В ходе операции «Ось» немцы захватили все важнейшие порты в Адриатическом море вместе с находившимися там кораблями своего бывшего союзника. Однако состояние этого внушительного по численности флота было печальным: наиболее современные корабли находились либо в ремонте, либо в достройке. Однако вскоре ситуация потребовала от немцев поставить в строй даже самые малопригодные для войны корабли.
Между тем, после капитуляции Италии все острова Далматинского архипелага и большая часть побережья Югославии, оставшиеся теперь беззащитными, были захвачены Народно-освободительной армией Югославии (НОАЮ). Ожидалась высадка на Балканах союзных войск. Для противодействия уже 10 сентября 1943 года немцами была создана Оперативная зона Адриатического побережья (OZAK) под командованием генерал-лейтенанта Людвига Кюблера (Kübler) со штаб-квартирой в Триесте. Одновременно была введена должность Адмирала Адриатического моря с зоной ответственности от Фиуме до Валоны. Вступивший на этот пост вице-адмирал Йоахим Лейтцман (Joachim Lietzmann) настоял на включении в эту зону полуострова Истрия и итальянского побережья до устья реки Тальяменто.
Создание партизанских ВМС
Первый регулярный военно-морской отряд численностью 250 человек югославские партизаны организовали 23 января 1943 года и имел он на вооружении аж два судна. После капитуляции Италии партизанские военно-морские силы были реорганизованы. В сентябре было создано военно-морское Командование. 18 октября 1943 года Верховный штаб издал приказ о создании «Новь флота», во главе котрого был поставлен подполковник Йосип Черни. На момент создания партизанские ВМС насчитывали 9-10 вооруженных судов (NB), 30 патрульных катеров (PC), около 200 вспомогательных судов, 6 береговых батарей и несколько партизанских отрядов на островах. Численность личного состава была около 3000 человек. Оперативно флот подчинялся 8-му Далматинскому корпусу.
Подконтрольные участки побережья поначалу были разбиты на 4 сектора (400 – 1500 военнослужащих в каждом), задачей которых было обеспечить господство на море, организовать оборону побережья и островов, атаки морских перевозок противника и сил на островах и вдоль побережья. Командующему сектора подчинялись вооруженные суда и патрульные катера, островные партизанские отряды, береговая артиллерия, отряды минеров, наблюдательные посты и персонал военно-морских баз.
«Ниобе» от закладки до камней острова Силба
Перед лицом такого противника, отчаянно нуждаясь в пригодных к немедленному использованию боевых кораблях, немцы в первую очередь обратили внимание на захваченный 11 сентября в Поле древний крейсер «Каттаро» (Cattaro). Этот 2300-тонный корабль, один из десяти бронепалубных крейсеров типа «Газеле», был заложен в Бремене еще в 1898 году, спущен на воду в 1899-м и спустя год вошел в строй кайзеровского флота под именем «Ниобе» (Niobe).
Прослужив поначалу в качестве флотского крейсера, а затем, в 1906-1909 годах, станционером на Дальнем Востоке и в Полинезии, «Ниобе» был устаревшим уже к началу Первой Мировой войны, которую он провел у отечественных берегов. По ее окончанию победители оставили крейсер в составе Рейхсмарины. В 1925 году немцы продали «Ниобе» Королевству Сербия и он получил имя «Далмация» (Damalcija). Перед отправкой на Средиземное море корабль в 1925-1926 годах прошел модернизацию в Киле, где помимо всего прочего, получил «атлантический» нос и современное оборудование, но его силовая установка осталась работать на угле, давая кораблю максимальную скорость 21 узел. Спустя два года его устаревшие десять 105-мм пушек главного калибра были заменены шестью 83,5-мм зенитками «Skoda» с современной системой управления стрельбой.
Югославы использовали корабль как учебное судно, корабль ПВО и штабной корабль. В последнем качестве «Далмация» вступила в войну с Германией и Италией и в апреле 1941 года попала в руки итальянцев. Новые хозяева переименовали старый крейсер в «Каттаро», усилили его ПВО шестью 20-мм пушками «Брэда» и отправили служить в военно-морскую артиллерийскую школу в Поле. В момент захвата немцами крейсер ремонтировал котлы на верфи Полы.
Новым командиром корабля был назначен капитан-лейтенант фон Хофмайер-Злоттник (von Hoffmeyer-Zlottnik), а его зенитное вооружение было усилено двумя 20-мм «фирлингами». Вступление корабля в строй, ожидаемое 15 октября, затянулось до 6 ноября; в составе экипажа из 300 его членов 70 были хорватами. Крейсер был зачислен в состав 11-й флотилии береговой обороны, куда кроме него вошел еще один захваченный в Поле «антиквариат» — миноносец ТА-21 (вступивший в строй в 1913 году экс-итальянский эсминец «Insidioso»).
Разоружив итальянские войска на Балканах, Группа Армий «F» генерал-фельдмаршала Максимилиана фон Вейхса (Maximilian von Weichs) силами 2-й танковой армии приступила к установлению контроля над далматинским побережьем. 28 октября Командование Группы ВМС «Юг» обратилось к вице-адмиралу Лейтцманну с просьбой посодействовать армии в очистке Далматинских островов, поскольку из-за противодействия базирующихся там партизанских вооруженных судов и установленых батарей невозможно было использовть прибрежный фарватер. В первую очередь было решено очистить северодалматинские острова, для чего от армии выделялись 2-3 пехотных батальона, усиленных легкой и полевой артиллерией.
В ночь на 12 ноября соединение в составе бывшего вспомогательного крейсера «Рамб III» (Ramb III, 3726 тонн, 4 120-мм орудия), трех паромов «Зибель» и многочисленных малых судов оставило Полу с тем, чтобы рано утром 13 ноября высадить армейский десант 71-й пехотной дивизии на острова Крк, Чрес и Лошинь. Высадку прикрывали «Каттаро», миноносец ТА-21, корабль береговой обороны «Найяде» (Najade) и гидросамолеты.
Сопротивление на островах было незначительным. 13 ноября у Лошиня «Каттаро» и шнелльбот S-36 захватили два поврежденных атакой с воздуха вооруженных партизанских парусно-моторных суда — PC-3 «Scampo» и «Tinolovac», а затем «Каттаро» у острова Крк захватил 126-тонный вооруженный моторный парусник «S.Giuseppe II». Вечером того же дня «Рамб III» вернулся в Полу, а вечером 14-го туда же пришли «Каттаро» и ТА-21. Таким образом, операция против северодалматинских островов была быстро и успешно завершена, несмотря на почти полное отсутствие поддержки с воздуха.
После этого успеха немцы приступили к очистке островов к западу и югу от Зары (Задара). «Каттаро» участвовал в этой операции и утром 27 ноября прикрывал высадку на острова Корнат. Исчерпав запасы угля, он в 18:00 29 ноября пришел в Полу. Далее, по решению адмирала Лейтцманна, старый крейсер выводился из эксплуатации, поскольку его вооружение было неадекватным для запланированных операций в водах к югу от Сплита, а экипаж был необходим для вводившихся в строй кораблей 11-й флотилии береговой обороны. Но затем решение изменилось – «Каттаро» был признан пригодным для очистки островов и оставлен в строю.
По завершению операции на островах у Зары германские вооруженные силы намеревались провести операцию «Дельфин» по окончательному вытеснению партизан с побережья Адриатики и очистке прибрежных островов в последовательности Солта – Брач – Хвар – Млет – Лагоста – Лисса (Вис). Наряду с ТА-21, только что вступившим в строй ТА-20 (экс-итальянским эсминцем «Audace» постройки 1917 года) и другими кораблями в операции был задействован и «Каттаро». В ночь на 3 декабря он стал на якорь к югу от Зары, но так как начало операции против Солты было перенесено с 3 на 4 декабря, он только в 06:00 4 декабря покинул свою стоянку.
Между тем 3 декабря союзная авиация атаковала следовавший в Трогир десантный конвой и другие цели в районе Сплита, а так же гавань Шибеника. Понесенные потери в плавединицах вынудили немцев снова отсрочить начало операции; ко всему пролив Пасман, объявленный свободным для плавания 27 ноября, оказался снова перекрытым установленной в Биограде (на материковом берегу напротив острова Пасман) партизанской береговой батареей. Согласно новому плану, операция должна была начаться на рассвете 6 декабря высадкой на северо-западной оконечности острова Солта под прикрытием орудий «Каттаро». Один из миноносцев в это время поддерживал огнем пехоту, а другой патрулировал в проливе между Солтой и Брачем. Но «Дельфин» снова была отсрочена, на этот раз на неопределенное время, и крейсер ушел в Триест. В этот же день кораблю было возвращено его первое имя – «Ниобе».
23 октября части дивизии СС «Принц Ойген» начали операции «Осенний шторм I» по изгнанию партизан с полуостова Пелешац и «Ландштурм» по очистке побережья Южной Далмации от Омиша до восточной оконечности острова Хвар. Силы НОАЮ оказали упорное сопротивление, но 13 ноября вынуждены были оставить Пелешац и большей частью отступить на остров Корчула. Чтобы покончить с ними, германские вооруженные силы решили провести совместную операцию «Осенний шторм II». В ней были задействованы все боеспособные немецкие боевые корабли в Адриатическом море. «Ниобе» и три миноносца должны были прикрывать высадку к северу и югу от Корчулы, в то время как прибывшие в Каттаро 18 декабря шнелльботы S-36 и S-55 19 — 21-го занимались демонстративными действиями сначала на коммуникации Бриндизи – Бари, а затем у Хвара и Виса.
«Ниобе» вместе с ТА-21 и ТА-22 (экс-итальянский эсминец «Giuseppe Missori» постройки 1916 года) 11-й флотилии береговой обороны в ночь с 17 на 18 декабря вышел из Триеста с тем, чтобы вечером 18 декабря быть у южной оконечности острова Пасман (к югу от Зары).
ТА-20 из-за течи в носовой части задержался в Триесте, но затем догнал «Ниобе» и ТА-22, после чего эти корабли добрались до Пасмана, где встретились с ушедшим вперед ТА-21. Однако намеченное на 19 декабря начало операции было отложено на 20-е, поскольку для переправы войск с Пелешаца требовалось минимум два парома «Зибель», а в распоряжении командования 118-й пехотной дивизии находился только SF-264 — остальные 6 либо нуждались в ремонте, либо по разным причинам не смогли своевременно подойти к месту погрузки. К тому же, из-за тяжелых потерь ВВС могли задействовать только 2 истребителя при необходимом единовременном нахождении над кораблями не менее восьми; присоединению других мешала непогода. В условиях полного превосходства вражеской авиации ВМС отказались от прикрытия высадки крупными кораблями, о чем поставили в известность армейское командование. В результате высадку отложили на неопределенный срок, а соединению «Ниобе» было приказано вернуться в Полу.
Более быстроходные ТА-21 и TA-22 ушли вперед, а тихоходный крейсер остался позади с ТА-20. В 13:00 немецкие корабли были безуспешно атакованы «24 бомбардировщиками, один из которых был сбит». Вечером было получено известие о переправе «на 5 кораблях сильного партизанского десанта с острова Брач в Дуги Рат» (юго-восточнее Сплита). Против них нацелили было группу «Ниобе», но в 19:00 19 декабря «Ниобе», следуя в темноте и тумане, из-за навигационной ошибки на полном ходу вылетел на мель в бухте Сент-Анте, у южной оконечности острова Силба, в 27 милях к западу от Зары. ТА-20 немедленно приступил к спасательной операции и до рассвета безуспешно пытался самостоятельно стащить крейсер, после чего ушел в Полу; дозаправившись там, миноносец в этот же день вышел к острову Брач.
Из Фиуме и Триеста на помощь «Ниобе» вышли буксиры «Неттуно» (Nettuno), «Поренцо» (Porenzo) и «Констант» (Constant), а так же теплоход «Марта» (Martha), но из-за сильного южного ветра они не могли быстро прибыть. Только 21 декабря, когда погода стала налаживаться, буксиры, наконец, подошли к «Ниобе». Чтобы облегчить корабль, с крейсера сгрузили боезапас. Ночью 21/22 декабря операция по снятию «Ниобе» с мели должна была успешно завершиться, но завершилась она совсем не так, как рассчитывали немцы …
Британские катера выходят в Адриатику
Перебазировавшиеся 18 сентября в Таранто британские торпедные катера 20-й и 24-й флотилий уже ночью 21/22 сентября совершили первую вылазку.
В 14:30 21 сентября в море вышли MTB-89, MTB-85, MTB-295, MTB-290 и MTB-287 и направились к Валоне. В 01:30 22 сентября, на подходе к цели плавания, группа разделилась на два дивизиона – 24-я флотилия (МТВ-89 и MTB-85) должна была зачистить северную часть залива, а 20-я (МТВ-295, MTB-290 и MTB-287) – южную.
24-я флотилия, обследуя свой сектор, в 02:15 обнаружила «у берега на якоре три судна близко друг от друга». MTB-89 остановился, выпустил правую торпеду с 250 ярдов в правое «1500-тонное» судно, затем довернул на 20° влево и с 400 ярдов выпустил левую торпеду в среднее судно. Первая ушла мимо цели, вторая же «явно попала в судно с боеприпасами, которое взорвалось, выбросив в воздух все внутренности». MTB-89 выстрелил две торпеды в левое «1500-тонное судно». «Получив, по меньшей мере, одно попадание, цель затонула». Только после завершения атаки катера были освещены прожектором и в течение пяти минут обстреливались с берега, но ушли без повреждений.
В это же время 20-я флотилия, не найдя противника в южной части залива, вышла в северную и так же обнаружила там несколько судов. MTB-295 нацелился было стрелять по выбранной цели с 400 ярдов, но «судно необъяснимо задымило и дым скрыл другие цели». MTB-290 и MTB-287 решили держаться вне дыма, а MTB-295, пройдя сквозь него, обнаружил справа в 200 ярдах еще одно судно. Повернув вправо для атаки, он попал под обстрел с берега, но в 02:23 с 150 ярдов выпустил левую торпеду, «поразившую цель». Катер было отвернул, но так как цель оставалась на плаву, он снова развернулся и в 02:25 со 100 ярдов выстрелил правую торпеду.
Затем он подошел к цели вплотную и сбросил ей под борт сначала правую, а затем, развернувшись, в 02:37 под нос и левую глубинные бомбы, после чего отвернул малым ходом на юг. При отходе на юг и юго-запад, катер в 02:44 был освещен прожекторами и подвергнут ожесточенному обстрелу с берега. MTB-295 увеличил скорость до 25 узлов и бросился на северо-запад, но зацепил подводную преграду и потерял два винта. Тем не менее, на левой машине на 9 узлах он добрался до точки встречи, а далее сначала на буксире MTB-85, а затем эсминца «Айлекс» (Ilex) — до Отранто.
За эту операцию находившийся на MTB-295 командир 20-й флотилии лейтенант Бэрбери (Barbary) получил DSO, а командир катера суб-лейтенант Франзель (Frenzel) был награжден DSC. Англичане отрапортовались о потоплении «средних размеров судна с боеприпасами и одного небольшого торгового судна, а так же о попаданиях в два других корабля прежде, чем отступили под огнем береговых батарей». На самом деле в ходе атаки они потопили только 451-тонный эскортный корабль D-29 «Ровиньо» (Rovigno), который отнесли на счет MTB-85 или MTB-89. В эту ночь в гавани Валоны находились еще пароходы «Палермо» (Palermo) (2897 тонн) и «Квадрифольо» (Quadrifoglio) (666 тонн), два патрульных катера и несколько десантных барж, но о каких-либо их повреждениях информации нет.
28 сентября плавбаза торпедных катеров «Вена» прибыла с конвоем AH-1 в Бриндизи, после чего туда перешли 20-я и 24-я флотилии. Позднее пунктом базирования британских MTB в Адриатическом море стал порт Бари. В ходе успешного рейда немецкой авиации на Бари 2 декабря, когда погибло свыше 1000 человек, а в гавани было уничтожено 17 торговых судов и многие повреждены, из 7 находившихся там MTB 20-й и 24-й флотилий погиб только один – MTB-296. Там же погибло судно «Пуцк» (Puck) с двигателями и запчастями для торпедных катеров, а плавбаза «Вена» была сильно повреждена близким взрывом бомбы. Порт Бари был надолго выведен из строя и торпедные катера перебазировались в Манфредонию.
В сентябре 1943 года в Таранто союзное командование приняло решение о предоставлении военной помощи партизанам Иосипа Броз Тито, сражавшимся против немецких войск в Югославии. Одним из направлений его реализации было решение контр-адмирала Р.МакГригора (R. Mac'Gregor) провести переговоры с партизанами о создании базы легких сил на острове Вис, находившимся в 30 милях к югу от Сплита. В октябре 1943 года британская делегация, тайно прибывшая на Вис из Бари на трех MTB, заключила с представителями НОАЮ соглашение об использовании гавани Комицы, расположенной на обращенной к материку части острова. На основании этого соглашения в декабре туда прибыли «Восперы» 20-й и 24-й флотилий, а несколько позднее — «доги» MTB-637, MTB-649 и MTB-651 из 56-й и 60-й флотилий.
Совместные операции с партизанами не предусматривались, но проведенные закончились успешно. Ночью 12/13 декабря «доги» обстреляли Трпанж на Пелешаце и Чрвиче. Партизанский диверсионный десант с Брача на Омиш (к югу от Сплита) 18 декабря прикрывала группа из двух MTB в составе MTB-297 лейтенанта Вудса (Woods) с новым командиром 20-й флотилии лейтенантом Дж.Д.Ланкастером (J.D. Lancaster) на борту и MTB-637 лейтенанта Дэвидсона (Davidson).
В 22.50 18 декабря в проливе между Брачем и материком MTB-637 обнаружил «немецкий конвой» — паром SF-193, вышедший в 22.00 из Трогира в Плоче с 29 солдатами и 22 тоннами бензина на борту. Объект был взят под обстрел. Поврежденный ответным огнем, «дог» сманеврировал и выстрелил торпеды, но одна прошла мимо цели, а другая вообще не вышла из аппарата. Тогда Дэвидсон возобновил обстрел. Бочки с бензином на пароме взорвались и экипаж бросился в воду. Пылающий паром приткнулся к берегу Брача, где полностью выгорел; погибло 17 человек. В это же время MTB-297 выстрелил торпеды по ложной «цели под скалой», претендуя на попадание и уничтожение противника.
20 декабря MTB-649 лейтенанта Хьюза (Hughes) у мыса Пелегрин (остров Брач) помог партизанским патрульным катерам PC-41, PC-42, PC-43 (10 тонн) и PC-53 (15 тонн) и береговой артиллерии захватить немецкие вооруженные суда HZ-8 и HZ-9 (по 120 тонн), которые югославы увели в Хвар и затем ввели в состав своего флота как NВ-1 и NВ-2.
Конец «Ниобе»
21 декабря на Комицу пришло сообщение от представителя Прибрежных Сил у партизан лейтенанта О.Вудхауза (Woodhouse) о сидевшем на камнях у острова Силба вражеском крейсере. Со своей стороны, местные партизаны с 15-метровой каменной башни в центре Силбы заметили, что случилось, и так же сообщили по рации англичанам. Для атаки цели, находившейся в 90 милях к северу от Виса, лейтенант Ланкастер взял MTB-298 лейтенанта Шора (Shore) из 20-й флотилии и MTB-226 лейтенанта Хислопа (Hyslop) из 24-й флотилии.
Катера следовали 25-узловым ходом мористее основных островов архипелага; при этом МТВ-226, который из-за течи в машинном отделении нуждался в срочном ремонте, едва поспевал за напарником. Пройдя через узкий пролив между островами Скарда и Ист, приблизительно в 01:00 22 декабря MTB подошли к Силбе. Здесь Ланкастер снизил ход до 4 узлов, чтобы оценить обстановку, и увидел «сидевший на камнях крейсер в окружении буксиров и катеров».
Увлеченные спасательными работами, немцы совершенно не ожидали атаки с моря и не позаботились об охранении, так что англичане на приглушенных двигателях сумели незаметно приблизиться к «Ниобе» на дистанцию 400 ярдов и выпустить по две торпеды. В 02:05 (по немецкой хронологии) три из них поразили цели: две торпеды попали в левый борт крейсера – одна в носовой погреб, который незадолго до этого был очищен от боеприпасов, другая в корму, и еще одна — в находившийся у борта «Ниобе» буксир «Паренцо». Буксир взорвался и затонул вместе со всем экипажем в 19 человек. На окончательно выведенном из строя крейсере погибло 17 человек и еще 16 было ранено. Немцы открыли беспорядочную стрельбу из автоматического оружия, но MTB удалились невредимыми, благополучно достигнув Комицы.
Немцы приписали успешную торпедную атаку «вражеской подводной лодке». Поскольку крейсер остался сидеть на камнях, фон Хофмайер-Злотник с 20 членами экипажа остался для охраны и демонтажа артиллерии, а 16 раненых и все уцелевшие были отправлены в Полу. После того, как немцы оставили корабль, его растащили для собственных нужд по частям партизаны и местные жители. В 1947-52 годах корпус «Ниобе» разобрала на металлолом югославская фирма «Бродоспас».
Развертывание противостояния в Адриатике
В начале 1944 года «москиты» сторон, несмотря на зимние погодные условия, не отстаивались в базах.
Первыми отличились немцы. В ночь с 8 на 9 января вышедшие из Каттаро S-55 и S-36 между островами Хвар и Брач захватили два груженных топливом и боеприпасами партизанских моторных парусника. Оба трофея были взорваны после того, как их экипажи перевели на борт немецких катеров. На рассвете 9 января катера обстреляли гавань Комицы.
Следующей ночью S-55 и S-36 снова действовали у Комицы. В 23:18 9 января был захвачен 145-тонный моторный парусник, доставлявший на Вис оружие, боеприпасы и продовольствие. Немцы повели приз в Вела-Лука на Корчулу, но при входе в бухту катера были атакованы вражескими истребителями. S-55 был поражен в левый двигатель. Вскоре последовало еще одно нападение с воздуха. Парусник загорелся, на нем взорвался груз. Во второй половине дня шнелльботы снова атаковали истребители. S-55 получил попадания и загорелся, запасные торпеды взорвались и катер затонул. S-36 взял на борт экипажи S-55 и парусника и вечером ушел в Каттаро.
11 шнелльботов 3-й и 7-й флотилий, которые переводились из Лигурийского моря в Адриатическое, из-за крайне низкого уровня воды на реке По добрались до Венеции только в начале марта и к боевым операциям они приступили в середине месяца.
База британских Прибрежных Сил на Висе начала действовать с января 1944 года под руководством бригадного генерала Т.Черчилля (Thomas Churchill) и лейтенанта-коммандэра М.Ч.Моргана-Гилса (Morgan C.Morgan-Giles). Отсюда MTB и MGB развернули рейдерские операции на прибрежные коммуникации немцев у далматинского побережья. Вис являлся главной базой и югославских ВМС.
Первую вылазку в 1944 году с Виса к острову Брач два «дога» 60-й флотилии провели ночью 13/14 января 1944 года. До конца месяца «доги» совершили еще 2 поиска, уничтожив артиллерией несколько мелких каботажников; за неимением торпед в Комице (тыловая база находилась в Бари) их держали только для важных целей.
Поскольку британцы опасались высадки противника на Вис, туда по мере освобождения из-под Анцио были доставлены бойцы 43-го, 9-го и 40-го Commando, которые вместе с партизанами немедленно принялись терроризировать рейдами немецкие гарнизоны на островах и далматинском побережье. Уже 26 января корабли НОАЮ под прикрытием «догов» высадили на остров Хвар 75 партизан, 33 американских спецназовца и 150 британских коммандос. Затем последовал успешный рейд на Брач. Немцы вынуждены были усиливать свое присутствие на захваченных островах и побережье Хорватии.
Литература и источники:
- Reynolds/Cooper, Mediterranean MTBs at War: Short MTB Flotilla Operations, 1939-45, 1999
- Zvonimir Freivogel / Achille Rastelli, Adriatic Naval War 1940 – 1945, Zagreb, Croatia, 2015
- The War at Sea in the Mediterranean 1940-1944, John Grehan, Martin Mace, 2014
- http://s-boot.net/
- Lawrence Paterson, Schnellboote: A Complete Operational History, 2016
- Hans Frank, German S-Boats in Action in the Second World War, 2007
- https://cfv.org.uk/forum/
- https://www.forum-marinearchiv.de/smf/index.php
- https://archive.org/search.php?
- Gabriele Faggioni, La guerra aeronavale tra il golfo di Venezia e la costa Dalmatia dopo l’8 settembre 1943, 2013
Комментарии к данной статье отключены.