Создание лёгкого танка Pz.Kpfw.I далось немецкому танкостроению весьма непросто. Машину неоднократно переделывали ещё на стадии разработки, и исходный танк 3-тонного класса с 20-мм пушкой достиг массы 5 тонн, причём ничего крупнее спарки пулемётов MG-13 установить в его башню конструкторам так и не удалось. Хотя Pz.Kpfw.I всё же пошёл в серию и оказался первым по-настоящему массовым немецким танком, легко преодолев отметку в 1000 штук, ещё на стадии организации его производства немецкие танковые войска были не вполне довольны его характеристиками. Модернизация первенца панцерваффе была вопросом времени. К каким результатам она привела?
С мотором побольше
В метаморфозах, происходивших с Pz.Kpfw.I в процессе его создания, немецкие военные могли винить, в первую очередь, самих себя. Это вообще была хроническая проблема вермахта: единственным случаем, когда первоначальные тактико-технические требования, особенно по массе, совпали с финальным изделием, оказался танк поддержки B.W.(Pz.Kpfw.IV). Но и это произошло, скорее, не по воле немецких военных, а благодаря инженерам концерна Krupp, которые изначально должны были сделать только башню для шасси от Rheinmetall. Так вышло, что руководство Krupp с боем продавило вместе с башней и весь свой танк, в итоге оказавшийся самым массовым в немецкой армии и задержавшийся на службе в до конца 60-х годов.
Что же касается танка Kleintraktor/La.S., позже получившего название Pz.Kpfw.I , его создание можно считать каноничным примером вполне типичной ситуации, когда немецкие военные требовали от конструкторов невозможного. В боевую массу 3,5 тонны и корпус длиной 3,5 метра они требовали вписать 20-мм пушку, троих членов экипажа, полноценную защиту от пуль винтовочного калибра и двигатель, обеспечивающий удельную мощность 17 л.с. на тонну. Даже несмотря на то, что от идей вооружения танка 20-мм пушкой и экипажа из трёх человек по ходу разработки заказчики отказались, масса машины неуклонно росла.
Между тем, небольшие габариты моторного отделения позволяли поставить на танк весьма ограниченное число двигателей. Инженерам Krupp пришлось ставить оппозитный мотор от грузовика, который ещё пришлось доводить до кондиции. Неудивительно, что с силовой установкой проблемы начались почти сразу. Первое шасси изначально показало максимальную скорость всего 28 км/ч. У Kleintraktor с серийными номерами 8001–8005 скорость составляла 34 км/ч. На танках первой серии (1.Serie/La.S.) стоял уже более совершенный двигатель, который позволил увеличить скорость до 37,5 км/ч.
Между тем масса шасси уже достигла 4 тонн, а ведь танк должен был получить ещё башню, подбашенную коробку, вооружение и боезапас. В конце концов, боевая масса Pz.Kpfw.I Ausf.A достигла 5,4 тонн, а удельная мощность снизилась до 11,1 л.с. на тонну. Хотя формально максимальная скорость не уменьшилась, следует признать, что чудес не бывает. Проблемы с двигателями были весьма распространённым явлением на этих машинах.
О том, что развитие ситуации с танком пошло совсем не по тому сценарию, который ожидался, немецкие военные задумались ещё летом 1932 года. 18 августа из 6-го Управления вооружений в адрес Krupp пришло распоряжение срочно проработать возможность установки на создаваемую боевую машину двигателя Büssing-NAG Typ G. Этот 4-цилиндровый рядный мотор объёмом 3,92 литра и мощностью 65 лошадиных сил ставился на грузовики семейства Büssing-NAG G 31. Им же оснащались и шасси для трёхосных бронеавтомобилей. Конструкторы оперативно рассмотрели вопрос и вынесли неутешительную резолюцию. Установка мотора водяного охлаждения требовала полной переделки моторного отделения, а масса танка увеличивалась на 250 кг.
Несмотря на это, вопрос о новом двигателе не канул в небытие. Проблему следовало решать, и в Krupp поначалу решили её устранить собственными силами. В октябре 1932 года закипела работа над перспективным V-образным 8-циллиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 80 лошадиных сил. Первый этап проектных работ закончился в ноябре 1932 года, и уже тогда стало понятно, что без переделки корпуса танка всё равно обойтись не удастся. Для того чтобы разместить новый двигатель, требовалось удлинить корпус на 220 мм, в основном за счёт моторного отделения. При этом мощность проектируемого двигателя к тому моменту возросла до 85 лошадиных сил.
Примерно в это же время возникла идея попробовать установить в танк другой двигатель Büssing-NAG, мощностью 80 лошадиных сил. А в 1933 году появился ещё один конкурирующий мотор, на сей раз от Adler.
В конце концов, не без участия Эрнста Книпкампа, новую подходящую силовую установку удалось найти. Один из ключевых сотрудников 6-го Управления вооружений занимался и полугусеничными тягачами. Для одного из них, 5-тонного Büssing-NAG BN L5, на фирме Maybach был заказан 6-циллиндровый мотор NL 35 мощностью 90 л.с. и объёмом 3,5 литра. Его развитием стал мотор NL 38 с увеличенным до 3,8 литров объёмом и мощностью 100 лошадиных сил.
Идея поставить этот достаточно компактный мотор, хорошо показавший себя на полугусеничном тягаче, выглядела вполне разумной. В конце 1935 года была подготовлена танковая версия этого мотора, получившая обозначение NL 38 Tr. В конце концов именно этот мотор и выбрали в качестве нового «сердца» для Pz.Kpfw.I.
Несмотря на то что новый двигатель занимал не слишком много места, без переделки шасси дело всё же не обошлось. Одним из уязвимых мест Pz.Kpfw.I Ausf.A была его ходовая часть. Установка нового мотора стала достаточным поводом для её переделки, тем более что корпус всё равно удлинялся. Количество опорных катков выросло до пяти на борт, был установлен новый ленивец, немного приподнятый над землёй. За счёт такой переделки шасси, получившее обозначение La.S.-May., стало более стабильной платформой. Впоследствии это сделало возможным проектировать на его базе самоходные установки.
Что же касается боевого отделения, то оно осталось практически прежним. Была изменена задняя станка подбашенной коробки, поскольку переделанное моторное отделение получило новую надмоторную плиту. Смотровые приборы с задней стенки были убраны, поскольку для них не нашлось места. Были переделаны рымы для демонтажа подбашенной коробки, а болты получили пулестойкие головки. Ещё меньше изменений получила башня. Здесь рымы переместили с бортов на крышу башни, а также переделали заклёпки.
Из боевых танков в учебные и обратно
Согласно планам от 15 января 1936 года, из 1500 заказанных La.S. доля танков с двигателями Maybach NL 38 Tr оказалась сравнительно небольшой – 325 штук. Финальная шифра оказалась ещё меньшей, поскольку 72 шасси La.S.-May. планировалось использовать в качестве базы для командирских танков. Таким образом, в 5-й серии (5a.Serie/La.S.) для танков с новыми моторами оставалась квота всего на 253 машины. 30 танков с серийными номерами 10478–10537 собирала Daimler-Benz. Самый большой кусок достался Henschel – 107 танков с серийными номерами 12501–12608. Второй по объёму контракт достался MAN – 66 5a.Serie/La.S. с серийными номерами 13501–13566. Наконец, фирма Grusonwerk выпустила 50 таких машин с серийными номерами 14501–14566.
Производство 5a.Serie/La.S. началось летом 1936 года. Точная дата на текущий момент неизвестна, скорее всего, это случилось в июле или августе месяце. К октябрю первые 52 танка были отправлены в войска. Между тем, на горизонте замаячил контракт на вторую партию La.S.-May., получившую обозначение 6a.Serie/La.S. Внешне эти танки отличались тем, что в корме появилась труба-усилитель, повышавшая жёсткость корпуса, а смотровой люк механика-водителя получил три заклёпки.
Всего было произведено 146 танков серии 6а. Фирма Daimler-Benz снова получила самый маленький заказ всего на 30 танков, серийные номера 10538–10567. Наибольший кусок снова достался Henschel, всего там было собрано 48 танков с серийными номерами 12609–12656. MAN и Grusonwerk получили одинаковые по объёму контракты по 34 танка каждый, с серийными номерами 13567–13600 и 14687–14720 соответственно. Дата начала выпуска 6-й серии неизвестна, зато известно, когда закончилось их производство. В мае 1937 года все танки были уже готовы, 58 машин ожидало отправки в войска. К тому моменту танки с моторами Maybach NL 38 Tr получили обозначение Pz.Kpfw.I Ausf.B.
На этом выпуск танков Pz.Kpfw.I официально прекратился. Не в последнюю очередь это связано с тем, что из Испании стала поступать информация об их боевом применении. Сведения эти оказались совсем не в пользу пулемётного танка. Выяснилось, что эффективно бороться с советскими Т-26, поступившими на вооружении республиканцев, эти танки практически не могут. Срочно потребовался танк, имеющий основное вооружение хотя бы в виде 20-мм автоматической пушки. Такая машина, получившая обозначение La.S.100, была спроектирована инженерами фирмы MAN и к осени 1936 года пошла в серию.
Более известная как Pz.Kpfw.II, эта машина и стала сменщиком пулемётного танка, дальнейшее производство которого казалось теперь бессмысленным. Но на самом деле выпуск «первенца» продолжился, хотя официально Pz.Kpfw.I Ausf.B эти машины уже не назывались.
Дело в том, что Pz.Kpfw.I самой первой серии (1.Serie/La.s.) так и не получили башен с подбашенными коробками, и их переквалифицировали в учебные танки. Идея немецким военным настолько приглянулась, что в дополнение к полноценным танкам 5a.Serie/La.S. Grusonwerk получила контракт на выпуск 120 машин серии 5b.Serie/La.S.
Официально они назывались Schulfahrzeuge, то есть «учебная машина». Фактически же это был всё тот же Pz.Kpfw.I Ausf.B, у которого на месте подбашенной коробки ставились ограждения. Также немного отличалась надмоторная плита, у которой рымы были перенесены с бортов на крышу, а саму её делали из неброневой стали.
Эти учебные танки получили серийные номера 14567–14686. Затем последовала партия из 60 танков серии 6b.Serie/La.S с серийными 14721–14780, которую также произвели на Grusonwerk. 7-я серия (7b.Serie/La.S.) досталась Henschel, там выпустили 40 машин с серийными номерами 15201–15240. Наконец, 8-я серия (8b.Serie/La.S.) оказалась поделена между тремя фирмами. Daimler-Benz изготовила 21 танк с номерами 16001–16021, Henschel выпустил 37 8b.Serie/La.S. с серийными номерами 16101–16137. Последние 17 учебных танков с номерами 16201–16217 выпустили на MIAG. Всего же было построено 295 Schulfahrzeuge.
Как правило, считается, что эти танки выпускались исключительно для учебных целей и в боевых действиях участие не принимали. На этом фоне крайне интересно выглядит Pz.Kpfw.I Ausf.B, находящийся в экспозиции парка «Патриот». Он имеет серийный номер 16208, то есть на деле это учебный танк выпуска MIAG. При этом на нём установлена подбашенная коробка по типу 5a.Serie/La.S., а башня взята от Pz.Kpfw.I Ausf.A. Сколько всего Schulfahrzeuge оказалось переделано в Pz.Kpfw.I Ausf.B, неизвестно.
Если танк из музейной экспозиции, конечно, может вызвать ряд вопросов, то в том, что Pz.Kpfw.I Ausf.B с серийным номером 14720 не стал последним Pz.Kpfw.I с башней и вооружением, сомнений нет. Уже после выпуска 6a.Serie/La.S. у военных возникла идея о дополнительной серии танков. Связано это было с весьма занятной ситуацией. Дело в том, что часть Pz.Kpfw.I Ausf.A, помимо уже упоминавшихся 150 1.Serie/La.s., переделали в учебные танки путём демонтажа подбашенных коробок с башнями. Делалось это прямо в войсках, и подобная инициатива получила массовое распространение. Официально процесс переделки Pz.Kpfw.I Ausf.A в учебные танки был легализован 2 октября 1937 года.
В результате образовался весьма немалый запас башен и подбашенных коробок. Естественно, возникла логичная идея под них выпустить дополнительную серию шасси. Так появились машины, которые формально не назывались Pz.Kpfw.I Ausf.B, но в реальности были им почти идентичны (кроме того, что имели башни от Pz.Kpfw.I Ausf.A). Обозначались такие танки Umsetz-Fahrzweuge, то есть «переделанная машина». Внешне они полностью повторяли Pz.Kpfw.I Ausf.B, находящийся в парке «Патриот».
Первый контракт на Umsetz-Fahrzweuge, получившие обозначение 7c.Serie/La.S., был заключён с Grusonwerk в октябре 1937 года. Всего дочернее предприятие Krupp выпустило 52 шасси с серийными номерами 15301–15352. Чуть позже был поднят вопрос об изготовлении дополнительной партии Umsetz-Fahrzweuge, получивших обозначение 8c.Serie/La.S. Grusonwerk досталось всего 9 танков с серийными номерами 16301–16309. Гораздо больший кусок достался Heschel: там было изготовлено 86 шасси с серийными номерами 16401–16486.
Таким образом, реальная цифра изготовленных танков на шасси La.S.-May. несколько отличается от официальных данных. Можно говорить как минимум о 546 танках, при этом неизвестно, сколько ещё машин, подобных Pz.Kpfw.I Ausf.B из парка «Патриот», были переделаны из учебных в боевые.
Командирские коробочки
Первые командирские танки на базе Pz.Kpfw.I были изготовлены ещё в 1935 году. В целом идея с переделкой была признана удачной. Тем не менее, опыт эксплуатации leichte (Funk) Panzerwagen показал, что конструкция требует доработки. Для начала, оказалось, что простая замена башни на неподвижную рубку была полумерой. Для дополнительного оборудования внутри машины требовалось больше места. Кроме того, командирский танк оказался полностью лишённым вооружения, что в боевых условиях было чревато большими неприятностями.
Разговоры о новой партии командирских машин на базе La.S. начали вестись осенью 1935 года. 29 ноября в ходе обсуждения комплектования танковых войск матчастью было принято решение о заказе 72 командирских танков. Из этого числа 47 командирских машин планировалось строить с использованием шасси La.S.-May. Машина получила обозначение Kleiner Panzerbefehlswagen (малый командирский танк) и сквозной индекс Sd.Kfz.265. От Pz.Kpfw.I Ausf.B она отличалась тем, что вместо башни и подбашенной коробки на неё ставилась достаточно высокая рубка. Как и в случае с leichte (Funk) Panzerwagen, её экипаж был увеличен до трёх человек.
Благодаря увеличившемуся внутреннему объёму условия работы экипажа заметно улучшились. В крыше рубки и в левом борту были оборудованы большие двухстворчатые люки. Не менее важным изменением стало появление шаровой пулемётной установки в лобовом листе корпуса. Благодаря этому Kleiner Panzerbefehlswagen мог постоять за себя в борьбе с вражеской пехотой. Радиооборудование включало в себя передатчик Fu 2 (EU), а также блок приёма/передачи Fu 6. Устойчивая голосовая радиосвязь обеспечивалась на дистанциях до 4–6 километров.
47 командирских танков были объединены в серию 5а (5a.Serie/La.S.). Один танк с серийным номером 12521 изготовили на Henschel. Grusonwerk досталась примерно треть от объёма выпуска – машины с номерами 14507–14510, 14515–14517, 14519, 14520, 14522–14528, всего 16 штук. Самый же большой кусок заказа достался Daimler-Benz. Всего там было собрано 30 Kleiner Panzerbefehlswagen с серийными номерами 10478–1497, 10506–10512, 10514, 10518, 10522. Кроме того, именно Daimler-Benz отвечала за изготовление рубок, которые отправлялись другим изготовителям.
На этом выпуск Kleiner Panzerbefehlswagen не закончился. Вскоре последовал заказ на 112 командирских танков серии 7а (7a.Serie/La.S.). На сей раз Grusonwerk вообще не участвовала в сборке. Daimler-Benz выпустила 44 танка с серийными номерами 15001–15044. А основой кусок достался Henschel – 68 танков с номерами 15101–15168. Окончательно сборка Kleiner Panzerbefehlswagen завершилась к концу 1937 года.
В процессе эксплуатации Kleiner Panzerbefehlswagen машины подверглись массе переделок. Самой заметной стало появление командирских башенок на месте люка в крыше рубки. Существовали башенки двух модификаций, отличавшиеся друг от друга створками люков, а также козырьками над смотровыми щелями. В конце концов все командирские танки получили такие башенки.
Танки для битья
Боевым дебютом для Pz.Kpfw.I Ausf.B, как и в случае с его предшественником версии А, оказалась Испания. За счёт более мощного двигателя манёвренность новой модификации несколько выросла. Кроме того, инженерам удалось устранить некоторые недостатки конструкции. Но улучшение манёвренности не особо сказалось на боевой эффективности. Вооружённый спаркой пулемётов, танк был почти беззащитен перед Т-26.
Что из себя на самом деле представляет Pz.Kpfw.I, немецкие военные прекрасно понимали. Проблема была в том, что особо заменить его было нечем. Хотя с 1937 года в войска начали массово поступать Pz.Kpfw.II, даже эти машины являлись скорее промежуточным звеном. Что же касается танков Pz.Kpfw.III, которые должны были составлять основу танковых войск, то с организацией их массового производства произошла задержка. Pz.Kpfw.III Ausf.A на свечной подвеске было построено всего 10 штук, и последовавшие за ним Pz.Kpfw.III Ausf.B-D на рессорах тоже оказались немногочисленными. В результате в сентябре 1939 года из 2553 танков, которые были задействованы в войне против Польши, 973 штуки, или 38 процентов, являлись Pz.Kpfw.I.
Итог месячных боёв оказался неутешительным. За это время 320 танков оказалось подбито, из них 89 было потеряно безвозвратно. Боевая эффективность Pz.Kpfw.I была низкой, а большое насыщение польской армии противотанковой артиллерией и противотанковыми ружьями резко снизило выживаемость танков на поле боя.
Впрочем, настоящий кошмар для танкистов, воевавших на Pz.Kpfw.I, начался весной следующего года. К 10 мая 1940 года в немецких частях, которые участвовали в боевых действиях во Франции, имелось 554 Pz.Kpfw.I. К концу скоротечной французской кампании 182 танка этого типа были безвозвратно потеряны. Если с бою с польскими танкетками TK-S Pz.Kpfw.I ещё могли что-то сделать, то против французских танков, большинство из которых имело броню толщиной порядка 40 мм, они были бесполезны. Подобное положение дел немецкие военные прогнозировали, но отказаться от Pz.Kpfw.I не могли. Численность Pz.Kpfw.III к тому моменту была недостаточной, и любой танк был для панцерваффе не лишним.
Из 66 Pz.Kpfw.I, отправленных в Африку, танков модификации Ausf.B было лишь 11 штук. Совсем другая ситуация сложилась на советско-германском фронте. Танки модификации Ausf.A сюда вообще не попали, а Pz.Kpfw.I Ausf.B 22 июня 1941 года имелось 337 штук. К концу августа 1941 года 172 из них были записаны в безвозвратные потери. Несколько танков оказалось захвачено частями Красной армии. Один из них был доставлен на НИИБТ Полигон в Кубинку. Изучение трофея ограничилось кратким описанием, никакого интереса у советских специалистов этот танк не вызвал. Последние Pz.Kpfw.I исчезли с фронта в 1943 году. К тому моменту они использовались как командирские танки.
В целом Pz.Kpfw.I оказался крайне неоднозначной машиной. Это был первый по-настоящему массовый немецкий танк, но уже к началу серийного производства он морально устарел. Время пулемётных танков подошло к концу ещё в середине 30-х годов. При этом немецкие военные трезво оценивали боевые возможности Pz.Kpfw.I, о чём свидетельствует большое количество танков этого типа, переделанных в учебные. А с конца 1939 года Pz.Kpfw.I стали переоборудовать в самоходные установки и другие спецмашины, которые достойны стать темой для отдельных статей.
Источники и литература:
- BAMA
- Panzer Tracts No.1–1 Panzerkampfwagen 1 ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–6–4
- Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0
- Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004, ISBN 0–9744862–3-X
- Фотоархив автора
- ЦАМО РФ
Комментарии к данной статье отключены.