июня, после долгих колебаний, в неё вступила Италия, после чего появилась прямая угроза английским владениям в Африке. Понимая, что ситуация накаляется, еще с осени 1939 года англичане начали стягивать дополнительные силы в Египет. Cruiser Tank Mk.I должны были стать самыми совершенными танками, находящимися на вооружении Египетской бронетанковой дивизии. Всего предполагалось послать в Африку 68 танков данного типа. Машины получили тропическую комплектацию. Она включала в себя, среди прочего, противопылевые экраны, при этом ставились они только с левой стороны.
Фактически же сформированная в феврале 1940 года 7-я бронетанковая дивизия к июню имела совсем небольшое количество Cruiser Tank Mk.I. Часть танков в её составе была вооружена только пулемётами, пушки для них прибыли позже. Тем не менее, уже 14 июня состоялся боевой дебют 7-й бронетанковой дивизии. 6 её машин принимали участие в атаке на Форт-Капуццо. Летом 1940 года у обеих воюющих сторон оказалось недостаточно сил для активных боевых действий. В сентябре один Cruiser Tank Mk.I оказался подбит и захвачен итальянцами.
Постепенно 1-й королевский танковый полк стал получать новые машины. К 20-му сентябрю в его составе находилось 17 Cruiser Tank Mk.I, а к 30-м ноября – 20. К этому моменту в Египет стали поступать и другие типы крейсерских танков.
Механические проблемы преследовали английские крейсерские танки и в Северной Африке. Наибольшие неприятности доставляла работа ходовой части, а также сцепление. По состоянию на 1 апреля 1941 года в Северной Африке находилось 66 Cruiser Tank Mk.I и 6 Cruiser Tank MK.I CS. Несмотря на все проблемы, они весьма активно применялись в боевых действиях. Достаточно быстро выяснилось, что идея с пулеметными башнями являлась не самой удачной. По этой причине с некоторых танков их снимали, закрывая отверстия мешками с песком. Снятые башни использовались в качестве средств ПВО.
К 7 сентября в британской армии всё ещё числилось 48 Cruiser Tank Mk.I, из них 38 были на ходу, а 6 – в учебных частях. К тому моменту произошла очередная реформа системы обозначений английских танков. Должна она была коснуться и A9, машину предполагалось переименовать в Krait I. Этого, впрочем, не случилось, поскольку к осени 1941 года эти танки явно устарели. По той же причине не получил новых обозначений целый ряд английских танков.
Насыщение английских войск танками Crusader, Matilda, Valentine и Stuart привело к тому, что ими удалось полностью заменить машины старых типов в первой линии. Cruiser Tank Mk.I к ноябрю 1941 года были переведены в разряд учебных. Правда, совсем из боевых частей они всё равно не пропали, например, 6 машин находились в Тобруке. Ещё дольше продолжалась служба на островах. В составе гарнизона Мальты летом 1943 года всё еще числилось 4 Cruiser Tank Mk.I.
До наших дней сохранилось всего два Cruiser Tank Mk. I. Один из них — танк с WD-номером T.7230, выпущенный Harland & Wolff Ltd в феврале 1940 года. Он оказался одной из последних машин с 2-фунтовой пушкой, после в Белфасте стали строить гаубичные танки.
Несмотря на целый ряд недостатков, Cruiser Tank Mk.I стал для английского танкостроения этапной машиной. Это был первый английский средний танк 30-х годов, который дошёл до стадии серийного производства. Правда, к моменту запуска в серию его концепция уже устарела. Тем не менее, разработанный конструкторами Vickers-Armstrongs танк оказался пригоден к боевым действиям в новой мировой войне.
Источники и литература:
- http://tankdevelopment.blogspot.ru
- Medium Marks I-III, N.W. Duncan, Profile AFV 12, Profile Publications Limited
- British Cruiser Tanks A9 & A10, Peter Brown, Model Centrum Progres, 2017, ISBN 978–83–60672–28–0
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.