Бескрайние просторы морей были недоступны для большинства самолётов сухопутного базирования и особенно для беспощадных маленьких истребителей. Потому экипажи дальних патрульных самолётов всех противоборствующих сторон, забравшись на несколько сотен километров в море, могли чувствовать себя достаточно спокойно. Однако иногда фортуна сталкивала тяжеловесов нос к носу, и здесь уже многое зависело от бойцовских качеств тех, кто сидел за штурвалами и пулемётами — приказов гоняться за воздушным противником у экипажей не было.
Подобные стычки часто происходили над Бискайским заливом и у западного побережья Испании и Португалии. Интенсивное торговое судоходство Союзников манило сюда подводные лодки кригсмарине, а также воздушных разведчиков и рейдеров люфтваффе, в роли которых зачастую выступали четырёхмоторные «Фокке-Вульфы» Fw 200С «Кондор». Для обеспечения проводки конвоев и охоты на субмарины англичане и американцы посылали в дозор свои «Сандерленды» и «Либерейторы», и порой в бескрайнем лазурном небе становилось тесно.
Утром 17 августа 1943 года с аэродрома Порт-Лиотэ, что севернее марокканского Рабата, в северном направлении вылетел четырёхмоторный B-24D «Либерейтор» из 480-й противолодочной авиагруппы ВВС США, за штурвалом которого сидел 27-летний капитан Хью Максвелл-младший (Hugh Durwood Maxwell Jr.). Примерно в 300 милях к западу от Лиссабона американцы сцепились с двумя «Кондорами», которые летели из французского Бордо с задачей атаковать британский конвой, следовавший из Гибралтара в Шотландию.
У «Либерейторов» 480-й группы были свои счёты с подчинёнными Геринга: с марта по октябрь 1943 года они заявили об уничтожении пяти «Кондоров», трёх летающих лодок «Дорнье» и одного «Юнкерса» Ju 88 при потере трёх своих экипажей. Сам Хью Максвелл, летавший на задания с марта, уже успел поучаствовать в бою с одним «Фокке-Вульфом» — тогда его стрелки вели огонь по летящему параллельным курсом немцу, и «Кондору» с выбитым двигателем пришлось спасаться бегством в облаках.
Нельзя сказать, чтобы встреча сразу с двумя противниками оказалась для американцев неожиданной. Сначала база в Порт-Лиотэ предупредила экипаж о приближении «Кондоров», а потом и оператор радара сообщил о двух засечках в 15 милях от «Либерейтора». Штурман доложил о том, что над конвоем они окажутся одновременно с немцами, и Максвелл решил, что боя не миновать.
Максвелл никогда не участвовал в манёвренных воздушных боях, но действовал как заправский истребитель. Он спикировал на своём 28-тонном бомбардировщике из облаков, сел на хвост ведущему «Кондору» на 1000 футах (300 метров) и приказал стрелкам ждать, пока дистанция не сократится. Когда стрелки «Кондора» открыли огонь и в обшивке «Либерейтора» появились пробоины, Максвелл дал двигателям полный газ и велел отвечать. Превосходство в весе залпа сказалось быстро — пылающий «Фокке-Вульф» свалился вниз.
Тем временем второй «Кондор» обстреливал американцев сзади, и довольно успешно — для увеличения дальности с «Либерейтора» сняли часть штатной брони. У него встали оба двигателя на правой плоскости, а само крыло было полно дыр и горело. Оказалась повреждена гидросистема, отказала внутрисамолётная связь. К счастью, бомбардир сумел сбросить глубинные бомбы.
Впоследствии Максвелл вспоминал, что меньше всего чувствовал себя героем: «Чёрт возьми, мне было страшно! Я не хотел умирать, но должен был сделать всё, что должен». Самолёт падал, и лётчик решил, что конец близок, но в последний момент бросил «Либерейтор» в скольжение. Это помогло: самолёт развалился на три части, но не взорвался и не зарылся в воду, позволив лётчикам выбраться наружу и спастись. Из 10 членов экипажа уцелело семеро, большинство были ранены.
В это время второй «Кондор», которому тоже досталось, ковылял на малой высоте в сторону Франции с одним разбитым мотором. По данным американской разведки, немецкий лётчик довёл самолёт до Бордо, разбил его на посадке, но сумел сохранить весь экипаж. Что касается оставшихся на «поле боя», то вскоре британский эсминец «Хайлендер» (HMS Highlander) из эскорта конвоя поднял на борт сначала семерых американцев, а потом и четверых немцев, двое из которых вскоре умерли от ожогов.
Согласно немецким сводкам потерь, при выполнении задания над морем 17 августа 1943 года был потерян Fw 200C-5 W.Nr.0211 с бортовым кодом «F8+FK» из авиагруппы III./KG 40. Его экипаж в составе семи человек (два лётчика, штурман, два радиста, бортмеханик и воздушный стрелок) во главе с обер-фельдфебелем Карлом Бауэром (Karl Bauer) зачислили в пропавшие без вести, но через некоторое время штурмана, бортмеханика и стрелка перевели в погибшие — возможно, немцы подняли из воды тела тех, кого не нашёл «Хайлендер». Второй «Кондор» — это был Fw 200C-4 W.Nr.0114 обер-лейтенанта Хайнца Кюхенмайстера (Heinz Küchenmeister) — действительно сел с дымящим двигателем на аэродроме Бордо-Мериньяк и полностью выгорел, из экипажа никто не пострадал. Примечательно, что в сводке особо отмечено, что пожар двигателя с воздействием противника не связан.
За проведённый бой Хью Максвелл был удостоен креста «За лётные заслуги» (DFC — Distinguished Flying Cross), а 480-я противолодочная авиагруппа, в ноябре 1943 года выведенная из боёв, удостоилась Благодарности президента для подразделений (Presidential Unit Citation). В дальнейшем Максвелл продолжил военную службу, выйдя на пенсию в 1969 году в звании полковника. Умер удачливый охотник на «Кондоров» 8 июля 2017 года на 102-м году жизни в городке Альтамонте-Спрингс, штат Флорида.
Учреждённый 22 июля 1926 года для награждения американских военнослужащих крест «За лётные заслуги», он же «Крест лётных заслуг», вручается за героизм или выдающиеся достижения, проявленные в воздухе. Награда имеет форму креста из бронзы под размер квадрата 43,5×43,5 мм с наложенными поверх него штраловой четырёхконечной звездой и четырёхлопастным пропеллером. Реверс креста пустой и плоский, служит для гравировки имени и звания награждённого. Крест подвешивается на четырёхугольную колодку, обтянутую ультрамариново-синей муаровой лентой шириной 35 мм, на которой имеется центральная красная полоса шириной 2,4 мм и четыре белых — две центральные по 1,2 мм и две боковые по 3,6 мм. Повторные и пятикратные награждения отмечаются бронзовыми или серебряными дубовыми листьями в Армии и ВВС США, а в ВМФ, Корпусе морской пехоты и Береговой охране для этого используются золотые и серебряные звезды размером 7,9 мм.
Комментарии к данной статье отключены.