31 мая 1916 года состоялась величайшая морская битва Первой мировой войны — Ютландское сражение. В ней участвовали силы флотов Британской империи и Германии, в общей сложности 250 кораблей, в том числе более 40 линкоров и линейных крейсеров. Наши коллеги с портала worldofwarships.ru рассказывали об этом событии в 2016 году, к столетию со дня сражения. Вспомним вместе с ними, как это было.
Исходные позиции
В конце весны 1916 года морское противостояние между Британской империей и Германией окончательно зашло в тупик. Безраздельно властвуя на море, британский Гранд-Флит нисколько не стремился навязывать германским силам генеральное сражение, а лишь пресекал любые их попытки прорвать дальнюю морскую блокаду. Несмотря на пассивность такой тактики, экономическая изоляция истощала Германию, и необходимость прорыва блокады становилась всё более острой.
Адмирал Рейнхард Шеер, заступивший на должность командующего флотом Открытого моря в январе 1916 года, решился раскачать патовую ситуацию. Его план состоял в том, чтобы относительно небольшим отрядом линейных крейсеров выманить Гранд-Флит с защищённых баз, а затем уничтожить его по частям.
Первый этап операции прошёл для германского флота довольно неудачно. Соединение подводных лодок не сумело собрать ценных разведданных и потрепать Гранд-Флит, а британцы, напротив, перехватили сообщение о выходе в море германского флота и подготовились к возможному сражению. Основываясь на данных радиоперехвата, английский флот двумя эскадрами направился к предполагаемому месту расположения германских сил. Первую из них составлял авангард из шести линейных крейсеров, лёгких крейсеров и миноносцев адмирала Битти в сопровождении четырёх дредноутов Хью Эван-Томаса. Бо́льшая часть остального Гранд-Флита под началом адмирала Джеллико вышла к месту предполагаемого рандеву из Скапа-Флоу.
Первый этап
31 мая, около 14:00, в точке к западу от побережья Ютландии соединение Битти встретило эскадру адмирала Хиппера из пяти линейных крейсеров и нескольких миноносцев сопровождения, которая, как позже выяснили англичане, шла в авангарде основных сил флота Открытого моря. Видя своё явное численное превосходство, британские корабли пошли на сближение и открыли по противнику огонь. В ответ на это Хиппер, действуя согласно первоначальному плану, повернул эскадру на юг, чтобы вывести противника на основную часть германского флота.
Артиллерийская дуэль во время преследования складывалась неудачно для английских кораблей, несмотря на их численный перевес. Давало о себе знать не только удручающе низкое качество боеприпасов, но и небрежность и даже грубые ошибки в управлении эскадрой. Возникла путаница в распределении целей и управлении огнём, а из-за проблем со связью многие приказы передавались с серьёзной задержкой. Именно из-за этого линкоры Эван-Томаса не успели вовремя сменить курс вслед за уходящими на юго-восток германскими кораблями и вступили в бой с большим опозданием.
Уже довольно скоро корабли Хиппера сумели пристреляться, и начались первые попадания: в короткий срок были подбиты и потоплены линейные крейсеры HMS Indefatigable и HMS Queen Mary. В ответ Битти пустил в атаку свои миноносцы, которые пошли на сближение с эскадрой Хиппера и вступили в скоротечный, но безрезультатный бой с германскими эсминцами.
Около 16:30 к месту сражения подтянулись корабли адмирала Шеера. Неожиданно для себя наткнувшись на превосходящие силы противника, Битти развернул английскую эскадру и двинулся по направлению к основной части Гранд-Флита. И вновь из-за перебоев со связью линейные корабли Эван-Томаса начали манёвр с большим опозданием и на повороте последовательно попали под мощный обстрел германских сил.
Второй этап
Во время дальнейшего преследования в ходе артиллерийской дуэли англичане потеряли линейный крейсер HMS Invincible и броненосный крейсер HMS Defence, а германский флот — лёгкий крейсер Wiesbaden. В 18:20 произошло столкновение главных сил противников. Корабли адмирала Джеллико быстро включились в бой и сосредоточили огонь на линкорах Шеера, которые вели преследование во главе германской армады. Баланс сил вновь резко изменился: адмирал Шеер не ожидал встречи с основными силами Гранд-Флита и, выполнив под прикрытием дымовых завес «боевой разворот», попытался оторваться от британцев.
Рассчитывая пройти за кормой английских линкоров и прорваться к базам, Шеер вскоре вновь повернул эскадру и двинулся курсом на восток, но уже около 19:00 произошёл новый боевой контакт. После скоротечной стычки, которая для германских сил обернулась серьёзными повреждениями линейных крейсеров Von der Tann, Seydlitz и других тяжёлых кораблей, флот Открытого моря снова попытался уйти от противника. В наступивших сумерках соединению Шеера удалось оторваться от преследовавших его англичан.
Взяв курс на юго-восток, флот Открытого моря двинулся по кратчайшему пути к своим базам. Хотя каждая из сторон крайне смутно представляла себе расположение сил противника, около 22:00 маршруты флотов пересеклись. В бой вступили лёгкие крейсеры обеих эскадр, а часом позже германский флот начал скоротечное сражение с английскими эсминцами, которые шли в хвосте Гранд-Флита. К счастью для адмирала Шеера, британский флот не был готов к ночному бою. Запутавшись в противоречивых разведданных, Джеллико не понял, что флот Открытого моря проскользнул за кормой его кораблей. Преследование германского флота продолжалось всю оставшуюся ночь. Прекратить погоню адмирал Джеллико решился лишь к утру 1 июня, получив из Адмиралтейства радиограмму о том, что флот Открытого моря, по-видимому, вернулся в родную гавань.
Исход боя
О результатах этого грандиозного и ни с чем не сравнимого по размаху сражения сложно судить однозначно. Хотя Гранд-Флит понёс серьёзные потери, по тоннажу почти вдвое превышавшие германские, флот Открытого моря не сумел выполнить свою главную задачу — прорвать экономическую блокаду. До самого конца войны германские корабли уже не отваживались отходить далеко от своих баз.
Но и англичанам формальная победа далась высокой ценой. Британская общественность была крайне разочарована высокими потерями своего флота, который долгие годы слыл безупречной и непобедимой военной машиной. Престиж всего Адмиралтейства оказался надолго подорван, и восстановить пошатнувшуюся репутацию британскому флоту удалось лишь к началу Второй мировой.
Комментарии к данной статье отключены.