Мнение о роли бронетранспортёров и бронеавтомобилей на советско-германском фронте обычно прочно формируется ещё в юности при просмотре советских фильмов. Отечественные кинематографисты могли рассчитывать лишь на один образец псевдонемецкой техники, по экранам кинотеатров обычно катались чешские «Татры» OT-810, изображавшие знаменитые «Ханомаги» Sd.Kfz. 251. Многочисленные советские броневики начала войны большей частью погибли на западных границах, и основу парка лёгкой бронетехники РККА составили БА-64 и бронетранспортёры, полученные по ленд-лизу, а также трофейные немецкие бронеавтомобили. Действия советских подвижных отрядов осталась не освещёнными кинематографистами, хотя именно эти небольшие группы на «Виллисах», «Доджах», «Скаутах», трофейных «Ханомагах», изредка усиленные лёгкими танками или самоходками, в буквальном смысле «первыми врывались в города». Они громили тылы противника и перерезали магистрали на путях его отхода, чем вносили весомый вклад в успех советских наступательных операций второй половины войны. Как советские офицеры и солдаты оценивали свои бронетранспортёры и бронеавтомобили?
Отсутствие как главный недостаток
Хотя массовое производство бронетранспортёров в СССР в ходе войны развернуть не смогли, Красная армия широко применяла ленд-лизовскую и трофейную технику. Как и в случае с другими видами вооружений, накопленный боевой опыт регулярно собирался и обобщался. Сразу же после Победы в войска поступил отдельный опросник, призванный суммировать данные об использовании данного вида техники за всю войну:
«Для разработки вопросов, связанных с дальнейшим развитием бронеавтомобилей и бронетранспортёров в Красной Армии, командующий БТиМВ КА маршал бронетанковых войск тов. Федоренко приказал предоставить данные, обобщающие опыт отечественной войны в области применения этих машин. Желательно наиболее подробно осветить следующие вопросы:
1. Тактическое использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров в частях Красной Армии (привести наиболее типичные примеры боевых операций).
2. Как использовались бронеавтомобили и бронетранспортёры в армии противника. Дать оценку машин противника, указав лучшие марки.
3. Общие положения по тактическому использованию бронеавтомобилей и бронетранспортёров на основании опыта Отечественной войны.
4. Конструктивные недостатки советских и союзных бронеавтомобилей и бронетранспортёров.
5. Общие положения по конструкции новых бронеавтомобилей и бронетранспортёров (вес, бронирование, вооружение, проходимость, скорость и прочее).
Указанные материалы прошу передать в Управление бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА не позднее 20 июля 1945 года».
Не сложно представить, что основной вывод, который поступил из частей, звучал примерно как «дайте ещё и больше!» В большинстве случаев отчёты касались двух машин — советского бронеавтомобиля БА-64 и американского бронетранспортёра M3A1, реже встречались упоминания более дефицитных M17:
«Бронемашины и бронетранспортёры применялись преимущественно при ведении разведки в наступательных боях, при преследовании противника (в оперативной глубине), для разведки боем, для связи с разведорганами.
Бронетранспортёры, имея большую скорость и достаточную проходимость по просёлочным дорогам, позволяли хорошо маневрировать на поле боя, их броня хорошо защищает от мелких осколков снарядов и ружейно-пулемётного огня. Все эти качества, плюс большая насыщенность пулемётным и автоматным огнём давала возможность вплотную соприкасаться с противником, захватывать пленных, а также преследовать противника при отступлении».
При этом отмечалось желание иметь больше бронетранспортёров и для других целей:
«Опыт войны показал, что необходимо также посадить на бронетранспортёры сапёрные части танковых войск. Необходимо также часть радиостанций штабов армий, корпусов и бригад монтировать на бронетранспортёрах, специально для этого предназначенных. Такое положение сделает радиосвязь более устойчивой, а значит и управление, уменьшит потери личного состава частей связи и повысит их манёвренность в зоне обстрела».
Можно предположить, что подобные идеи появились не на пустом месте — в другом рапорте отмечалось, что «в каждом мотобатальоне противника имелся радийный бронетранспортёр, обеспечивающий надёжную связь». Количество произведённых немцами бронетранспортёров, хотя и со скрипом, позволяло использовать эти машины в качестве «танкового шлейфа»:
«Противник бронетранспортёры использовал для подброски пехоты во время боя непосредственно на передний край. Во время танковой атаки непосредственно на бронетранспортёрах метрах в 200 двигался десант, одновременно поддерживал огнём танки и давал целеуказание. Наилучший бронетранспортёр противника 250-251: хорошая проходимость, наблюдение, вооружение, защитная броня от пуль и осколков».
Интересную оценку технике противника дали в 45-м гвардейском танковом полку. Танкисты отмечали, что трофейных машин на вооружении не имели, но оценивали их не слишком высоко:
«Все бои с участием бронетранспортёров со стороны противника оттенили плохие боевые качества их и в большинстве случаев заканчивались полным уничтожением большого количества участвующей в бою техники противника».
Впрочем, обычно и другие части не особо озадачивались точными определениями для вражеской техники, сваливая в одну кучу бронетранспортёры, тяжёлые артиллерийские тягачи на полугусеничном ходу, зенитные системы и даже «гусеничные мотоциклы». Также иногда встречались упоминания о заслуживающих внимания немецких многоосных броневиках. В целом же уважение и зависть вызывали не какие-то особые качества немецкой техники данных классов, а само её наличие, количество и разнообразие.
С бронёй как без брони
Когда речь заходила об отдельных машинах с советской стороны, первым обычно упоминался отечественный броневик БА-64. Увы, он же имел и самый длинный список нареканий и недостатков. Для шасси лёгкого внедорожника бронекорпус оказался откровенно тяжёлым — при том, что и в качестве бронезащиты также имелись обоснованные сомнения. Можно предположить, что «чистый» ГАЗ-64 был бы не меньше востребован; подобное мнение высказывалось в рапортах — правда, про американский внедорожник:
««Виллис» при всяких условиях несравнимо лучше обеспечивает связь в любых инстанциях и при любых условиях боя. Офицер, вооружённый автоматом, имеющий запасные диски на машине и достаточное количество гранат, во всех случаях возьмёт «Виллис», а не БА-64».
«Опыт эксплуатации бронеавтомобилей БА-64 в период Отечественной войны показал, что тактико-технические возможности не позволяют применять их для ведения боя. Бронеавтомобили применялись в основном для следующих целей:
1) для связи между штабами всех степеней;
2) для охраны штабов и сопровождения их при перемещении;
3) для разведки противника и рекогносцировки местности в радиусе 15–20 километров, при действиях в оперативной глубине противника.
Основные недостатки конструкции следующие:
1) плохая проходимость;
2) недостаточная скорость;
3) неустойчивость автомобиля на поворотах и косогорах, так как центр тяжести автомобиля расположен высоко;
4) несоответствие веса машины мощности двигателя и прочности деталей трансмиссии, ходовой части и механизма управления;
5) условия работы экипажа бронеавтомобиля неудовлетворительные (теснота, неудобство пользования рычагами, педалями и вооружением).
Характерные технические дефекты следующие:
1) поломки шестерён главной передачи заднего и переднего мостов;
2) усиленный износ деталей переднего моста и механизма поворота — шкворней и поворотной цапфы;
3) поломки кожухов раздаточных коробок и шестерён раздаточных коробок;
4) усиленный износ карданов — карданной передачи;
5) усиленный износ тормозной системы.
Частое повторение перечисленных дефектов указывает на то, что конструкция бронеавтомобиля должна быть коренным образом изменена. Конструктивные недостатки бронеавтомобиля БА-64:
а) узкая колея, часто переворачивается на ходу;
б) слабая броня, пробиваемая осколками мин и бронебойными пулями из винтовки;
в) частая поломка поворотных кулаков;
г) жёсткое сочленение рессор, вследствие чего частые поломки их и стремянок;
д) недостаточная насыщенность огнём;
ж) недостаточная мощность мотора;
з) тормоза не рассчитаны на нагрузку».
Чуть лучшее впечатление смог оставить о себе броневик, обозначенный в отчёте как БА-10-67 — скорее всего, имелся в виду БА-64Б, то есть модернизированный вариант бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-67. Однако, судя по малому числу отзывов, далеко не все части по окончании войны имели возможность составить мнение об этой машине: «Создание нового бронеавтомобиля БА-10-67 улучшило проходимость его и исключило возможность перевёртываться». Тем не менее, недостатки нашлись и у БА-64Б:
«От погнутости дисков колёс происходит болтание последних во время хода. От сработки конусов в поворотных кулачках быстро появляется болтание передних колёс. Башня и тумба для пулемёта придают большой вес. Башня сильно увеличивает габарит и делает [бронеавтомобиль] более заметным».
Следом, рядом и впереди танков
Основная масса отзывов о бронетранспортёрах с советской стороны относилась к американскому M3A1. Обычно, когда речь заходит о роли ленд-лиза в танковых войсках, вспоминают «Шерманы», неутомимые «Студебекеры» и другие тяжёлые американские грузовики, наконец, полюбившиеся красноармейцам «Виллисы» и «Доджи», однако и роль присланных из-за океана бронетранспортёров сложно переоценить.
Именно M3A1 стали для разведывательных и передовых отрядов танковых частей отличным средством усиления. Их проходимости вполне хватало для совместных действий с ушедшими в прорыв танками, а огневой мощи самих бронетранспортёров и их десанта — для успешного ведения боя в ближнем тылу врага, истребления отступающих колонн и уничтожения заслонов без серьёзной противотанковой обороны: «Бронезащита, скорость и вооружение бронетранспортёра M3A1 вполне удовлетворительные, в боях [он] показал себя лучшей разведывательной машиной, отвечающей всем требованиям».
Разумеется, без недостатков у M3A1 тоже не обошлось:
«В процессе эксплуатации бронетранспортёра выявлены следующие конструктивные недостатки:
1) недостаточная проходимость;
2) поломки шестерён главной передачи переднего и заднего мостов;
3) поломки шестерён дифференциала, шестерён полуосей и сателлитов;
4) поломки рессорных листов переднего и заднего мостов.
По своей конструкции и вооружению бронетранспортёр M3A1 соответствует своему назначению за исключением указанных дефектов».
«Конструктивные недостатки бронетранспортёра M3A1:
а) недостаточная прочность заднего моста, слабые ведущие и ведомые шестерни дифференциала;
б) непрочное крепление демультипликаторной коробки;
в) малая проходимость по мягкому грунту;
г) недостаточная высота брони задней части, вследствие чего экипаж легко уязвим с тыловой части».
Стоит отметить, что ленд-лизовские бронетранспортёры эксплуатировались в СССР нещадно, при этом далеко не всегда в соответствии с положенным регламентом техобслуживания. Тем не менее, даже в таких условиях они сумели показать себя с лучшей стороны.
Прочие — хорошие и плохие
Но самые восторженные отзывы заслужили у танкистов зенитные варианты бронетранспортёра — M15 и M17. Войсковая ПВО всю войну оставалось большой проблемой Красной армии — даже в 1944–1945 гг. не редки были случаи, когда наступающие танкисты выскакивали из-под «зонтика» прикрывающих истребителей, и тут же выяснялось, что формально утратившая господство в воздухе немецкая авиация вполне способна наносить болезненные удары:
«Полугусеничный бронетранспортёр M17 по конструкции и вооружению полностью соответствует своему назначению. Обращает на себя внимание несколько повышенный износ гусеничных цепей и частый разрыв их. При проектировании [отечественного] бронетранспортёра такого типа следует положить в основу конструкции полугусеничный бронетранспортёр M17, который соответствует основным тактическим требованиям по своей конструкции».
Впрочем, M17 не только полюбились советским танкистам за помощь в решении проблемы войсковой ПВО, но и пригодились для разведки и даже непосредственной поддержки танков, особенно в городских боях на заключительном этапе войны: «Наиболее типичным примером использования бронетранспортёров M17 в боях с наземным противником являются уличные бои за город Берлин».
Наконец, ещё одним довольно редким гостем в войсках оказался британский бронетранспортёр Universal Carrier, в советских документах обозначаемый как «Универсаль-1»:
«При резких поворотах легко спадает гусеница. Быстро изнашивается ходовая часть и ведущие звёздочки по отношению их к мотору, исключая гусеницы. В зимнее время по скользкой дороге или по гололедице очень неустойчив на ходу. Имеет пониженную проходимость из-за низкого клиренса. Вооружение не соответствует современному бою. В период проведённых боев себя не оправдал и не выгоден для применения в частях Красной Армии».
Подводя итог, можно отметить: в ходе Великой Отечественной войны — особенно её второй половины — в СССР сумели накопить серьёзный опыт применения бронеавтомобилей и бронетранспортёров, однако в силу недостаточной насыщенности ими частей в дальнейшем не остался невостребованным и опыт противника.
Комментарии к данной статье отключены.