• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    37

    В тени Эль-Аламейна

    • ВМВ
    • флот
    • авиация
    • Германия
    • Великобритания
    Сергей Марченко
    04 July '21

    Находясь под впечатлением от тяжёлых потерь, которые нанесла судоходству Оси британская авиация в августе-сентябре 1942 года, германское руководство в конце сентября поставило генерал-фельдмаршалу Альберту Кессельрингу задачу решить, наконец, проблему с Мальтой. Сосредоточив на Сицилии более 500 самолётов, в том числе за счет передислоцированных из Северной Африки, 10 октября 1942 года авиация Оси начала очередное, оказавшееся последним, наступление на остров. В этот день немцы и итальянцы совершили 120 вылетов. Главной их целью были мальтийские аэродромы. Тяжелая зенитная артиллерия англичан сидела на голодном пайке в 15 снарядов на ствол в день, однако истребители теперь встречали противника в 15-20 милях к северу от острова Гоцо. Над морем завязались ожесточённые бои.

    Последнее сражение над Мальтой

    11 октября противник направил против Мальты 216 самолетов и с 12 по 19 октября включительно высылал каждый день для атаки острова по 200 – 2 70 самолетов; кроме того, 10-20 самолетов производили ночные налеты. Немцы действовали группами до 10 бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении нескольких десятков истребителей, однако прорвавшиеся к острову самолеты нанесли его объектам крайне незначительный урон. С 10 по 19 октября, в период наиболее интенсивных воздушных боев, истребители и зенитная артиллерия Мальты сбили 46 немецких самолетов, в том числе 34 Ju-88, потеряв 30 истребителей «Спитфайр» (все в воздушных боях).

    Начиная с 20 октября немцы не высылали против Мальты Ju-88 и в дальнейшем, пользуясь установившейся облачной погодой, ограничивались рейдами истребителей-бомбардировщиков.

    Несмотря на ожесточенное воздушное сражение в районе острова и отсутствие дневной ударной авиации мальтийские торпедоносцы сумели нанести противнику потери.

    ​Торпедоносец Фейри «Альбакор» - В тени Эль-Аламейна | Warspot.ru
    Торпедоносец Фейри «Альбакор»

    Рано утром 15 октября «авоськи» NAS в 50 милях к северо-востоку от Мисраты торпедировали судно «Амстердам» (Amsterdam) (8673 т), следовавшее из Патр в Триполи в сопровождении двух миноносцев, а поздно вечером 19 октября в 53 милях к югу от Лампедузы они же обездвижили судно «Титания» (Titania) (5397 т) из конвоя «Беппе» (Beppe); оба судна были затем добиты британскими подводными лодками.

    В 05:30 18 октября Мессину покинул конвой Неаполь — Триполи в составе танкера «Пануко» (Panuco) в сопровождении двух эсминцев и двух миноносцев. Около 14:00 у мыса Спартивенто (Калабрия) танкер пыталась атаковать подводная лодка «Уна» (Una), но сама была атакована охранением и вынуждена была уйти на глубину. С аэродрома Лука (Мальта) в атаку были подняты четыре «Веллингтона» 69-й эскадрильи. Цель нашли три машины. Ночь была ясная и первое же нападение, начавшееся в 22:37 в 70 милях восточнее Пунта Стило, оказалось успешным — в 22:40 «Пануко» (7096 т) получил авиаторпеду в нос с левого борта. Танкер остановился, весь экипаж эвакуировался. Атаки продолжались еще два часа, «Веллингтоны» сбросили четыре 500-фунтовых и две 1000-фунтовых бомбы, но больше попаданий не добились. Утром 19 октября аварийная партия вернулась на танкер, запустила машины и «Пануко» на 8 узлах утром 20 октября пришел в Таранто. Таким образом, доставка горючего в Ливию была сорвана.

    В преддверии операции «Лайтфут»

    К началу третьей декады октября подготовка к решительному наступлению в Египте 8-й британской армии генерал-лейтенанта Бернарда Монтгомери (Bernard L. Montgomery) была полностью завершена. На 23 октября 1942 года Командующий британскими ВВС на Ближнем и Среднем Востоке главный маршал авиации Артур У.Теддер (Arthur W.Tedder) имел в своем распоряжении свыше 1500 самолетов, в том числе около 1200 машин в Египте и Палестине. Из-за сложностей с базированием и со снабжением Люфтваффе держали в Египте 290 самолетов (еще 50 истребителей Bf-109 перебросили с Сицилии сразу после начала наступления англичан), еще 200 немецких самолетов базировались в Греции и на Крите и приблизительно 400 самолетов насчитывали силы Реджия Аэронаутики в Ливии и Египте.

    Союзной авиации в предстоящей операции «Лайтфут» отводилось несколько задач.

    Непосредственной поддержкой и прикрытием наступающих войск, а так же атаками прифронтовых коммуникаций врага должны были заниматься 29 эскадрилий ВВС Западной Пустыни вице-маршала Артура М. Конингхэма (Arthur M. Coningham). 205-я бомбардировочная группа («Либерейторы», «Галифаксы» и «Веллингтоны») коммодора Алана П. Риччи (Alan P. Ritchie) действовала по портам, аэродромам, базам и другим объектам тыловой инфраструктуры противника в Киренаике.

    Борьба с вражескими морскими перевозками была возложена на 201-ю группу содействия флоту. Из 17 входивших в ее состав эскадрилий одна была бомбардировочная (15-я «Бленхеймов» Mk.V — 18 машин), пять торпедоносцев-бомбардировщиков КВВС (38-я, 221-я и 458-я «Веллингтонов» — всего 48 машин, а так же 39-я и 47-я «Бофортов»), 252-я и 272-я эскадрильи истребителей «Бофайтер» (по 16 машин в каждой) и две торпедоносцев-бомбардировщиков флота — 821-я и 826-я (24 «Альбакора»). Остальные пять эскадрилий группы были разведывательными и патрульными. Этими силами вице-маршал Леонард Слеттер (Leonard H. Slatter) должен был еще до начала наступления 8-й армии срывать поставки противнику морем необходимых ему грузов.

    Сложность задачи заключалась в том, что теперь помощь авиации с Мальты была минимальной, поскольку «Бофорты» оттуда перебазировались в Египет, а конвои Оси, выходившие из Таранто и Бриндизи, следовали в Тобрук или Бенгази через Пирей, вне радиуса действия флотских «Свордфишей» и «Альбакоров». Кроме того, Тобрук, передовой порт выгрузки итало-немецких конвоев, находился в 500 км от линии фронта и дневные «Бофорты» с египетских аэродромов летели до него практически на полный радиус действия. 47-я же эскадрилья только с 8 октября начала осваивать свои «Бофорты» в боевых условиях.

    ​Немецкое судно «Анкара» - В тени Эль-Аламейна | Warspot.ru
    Немецкое судно «Анкара»

    Обстоятельства сложились так, что в октябре 1942 года британским летчикам довелось останавливать вражеский траффик в Ливию без помощи подводников.

    16 октября из Таранто и Бриндизи вышел очередной конвой в Киренаику. Утром 17 октября на Корфу обе группы соединяются, а в 18:00 выходят оттуда в море. Вечером 18 октября конвой снова разделяется. Немецкое судно «Анкара» (Ankara) (4768 т) с эсминцем и двумя миноносцами, избежав повреждений в ходе двух ночных атак торпедоносцев из Египта, 19 октября достигло Тобрука, а итальянское судно «Монгиневро» (Monginevro) (5324 т) с тремя эсминцами ушло в Бенгази, куда беспрепятственно прибыло утром того же дня, но состояние порта было такое, что оно выгружалось там две недели.

    Разгром конвоя «ТТ»

    Поздно вечером 23 октября 8-я британская армия, после 20-минутной артподготовки, начала наступление на позиции итало-немецких войск у Эль Аламейна (операция «Лайтфут»). Состояние войск Оси с горючим и боеприпасами было плачевным. Срочно вернувшийся с лечения из Германии Роммель сильно рассчитывал на приход конвоя «ТТ».

    Этот конвой — танкер «Прозерпина» (Proserpina) с 4553 тоннами горючего в сопровождении двух миноносцев — вышел из Таранто в Тобрук в 03:08 22 октября и спустя двое суток прибыл в Пирей. Менее чем через час, в 05:35 24 октября, он покинул Пирей уже вместе с 600-тонным немецким судном «Дора» (Dora). Вечером того же дня они встретились с подошедшим из Суды теплоходом «Тергестея» (Tergestea) (5890 т) с 1000 тоннами бензина и 1000 тоннами боеприпасов на борту, после чего все вместе, в сопровождении 4 миноносцев, направились в Тобрук, рассчитывая прибыть туда в 18:50 26 октября.

    Английская радиоразведка отслеживала этот конвой с 21 октября. Вечером 24 октября «Веллингтоны» 38-й эскадрильи из-за непогоды прервали поиски. Днём 25 октября конвой был обнаружен. В ночной поиск с египетских аэродромов вылетели 9 торпедоносцев и один бомбардировщик «Веллингтон» 38-й и «Веллингтон»-разведчик 221-й эскадрильи. Последний нашел конвой к северу от Дерны и осветил его, однако низкая облачность помешала нескольким ударным самолетам обнаружить цель. Остальные после полуночи 26 октября начали торпедные и бомбовые атаки конвоя, но они не имели успеха.

    Между 12:10 и 12:30, в 50 милях от Тобрука, по конвою безуспешно отбомбились три шестерки американских «Либерейторов» 98-й бомбардировочной группы. В 14:30, в 30 милях от Тобрука, на «Прозерпине» произошла поломка машины и он вместе с миноносцем «Калатафими» (Calatafimi) отстал от ордера.

    ​Танкер «Прозерпина» - В тени Эль-Аламейна | Warspot.ru
    Танкер «Прозерпина»

    В 12:30 с аэродрома Джанаклис (Gianaclis) с задачей «уничтожить танкер любой ценой» были подняты 8 «Бофортов» 47-й и 39-й эскадрилий винг коммандэра Ричарда Спрэга (Richard Sprague), которых лидировал флайт лейтенант Рональд Джи (Ronald Gee), пять «Бленхеймов» Mk V — топмачтовиков 15-й южноафриканской эскадрильи сквадрон лидера Дугласа У.Пидсли (Douglas W.Pidsley) и 9 «Бофайтеров» 252-й и 272-й эскадрилий. Основную часть маршрута группа проделала в 50 милях от побережья.

    В 10 милях к востоку от Тобрука летевшие на высоте 100 футов «Бофорты» пролетели над конвоем десантных барж. В 15:25 «Бофайтеры», которые поднялись на высоту 1000 футов, в 20 милях северо-западнее Тобрука заметили прикрываемую с воздуха основную часть конвоя и вступили в бой с воздушным эскортом. Три «Бленхейма», а вслед за ними пять «Бофортов» бросились в атаку на головное судно «Дора», приняв его за танкер, а еще один «Бофорт» напал на «Тергестею». Один из «Бленхеймов» был сбит и ни одного попадания!

    Флайт офицер Ральф Мэннинг (Ralph V. Manning) и флайт офицер Норман Хирн-Филлипс (Norman Hearn-Phillips) не заметили в ордере танкер и пролетели его, не сбросив торпеды. За ними последовали два «Бленхейма». Через несколько минут догонявшие конвой «Прозерпина» и миноносец «Калатафими» были замечены и англичане пошли атаку. «Прозерпина» принялся маневрировать, а «Калатафими», концевой в атакованном ордере миноносец «Лира» и береговые зенитные батареи (бой происходил в 5 милях от берега) открыли огонь. Самолет Хирн-Филлипса получил повреждения от близкого разрыва и потерял свою торпеду.

    ​«Бленхейм» Mk.V - В тени Эль-Аламейна | Warspot.ru
    «Бленхейм» Mk.V

    «Бленхеймы» атаковали танкер 250-фунтовыми бомбами. Машина флайт офицера Дустова (E.G.Dustow) была подбита, сбросила бомбы мимо судна и, зацепив крылом его мачту, рухнула в море, но сквадрон лидер Дуглас Пидсли одной бомбой попал в цель. Затем, подловив «Прозерпину» на повороте, с 600 ярдов сбросил торпеду Ральф Мэннинг, поразив цель в левый борт; судно загорелось. Была предпринята попытка буксировать пылающий танкер, но в 06:45 27 октября он затонул; погибло 15 членов экипажа. Англичане в ходе операции потеряли два «Бленхейма» и «Бофайтер».

    Вторая волна атакующих состояла из пяти «Бофортов» 39-й эскадрильи и девяти «Бофайтеров» 252-й и 272-й эскадрилий. Однако эта группа конвой не нашла и «Бофорты» сбросили торпеды в группу «зибелей».

    Стремясь нанести еще один удар до прибытия конвоя в Тобрук, англичане в 15:40 подняли в самостоятельный рейд три «Веллингтона» флайт лейтенанта Альберта Виггинса (Albert Wiggins) из 38-й эскадрильи; впервые эти самолеты должны были атаковать днем. Весь маршрут торпедоносцы проделали в 60 милях от побережья на высоте 100 футов. Выйдя в точку в 60 милях к северо-востоку от Тобрука, они повернули прямо к порту. Конвой был атакован в нескольких милях от входа в гавань с темнеющей стороны горизонта. Корабли охранения открыли зенитный огонь, когда «Веллингтоны» находились в менее чем двух милях от цели на боевом курсе. Самолеты с 500 — 600 ярдов прицельно сбросили все 6 торпед в «Тергестею». В 18:16 в судно попала, по меньшей мере, одна торпеда, в корму, и оно взорвалось (англичане задекларировали три попадания); все 80 членов команды погибли.

    ​«Тергестея» - В тени Эль-Аламейна | Warspot.ru
    «Тергестея»

    В ходе атаки один «Веллингтон» был сбит, а оба других повреждены, однако в 22:00 они вернулись на свой аэродром. Флайт-лейтенант А. Виггинс за эту атаку был награждён DSO.

    Охота продолжается

    После гибели конвоя «ТТ» итало-немецкие войска у Эль Аламейна получили приказ стрелять только при необходимости, чтобы растянуть имеющиеся запасы боеприпасов. Горючего для танков оставалось на 2,5 заправки. 28 октября Роммель запросил немедленно увеличить доставки горючего и боеприпасов по воздуху. Но уже на следующий день итальянцы понесли новую потерю.

    Конвой в составе танкера «Луизиано» (Luisiano) (2552 т) и судна «Этиопия» (Etiopia) (2153 т) (груз — топливо в бочках) с эскортом вышел из Таранто вечером 25 октября. Так как самолеты — разведчики англичан весь день 27 октября следили за конвоем, после полуночи 28 октября он укрылся в Наварине. Около 19:00 «Луизиано» в сопровождении двух миноносцев вышел оттуда в Бенгази, а вслед за ним в Тобрук с миноносцем вышла «Этиопия». Начальник итальянского Генштаба генерал Уго Кавальеро (Ugo Cavallero) потребовал от Супермарины обеспечить проход танкера любой ценой, но ее начальник адмирал Артуро Риккарди (Arturo Riccardi) отказался давать какие-либо гарантии.

    На этот раз мальтийцы подстраховали своих египетских коллег. С Луки в атаку были направлены три «Веллингтона» 69-й эскадрильи — один с бомбами и два с торпедами. Самолет с бомбами вернулся из-за неполадок в двигателе, но два других нашли обе цели. Торпедоносец пилота офицера Метьюза (Matthews) сбросил свои торпеды в «Этиопию», когда судно отходило от причала. Одна из них взорвалась близ борта, незначительно повредив цель и отсрочив ее выход (судно было уничтожено бомбардировщиками в Тобруке 6 ноября). Пилот офицер Донкерсли (Donkersley) атаковал танкер в 20 милях к западу от Наварина и в 23:52 поразил его торпедой. Взрыв разорвал «Луизиано» надвое — кормовая часть судна затонула немедленно, а носовая — рано утром 29 октября.

    Командование Оси предпринимало лихорадочные усилия, чтобы доставить самое необходимое своим войскам в Египте. Группировка транспортной авиации в Греции, насчитывавшая порядка 200 самолетов (не считая планеров), была срочно усилена большегрузными транспортниками Ju-90 и Ju-290. Для транспортировки топлива были задействованы все бомбардировщики X авиакорпуса, а так же переброшенные в Грецию из Бордо самолеты FW-200 «Condor». Планировалось довести доставки топлива до 500 т в сутки, но реально доставлялось по 250 — 275 т топлива в сутки, что не покрывало даже минимальных потребностей войск Роммеля.

    Вечером 30 октября итальянцы срочно отправили конвой со снабжением — суда «Триполино» (Tripolino) (1464 т) и «Остия» (Ostia) (348 т) в сопровождении миноносца «Цирце» (Circe) в Тобрук из Бенгази. Британцы, зная об этом, подняли на поиск два «Веллингтона» 221-й эскадрильи с радарами ASV и шесть «Веллингтонов» с торпедами. После полуночи 1 ноября один из «Веллингтонов» — разведчиков нашел конвой у Дерны и навел на него торпедоносцы. Заметив появление самолетов, миноносец окружил суда дымзавесой, но это не помешало одному из «Веллингтонов» в 02:08 1 ноября торпедировать «Триполино»; груженое топливом и боеприпасами судно взорвалось, выжил только один член экипажа.

    Остальные единицы конвоя, избежав попаданий от других «Веллингтонов», только в 06:30 двинулись дальше, однако тут же были замечены одним из «Бофортов» 39-й эскадрильи, вылетевшей из Шандуры (Египет) на поиск под командованием винг коммандэра Спрэга. Последовала атака со сбросом торпеды с чуть более 300 ярдов. В 06:40 «Остия» с грузом 57 т продовольствия и 52 т боеприпасов получила попадание в нос и взорвалась. Уцелевший миноносец укрылся в Тобруке.

    ​Торпедоносец-бомбардировщик «Бофорт» - В тени Эль-Аламейна | Warspot.ru
    Торпедоносец-бомбардировщик «Бофорт»

    Днем 29 октября из Бриндизи вышли вспомогательные крейсера «Зара» (Zara) (1976 т) и «Бриони» (Brioni) (1987 т) с грузами для Роммеля на борту. Они благополучно добрались 1 ноября до Пирея и в этот же день вышли в Тобрук. В море к ним присоединился старый миноносец «Сан-Мартино» (San Martino) и воздушный эскорт.

    Англичане из радиоперехвата были осведомлены об этом конвое и ночью его искали самолеты-разведчики. Около 09:00 2 ноября появились наведенные «Балтимором» 203-й эскадрильи семь «Бофортов» 39-й эскадрильи винг коммандера Ларри Гейна (Larry Gaine), которых сопровождали «Бофайтеры» 227-й эскадрильи. «Бофайтеры» вступили в бой с сильным воздушным эскортом, а «Бофорты», разделившись, набросились одновременно на обе цели. В 09:20 Гейн лично торпедировал груженый горючим в бочках «Зара» в мидель; судно запылало, погибло три члена экипажа. «Сан Мартино» пытался буксировать «Зару», но вечером оно начало крениться и затонуло в 22:30 в 50 милях к северу от Тобрука. В ходе боя англичане потеряли два «Бофорта» (сбиты зенитным огнем) и один «Бофайтер».

    «Бриони» с грузом боеприпасов спустя несколько часов после атаки достиг Тобрука, но только для того, чтобы сразу же быть взорванным в ходе налета «Либерейторов».

    Днем 2 ноября судно «Капо Орсо» (Capo Orso) отправляется из Триполи в сопровождении миноносца «Кентауро» (Centauro). В 01:51 3 ноября в 45 милях к востоку от Хомса их безуспешно атаковали мальтийские «Свордфиш» с радаром ASV и два «Альбакора». В 07:30 4 ноября конвой благополучно доставляет в Бенгази 685 тонн бензина и 744 тонны боеприпасов.

    В 11:30 сюда же приходит конвой из Пирея в составе трех судов в охранении трех эсминцев (в том числе немецкого «Гермес») и трех миноносцев. Ночью, между 00:15 и 02:30, к северу от Бенгази он подвергался ожесточенным атакам пяти «Веллингтонов» 69-й эскадрильи (двух с бомбами и трех с торпедами), которым подсвечивали цели два «Веллингтона» из Египта, но охранение дымзавесами и зенитным огнём отстояло своих подопечных. Особую ценность представлял груз танкера «Портофино» (Portofino) — 2200 тонн горючего. Однако все это уже запоздало — еще накануне вечером Роммель, отобрав у итальянцев запасы воды, горючего и транспорт, начал отход на запад, на этот раз окончательный.

    В этот же день гавань Бенгази бомбили «Либерейторы», уничтожив миноносец «Кентауро». 6 ноября бомбардировщики нанесли более сильный удар. В Бенгази были потоплены танкер «Портофино» (6424 т), каботажный танкер «Ломбарди» (Lombardi), а так же вспомогательные тральщик DM 37 «Марс» (Mars) и охотник AS 118 «Селве» (Selve).

    6 ноября, в дополнение к уже прибывшим из Египта отрядам бомбардировщиков «Веллингтон» из 40-й и 104-й эскадрилий 205-й бомбардировочной группы, на Мальту перелетели «Бофорты» 39-й эскадрильи (13 машин) и «Бофайтеры» 227-й и 272-й эскадрилий (соответственно 13 и 16 машин). Союзники изготовились покончить с блокадой Мальты, а затем и с ливийским конвойным маршрутом Оси.

    С началом операции «Торч» «Бофорты» были задействованы в основном в ночных операциях по минированию гаваней Туниса, Бизерты и сицилийских портов. Противоконвойные проводились исключительно редко.

    После полудня 20 ноября четверка «Бофайтеров» 227-й эскадрильи атаковала вышедший с Пантеллерии 783-тонный вспомогательный крейсер «Лаго Тана» (Lago Tana) с военнослужащими для Лампедузы и грузами для Триполи на борту. Один из «Бофайтеров» в топмачтовой атаке поразил цель одной из двух сброшенных 250-фунтовых бомб; судно загорелось и было оставлено экипажем. Затем появились три «Бофорта» 39-й эскадрильи. В 14:55 они поражают «Лаго Тана» торпедой и судно после продолжительной агонии затонуло в 40 милях к северо-западу от Лампедузы.

    В течение декабря большая часть «Бофортов» снова отбыла в Египет. В конце января 1943 года 39-я эскадрилья вернётся на Мальту и примет самое активное участие в 3-й Битве конвоев, но теперь уже в качестве ночных торпедоносцев — для дневных атак теперь использовались более современные самолёты.

    Сергей Марченко

    Конец курортного сезона кригсмарине на Warspot.ru
    Конец курортного сезона кригсмарине
    Скользящие над волнами, сеющие смерть на Warspot.ru
    Скользящие над волнами, сеющие смерть
    Недолгая жизнь, невеликая слава на Warspot.ru
    Недолгая жизнь, невеликая слава
    Поделиться
    • 1
    • 168
    • 6
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Небольшой, но почётный трофей на Warspot.ru
    Небольшой, но почётный трофей
    Триумф гауптмана Хельбига на Warspot.ru
    Триумф гауптмана Хельбига
    Гибель крейсера «Ковентри» на Warspot.ru
    Гибель крейсера «Ковентри»
    Итальянцы, ставшие немцами на Warspot.ru
    Итальянцы, ставшие немцами
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google