22 июня 1940 года было подписано перемирие между Германией и потерпевшей поражение Францией. В историю оно вошло как Второе Компьенское перемирие, поскольку лидер нацистской Германии Адольф Гитлер умышленно настоял на том, чтобы оно было заключено в том же самом месте, где в 1918 году подписывали перемирие представители проигравшей Первую мировую войну Германии. По условиям нового перемирия три пятых территории Французской Республики в Европе, включая Париж, оказались под непосредственным контролем Германии. Но центральные и южные районы, а также обширные колониальные владения Франции сохранили относительный суверенитет. Более того, перебазировавшееся в курортный город Виши правительство осуществляло гражданское управление (правда, с серьёзными ограничениями) и на оккупированной территории.
Франция должна была содержать оккупационные войска Германии, при этом ей самой разрешалось сохранить небольшие вооружённые силы. Планировалось, что с окончанием военных действий в Европе (что на тот момент означало установление мира между Германией и Великобританией) будет подписан полноценный мирный договор между соседними государствами. И немцы, и французы считали, что это произойдёт скоро, поэтому французская делегация не возражала против пункта в соглашении, согласно которому французские военнослужащие, взятые немцами в плен, должны были быть освобождены только после подписания мирного договора. В результате около миллиона попавших в плен французских солдат и офицеров провели следующие пять лет в немецких лагерях.
Второе перемирие в Компьене было подписано не только в том же месте, что и 22 года назад, но и в том же самом железнодорожном вагоне-ресторане. Этот вагон был построен в Сен-Дени в 1914 году и использовался по своему прямому назначению франко-бельгийской компанией CIWL (Compagnie Internationale des Wagons-Lits) до августа 1918 года. В этом месяце вагон был перестроен в офис для главнокомандующего союзными войсками французского маршала Фоша. После Первой мировой войны Компьенский вагон был возвращён CIWL и непродолжительное время снова функционировал в качестве вагона-ресторана. Затем компания подарила его Франции, и вагон был установлен в Музее армии при Доме инвалидов в Париже. В 1927 году по просьбе мэра Компьена реликвия переехала к месту подписания перемирия в 1918 году, рядом с которым и расположилась в специально построенном павильоне.
Для подписания второго перемирия 22 июня 1940 года вагон был извлечён из здания (стену которого пришлось частично разобрать) и установлен точно на то же место, где подписывалось первое перемирие. После этого Компьенский вагон был отправлен в Берлин, где демонстрировался на площадке между Кафедральным собором и Старым музеем. Затем он какое-то время стоял на запасном пути, а в 1944 году был вывезен в Тюрингию. Здесь его следы теряются – по различным версиям, он был либо сожжён или взорван ССовцами, либо разрушен в результате воздушного налёта, либо уничтожен бывшими узниками лагеря Ордруф. Впрочем, шасси вагона, возможно, частично уцелело – существует информация, что в 1970-е годы вагон на его основе был восстановлен и использовался в ГДР.
Комментарии к данной статье отключены.