В боях 1-2 декабря 1942 года по пресечению итальянского снабжения войск в Северной Африке британцы достигли значительных успехов. Естественно, в последующих акциях попытались их повторить. Однако и итальянцы сделали из поражения определённые выводы.
Уже следующая попытка британского соединения «Q» повторить успех 2 декабря едва не обернулась трагедией. После присоединения 10 декабря прибывшего с Мальты «Дидо» крейсера Харкорта разбились на две пары, поочерёдно действуя из Бона с главной базой в Алжире. Вечером 13 декабря «Аврора» и «Аргонавт» в сопровождении эсминцев «Эскимо» и «Куалити» покинули Бон для перехвата конвоя из 2 судов в охранении 2 миноносцев, вышедшего в 15.15 из Неаполя в Бизерту. Эсминцы следовали за кормой крейсеров.
После полуночи 14 декабря корабли вышли в район предполагаемого нахождения противника, но никого не нашли и повернули назад. А около 06.00 к западу от острова Галита «Аргонавт» получил в правый борт две торпеды от итальянской лодки «Мочениго», которые снесли крейсеру одновременно носовую и кормовую оконечности. Погибли три члена экипажа, были выведены из строя две башни главного калибра, но энергетическая установка и три винта действовали, и корабль спустя двое суток своим ходом в сопровождении «Эскимо» и «Куалити» добрался к Алжиру.
Война в «минном коридоре»
С 3 октября по 8 ноября 1942 года итальянские корабли совершили пять выходов в море, подновив старые и выставив новые минные поля на линии мыс Бон – остров Мареттимо. После того как соединение Харкорта обосновалось в Боне, итальянцы, будучи не в состоянии из-за дефицита топлива обеспечить сопровождение конвоев в Тунис крупными боевыми кораблями, 30 ноября – 12 декабря принялись устанавливать оборонительный минный барьер от Бизерты до банки Скерки. Тот же дефицит топлива и необходимость переключить эсминцы целиком на операции по перевозке войск в Тунис вынудили Реджиа Марину на месяц отложить завершение операции. «Минный коридор», протянувшийся от западного побережья Сицилии до Туниса, суда Оси теперь преодолевали в светлое время суток под прикрытием эскортных кораблей и самолётов. Союзники из радиоперехватов узнали расположение всех минных полей. Они существенно ограничивали возможность ночных атак конвоев для английских надводных сил, зато подводным лодкам и самолётам искать врага уже не нужно было.
В декабре британские подводники одержали несколько побед в Тунисском проливе. 14 декабря три лодки 10-й флотилии уничтожили следующий в Бизерту конвой из 2 судов и 2 миноносцев. Сначала атаковала «Сплэндид», но безуспешно. Однако спустя три часа, в 13.51, в 30 милях северо-северо-западнее от мыса Бон сначала Р-212 торпедировала головное судно «Хонестас» (4960 тонн), а затем в 14.03 второе, «Кастельверде» (6958 тонн), поражает «Анруффлед». В 15.57 Р-46 добила свою жертву хорошо нацеленной торпедой, а «Хонестас» позднее затонул сам.
Вражеский конвой, который пыталось перехватить соединение «Q», тащился со скоростью всего 3-4 узла и к полуночи 14 декабря добрался только до Эгатских островов. В 13.33 15 декабря в 35 милях северо-северо-западнее мыса Бон он был атакован Р-46, которая двумя торпедами отправила на дно судно «Сант-Антиоко» (4994 тонны) с грузом топлива в бочках.
В 14.30 16 декабря немецкое судно «Анкара» в сопровождении эсминцев «Авиере» и «Камича Нера» вышло из Неаполя с намерением через сутки достичь Бизерты. Британцы из радиоперехвата узнали все подробности маршрута и поставили задачу Р-228 уничтожить «Анкару». В 10.46 17 декабря в 40 милях к северу от Бизерты лодка в 5 милях заметила идущий прямо на неё конвой, сманеврировала для атаки и в 11.11 выпустила 6 торпед – 2 торпеды в головной в ордере эсминец «Авиере» и 4 в «Анкару». Эсминец, находившийся в 2000 ярдов от лодки, не успел среагировать. Поражённый в 11.15 обеими торпедами, он практически мгновенно затонул; погибло 220 из 250 членов его экипажа. «Анкара» же была в 4000 ярдов, выполнила манёвр уклонения и избежала попаданий.
В 05.53 28 декабря в 12 милях северо-западнее острова Мареттимо подводная лодка «Урсула» с 750 ярдов выпустила три торпеды в судно «Гран» (4140 тонн), следовавшее из Неаполя в Бизерту в сопровождении эсминца «Лампо» и миноносца «Палладе». Судно взорвалось и затонуло с 22 из 40 членов экипажа.
В другом случае лодка Р-48 в 11.20 25 декабря в 12 милях к северо-западу от острова Зембра была обнаружена сонарами миноносцев «Арденте» и «Ардито», сопровождавших вместе с четырьмя раумботами следовавший из Палермо в Тунис конвой из 2 судов. Миноносцы атаковали субмарину глубинными бомбами и в третьей атаке «Арденте» потопил её.
Несколько мальтийских лодок в это же время «собирали урожай» в заливе Сирт, но здесь цели были мельче. Самого крупного успеха добилась «Амбра», торпедировав в 15.22 13 декабря в 4 милях от Суса следовавшее в этот порт судно «Македония» (2875 тонн) с 1000 т горючего в бочках. Попытка буксировать его не удалась – судно затонуло в 1,5 милях от цели.
Атаки с воздуха конвоев в Тунисском проливе пока проводились эпизодически – сил на два конвойных маршрута на Мальте не хватало.
В 18.30 13 декабря из Трапани в Триполи вышло судно «Фосколо» (4500 тонн) с грузом бензина в бочках в сопровождении эсминца «Фреччиа» и шнелльботов S-33, S-57, S-58 и S-60. Кроме того, в прикрытие конвоя выделили две подводные лодки. Спустя всего четверть часа после выхода эсминец прибором «Метокс» зафиксировал работу радара британского самолёта-разведчика и приказал «Фосколо» вернуться, но Супермарина распорядилась продолжать операцию. В 21.25 самолёты начали «подсвечивать» конвой ракетами. Эсминец и шнелльботы принялись ставить дымзавесы, а судно отвернуло в темноту. Световое шоу закончилось в 22.12 в 25 милях юго-западнее мыса Лилибео – одна из торпед, сброшенных «Альбакорами» 828-й эскадрильи, попала в корму «Фосколо», вызвав взрыв груза. Судно быстро затонуло с 27 находившимися на нем; был спасён 81 человек.
В 00.45 22 декабря в 25 милях к северу от Мареттимо судно «Этрурия» (2633 тонны), следовавшее из Палермо в Бизерту вместе с четырьмя немецкими MFP в сопровождении двух миноносцев, успешно уклонилось от торпед подводной лодки Р-44. Миноносцы преследовали лодку. Но в 01.45 появляются мальтийские «Альбакоры». Спокойное море и полная луна позволили им не использовать «подсветку». В 02.30 в 22 милях NNW от Мареттимо «Этрурия» поражается торпедой и через минуту идёт на дно с 18 членами экипажа.
Судно «Изео» (2366 тонн) вышло в сопровождении эсминца «Фреччиа» и немецкой MFP из Трапани в Тунис в 18.35 28 декабря 1942 года с грузом боеприпасов. В море их почти сразу обнаружили самолёты-разведчики, которые навели на цель 4 «Альбакора» 821-й и 828-й эскадрилий. В 03.20 29 декабря в 28 милях к востоку от мыса Бон «Изео» был внезапно атакован, получил торпеду в центр корпуса с правого борта, взорвался и в течение минуты пошел на дно с 48 из 90 находившихся на борту. Эсминец в это время тоже был атакован и едва не поражён тремя бомбами.
1 января 1943 года в Бон прибыли и вошли в состав соединения «Q» четыре эсминца — «Лайтнинг», «Лойял», «Лафори» и «Лукаут». Во второй половине дня начался сильный воздушный налёт. Находившийся в гавани лёгкий крейсер «Аякс» получил прямое попадание 500-кг бомбы у основания трубы, вследствие чего 3 котла были выведены из строя.
Налёты на гавань продолжались ночью и на следующий день. 2 января получил попадание и загорелся танкер «Эмпайр Метал» (8201 тонна) с 4000 тоннами горючего; он горел до 6 января, пока его не добил «Лафори». В ходе этого же налёта флотский тральщик «Аларм» был повреждён и выбросился на берег (признан непригодным к восстановлению и разоружён). В тот же день было подожжено судно «Сент Мерриел» (4980 тонн), которое добили бомбардировкой 9 февраля.
Повреждения «Аякса» исключали его ремонт на месте — корабль нуждался в капитальном ремонте. 7 января его на буксире потащили в Гибралтар для последующего перехода в Америку.
Бон был очень далеко выдвинутой военно-морской базой с небольшой гаванью, постоянно забитой судами с боеприпасами и танкерами, так что существующий уровень потерь от непрерывных налётов был на удивление низким. Польза же от базирования в 80 милях от Бизерты ударного соединения была настолько очевидна, что потери Харкорта считались приемлемыми и немедленно восполнялись, а плохо защищённый от воздушных атак Бон продолжал использоваться в качестве передовой базы.
17 января корабли соединения «Q» предприняли первую в этом году вылазку на вражеские коммуникации. В 17.30 «Лайтнинг» и «Лойял» вышли из Бона и на 25 узлах направились в район к югу от Кальяри. После полуночи 18 января в 15 милях к югу от мыса Карбонара (о. Сардиния) было настигнуто одиночное немецкое судно
«Фавор» (1323 тонны). В 00.30 с дистанции 5000 ярдов англичане открыли по нему огонь. Цель была поражена уже третьим залпом «Лайтнинга», вспыхнул большой пожар, и судно остановилось. Эсминцы прошли мимо него и развернулись, а «Лайтнинг» приготовился выпустить торпеды, но в 00.45 судно взорвалось. Завершив поиск, в 03.00 эсминцы взяли курс на Бон, отбив по пути туда несколько атак с воздуха.
В 17.27 17 января в 24-26 милях к северо-западу о. Мареттимо Р-44 с 1,5 миль четырьмя торпедами атаковала судно «Марио Розелли», возвращавшееся из Бизерты в Палермо в сопровождении 2 эсминцев. Судно не пострадало, но одна торпеда ударила под носовую надстройку эсминца «Бомбардьере». Киль был перебит, надстройка разрушена, последовал взрыв котла, эсминец переломился пополам; кормовая часть затонула спустя три минуты после попадания торпеды, а ещё через несколько минут затонула и носовая. Другой эсминец, «Легионарио», сбросив наугад глубинные бомбы, оставил потерпевшим 8 спасательных плотов и повел «Марио Розелли» в Палермо. Вызванные оттуда 3 корвета и спасательное судно «Капри» спасли только 49 человек; 174 итальянских моряка погибли.
Завершение ливийской эпопеи
15 января 1943 года 8-я британская армия генерала Монтгомери начала новое наступление в Ливии, результатом которого стал захват 23 января Триполи. Базирующиеся на Мальте англичане устроили настоящий погром уходившим оттуда кораблям и судам противника.
В 17.00 15 января Триполи покинули судно «Д´Аннунцио» (4537 тонн) и миноносец «Персео»; другой эскортный корабль, миноносец «Каллиопе», через 40 минут после выхода вынужден был вернуться назад из-за 6-балльного северо-западного шторма. Несмотря на плохую погоду, конвой был обнаружен самолётами-разведчиками, которые навели на него эсминцы соединения «К» «Нубиан» и «Кельвин». В 03.19 16 января в 50 милях к югу от о. Лампедуза головной в ордере «Персео» «заметил силуэт» и сразу был освещён и обстрелян. В бурном море он попытался было отстреливаться, но тут же, в 03.24, стрелявшее кормовое орудие было выведено из строя прямым попаданием с возгоранием и взрывом боезапаса (пожар был потушен заливавшими миноносец волнами).
В 03.26 английские эсминцы осветили и обстреляли пытавшийся сбежать на северо-восток «Д´Аннунцио». «Персео» в 03.27 разворачивается для контратаки, в 03.35 с 2000 м выпускает две торпеды и отходит. В 03.40, увидев, что атака завершилась неудачей, миноносец снова атаковал, безрезультатно выпустив в 03.45 последние две торпеды, после чего в 03.50 направился к Лампедузе. Между тем англичане, занятые расстрелом «Д´Аннунцио», даже не заметили атак «Персео». «Кельвин» выпустил в судно 5 торпед. Одна из них поразила цель. «Д´Аннунцио» взорвался и около 04.00 затонул. «Нубиан» подобрал лишь десятерых из 300 человек, находившихся на его борту.
Около полуночи 17 января другая пара мальтийских эсминцев, «Пакенхэм» и «Джавелин», потопила близ Зуара (западнее Триполи) шедшее самостоятельно водоналивное судно итальянских ВМС «Танаро» (1429 тонн).
Судно «Эдда» (6107 тонн) в сопровождении миноносца «Сан Мартино» и охотника «Эсо» покинуло Триполи после полуночи 19 января, но далеко не ушло. У о. Джерба итальянцев обнаружила лодка «Анброкен» и в 17.58 выпустила в судно 4 торпеды. Одна поразила цель, но добить жертву лодке не дали корабли охранения. Догнавший конвой буксир «Циклоп» потащил судно. В 21.50 в 10 милях к юго-востоку от Джербы на конвой вышли «Альбакоры». Осветив цели, они пошли в атаку. В 22.00 судно было поражено одной, затем другой торпедой, а затем еще и бомбой, и в 23.10 затонуло. Заодно британцы поразили бомбой и потопили «Эсо».
Около 02.00 19 января безлунной ночью «Нубиан», «Пакенхэм» и «Василиса Ольга», вышедшие накануне из Ла-Валетты на патрулирование к берегам Туниса, в 25 милях от Лампедузы радаром в трех милях обнаружили следовавший туда из Трапани военный транспорт «Стромболи» (475 тонн) с грузом бензина в бочках и пошли на сближение. Осветив цель, они открыли огонь и быстро подожгли судно, но итальянец принялся отстреливаться из единственного 76-мм орудия и попал в «Нубиан», убив двоих. Судно продержалось четверть часа и пошло на дно с 17 членами экипажа; из уцелевших 16 моряков 10 выловили из воды англичане.
19 января командование ВМС в Ливии приказало покинуть Триполи всем способным передвигаться плавсредствам. Таковых набралось в общей сложности 11 единиц – 207-тонные тральщики RD-36, −31, −37, −39 (40-я флотилия тральщиков), 3 вспомогательных тральщика, 2 маленьких танкера, сторожевик «Скорфано» (500 тонн) и водооткачивающее судно «Санта Барбара» (72 тонны). Первыми из Триполи в 14.00 вышли вспомогательные тральщики и «Санта Барбара», через два часа – оба танкера, еще через два часа — RD-37 и «Скорфано», и последними, в 18.30, остальные три тральщика. Корабли и суда направились в порты Туниса, но при этом все они следовали поблизости друг от друга. В 22.15 в 12 милях к востоку от Зуара итальянцы были обнаружены сначала радаром эсминца «Джавелин», который вместе с «Кельвином» подошел сюда из Ла-Валетты, а затем, при лунном свете, и визуально. Англичане решили, что перед ними конвой! Ближайшие цели были немедленно обстреляны с двух миль и уничтожены. Затем эсминцы на 30 узлах погнались за группой из 2 судов и оба расстреляли, после чего занялись охотой на остальные. Командир 40-й флотилии лейтенант Джузеппе ди Бартоло на RD-36 открыл было огонь из 76-мм орудия, чтобы отвлечь врага и дать возможность остальным уйти к берегу, но все оставшиеся плавсредства были одно за другим перебиты, причем одну из целей «Джавелин» «потопил двумя глубинными бомбами, сброшенными под нос». В 01.15, по завершении 3-часовой бойни, израсходовав 800 120-мм снарядов, эсминцы направились на Мальту. Из находившихся на итальянских судах погибло 180 человек.
Итальянская подводная лодка «Санторе ди Сантароса», направленная Реджиа Мариной из Таранто в последний транспортный рейс в Триполи с 41 тонной боеприпасов и амуниции на борту, в 06.30 19 января села на мель в трех милях от входа в порт назначения. В течение дня буксирам не удалось ее снять, но весь груз был передан на баржи. Затем лодкой занялись англичане. В 02.30 20 января мальтийские МТВ-260, −264, −267 и −313 10-й флотилии попытались приблизиться, но были отбиты огнём. В 03.30 последовала вторая атака, и торпеда МТВ-260 попала в середину корпуса «Сантаросы». Останки лодки в этот же день подорвали сами итальянцы.
20-го же января начался последний акт оставления Триполи – в гавани были затоплены суда «Джулия» (5921 тонна), «Фоскарини» (6342 тонны), «Ассирия» (2705 тонн), «Мароччино» (1524 тонны) и «Тибр» (8289 тонн), после чего немцы приступили к уничтожению портовых сооружений.
После эвакуации войск Оси из Триполи силы англичан, сконцентрированные на Мальте, были перенацелены на действия против тунисского маршрута.
Минное наступление англичан
В декабре 1942 года 45 судов и танкеров покинули Италию с грузами для Северной Африки, еще 45 транспортных рейсов совершили 27 эсминцев, доставив свыше 15 000 военнослужащих. Кроме того, к январю 1943 года у немцев на тунисском маршруте было задействовано 3 судна KT, 45 барж МFP и 45 паромов «Siebel». Чтобы перекрыть «минный коридор», которым неприятель доставлял войска и грузы в Тунис, англичане провели в Тунисском проливе серию минно-заградительных операций по установке заграждений поперек известных конвойных маршрутов. Были задействованы быстроходные минные заградители «Эбдиел» и «Уэлшмен» и подводный минный заградитель «Роркуэл». Для доставки мин из метрополии в Гибралтар, а затем в Мерс-эль-Кебир, использовался минзаг «Адвенчер». «Эбдиел», загруженный минами в Милфорд-Хейвене, 6 января прибыл в Алжир, а 7-го в сопровождении крейсеров «Дидо» и «Сириус» пришел в Бон. «Уэлшмен» 4 января прибыл на Мальту из Александрии.
Первым заграждение ночью на 8 января выставил в проливе Скерки «Уэлшмен». Ночью на 9 января заграждение в два ряда из 160 мин в 38 милях к северо-востоку от Бизерты выставил «Эбдиел». На это минное поле вечером 9 января попал шедший из Неаполя в Бизерту итальянский конвой в составе судна «Инес Коррадо» и 2 эсминцев. В бурном море в 20.00 на мине сначала подорвался головной эсминец «Маэстрале» – взрывом снесло 12 м кормы. Его командир капитано ди васелло Николо Бедески посчитал, что корабль торпедирован, и приказал «Корсаро» приблизиться, а судну следовать в Бизерту, но в 20.07 в 100 м от флагмана налетел на мину и «Корсаро», полностью лишившись управления. Через две минуты он напоролся на еще одну мину, переломился пополам и затонул. Из-за шторма обездвиженный «Маэстрале» не смог оказать помощь, из 235 членов экипажа «Корсаро» погибло 187 человек. «Маэстрале» же, благодаря идее Бедески соединить две якорные цепи, смог закрепиться на якоре при глубине моря в 300 м и тем самым избежал сноса на соседние минные поля. Восстановив связь, он вызвал помощь, которая прибыла из Бизерты следующим утром. Утром 11-го эсминец был притащен двумя буксирами в сопровождении 3 миноносцев и противолодочного траулера в Бизерту.
«Роркуэл» первое заграждение у берегов Туниса из 36 мин выставил в 5-6 милях к северо-западу от острова Кани еще днём 8 декабря 1942 года. 18 января 1943 года в 11.35-12.07 он выставил в 5 милях к северо-востоку от острова Кани в одну 1,2-мильную линию еще 45 мин. Уже в 14.10 на одной из этих мин подорвался немецкий транспорт «Анкара» (4768 тонн), следовавший из Палермо в Бизерту в сопровождении эсминца «Саэтта» и миноносца «Урагано». Эсминец в 14.47 взял пострадавшее судно на буксир, но оно погружалось, и «Саэтта» бросил буксирный конец. В 15.07 «Урагано», а затем и эсминец, принялись снимать с «Анкары» людей. В 15.30 судно затонуло, но все 118 военнослужащих и 109 членов экипажа были спасены.
Противник также занимался минно-заградительными операциями. Установкой заграждений S 98, S 99 и S 910 соответственно днём 20, 24 и 30 января 1943 года итальянские эсминцы завершили западный барьер S 9 своего «минного коридора». Кроме того, к установке активных минных заграждений приступили шнелльботы, базирующиеся в Бизерте. 3-я флотилия корветтэн-капитана Кемнаде прибыла в Бизерту еще 8 декабря 1942 года. В начале января 1943 года из 12 числившихся в наличии единиц флотилия имела в Бизерте только 6, из них 4 боеспособных; еще 6 остались в сицилийских портах — 4 в Палермо и 2 в Аугусте, в небоеготовом состоянии. В ночь на 7 января в ходе выхода на минную постановку к Бону группы из 4 катеров, S-58 у мыса де Гарде потопил британский тральщик-траулер «Горацио». 7 января в Бизерту прибыли 7 катеров 7-й флотилии корветтен-капитана Труммера. Ночью на 8 января 5 шнелльботов снова ставили мины у Бона. Наступивший затем период полнолуния надолго вынудил немецкие катера отстаиваться в гавани.
Для противодействия шнелльботам англичане ещё 13 декабря направили с Мальты в Бон МТВ-266, −307 и −316 10-й флотилии. По мере прибытия на Мальту из Бенгази других катеров флотилии в Бон были направлены подкрепления, причем МТВ-265, −266 и −316 были переоборудованы для постановок американских якорных мин Мk 6. Первое столкновение «москитов» в водах Туниса, упоминаемое немцами, произошло ночью на 30 января, когда 4 шнелльбота 3-й флотилии, ставившие мины у Бона, вступили в бой с английскими катерами, однако эта информация не подтверждается англичанами. Подтвержденное обеими сторонами столкновение датируется следующей ночью — МТВ-260, −311 и −316 вступили в перестрелку со шнелльботами 3-й флотилии, снова минировавшими подходы к Бону. В этих операциях, пока катера 3-й флотилии ставили мины, катера 7-й их прикрывали и производили поиск.
С 12 ноября 1942 года в Бизерте начали базироваться раумботы 6-й флотилии. Поначалу проходы судов конвойным маршрутом обеспечивали R-10, −14 и −16, но в конце февраля 1943 года к ним присоединился R-15.
28 января «Уэлшмен» вернулся на Мальту для продолжения минных постановок и ночью на 30 января выставил новое заграждение из 158 мин в 24 милях к северо-западу от мыса Бон. На следующий день он вышел с Мальты в Александрию за новой партией мин, но, привлеченный к транспортным перевозкам в Тобрук, 1 февраля был потоплен двумя торпедами 4-торпедного залпа подводной лодки U-617 в 35 милях северо-восточнее Тобрука; погибло 155 членов экипажа и пассажиров.
Между тем после трехнедельного ремонта в доке в 03.45 31 января эсминец «Маэстрале» на буксире у миноносца «Анимосо» и в сопровождении корветов «Персефона» и «Прочеллария», а также торпедных катеров MS 16 и MS 35 и немецких десантных барж F-481 и −484 вышел из Бизерты в Италию. Караван тащился на скорости 4-5 узлов, причем один из торпедных катеров был пришвартован к корме эсминца, выполняя роль его руля. В 10.30 взрывается мина на провисшей буксирной цепи между «Анимосо» и «Маэстрале» — итальянцы попали на минное поле, выставленное накануне «Уэлшменом». В 11.19-11.20 на двух минах кормой подрывается правофланговый в ордере корвет «Прочеллария»; в 14.30 он затонул с 21 членом экипажа, остальных спасли немецкие баржи.
Не зная об этом, в 15.00 ему на помощь из Бизерты вышел миноносец «Престинари». Спустя 2,5 часа, достигнув места гибели «Прочелларии», миноносец подорвался на мине и в 18.25 затонул; погибло ещё 84 итальянских моряка. «Маэстрале» же и остальным кораблям 1 февраля удалось благополучно достичь Трапани.
31 января «Эбдиел», соединившись накануне с «Лойялом» и «Лайтнингом», попытался выставить минное поле у банки Скерки, но из-за присутствия вражеских торпедных катеров операцию пришлось свернуть и уйти в Бон; «Эбдиел» был перегружен и не мог дать даже 15 узлов. Заграждение было выставлено в ночь на 3 февраля, после чего минзаг со своими эсминцами ушел в Бон, а затем в Мерс-эль-Кебир за новой партией мин, доставленных туда «Адвенчером».
В 05.30 3 февраля из Бенгази в Неаполь вышел конвой из танкера «Торсхеймер», эсминца «Саэтта» и 4 миноносцев. Туман и бурное море (волнение 5-6 баллов, сила ветра 6 баллов) повлекли за собой затруднения в счислении позиции и использовании эхолота и гидролокатора. Итальянцы напоролись на то же заграждение «Эбдиела», на котором месяцем ранее погиб «Корсаро» и подорвался «Маэстрале». Сначала в 09.38 взрывом мины снесло корму миноносцу «Урагано»; корабль потерял ход. Эсминец «Саэтта» и миноносец «Клио» поспешили на помощь, но в 09.48 в 200 метрах от «Урагано» подорвался «Саэтта» — разломившись на две части, эсминец затонул в течение минуты. Из-за шторма попытка «Клио» приступить к спасательным работам окончилась неудачей, и уже в 10.00 итальянские корабли, опасаясь мин, продолжили следовать по назначению. Миноносец затонул в 13.35. Погибло 114 моряков с «Урагано» и еще 170 человек с «Саэтты»; было спасено всего 54 человека.
А «Эбдиел» и его эскорт выполнили новую минную постановку у банки Скерки в ночь на 7 февраля и на следующий день вернулись в Бон. После этого «Эбдиел» ушел в Великобританию на ремонт.
Успехи союзной авиации
С 10 января к борьбе с конвоями в Тунисе подключились базировавшиеся на аэродромах в Алжире бомбардировщики В-25 310-й бомбардировочной и В-26 319-й бомбардировочной группы 12-й воздушной армии США, атаковавшие цели в Тунисском проливе днём с высот менее 200 футов (топмачтовики). Американцы вылетали на поиск почти каждый день, но успех пришел не сразу.
После полудня 20 января 6 В-25 381-й эскадрильи 310-й бомбардировочной группы в сопровождении 12 Р-38 14-й истребительной группы к северо-востоку от о.Плейн атаковали 500-фунтовыми бомбами следовавший в Тунис конвой в составе двух судов и двух эсминцев. Танкер «Сатурно» (5022 тонны) получил попадание, загорелся, потерял ход и позднее при буксировке затонул.
В 18.00 21 января из Палермо в Бизерту вышел конвой в составе судов «Рур» (5955 тонн) и «Чисоне» в сопровождении трёх миноносцев. В 11.10 22 января в 30 милях северо-западнее мыса Бон конвой, прикрываемый с воздуха шестью немецкими истребителями и двумя итальянскими Cant.Z-1007, был атакован шестью В-26 319-й бомбардировочной группы, которых сопровождали 12 P-38 14-й истребительной группы. От попаданий в борт бомб «Рур» в 11.32 затонул (в 42 милях от Бизерты), а «Чисоне» с поврежденным рулём итальянцы сумели отбуксировать в порт. Потери американцев составили два Р-38.
23 января четыре В-26 319-й бомбардировочной группы в сопровождении Р-38 82-й истребительной группы, направленные на поиск целей у побережья Туниса, в 13.50 к югу от Энфидавиля атаковали итальянское судно «Аделе» (181 тонна), покинувшее Триполи накануне. Оно было повреждено близкими разрывами и выбросилось на берег. Затем, в 15.00, «Мародеры» в 50 милях северо-восточнее мыса Бон отбомбились по баржам MFP-152 и −484, следовавшим из Трапани в Бизерту. Первая была потоплена, а вторая, подобрав уцелевших, повернула назад. В ночь на 24 января блестящего успеха добились мальтийские торпедоносцы. Конвой из судов «Пистойя» и «Верона» в сопровождении 2 миноносцев вышел из Неаполя в Бенгази в 06.55 23 января, о чем англичане узнали от «Ультры» в этот же день. В 15.50 конвой был замечен направленными на поиск самолётами-разведчиками.
Атаки начались в 20.00. В 20.45 «Пистойя» уклонилась от авиаторпеды. Эскорт открыл огонь и прикрыл суда дымзавесой, но эти и другие мероприятия командира эскорта и миноносца «Гроопо» капитано ди корветта Б. Фарина не уберегли его подопечных. Спустя несколько часов северо-западнее Устики конвой атаковали 4 «Бофорта» 39-й эскадрильи. Самолёт командира группы капитана Дона Тилли сбросил торпеду в «Верону», но промахнулся. Два следующих отбомбились 250-фунтовками по миноносцу, и тоже безуспешно. Наконец последний «Бофорт» лейтенанта Д.С.В. Хьюитсона в 23.02 всадил торпеду в корму «Вероны», которая затонула в 08.00 следующего дня. Миноносец «Фортунале» остался с «Вероной» для оказания помощи, а «Гроопо» с «Пистойей» пошли дальше. В 02.40 24 января в 30 милях к северу от мыса Галло в ходе атаки нескольких «Веллингтонов» 221-й и 458-й эскадрилий авиаторпеду получила и «Пистойя» и в 08.10 отправилась на дно с 25 членами экипажа. Конвой был уничтожен.
В 11.15 29 января в 30 милях северо-западнее мыса Бон шесть В-26 319-й бомбардировочной группы в сопровождении 12 Р-38 1-й истребительной группы атаковали следовавший в порты Туниса конвой из 5 судов в охранении 4 миноносцев, 2 корветов и трех катеров MAS. Зенитный огонь и атаки немецких и итальянских истребителей не помешали нападавшим обстрелом поджечь судно «Ланусей» и поразить другое судно «Верчелли» (5130 тонн) двумя бомбами в машинное отделение. Один В-26 был сбит.
Конвой отправился дальше, а миноносец «Престинари» и корвет «Персефоне» попытались спасти судно; миноносец потащил его в Бизерту, откуда подошли два бусира и в 22.00 сменили его. Но в 04.15 30 января «Верчелли» перевернулось и затонуло в 1,5 милях от острова Плейн; погибло 12 из 205 находившихся на борту. Конвой же разделился – по два судна с кораблями сопровождения направились в Тунис и Бизерту, но в 15.15 30 января судно «Парма» (2548 тонн) на входе в Ла Гуллет налетело на мину и отправилось на дно.
Комментарии к данной статье отключены.