• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    82

    Охотники за разведчиками

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    • Германия
    Михаил Тимин
    23 June '20

    Более 10 лет назад в процессе изучения сражения 22 июня 1941 года в небе над Западной Белоруссией среди нескольких отличившихся пилотов автор обратил внимание на заявку заместителя командира 124-го истребительного авиационного полка капитана Круглова. Он сбил в районе аэродрома Высоко-Мазовецк немецкий тяжёлый истребитель «Мессершмитт» Bf 110, и было принято решение поискать дополнительные подробности об этом лётчике. Поиск привёл к неожиданным и интересным результатам.

    Оперативная сводка штаба 124-го ИАП за 22 июня 1941 года гласила:

    «11:15 шесть самолётов Ме-110 произвели бомбометание с пикирования и штурмовые действия по самолётам, находящимся на аэродроме. В течение 20-минутного налёта уничтожено до 12 самолётов МиГ-3, два самолёта И-16, четыре самолёта УТИ-4, и один самолёт И-16 был сбит в воздухе. В этом налёте наши истребители в составе трёх самолётов МиГ-3 произвели вылет и завязали воздушный бой с истребителями противника. Во время воздушного боя был сбит один самолёт противника Ме-110 капитаном Кругловым».

    Разумеется, появилось желание установить личность второго результативного лётчика 124-го ИАП первого дня войны (первой победой был таран лейтенанта Дмитрия Кокорева) — тем более, что победа капитана имела под собой основания. В тот день из вылета на атаку советских аэродромов в районе Замбрува не вернулись два Bf 110 из эскадрильи скоростных бомбардировщиков 4./SKG 210 — Bf 110E W.Nr.3767 «S9+FM» и Bf 110D-3 W.Nr.4291 «S9+LM» — занесённые в безвозвратные потери. Экипаж первого в составе пилота унтер-офицера Хенцлера (D. Henzler) и радиста обер-ефрейтора Хасслера (K. Hassler) пропал без вести, экипаж второго в составе пилота унтер-офицера Баха (W. Bach) и радиста обер-ефрейтора Кречмана (G. Kretschmann) погиб.

    ​«Мессершмитт» Bf 110E W.Nr.3767 «S9+FM» на месте аварийной посадки в районе Замбрува. Видно, что экипаж самолёта спасся, однако впоследствии пилот унтер-офицер Хенцлер и радист обер-ефрейтор Хасслер к своим так и не вышли - Охотники за разведчиками | Warspot.ru
    «Мессершмитт» Bf 110E W.Nr.3767 «S9+FM» на месте аварийной посадки в районе Замбрува. Видно, что экипаж самолёта спасся, однако впоследствии пилот унтер-офицер Хенцлер и радист обер-ефрейтор Хасслер к своим так и не вышли

    Однако из-за отсутствия в документах 124-го ИАП имени и отчества героя поиски подробностей биографии и фотографии капитана Круглова заняли довольно много времени. Электронных баз «Мемориал» и «Подвиг Народа» в те годы ещё не было, поэтому поиски иногда заходили в тупик, а иногда приводили к интересным совпадениям.

    Следы капитана Круглова привели Москву, куда 124-й ИАП в июле 1941 года вывели с фронта для пополнения. Полк быстро укомплектовали тремя десятками новеньких МиГ-3, но на фронт не отправили, а оставив в составе 6-го ИАК ПВО. Уже с 11 июля «МиГи» полка осуществляли ПВО района Серпухова. 21 июля 1-я эскадрилья во главе с заместителем командира полка капитаном Кругловым убыла на аэродром Мясново для прикрытия Тулы, а 1 августа остальные две другие эскадрильи полка прибыли на аэродром Барыково — теперь весь полк действовал в системе ПВО Тулы.

    Однако уже в конце сентября 124-й ИАП перебросили в Ленинград, а фамилия «Круглов» пропала из документов полка. Традиционно перед перебазированием часть личного состава отставляли на пополнение соседних частей и формирование новых, поэтому, когда в ходе исследований в поле зрения появился командир 445-го ИАП капитан Круглов, именно он и был принят за искомого лётчика.

    При изучении документов 445-го ИАП выяснилось, что в 1941 году полком командовал капитан Владимир Петрович Круглов. Казалось бы, герой найден: Владимир Петрович был опытным лётчиком и командиром, в марте 1942 года удостоенным ордена Ленина — в том числе, за таран 18 октября 1941 года в районе посёлка Мордвес Венёвского района Тульской области немецкого самолёта-разведчика, идентифицированного как «Юнкерс» Ju 88. Заявка подтверждается немецкими документами: в этот день из боевого вылета в район Тулы не вернулся «Мессершмитт» Bf 110E-2 из ближней разведывательной эскадрильи 5.(H)/23, а его пилот унтер-офицер В. Бауман (W. Baumann) и наблюдатель обер-фельдфебель А. Скоч (A. Skotsch) пропали без вести.

    Подробности тарана обнаружились в представлении майора Круглова к ордену Ленина:

    «На Ваш запрос о представлении материала на майора Круглова на предмет представления к правительственной награде сообщаю: о боевой работе полка направляю копию донесения о результатах боевой работы, написанную мной по приказанию начальника штаба корпуса полковника Комарова. О личной боевой работе командира 445-го ИАП майора Круглова сообщаю следующее:

    1) 18.10.1941 года майор Круглов вылетел на перехват самолёта противника, идущего с курсом 90° южнее Каширы. Майор Круглов по радио был наведён на Ю-88 между станцией Мордвес и станцией Венёв, где и состоялась встреча на высоте 4500 метров. При сближении самолёт противника Ю-88 развернулся на 180° и стал уходить с курсом 240–250°, стараясь скрыться в облаках, одновременно стрелок вёл по майору Круглову огонь. Так как самолёт противника уже входил в облака. Майор Круглов принял решение сбить его методом тарана, дал форсаж и с разворотом влево врезался в консольную часть правой плоскости.

    Ввиду сильной тряски мотора майор Круглов место падения самолёта Ю-88 определить не мог. Майор Круглов, пользуясь высотой, спланировал на свой аэродром и благополучно произвёл посадку. После посадки самолёт был осмотрен: оказалась отбитой половина одной лопасти, вторая лопасть развернулась на 90° относительно плоскости вращения и загнулась под углом 50–60° против вращения, имелись две пулевые пробоины в левой плоскости. После посты ВНОС Тульского района сообщили, что самолёт Ю-88 упал в 20–30 км западнее станции Венёв. Таран майора Круглова показателен для личного состава: как нужно сбить врага тогда, когда он уходит и прячется в облака. Разбив винт почти полностью о самолёт противника, он благополучно посадил самолёт на свой аэродром.

    2) 05.11.1941 года идя на фронт для прикрытия своих войск на участке Серпухов — Пахомово, майор Круглов заметил четыре «Хейнкеля-111», идущих с курсом 90°. Не считаясь с соотношением сил один против четырёх, [майор Круглов атаковал], и бомбардировщики были обращены в бегство с обратным курсом, сбросив беспорядочно бомбы. В воздушном был подбит один «Хейнкель-111», но ввиду подбития мотора и ранения в шею майор Круглов вышел из боя уже над территорией противника и, несмотря на ранение и отказ мотора, спланировал на аэродром Липицы и благополучно произвёл посадку. Несмотря на требования врачей лечь в госпиталь, майор Круглов отказался и продолжал командовать полком в самые напряжённые дни боевой работы».

    Казалось бы, задача решена, но поход в отдел персонального учёта личного состава ЦАМО и запрос учётно-послужной карты офицера вновь озадачил — согласно послужному списку Владимира Круглова, он никогда не числился в составе 124-го ИАП. Перед тем, как вступить в командование 445-м ИАП, он занимал должность заместителя командира 9-го ИАП в Забайкальском военном округе. В ПВО Москвы он попал при перебазировании 9-го ИАП в июле 1941 года на Западный фронт: одна эскадрилья была оставлена в ПВО Каширы, получила наименование 9-го «А» ИАП, а 25 сентября сформированный полк переименовали в 445-й ИАП.

    ​Заместитель командира 124-го ИАП капитан Николай Яковлевич Круглов - Охотники за разведчиками | Warspot.ru
    Заместитель командира 124-го ИАП капитан Николай Яковлевич Круглов

    К счастью, изучение документов 6-го ИАК ПВО Москвы позволило найти и следы капитана Круглова из 124-го ИАП, при этом оказалось, что и он проявил себя в ходе боев с немецким дальними самолётами-разведчиками на подступах к Москве.

    «Доношу, что 07.08.1941 в 17:10, получив сообщение с КП аэродрома Тула о пролёте [самолёта противника] на большой высоте из района Сухиничи с курсом на Тулу, мой заместитель капитан Круглов на самолёте МиГ-3 произвёл вылет на перехват противника в 17:13. После набора высоты 7600 метров капитан Круглов начал патрулирование в районе аэродрома Мясново. В 17:30 он заметил на высоте 8000 метров следы конденсированных выхлопных газов в западной части аэродрома Мясново.

    Во время поисков противника в указанном районе капитан Круглов услышал по радио сообщения, что противник находится над ним. Не заметив никого в указанном направлении, он стал наблюдать за следом конденсации и после непродолжительного наблюдения на расстоянии 7–8 километров и выше на 200–300 метров заметил точку, которая приближалась к нему.

    На расстоянии 3–4 километров, опознав самолёт противника, капитан Круглов начал набирать высоту, одновременно приводя в боеготовность пулемёты. Когда противник был на дистанции 300–500 метров, капитан Круглов произвёл лобовую атаку, дав по самолёту противника две очереди. Но ввиду того, что стрельба производилась с кабрирования и на наборе высоты, самолёт капитана Круглова свалился на левое крыло, и противник прошёл над ним в 100–150 метрах, очевидно, ничего не заметив, так как огня по самолёту капитана Круглова не вёл.

    После вывода самолёта капитан Круглов, набирая высоту, снова повторил преследование противника и, зайдя снизу-справа, дал две длинных очереди, после которых правый мотор самолёта противника заметно задымил. Из нижней рубки по самолёту капитана Круглова был открыт огонь. Произведя манёвр, капитан Круглов повторил атаку слева и дал ещё две очереди с дистанции 200–300 метров. Противник с дымящим мотором начал уходить во встретившуюся массу грозового облака. Не теряя из вида противника, капитан Круглов принял решение добить его с близкой дистанции. Сделав ещё одну атаку, он вывел из строя и второй мотор самолёта противника, который также задымил.

    Противник, уходя со снижением, вошёл в плотную массу облачности. Продолжать дальнейшее преследование противника и вести за ним наблюдение не удалось из-за крайне ограниченной видимости.

    Капитан Круглов после снижения до 2000 метров пытался найти самолёт [противника], но последний не обнаружил. Восстановив ориентировку в районе Алексин, капитан Круглов благополучно произвёл посадку на своём аэродроме Тула. После осмотра самолёта МиГ-3 капитана Круглова обнаружена одна пробоина в консоли правого крыла. Лётчик капитан Круглов ранений не имеет. Вооружение работало удовлетворительно. Патроны ШКАС израсходованы полностью, БС на 70%. В правом пулемёте оборвалась синхронная тяга.

    По полученным мной сведениям, самолёт противника, подбитый капитаном Кругловым, произвёл вынужденную посадку в районе Малоярославец, экипаж самолёта захвачен в плен местными властями на месте вынужденной посадки самолёта».

    ​ - Охотники за разведчиками | Warspot.ru
    ​ - Охотники за разведчиками | Warspot.ru
    ​«Дорнье» Do 215В-3 W.Nr.0068 «Т5+ВС» из состава эскадрильи стратегической разведки 1./O.b.d.L., принадлежавшей знаменитой «команде полковника Ровеля», на месте аварийной посадки в районе Малоярославца. Экипаж в составе командира корабля наблюдателя лейтенанта Йоахима Бабика (J. Babick), пилота фельдфебеля Фердинанда Штиххаллера (F. Stihhaller), радиста унтер-офицера Кристиана Штирнвайса (C. Stirnweis) и бортмеханика фельдфебеля Вальтера Крамера (W. Kramer) попал в плен. Художник Алексей Валяев-Зайцев - Охотники за разведчиками | Warspot.ru
    «Дорнье» Do 215В-3 W.Nr.0068 «Т5+ВС» из состава эскадрильи стратегической разведки 1./O.b.d.L., принадлежавшей знаменитой «команде полковника Ровеля», на месте аварийной посадки в районе Малоярославца. Экипаж в составе командира корабля наблюдателя лейтенанта Йоахима Бабика (J. Babick), пилота фельдфебеля Фердинанда Штиххаллера (F. Stihhaller), радиста унтер-офицера Кристиана Штирнвайса (C. Stirnweis) и бортмеханика фельдфебеля Вальтера Крамера (W. Kramer) попал в плен. Художник Алексей Валяев-Зайцев

    Интересно, что два члена экипажа сбитого «Дорнье» — пилот Фердинанд Штиххаллер и радист Кристиан Штирнвайс — пережили плен, при этом последний оставил воспоминания о злополучном вылете. Такое бывает не часто, но советские и немецкие данные в данном случае совпадают до мелочей. Экипаж действительно прозевал атаку и не видел атаковавший снизу истребитель, и благополучно прошедший плен унтер-офицер Штирнвайс даже указал, в какой последовательности пилот советского «МиГа» вывел из строя оба двигателя:

    «Мой экипаж состоял из пилота фельдфебеля Фердинанда Штиххаллера из австрийского Клагенфурта, наблюдателя лейтенанта Йоахима Бабика, сына берлинского священника, бортмеханика фельдфебеля Вальтера Крамера, также из Берлина, и меня как радиста. Бортмеханик отвечал за наблюдение за нижним и задним сектором из подфюзеляжной гондолы, имея в ней обращённый назад пулемёт. Наблюдатель сидел рядом с пилотом, глядя вперёд и одновременно управляя двумя передними пулемётами. Я сидел в своём кресле радиста позади пилота, лицом к хвосту, имея 13-мм турельный пулемёт и два пулемёта MG 15 винтовочного калибра в боковых окнах фонаря кабины.

    7 августа 1941 года мы вылетели с заданием сфотографировать Тульский аэродром (около 180 км к югу от Москвы). По дороге на Тулу я заметил, что над нами тянется дымный след, и предложил пилоту изменить высоту, чтобы он исчез. Скорее всего, противник уже заметил нас с земли. Сменив высоту и избавившись от дымного следа, мы продолжили выполнение задания и сфотографировали Тулу, возвращаясь тем же путём, каким летели к цели.

    Когда на обратном пути мы пролетали через тот же район, дымный след появился снова. Я крикнул пилоту, чтобы он изменил высоту. Тем временем бортмеханик фельдфебель Крамер появился в кабине пилота. Я спросил его, почему он оставил свою позицию в нижней ванне, но он ответил, что его глаза болят из-за сквозняка, особенно сильного в месте крепления пулемёта. Вдруг он воскликнул: «Под нами истребители!» Крамер нырнул на свою позицию и начал стрелять из пулемёта, а потом крикнул мне: «Берегись! Вот ещё один — выше!» Я увидел истребитель, когда его силуэт показался между шайбами хвостового оперения, и выпустил очередь, прежде чем он снова нырнул вниз.

    — Они ушли!

    — Может быть, они были на пределе радиуса действия, и не смогут вернуться?

    В этой атаке вражеский истребитель, должно быть, поразил водяные радиаторы обоих наших моторов, а мы этого не заметили. Через некоторое время я заметил дым и крикнул пилоту: «Штиххаллер! Выключи правый двигатель, он дымится!» Он заглушил двигатель, но потом я сказал: «Выключай и левый двигатель, он горит!»

    Наблюдатель лейтенант Бабик, который был командиром экипажа, крикнул: «Приготовиться к прыжку!» Для меня это означало, что надо сбросить верхнюю крышку фонаря кабины. Там была красная аварийная ручка, которую я потянул, но ничего не произошло. Я оперся в неё и ударил другой рукой, но безрезультатно. Мой парашют был на спине, как и у пилота, а бортмеханик надел свой нагрудный. Я сказал Крамеру, что он должен открыть нижний люк, что он и сделал, а затем внезапно исчез — его вытянуло воздушным потоком.

    Машина вошла в крутое пике, и это вместе с открывшимся нижним люком помогло освободить и верхний аварийный выход. Мой портфель, ключи от машины и все наши секретные документы высосало из самолёта. Затем я спросил наблюдателя: «Какое расстояние до линии фронта?» Он ответил: «200 километров». Пилоту удалось перетянуть небольшую рощицу, прежде чем он совершил успешную аварийную посадку; лопасти моторов пропахали землю.

    Поскольку нижний люк был открыт, кабина наполнилась землёй и грязью. Бабик слегка ушибся при посадке, ударившись обо что-то в кабине. К счастью, земля погасила пожар двигателей. Затем я вытащил один пулемёт из бокового окна и выкинул его из машины, а затем выбрался из заполненной грязью кабины.

    К самолёту подошли гражданские, один из них был с вилами наперевес. Мужчина опустил вилы и больше не приближался. Мы все были одеты в комбинезоны с электроподогревом поверх нашей обычной униформы которые скинули, собираясь бежать от самолёта. Но тут появились солдаты с криками: «Стой! Стой!» Они окружили нас со всех сторон — оставалось только сдаться. Нас отвезли в деревню, а потом приехал грузовик, который доставил нас в Москву».

    ​ - Охотники за разведчиками | Warspot.ru
    ​Экипаж «Дорнье» Do 215В-3 W.Nr.0068 «Т5+ВС» из состава эскадрильи 1./O.b.d.L.: наблюдатель лейтенант Йоахим Бабик, пилот фельдфебель Фердинанд Штиххаллер, бортмеханик фельдфебель Вальтер Крамер, в центре радист унтер-офицер Кристиан Штирнвайс перед вылетом на разведку над Англией и после него. На втором фото лётчики выпивают, празднуя выполнение задания - Охотники за разведчиками | Warspot.ru
    Экипаж «Дорнье» Do 215В-3 W.Nr.0068 «Т5+ВС» из состава эскадрильи 1./O.b.d.L.: наблюдатель лейтенант Йоахим Бабик, пилот фельдфебель Фердинанд Штиххаллер, бортмеханик фельдфебель Вальтер Крамер, в центре радист унтер-офицер Кристиан Штирнвайс перед вылетом на разведку над Англией и после него. На втором фото лётчики выпивают, празднуя выполнение задания

    К сожалению, несмотря на оформленное представление, никакой награды Николай Круглов так и не получил. Вероятно, это было связано с переподчинением 124-го ИАП командованию 7-го ИАК ПВО Ленинграда, а капитана Круглова перевели в ПВО Тулы, назначив заместителем командира 441-го ИАП. Согласно донесениям о потерях, Николай Яковлевич Круглов погиб в ноябре 1941 года и похоронен на кладбище в Туле. К сожалению, никаких подробностей гибели героя на данный момент установить не удалось — не помогла даже поездка в Тулу. В местном краеведческом музее знают про 171-й ИАП, а о существовании других полков ВВС, защищавших небо над городом, информации нет. Это очень странно, учитывая, что 124-й ИАП прикрывал небо Тулы в течение двух месяцев и сбил четыре немецких самолёта-разведчика, из них два тараном.

    Так, 9 сентября 1941 года младший лейтенант Николай Леонтьевич Грунин таранил «Юнкерс» Ju 88A-5 W.Nr.0587 из эскадрильи дальней разведки 4.(F)/11, а 14 сентября лейтенанты Владимир Иванович Довгий и Борис Григорьевич Пирожков двойным тараном уничтожили Ju 88A-4 W.Nr.1271 из 1.(F)/33. Ещё один разведчик сбил 13 сентября младший лейтенант Дмитрий Михайлович Занин — это был «Мессершмитт» Bf 110C-5 W.Nr.2290 из 3.(F)/31. Однако и эти подвиги не получили должной оценки, хотя некоторые из отличившихся лётчиков позднее были награждены по совокупности боевых заслуг

    ​Командир звена 787-го ИАП старший лейтенант Борис Пирожков (слева) с лётчиками своего полка - Охотники за разведчиками | Warspot.ru
    Командир звена 787-го ИАП старший лейтенант Борис Пирожков (слева) с лётчиками своего полка

    К примеру, Борис Пирожков в марте 1942 года получил орден Ленина, а в начале 1943 года за ещё один таран над Тулой в составе 787-го ИАП посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Николай Грунин и Дмитрий Занин были награждены орденами Красного Знамени, а вот напарник Бориса Пирожкова Владимир Довгий никаких наград не получил и погиб 29 октября 1941 года. Война не пощадила и других героев 124-го ИАП — все упомянутые лётчики, как и отличившийся утром 22 июня 1941 года лейтенант Дмитрий Кокорев, погибли в боях или катастрофах.

    Печально, что по сохранившимся документам сложно проследить и довоенную судьбу забытого героя Великой Отечественной войны и лучшего лётчика 124-го ИАП лета 1941 года Николая Круглова. Возможно, какие-то подробности после публикации статьи смогут подсказать читатели или родственники Николая Яковлевича.

    ​Командир 785-го ИАП майор Владимир Петрович Круглов, фото 1943 года - Охотники за разведчиками | Warspot.ru
    Командир 785-го ИАП майор Владимир Петрович Круглов, фото 1943 года

    Однофамильцу Николая Яковлевича Круглова Владимиру Петровичу Круглову военная судьба благоволила. Он пережил войну, сражаясь в качестве лётчика-инспектора по технике пилотирования 6-го ИАК ПВО Москвы, затем командовал 785-м и 495-м ИАП ПВО. Всего за войну Владимир Круглов заявил три личные победы над немецкими самолётами-разведчиками, за что был награждён орденом Ленина. В 1946 году Владимир Круглов вышел в отставку.

    Михаил Тимин

    Исследователь истории советских ВВС в годы Великой Отвечественной

    Последний бой гауптмана Юнга на Warspot.ru
    Последний бой гауптмана Юнга
    Первые советские «охотники» на Warspot.ru
    Первые советские «охотники»
    Неудачная попытка перехватить инициативу на Warspot.ru
    Неудачная попытка перехватить инициативу
    Поделиться
    • 55
    • 488
    • 12
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    На Кубани найдены останки известного немецкого летчика на Warspot.ru
    На Кубани найдены останки известного немецкого летчика
    Бомбы на Москву! на Warspot.ru
    Бомбы на Москву!
    Когда «джентльменам верят на слово» на Warspot.ru
    Когда «джентльменам верят на слово»
    Warspot о наградах: обречённый «Юнкерс» на Warspot.ru
    Warspot о наградах: обречённый «Юнкерс»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google