После того как британцам удалось нейтрализовать попытки итальянской флотилии Красного моря противодействовать их судоходству, ожидать развязки пришлось недолго. Морякам Реджиа Марина предстояло сделать нелёгкий выбор: попытаться спасти корабли и прорваться в Европу и Японию или погибнуть, но заставить противника заплатить за итальянские эсминцы как можно дороже.
«Альбакоры» как предвестники конца
Итальянская Восточная Африка, находившаяся в окружении британских владений, не могла самостоятельно долго продержаться. 3 февраля 1941 года началось наступление британцев на Керен — последний опорный узел, прикрывавший Массауа с запада. Ранним утром 13 февраля гавань Массауа подверглась налёту 14 торпедоносцев-бомбардировщиков «Альбакор» с «Формидебла» (HMS Formidable): направлявшийся в Средиземное море авианосец получил приказ поддержать действия сухопутных войск. Англичане атаковали торпедами и бомбами суда на рейде и эсминцы в главной гавани, потопив пароход «Монкальери» (Moncalieri, 5723 тонны); другие корабли и суда, вопреки заявкам на попадания, не пострадали. Два самолёта не вернулись на авианосец: один сбили зенитчики, второй сел на воду в 20 милях от Массауа.
Эти обстоятельства вынудили контр-адмирала Марио Бонетти (Mario Bonetti), принявшего в январе 1941 года командование итальянскими ВМС в Восточной Африке, по приказу командования Реджиа Марина начать вывод из Красного моря кораблей и судов, способных достичь Франции или Японии. Помимо итальянских кораблей и судов в Эритрее с начала войны застряли ещё и девять немецких транспортов.
Операцию ускорила новая атака самолётов «Формидебла». 18 февраля немецкие бомбардировщики выставили в Суэцком канале магнитные мины, и в ожидании его разминирования авианосец повторно атаковал Массауа. Группа из восьми «Альбакоров» взлетела 21 февраля в 04:20. Два самолёта отбомбились «по эсминцам на южной якорной стоянке, четыре — по эсминцам у главной набережной, и один с 1000 футов — по подводным лодкам на северной якорной стоянке». Вопреки заявкам на попадания, ни один корабль не пострадал.
Через три часа после взлёта «Альбакоры» без потерь сели на авианосец. После этого «Формидебл» 23 февраля в сопровождении эсминцев «Джуно» (HMS Juno) и «Гриффин» (HMS Griffin) пришёл в Суэц, но канал был заблокирован подорвавшимися на минах судами, и его направили в Порт-Судан ожидать завершения восстановительных работ.
Из трёх кораблей покинувших Массауа в феврале два — шлюп «Эритрея» (Eritrea) и вспомогательный крейсер «Рамб II» (Ramb II) — во второй половине марта добрались до Японии. Меньше повезло вспомогательному крейсеру «Рамб I» (Ramb I). Вышедший из Массауа 20 февраля корабль днём 27 февраля в Аравийском море перехватил лёгкий крейсер «Линдер» (HMNZS Leander) и после непродолжительного боя отправил итальянца на дно.
Разминирование Суэцкого канала затянулось, и в ожидание его завершения авиагруппу «Формидебла» решили использовать для очередной атаки на гавань Массауа. Вскоре после заката 1 марта пять «Альбакоров» отбомбились по плавучему доку в северной гавани, где, как считалось, находится подводная лодка. Все самолёты вернулись на авианосец.
После этого, в первых числах марта, из Массауа ушли все четыре подводные лодки — океанские «Аркимеде» (Archimede), «Галилео Феррарис» (Galileo Ferraris) и «Альберто Гульельмотти» (Alberto Guglielmotti), а также средняя «Перла» (Perla). До 20 мая, преодолев 14 000 миль, все они благополучно достигли Бордо. Из вышедших на прорыв позднее восьми немецких и итальянских судов спаслись только «Гималайя» (Himalaya, 6240 тонн) и «Вартенфельс» (Wartenfels, 6181 тонна) — остальные были затоплены экипажами либо при перехвате в море, либо, вынужденные вернуться, в Ассабе или Массауа в начале апреля.
Утром 15 марта войска Содружества перешли в новое наступление у Керена. Значительное превосходство в живой силе и технике, и полное господство в воздухе — у итальянцев оставалось всего четыре бомбардировщика — помогло британцам и их союзникам 27 марта сломить сопротивление противника. Путь на Массауа был открыт.
Ещё 5 марта Адмиралтейство распорядилось не подвергать атакам плавучий док в Массауа, а 10 марта последовало решение не минировать гавань — британцы заблаговременно готовились к использованию порта после его захвата.
Между тем, по распоряжению контр-адмирала Бонетти 30 кораблей и судов, остававшихся в Массауа и Ассабе, должны были затопиться в качестве блокшипов, чтобы максимально затруднить англичанам использование портов.
В это число входили миноносцы «Винченцо-Джордано Орсини» (Vincenzo Giordano Orsini) и разоружённый «Джованни Ачерби» (Giovanni Acerbi), минзаг «Остия» (Ostia), канонерские лодки «Порто Корсини» (Porto Corsini) и «Джузеппе Бильери» (Giuseppe Biglieri), торпедные катера 21-й флотилии, танкер «Ниобе» (Niobe) и три буксира. Танкеры «Баккильоне» (Bacchiglione), «Себето» (Sebeto) и «Силе» (Sile), доставлявшие воду жителям архипелага Дахлак, а так же госпитальное судно «Рамб IV» (Ramb IV), в список затопляемых включены не были и выполняли свою работу вплоть до захвата.
Кораллы против эсминцев
Шести уцелевшим к тому времени эсминцам была поставлена особая задача. План Бонетти предусматривал одновременное нападение на Суэц и Порт-Судан. Эсминцы 5-го дивизиона «Леоне» (Leone), «Тигре» (Tigre) и «Пантера» (Pantera), имевшие большую дальность хода, предназначались для рейда к первому пункту. Корабли с сильно изношенными машинами должны были совершить двухдневный переход на север без прикрытия с воздуха, а само нападение должно было сопровождаться налётом на Суэц немецких бомбардировщиков «Хейнкель» He 111 с Родоса. Второй группе — эсминцам 3-го дивизиона «Нацарио Сауро» (Nazario Sauro), «Чезаре Баттисти» (Cesare Battisti) и «Даниэле Манин» (Daniele Manin) — предстояло атаковать близкий Порт-Судан. Задача обоих дивизионов заключалась в нанесении максимального ущерба портовым сооружениям и судам противника, после чего они должны были затопиться у берегов Саудовской Аравии. Экипажи могли высадиться на берег этой нейтральной страны. Возвращение эсминцев не предусматривалось вовсе.
Предвидя подобную вылазку, британское командование 29 марта перебросило из Александрии в Порт-Судан 813-ю и 824-ю эскадрильи торпедоносцев-бомбардировщиков «Суордфиш» (16 машин) с авианосца «Игл» (HMS Eagle) во главе с коммандером Чарльзом-Линдси Кейли-Пичем (Charles Lindsay Keighly-Peach). Самолёты находились на аэродроме Порт-Судана в высокой степени готовности и были вооружены 250-фунтовыми (113-кг) бомбами общего назначения и небольшим количеством полубронебойных бомб. И те, и другие считались неэффективными против крупных боевых кораблей — тем не менее, это было всё, что англичане имели на руках. Помимо этого, в Суэц отправились крейсер «Каледон» (HMS Caledon) и эсминец «Кимберли» (HMS Kimberley), а в Порт-Судан — крейсер «Кейптаун» (HMS Capetown) и эсминец «Кингстон» (HMS Kingston).
Итальянцы начали операцию 31 марта около 18:00 выходом из Массауа эсминцев 5-го дивизиона после того, как британский самолёт-разведчик пролетел над портом и сообщил, что итальянские корабли остаются в порту. Учитывая, что на флагманской «Пантере» не действовали лаг, гироскоп и магнитный компас, выведенный из строя ударом молнии, командир дивизиона капитано-ди-вашелло Андреа Гаспарини (Andrea Gasparini) поставил головным «Леоне», а свой эсминец расположил замыкающим.
Итальянским кораблям предстояло в темноте на скорости 18 узлов пересечь очень сложный в навигационном отношении из-за многочисленных мелей и рифов архипелаг Дахлак северо-восточным фарватером, и, взяв курс на север, ночью на 3 апреля достичь Суэца. Но этим планам не суждено было сбыться. Уже в 00:30 1 апреля «Леоне» неожиданно налетел на не отмеченный в лоциях и не зафиксированный эхолотом коралловый пик посреди фарватера и резко остановился. «Тигре» и «Пантера» промчались мимо «Леоне» — один по правому, другой по левому борту. В пробоину в днище «Леоне» хлынула вода, сильный пожар разгорелся в носовой части, в котле №4. Принудительное затопление носового артиллерийского погреба из-за угрозы возгорания привело к остановке котла №1.
Два других эсминца осторожно подошли к пострадавшему флагману. Командир «Леоне» капитано-ди-фрегата Угуччоне Скроффа (Uguccione Scroffa) доложил о ситуации Гаспарини, и тот согласился, что корабль не спасти. Открыв кингстоны, экипаж перешёл на «Пантеру» и «Тигре». Наступил рассвет, но «Леоне» не тонул. «Пантере» пришлось обстрелять эсминец из орудий, и только в 05:00 «Леоне» погрузился правым бортом. Точное место гибели эсминца до сих пор не известно. Поскольку время для перехода к Суэцу было потеряно, «Пантера» и «Тигре» со спасёнными с «Леоне» в этот же день вернулись в Массауа.
Неотвратимые «Суордфиши»
Неудача 5-го дивизиона, а также известие о том, что люфтваффе не смогут поддержать рейд итальянцев бомбардировкой Суэца, вынудили Бонетти изменить план — теперь все пять оставшихся эсминцев должны были атаковать Порт-Судан. Основную часть 265-мильного маршрута предполагалось преодолеть на максимальной скорости в ночное время. Остатки топлива для кораблей доставил в Массауа из Ассаба военный танкер «Ниобе».
В свой последний поход «Пантера» под командованием капитано-ди-вашелло Андреа Гаспарини и «Тигре» капитано-ди-фрегата Гаэтано Тортора (Gaetano Tortora) вышли в 13:00 2 апреля. Через час за ними последовали «Манин» командира 3-го дивизиона капитано-ди-фрегата Аральдо Фадина (Araldo Fadin), «Сауро» капитано-ди-корветта Энрико Моретти дельи Адимари (Enrico Moretti degli Adimari) и «Баттисти» капитано-ди-корветта Риккардо Папино (Riccardo Papino). Эффект внезапности был утрачен почти сразу — севернее Массауа эсминцы заметил британский самолёт. Спустя два часа после выхода последовала атака с воздуха, пока окончившаяся безрезультатно.
Через несколько часов после выхода в море из-за чрезмерного расхода воды в котлах «Баттисти» вынужден был снизить скорость до 15 узлов. Это было совершенно неприемлемо — корабль не имел ни малейшего шанса достичь Порт-Судана и задерживал остальных. Около 02:00 3 апреля командир эсминца запросил у флагмана разрешение следовать к аравийскому берегу. Получив его, в 03:15 «Баттисти» отделился и направился к Джидде. Утром эсминец достиг Шойбы, в 100 км к югу от Джидды, где команда высадилась на берег. При этом британский самолёт отбомбился по шлюпкам и плотам, но обошлось без жертв. В 09:00 были открыты кингстоны и иллюминаторы, но «Баттисти» затонул только во второй половине дня, упокоившись на 50-метровой глубине.
В поисках ближайшего населённого пункта итальянские моряки разбились на несколько групп и разбрелись в разные стороны, но в конечном итоге все были арестованы аравийцами и помещены в лагерь для интернированных лиц.
В 16:30 2 апреля британский «Бленхейм» 203-й эскадрильи, вылетевший из Адена, доложил, что в 14:30 обнаружил «три крупных эсминца противника, которые оставили Массауа курсом 0°, а два других — курсом 90° на 20 узлах». Из-за задержки с сообщением атака «Суордфишей» во второй половине дня исключалась, поэтому коммандер Кейли-Пич решил перехватить эсминцы на рассвете следующего дня.
Чтобы своевременно найти и атаковать врага, район его ожидаемого местонахождения предполагалось прочесать шестью «Суордфишами». Сам Кейли-Пич обследовал подходы к Порт-Судану. Поисковые самолёты взлетали в 04:30 по местному времени 3 апреля, чтобы через полчаса, с первыми лучами солнца, находиться в заданном районе вне зависимости от выбранного противником маршрута.
Погода 3 апреля была не лучшей для воздушной разведки — облачность 8–9 баллов по 10-бальной шкале при высоте нижней кромки 800-1500 футов, видимость от 2 до 8 миль, дул северо-восточный ветер со скоростью 5–10 узлов. В 04:30, как и планировалось, шесть «Суордфишей» с шестью 250-фунтовыми бомбами каждый вылетели из Порт-Судана. У всех экипажей был приказ по получении первой информации идти на перехват и атаковать. Задержку взрывателя полубронебойных бомб выставили на 1/4 секунды, фугасных — на 1 секунду. Пилоты были проинформированы, что зенитный огонь ожидается слабым.
В 05:10 экипаж суб-лейтенанта Джеймса-Лесли Куллена (James Leslie Cullen) направил радиограмму об обнаружении двух эсминцев, идущих курсом 170°, но наземная станция не приняла её. Направив сообщение, «Суордфиш» продолжал следить за вражескими кораблями. В 05:25 суб-лейтенант Куллен сообщил о том, что эсминцы сменили курс на 230° и идут со скоростью 24 узла.
Первая информация о неприятеле пришла в оперативный отдел авиагруппы «Игла» только в 05:40. Сразу же были собраны все экипажи, обслуживающий персонал отправился на аэродром для запуска самолётов ударной группы. Все самолёты были заправлены и вооружены (всё те же шесть 250-фунтовых бомб) ещё ночью, подвезли и подготовили бомбы и для повторного вылета.
Между тем, в 05:40 экипаж лейтенанта Уэлхэма сообщил о «четырёх эсминцах на северном курсе», после чего, в соответствии с приказом, в 05:45 атаковал замыкающий корабль со стороны восходящего солнца. Тот уклонился от сброшенных залпом бомб, и они взорвались в 30 ярдах по правому борту.
Итальянцы считали, что в ночь на 3 апреля британские самолёты следили за ними, но это было не так. В 06:30 (итальянская хронология) в 30 милях от Порт-Судана 5-й и 3-й дивизионы, следовавшие до этого раздельно, пошли совместно, но в 06:55 в 19 милях к востоку от цели начались атаки с воздуха.
Вскоре после 07:00 с «Пантеры» в утренней дымке заметили «очертания крупного корабля, возможно крейсера», а затем «ещё два неопознанных корабля у него за кормой». До Порт-Судана оставалось не более 10 миль, но капитано-ди-вашелло Гаспарини отказался от нападения на город, «чтобы вступить с ними в бой». Хотя вскоре выяснилось, что никаких вражеских кораблей поблизости нет, итальянцы начали отход в северо-восточном направлении, к берегам Саудовской Аравии.
В 06:05 (время местное), ещё не имея полной информации о противнике, на разведку подходов к Порт-Судану вылетел очередной «Суордфиш», а уже в 06:20 поступило сообщение, что итальянцы легли на курс 40°, в сторону открытого моря и увеличили скорость. В 06:35 «Суордфиш» лейтенанта Седжвика атаковал головной «Тигре», но его бомбы легли мимо цели. Пятью минутами позднее эту же цель атаковал второй экипаж, достигнув лишь одного близкого разрыва. Зенитный огонь эсминцев был охарактеризован как «интенсивный, но неточный». С каждой последующей атакой он всё более слабел, так что ни один из «Суордфишей» не пострадал. После завершения первого налёта четыре итальянских эсминца продолжали двигаться на север.
В 06:40 ударная шестёрка «Суордфишей» вылетела из Порт-Судана. Самолёты легли на курс 85° и набрали высоту 4500 футов, но вскоре из-за низкой облачности и плохой видимости вынуждены были спуститься на высоту 1500 футов. Вскоре один из экипажей вернулся из-за неисправного двигателя.
В 07:09 экипаж лейтенанта Уэлхэма взлетел с задачей до 08:00 сменить экипаж суб-лейтенанта Куллена, который всё ещё продолжал следить за итальянцами. Этому экипажу было приказано сообщать о позиции противника, его курсе и скорости каждые 20 минут. Чтобы «Суордфиш» Уэлхэма мог дольше держаться в воздухе, бомбы под него не подвесили. Смена была направлена очень своевременно — из-за сбоя связи информация о перемещениях итальянцев не поступала с 07:15.
Экипаж суб-лейтенанта Сиднея-Хэла Сазерса (Sydney Hal Suthers) не сразу нашёл противника — ему пришлось вернуться к африканскому побережью, чтобы определиться с местоположением, после чего «Суордфиш» бросился вдогон за итальянцами. Лететь пришлось навстречу ветру, так что скорость расчалочного биплана составляла всего 45 узлов (около 83 км/час). В 07:15 вывалившийся из облаков на высоте 500 футов самолёт атаковал замыкающий эсминец, но вновь весь бомбовый залп лёг в 100 ярдах позади цели.
Через пять минут после атаки экипаж суб-лейтенанта Сазерса увидел приближающиеся «Суордфиши» ударной группы и сигнализировал им лампой Алдиса, но те не отреагировали. Тем не менее, ударная группа нашла эсминцы, находившиеся уже в 50 милях от Порт-Судана и следовавшие в северо-восточном направлении. Поднявшись на высоту 5000 футов, «Суордфиши» заняли позицию под нижней границей облаков со стороны солнца.
Эсминцы шли на высокой скорости свободным ордером – замыкающий эсминец находился слева по корме колонны из остальных трёх кораблей. В 07:58 «Суордфиш» суб-лейтенанта Куллена спикировал на него и с 1000 футов сбросил бомбы, которые легли слева по носу цели. Одновременно в бой вступила ударная группа. Первым атаковал лейтенант Литам, спикировав на идущий третьим в колонне «Сауро», который уклонился отворотом влево. Суб-лейтенант Эрик Сарджент (Eric Sergeant) из 813-й эскадрильи в 08:15 выбрал эту же цель. Спикировав с 5400 до 1000 футов от солнца, он уложил в эсминец все шесть своих 250-фунтовых фугасных бомб.
Итальянцы утверждали, что самолёт сбросил бомбы с менее чем 50 метров, что подтверждается кучностью попаданий — одна бомба поразила корабль в центр корпуса, другие попали в корму. Последовал взрыв боеприпасов, вода хлынула в разорванный корпус, и в течение буквально 30 секунд «Сауро» опрокинулся и затонул с развевающимся флагом. Очевидец трагедии мичман Фабио Джинетти (Fabio Ginetti) с «Манина» вспоминал:
«Сауро» взорвался и был уничтожен в течение нескольких секунд после попадания бомбы с английского самолёта, вызвавшей взрыв носового погреба боеприпасов. Нос [корабля] приподнялся в огромном взрыве, который также привёл к потере вражеского самолёта, после чего [эсминец] опрокинулся и исчез [под водой], оставив на поверхности несколько обломков крушения и уцелевших членов экипажа».
Итальянские исследователи, однако, считают, что взорвался кормовой погреб эсминца. Большинство моряков успели покинуть корабль, но им пришлось барахтаться в воде до заката, пока не подошёл британский пароход «Вельо» (Velho). Из 173 членов экипажа «Сауро» спаслись только 95, оказавшись в лагерях в Кении и Индии.
Самолёты лейтенанта Мюррея в 07:58 и суб-лейтенанта Кэмиджа в 08:15 атаковали второй в ордере эсминец, сбросив бомбы с 1000 футов. Хотя зенитный огонь вообще не вёлся, оба промахнулись по цели. Экипаж суб-лейтенанта Тарнея атаковал этот же корабль, но не смог сбросить бомбы. Тогда в 08:25 он отбомбился по концевому эсминцу, который остался невредимым.
«Суордфиш» мидшипмена Лоуренса был вооружён шестью противолодочными 250-фунтовыми бомбами. Лоуренс спикировал с 5000 до 1000 футов со стороны восходящего солнца на головной эсминец и уложил все бомбы поперёк оси корабля в районе носа, но повреждений эсминцу не нанёс. Самолёт суб-лейтенанта Тимбса атаковал задний эсминец. Спикировав с 5000 до 1000 футов, он добился лишь одного близкого разрыва.
Налёт ударной группы завершился в 08:25. Каждый из её «Суордфишей», сбросив бомбы, возвращался в Порт-Судан самостоятельно. Все самолёты, включая поисковые, успешно совершили посадку между 09:00 и 09:45.
Вторая ударная группа из пяти машин взлетела в 08:51, когда неприятель находился в 55 милях от Порт-Судана. Из-за плохой видимости «Суордфиши» следовали растянутым V-образным ордером на высоте 900 футов со скоростью 87 узлов (160 км/час), охватывая поиском фронт около восьми миль.
В 09:56 по пеленгу 20° на расстоянии восьми миль показались два эсминца. Итальянцы в этот момент находились в 100 милях северо-восточнее Порт-Судана и следовали курсом 38°. Поскольку третий эсминец виден не был, экипажи «Суордфишей» решили сосредоточиться на этих двух. Пока самолёты пробирались сквозь облака, ведущий эсминец изменил курс на 340°, а второй сохранил северо-восточный курс.
Первым в 10:00 атаковал суб-лейтенант Сазерс из 824-й эскадрильи. Он снизился до 3000 футов, круто спикировал через небольшое облако со стороны восходящего солнца и сбросил бомбы с высоты 1000 футов на второй эсминец — им оказался «Манин». Заход был выполнен справа по носу цели, которая слабо отстреливалась. «Манин», как и «Сауро», пытался уклониться от атаки резким отворотом в направлении от самолёта, но получил два прямых попадания и один близкий разрыв. Обе бомбы попали между трубами, вызвав пожар на мостике, а от взрыва у правого борта в корпусе образовалась пробоина, через которую начала выливаться нефть. Корабль потерял скорость, накренился вправо и заметно горел в передней части, испуская клубы чёрного дыма. В 10:20 он уже стоял без хода.
По итальянским данным, коло 11:00 (итальянская хронология) «Суордфиш» поразил «Манин» «двумя 500-фунтовыми бомбами — в мидель и корму». Эсминец получил пробоину, машины были серьёзно повреждены, вследствие чего корабль потерял управление и начал погружаться. Капитано-ди-корветта Фадин отдал приказ об эвакуации. Экипаж, заложив подрывные заряды, в 11:10 организованно оставил корабль. Но эсминец не тонул, и Фадин приказал трём офицерам вернуться и проверить состояние зарядов и, если возможно, открыть кингстоны. В 12:00, когда те поднялись на борт, эсминец подвергся очередной бомбардировке, на этот раз пятёрки «Бленхеймов». Получив попадания, разорванный на две части «Манин» пошёл на дно в точке 20°58ˊN, 38°25ˊЕ вместе с находившимися на нем офицерами.
Около 60 итальянцев во главе с инженер-лейтенантом Гульельмо Оттонелло (Guglielmo Ottonello), находившихся на плотах и шлюпках, 4 апреля подобрал шлюп «Фламинго» (HMS Flamingo), он же 6 апреля спас находившуюся на катере группу с раненым командиром корабля. Ещё 42 члена экипажа во главе с мичманом Джинетти 10 апреля на катере добрались до саудовского берега, где их интернировали.
В 10:10 (местное время) «Суордфиши» лейтенанта Чизмена и мидшипмена Хьюза атаковали головной «Тигре», но попаданий не добились; итальянец каждый раз подворачивал под атакующий самолёт. В 10:15 на эту же цель со стороны восходящего солнца с 4000 до 1000 футов спикировал самолёт лейтенанта Седжвика. Противник резко повернул на 30° в направлении самолёта. Тогда лётчик прервал атаку, зашёл на цель с левого борта и сбросил все шесть бомб залпом, который лёг за правым бортом эсминца. Корабль удалился на высокой скорости на северо-восток, не пытаясь помочь своему тонущему товарищу.
Все самолёты благополучно вернулись между 11:30 и 11:45, но Седжвик остался наблюдать за итальянцами. Пролетев в 11:13 в четырёх милях от дрейфующего «Манина», в 11:15 он повернул на аэродром, сообщив напоследок позицию, курс (70°) и скорость противника, которую определил в целых 34 узла.
На этом для авиагруппы авианосца «Игл» сражение завершилось. Коммандер Кейли-Пич за бой 3 апреля стал офицером Ордена Британской империи (Officer of the Order of the British Empire — OBE), а Эрик Сарджент и Сидней Сазерс, выполнившие успешные атаки, получили кресты «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross — DSC). В британском флоте это был первый случай успешного применения бомб против кораблей в открытом море.
Занавес
Выяснив, что направлять третью ударную группу «Суордфишей» не имеет смысла, так как противник уже выходил за пределы их радиуса действия, англичане решили послать в погоню «Уэллсли» 223-й эскадрильи и «Бленхеймы» 14-й эскадрильи 254-го авиакрыла Королевских ВВС. Предполагалось, что два уцелевших эсминца отправились в нейтральный порт Джедда в Саудовской Аравии, поэтому разрешение на их атаку в саудовских водах нужно было получить через дипломатические круги до вылета бомбардировщиков.
223-я эскадрилья, к которой с целью помочь армейцам в навигации над морем прикомандировали лётчика-наблюдателя лейтенанта Уэбба из авиагруппы «Игла», вылетела в 06:15 с задачей найти и атаковать противника. Экипажи ориентировались на его координаты, курс (230°) и скорость (24 узла) по состоянию на 05:25. После часа безуспешных поисков, не получив новых данных, самолёты вернулись назад.
Приняв более свежую информацию, — теперь вражеская флотилия находилась в 27 милях от Порт-Судана, следуя курсом 34° со скоростью 20 узлов, — «Уэллсли» снова взлетели в 07:40. После двух часов поисков Уэбб выяснил, что с навигационными приборами сухопутных самолётов перехват в открытом море невозможен: ошибка в счислении составила целых 34 мили. Тем не менее, заправившись, пять бомбардировщиков 223-й эскадрильи в 12:15 снова поднялись в воздух.
В полдень (итальянская хронология) «Тигре» и «Пантера», потерявшие своих спутников, следовали на северо-восток, к аравийскому побережью. Гаспарини планировал с наступлением ночи атаковать британские базы Эль-Кусейр или Хургада и только после этого затопить корабли, но для этого необходимо было передать с «Тигре» часть топлива на «Пантеру». В море эту операцию осуществить не удалось — на пути от Порт-Судана к саудовскому берегу «Тигре» «был атакован с воздуха восемь раз». Около 14:00 «Тигре» и «Пантера» бросили якоря у деревни Сомеина, в 14 милях к югу от Джидды, но в 14:20, в процессе подготовки к передаче топлива, они подверглись бомбардировке с вылетевших из Порт-Судана бомбардировщиков «Уэллсли» 223-й эскадрильи Королевских ВВС, а затем «Винсентов» и «Уэллсли» 47-й эскадрильи.
Самолёты 223-й эскадрильи получили приказ произвести поиск, и, чтобы определиться с местоположением, в 13:28 (местное время) вышли к саудовскому побережью в пяти милях к северо-западу от Джидды. Повернув вдоль берега на юг, вскоре они заметили у Рас-аль-Асвада в шести милях от берега два эсминца. «Уэллсли» приблизились на высоте 3000 футов, и Уэбб смог идентифицировать оба корабля как эсминцы типа «Леоне». Экипажи покидали корабли. Уэбб сообщил о своей находке в штаб и добавил, что оба корабля оставлены, но не тонут. Ответ был лаконичным: «Прицельно бомбить».
Пять бомбардировщиков кружили над кораблями ещё полчаса, чтобы дать их экипажам закончить эвакуацию, а затем приступили к выполнению приказа. Несмотря на неподвижность цели и отсутствие зенитного огня, четыре «Уэллсли» ни разу не поразили цели. Пятый самолёт имел серьёзные проблемы с двигателем и, не сбросив бомбы, совершил вынужденную посадку примерно в четырёх милях к югу от того места, где выбрались на берег итальянские моряки.
По завершении атак командир группы флайт-лейтенант Уайлд (с Уэббом на борту) решил приземлиться рядом с пострадавшим самолётом и забрать его экипаж. В 14:45 его «Уэллсли» сел, принял на борт своих товарищей, но при взлёте на мягком грунте скапотировал и повредил винт. В опасной близости от итальянских моряков теперь оказались два экипажа.
Два других самолёта быстро нашли хорошую посадочную площадку южнее — на твёрдом песчаном грунте, примерно в семи милях от берега; в 15:45 туда же сел и пятый бомбардировщик. Через пять минут экипажи обоих аварийных «Уэллсли» подожгли самолёты и отправились к месту посадки своих товарищей; вскоре все погрузились на самолёты, взлетели и благополучно достигли Порт-Судана.
Поскольку перераспределить топливо даже в нейтральных водах не получилось, а уходить куда-либо ещё уже не было возможности, Гаспарини решил отказаться от продолжения наступательных операций и затопить корабли на месте. В 17:00 (итальянская хронология), когда экипажи уже сошли на берег, поблизости появился британский эсминец «Кингстон» под командованием лейтенант-коммандера Филиппа Соммервилла (Philip Somerville).
2 апреля, когда было получено сообщение о том, что замечены идущие в северном направлении итальянские эсминцы, «Кейптаун» и «Кингстон» получили приказ следовать на соединение с конвоем BN.22, идущим на широте острова Хармиль. Оба корабля присоединились к конвою в 22:10. В 04:40 следующего утра они оставили было конвой, но, получив сообщение о вражеских эсминцах уже у Порт-Судана, вернулись. В 11:00 «Кингстон» получил приказ «потопить повреждённый эсминец в точке 21°02ˊN, 38°42ˊE», однако, достигнув этой позиции, он не обнаружил противника и отправился на поиск в сторону Джидды.
«Кингстон» обнаружил два неповреждённых вражеских эсминца без хода около 16:00. Подойдя ближе, он открыл огонь по одному из них. Поскольку ответа не последовало, англичане прекратили стрелять. В 16:25 подошли «Бленхеймы» 14-й эскадрильи (итальянцы утверждают, что это были «Уэллсли») и отбомбились по «Тигре» — близкими разрывами был повреждён корпус, и эсминец начал медленно погружаться кормой. В это время «Кингстон» вновь подошёл к покинутым вражеским кораблям и с дистанцию 2 мили снова обстрелял «Пантеру». Тот загорелся, но все ещё не тонул. Тогда в 18:40 в «Пантеру» была выпущена торпеда, которая разрушила носовую часть эсминца. После этого Соммервилл направился на ночь к Джидде.
На рассвете 4 апреля «Кингстон» вернулся, чтобы констатировать факт гибели обоих эсминцев — носовая часть опрокинувшегося «Тигре» некоторое время держалась над водой, после чего затонула, а «Пантера» погрузилась носом с выступающими над водой винтами. Экипажи обоих кораблей в тот же день были интернированы саудовцами. В 05:25 «Кингстон» взял курс на Порт-Судан.
4 апреля экипажи «Тигре» и «Пантеры» разместили в казармах в Джидде. Здесь к ним присоединились добравшиеся до саудовского берега уцелевшие с «Манина». Позднее экипажи «Пантеры» и «Манина» перевели в лагерь на островке Эль-Васта, неподалёку от Джидды, а моряков с «Тигре» — по соседству, в один лагерь с экипажем «Баттисти». Итальянские моряки и лётчики, содержащиеся в лагерях на территории Саудовской Аравии, в течение двух лет группами отправлялись на родину. Последние из них вернулись в Италию весной 1943 года.
Бой 3 апреля стал лебединой песней итальянского флота в Красном море. До 8 апреля в Массауа и прилегающих проливах архипелага Дахлак, а так же в Ассабе и Джубет-Мус-Нефит, было затоплено почти 90 000 тонн итальянских и немецких судов и боевых кораблей. Некоторые суда вскоре были подняты и восстановлены победителями. Прежде, чем затопиться, миноносец «Орсини» 7–8 апреля выпустил весь боезапас по подступившим к Массауа англичанам, а оставшиеся боеспособными катера MAS-206, MAS-213 и MAS-216 утром 8 апреля атаковали поддерживающие приморский фланг наступающих вражеские корабли и торпедировали лёгкий крейсер «Кейптаун».
8 апреля в Массауа вступили британские войска, а спустя три дня президент США Рузвельт заявил: «Красное море свободно для американских судов».
Литература:
- Vincent P. O’Hara Struggle for the Middle Sea: The Great Navies at War in the Mediterranean, 1940–1945 — Naval Institute Press, 2009
- Corrado Ricci, Christopher F. Shores. La guerra aerea in Africa orientale (1940–1941) — S.T.E.M. Mucchi, 1980
- M.J. Whitley. Destroyers of World War 2 — Cassell Publishing, 1988
- John Campbell. Naval Weapons of World War Two — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1985
- Ashley Jackson. The British Empire and the Second World War — Continuum International Publishing Group, 2006
- Aldo Cherini. Bandiera di combattimento. R. Cacciatorpediniere «Nazario Sauro». 1926–1941 — Autoedizione, 1992
- S.W. Roskill. War at Sea 1939–1945, Vol.I — Her Majesty's Stationery Office, 1954
- Charles Langtree. The Kellys: 'J', 'K' and 'N' Class Destroyers of World War II — Chatham Publishing, 2002
Комментарии к данной статье отключены.