6 августа 1942 года жители маленького городка Серафимович, стоящего в излучине Дона на границе Ростовской и Сталинградской областей, могли наблюдать необычные для здешних мест похороны. Захватившие 2 августа город итальянцы в касках с пучками черных петушиных перьев несли на вновь организованное кладбище большой гроб, покрытый красно-бело-зелёным национальным флагом, поверх которого лежала такая же каска с плюмажем — 3-й полк берсальеров прощался со своим командиром, полковником Аминто Каретто (Aminto Caretto).
Будущая легенда берсальеров Аминто Каретто родился 7 октября 1893 года в пьемонтском городке Крешентино на севере Италии. В 1914 году он был младшим лейтенантом в корпусе берсальеров, и всю Первую мировую войну сражался на австрийском фронте, в том числе в качестве командира штурмовых отрядов ардити на Изонцо и Пьяве. К окончанию боевых действий Каретто заработал чин капитана и три медали «За воинскую доблесть»: серебряную (Medaglia d’argento al valor militare) и две бронзовых (Medaglia di bronzo al valor militare), — а также крест «За воинскую доблесть» (Croce di guerra al valor militare).
В 1922 для капитана Каретто началась вторая война: в составе 10-го эритрейского колониального батальона бывший берсальер четыре года воевал в Северной Африке, подавляя мятежи местных племён в Киренаике. Здесь он получил свою третью бронзовую медаль «За воинскую доблесть», а по возвращении в Европу вновь перешёл в берсальеры и стал майором.
Вскоре после вступления Италии во Вторую мировую войну Каретто получил под командование 3-й полк берсальеров, входивший в 3-ю подвижную дивизию принца Амадея, герцога д’Аосты (3ª divisione Celere Principe Amedeo Duca d’Aosta). Его пенсне и вечная трость, которая, поговаривали, иногда ходила по спинам нерадивых подчинённых, стали легендой берсальеров, а к самому полковнику крепко прилипло прозвище «Папаша», которое плохому командиру никогда не дадут. Весной 1941 года со своим полком Каретто воевал на Балканах, а в конце июля отправился в СССР.
Здесь судьба отвела полковнику ровно год: 2 августа 1942 года при ликвидации советского плацдарма у Серафимовича в колено полковника попал осколок снаряда. Он был бодр и заявил, что берсальеры идут в бой и с перебитым ногами, чтобы поддержать свой полк, а потому отказался от эвакуации. В итоге газовая гангрена сделала своё дело: 5 августа Аминто Каретто в возрасте 48 лет умер в госпитале. Посмертно его наградили высшей военной наградой Италии — золотой медалью «За воинскую доблесть» (ранее за русскую кампанию он получил ещё две серебряных, что довело общий счёт полковника до семи медалей).
Похороны командира берсальеры провели по военным меркам пышные. Предполагалось, что со временем прах полковника отправится на родину, как того пожелала семья, однако в ноябре 1942 года красноармейцы отбили у итальянцев Серафимович, и Аминто Каретто навсегда остался в донской земле рядом со своими солдатами. По сей день он остаётся легендой среди берсальеров — примерно так же, как Василий Маргелов среди российских десантников или Хайнц Гудериан для немецких танкистов. Именем Каретто названы улицы и площади Пьемонта, на родине ему стоит памятник.
В память о легендарном командире берсальеры 3-го полка учредили памятную бронзовую медаль Аминто Каретто (Medaglia Aminto Caretto). На её лицевой стороне изображён профиль полковника в каске и очках в обрамлении петушиных перьев, на реверсе помещён девиз SOLO CHI MUORE PUO' SOSTAR PER VIA — «Только тот, кто умер, имеет право остановиться», даты 20.10.1940–05.08.1942, каска и знаменитая трость.
Комментарии к данной статье отключены.