Принятый 25 апреля 1935 на вооружение французской армии лёгкий танк Char léger Modèle 1935 R оказался во многом компромиссной машиной. Создававшийся как замена для Renault FT, этот танк не сильно ушёл от предшественника по скорости перемещения, а по вооружению так и вовсе был ему равнозначен. Конечно, у нового танка была более мощная броня, но дальнейшие события показали, что и на неё особо полагаться не стоило. Французская пехота стала всё чаще посматривать в сторону FCM 36 — машины дорогой, но более подходящей на роль пехотного танка. Спасти ситуацию с Renault R 35 должна была модернизация самого слабого его звена — ходовой части. Новый танк с усовершенствованной подвеской и пушкой с удлинённым стволом получил название R 40. Он смог, наконец, удовлетворить требования заказчиков, но появился слишком поздно.
В поисках лучшей ходовой части
Отчасти Renault R 35 стал жертвой желаний французского пехотного командования нарастить броню танка, оставив его в прежних габаритах. В результате танк довольно быстро вышел за рамки 6-тонного весового класса, а под конец разработки перешагнул и 10-тонную планку. Это не могло не сказаться на его ходовых качествах, причём в данном случае критическим параметром оказалась не скорость. Дело в том, что с точки зрения французской пехоты высокая скорость передвижения не являлась наиболее приоритетным параметром. В конце концов, основной задачей R 35 было сопровождение боевых порядков наступающей пехоты, а она при всём желании бежать по полю боя со скоростью лошади не могла.
Главным слабым местом Renault R 35 оказалась ходовая часть, причём обнаружилось это далеко не сразу. При проектировании Renault ZM инженеры Renault взяли за основу наработки по лёгкому кавалерийскому танку Renault VO. Ходовая получилась достаточно компактной и неплохо работала при езде по ровной дороге. Хорошо она показала себя и на опытном Renault ZM. Другое дело, что разрабатывалась она под несколько иную массу танка, а самое главное — под иные условия использования. Нет, она не ломалась, но после передачи Renault R 35 в войска выяснилось, что для езды по полю его ходовая часть не особо годится.
В чём-то проблемы французских военных были подобны тем, что получили японцы во время дебюта лёгкого танка «Ха-го» в Маньчжурии. При решении этого вопроса японцы ограничились установкой специальных кареток с дополнительным опорным катком в каждой. Французам же такая полумера не годилась, поскольку «специфический театр боевых действий» находился непосредственно у них дома. Собственно говоря, французские пехотные начальники на FCM 36 потому и стали поглядывать, что его ходовая часть вела себя на пересечённой местности куда лучше (впрочем, не будем забывать и о сварном корпусе с рациональными углами наклона, и о дизельном моторе).
Недовольство ходовой частью R 35 росло постепенно, и к 1938 году оно перешло в практическую фазу. Пехотное командование приняло для себя следующее решение: с текущей ходовой частью Renault R 35 будет выпускаться только до 1500-го танка. 1501-й танк должен получить модернизированную ходовую часть, а Renault R 35 предыдущего выпуска планировалось переделать, заменив старую ходовую часть на новую.
К тому моменту сборочное предприятие Renault оказалось национализировано, и на его месте образовалось предприятие Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux, сокращённо «AMX». Как раз в начале 1938 года инженеры AMX начали разработку своего танка, который потенциально мог сменить Renault R 35. Впрочем, AMX 38 был скорее перспективой, а на текущий момент имелась суровая действительность в виде неудовлетворительной ходовой части R 35. К тому же сама фирма Renault после реструктуризации всё равно оставалась важным игроком во французском танкостроении, причём разработка танков и их узлов её конструкторами не прекратилась. Но монополией на модернизацию собственного танка Renault уже не обладала.
![Renault R 35 с ходовой частью, разработанной Lorraine - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/414/content/renr35mod01-27066893659794e134d30f0540f9fe4e.jpg)
Одной из фирм, которая решила попытать счастья в деле модернизации ходовой части Renault R 35, стала Lorraine. Этот осколок автомобильной фирмы Lorraine-Dietrich в начале 30-х годов перешёл на военные заказы. Самой большой удачей фирмы стал контракт на изготовление гусеничных транспортёров Lorraine 37L. Собственно говоря, ходовую часть этой машины инженеры Lorraine и решили приспособить к R 35. Весной 1938 года модернизированный танк поступил на испытания. Как и на транспортёре Lorraine 37L, число опорных катков на нём увеличилось до 6 на борт, а ленивец был приподнят. Гусеницы также брались с транспортёра. Для усиления конструкции тележки соединялись между собой брусом.
Результат модернизации оказался далёким от идеала. Чтобы установить ходовую часть Lorraine, пришлось сделать в корпусе 118 новых отверстий. Ещё хуже было то, что масса модернизированного танка вырастала на 1,5 тонны. Неудивительно, что от предложения Lorraine военные отказались.
![Первый вариант модернизации от Renault. Без комментариев - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/415/content/renr35mod02-aeb623470b851bab6c6fbda5a40dfe51.jpg)
Renault начала свои наработки по модернизации проблемной ходовой части с простой и бесхитростной идеи. Самый первый вариант модернизации заключался в том, что место каждого опорного катка занимали два меньшего диаметра. Крепили эти самые катки к дополнительной каретке. В итоге получилась достаточно неординарная конструкция, в которой число опорных катков выросло до 10, но какой ценой! Конструкция ходовой части стала значительно сложнее, да и практические испытания показали отсутствие у такой системы перспектив.
![Второй вариант модернизации Renault с «растянутой» ходовой частью - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/417/content/renr35mod03-cced19953da191a2462908b6908cdd12.jpg)
Второй «подход к снаряду» оказался не менее простым и бесхитростным. На Renault почему-то решили, что главный корень проблем ходовой R 35 сокрыт в недостаточной длине опорной поверхности. Решить проблему решили… правильно, увеличением длины опорной поверхности! Ленивец конструкторы вынесли далеко назад, а на его прежнее место установили шестой опорный каток. Подобное «усовершенствование» увеличило массу танка «всего» на 700 килограмм, но проблемы ходовой части при этом никуда не делись.
![В конструкцию танка при такой модернизации приходилось вносить порядочное число изменений - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/418/content/renr35mod04-f9c383cc60c69ad2075806d023f702c1.jpg)
Финальным для Renault стал третий вариант ходовой части. Здесь, похоже, вспомнили про наработки по Renault NC, и в 1939 году на свет появилась конструкция, которая явно перекликается с первым серийным французским танком межвоенного периода. Ходовую R 35 переделали полностью, причем замене подверглись даже гусеничные ленты. Новая ходовая часть включала 9 опорных катков на борт, сблокированных в тележки и имеющих вертикальные упругие элементы. Элементы подвески и опорные катки прикрывались экранами.
Несмотря на то что масса ходовой части третьего типа увеличивала массу машины на 2 тонны, французское пехотное командование этой разработкой заинтересовалось. О том, чтобы ставить такую ходовую на новые танки, речи не шло, но она вполне могла подойти для уже выпущенных машин. В конце 1939 года предполагалось модернизировать 800 уже выпущенных танков, но планам этим так и не суждено было сбыться. Дело в том, что AMX справилась с работой лучше.
![Финальный взгляд Renault на вопрос модернизации ходовой части R 35. Получилось намного лучше, но победу всё же праздновала AMX - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/419/content/renr35mod05-06b4bbef9ecaf67d6a514d615f07c1d1.jpg)
Первоначально инженеры Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux не стали искать сложных путей. Первый вариант модернизации представлял собой установку на R 35 подвески по типу AMX 38, в результате чего число опорных катков вырастало до 12. Впрочем, до стадии реализации в металле эта модернизация так и не дошла. На испытания вышла совсем другая ходовая часть, во многом пересекающаяся с третьим вариантом проекта Renault.
Хотя число опорных катков на этот раз осталось прежним, сама подвеска была полностью переработана. По две двухкатковые тележки теперь крепилось к рессоре, которая, в свою очередь, крепилась к вертикальному упругому элементу по типу Renault R 35. При этом каждая тележка ещё имела и вертикальную подвеску. Получилась довольно сложная конструкция, показавшая себя очень неплохо на испытаниях, начавшихся 16 февраля 1939 года.
![Такой была первая версия ходовой части от AMX - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/422/content/renr35mod06-11c31283d6b11c111a8ee9aa45c2d7e1.jpg)
Итоги конкурса подвела комиссия пехотного командования, объявившая AMX победителем. Танк с модернизированной ходовой частью получил обозначение Char léger Modèle 1935 R modifié 1939. Ходовая часть так понравилась военным, что в опытном порядке её получил и Hotchkiss H 38, но кавалерия от такого предложения отказалась. Лишние 700 килограмм ей были не нужны, да и действовали кавалерийские танки в основном на дорогах, а не в полях.
Под конец кампании
Несмотря на то что новая ходовая часть явно лучше годилась для перемещения R 35 по бездорожью, с её введением в серийное производство французские военные не торопились. По их мнению, единожды утверждённые планы менять не следовало и первые 1500 танков стоило выпустить со старой ходовой частью. Выглядит это слегка удивительно, особенно на фоне того факта, что после начала производства Char léger Modèle 1935 R modifié 1939 танки предыдущего выпуска всё равно предполагалось переделывать.
Нисколько не повлияло на планы по модернизации Renault R 39 и начало Второй мировой войны. Согласно утверждённому ранее графику, выпуск 1500-го Renault R 35 и переход на Char léger Modèle 1935 R modifié 1939 ожидался в феврале 1940 года. В реальности ситуация оказалась иной — Renault R 35 старого образца задержался на конвейере на месяц. Последним выпущенным танком этого типа оказалась машина с регистрационным номером 51540, то есть выпустили их 1540 штук.
![Простотой новая ходовая часть явно не отличалась - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/420/content/renr35mod07-fa06635617eb8a648e72f9dbdbf682a3.jpg)
К тому моменту когда модернизированный танк поступил, наконец, в серию, случились два события, непосредственно его коснувшиеся. Первое заключалось в том, что танк получил новое обозначение Renault R 40. Учитывая, в каком году началось его серийное производство, такой индекс выглядит вполне логичным.
Гораздо более важным в практическом плане стало второе событие. Французская промышленность, наконец, смогла наладить выпуск 37-мм длинноствольных танковых пушек SA 38 в объёмах, позволявших ставить их на все выпускаемые танки. Таким образом, R 40 лишился одного из главных недостатков предшественника, пушка которого была практически бесполезной против танков с бронёй толщиной 20 мм и больше.
Несмотря на то что новый танк собирался на заводе AMX в Версаль-Сатори, да и его ходовая часть была разработана Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux, обозначение у машины всё равно осталось Renault. Агрегаты танка по-прежнему продолжали выпускать на основном заводе Renault, и даже новая ходовая часть изготовлялась на предприятии французского автомобильного гиганта к югу от Ле-Мана.
Начало производства Renault R 40 совпало ещё с рядом событий, которые прямым образом наложились на выпуск танка. Во-первых, с AMX никто не снимал заказа на выпуск тяжёлого танка B1 bis. Более того, этот заказ был заметно увеличен. Во-вторых, командование французской пехоты внезапно (всего-то спустя почти 5 лет) осознало, что из затеи с Char G ничего не получилось, и срочно заказало производство пятидесяти Renault D2. А завод Версаль-Сатори был совсем не резиновый.
Первый Renault R 40 с регистрационным номером 15541 сошёл с конвейера в марте 1940 года. В условиях свалившихся заказов на другие танки AMX не мог поддержать выпуск нового танка даже на уровне Renault R 35 (чуть более 70 танков в месяц). Из-за общей неразберихи, творившейся в июне 1940 года, общего числа выпущенных Renault R 40 не знает никто. Самый больший встречающийся номер на фотографиях – 51670, следовательно, выпустили их как минимум 130 штук. Франсуа Вовилье в своих исследованиях говорит о 155 построенных танках, но, скорее всего, реальное их число было меньшим. Но даже если Renault R 40 было выпущено 155 штук, средний месячный выпуск составил около 50 машин, что для массового танка негусто.
![Танкисты 40-го танкового батальона (BCC, Bataillon de Chars de Combat) с новой матчастью, май 1940 года - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/421/content/renr35mod08-59e83b3d89df2eaa52db9c6b1392ab10.jpg)
Первой частью, получившей Renault R 40, стал 40-й танковый батальон. Среди матчасти, принятой этим подразделением 19 мая 1940 года, значились пятнадцать Renault R 35 и тридцать Renault R 40. Первые же бои, состоявшиеся 31 мая возле Корби, показали, что новые танки были явно лучше предшественников. Батальон потерял девять R 35, а его R 40 получили лишь повреждения смотровых приборов. Вплоть до конца французской кампании батальон вёл оборонительные бои, причём к 18 июню в его составе оставалось 27 танков.
Следующим получателем новых танков стал 48-й танковый батальон, принявший шестнадцать R 35 и двадцать девять R 40. Дебют батальона под Абвилем, где в ходе сражений 48-й батальон потерял 11 танков, также показал преимущество R 40. К 8 июня из 26 танков, имевшихся в батальоне, подавляющее большинство составляли именно R 40.
Ещё одним подразделением, получившим танки Renault в почти равной пропорции (21 R 35 и 24 R 40), оказался 2-й польский батальон генерала Мачека. Это были те самые люди, которые осенью 1939 года сражались в составе 10-й бронекавалерийской бригады. Правда, свои танки они быстро передали 25-му танковому батальону), который до того воевал на Hotchkiss H 39. Уже в начале июня этот батальон воевал в районе Соммы, под конец кампании в его составе осталось всего 6 танков.
Что же касается поляков, то они оказались последними, кто получил R 40 (13 штук 19 июня). Особо они повоевать на них уже не успели. Вскоре личный состав был эвакуирован в Англию, где позже из него была сформирована 1-я польская танковая дивизия.
![Renault R 40 из состава 48 BCC - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/423/content/renr35mod09-e9a816ecc60e19aa5465e07c79299f15.jpg)
В целом боевая карьера R 40 оказалась относительно успешной. Переработанный R 35 оказался более удачным, чем предшественник, да и наличие длинноствольного орудия повышало его боевую эффективность. Тем не менее, какого-то качественного скачка не произошло. Даже с учётом модернизации Renault R 40 всё равно безнадёжно устарели.
Под занавес войны
Как и в случае с Renault R 35, некоторая часть Renault R 40 (около 30 танков) оказалась в руках немцев. Танкам присвоили обозначение Panzerkampfwagen 40R 736 (f). Частично попавшие к немцам танки относились к числу машин, которые были оставлены на складах. Panzerkampfwagen 40R 736 (f) оказался едва ли не единственным французским лёгким танком, который в принципе не повергался переделкам в самоходные установки или спецмашины.
Причин у этого было несколько. Во-первых, по сравнению с Renault R 35 таких танков у немцев оказалось просто мизерное количество. Кроме того, новая ходовая часть оказалась более сложной, чем у Renault R 35. Брать на себя лишнюю головную боль немцы не стали, и Panzerkampfwagen 40R 736 (f) никогда не покидали территорию Франции.
![Panzerkampfwagen 40R 736 (f), захваченный FFI в ходе боёв в Париже - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/425/content/renr35mod10-c29550cab30956436b37253ea9c4ebdd.jpg)
Как учебный танк, Panzerkampfwagen 40R 736 (f) был примерно равнозначен R 35, и именно в этом качестве их и использовали. В ходе эксплуатации с этих танков, как и у R 35, немцы срезали смотровую башенку, а вместо неё установили двустворчатый люк. В таком виде трофейные танки дожили до лета 1944 года. Как минимум несколько Panzerkampfwagen 40R 736 (f) находилось в составе парижского гарнизона. В августе 1944 года один танк оказался захвачен восставшими парижанами и пошёл в бой против немцев.
Увы, время не пощадило R 40: сегодня не известно ни об одном сохранившемся танке этого типа.
![Renault R 35 из состава жандармерии. Срезанная смотровая башенка говорит о том, что ранее танк был на немецкой службе - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/424/content/renr35mod11-c848f4ee8f7d6db2a4bb352cb15d5d9a.jpg)
В случае с Renault R 35 возвращение французской армией территории Франции означало возвращение к дальнейшей службе. На первую линию они уже не вернулись, но как вспомогательные боевые машины часто использовались французами. Некоторые танки оказались не переделанными немцами: в условиях оккупации вишистскому режиму удалось спрятать часть машин. Карьера R 35 не закончилась и после войны. Более того, эти танки прошли модернизацию. Часть R 35 получили длинноствольную пушку SA 38. Модернизированные подобным образом танки вошли в состав жандармерии, находившейся во французской зоне оккупации Германии.
![Первый вариант Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R 35, концептуально сильно напоминающий немецкий истребитель танков 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/426/content/renr35mod12-ffc0627190cdf9a12f1c343ec94a3f96.jpg)
Напоследок стоит упомянуть проект куда более радикальной, чем установка длинноствольной пушки, модернизации Renault R 35. Началась история этой модернизации ещё в годы немецкой оккупации, впрочем, до стадии эскизного проекта она дошла лишь осенью 1945 года. Похоже, что инженеры AMX оказались под впечатлением работы Alkett и решили разработать на базе Renault R 35 что-то похожее на 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f).
Проект под названием Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R 35 (самоходная 16-фунтовая пушка на шасси R 35) даже по названию здорово напоминает немецкий аналог. Очень похожа самоходная установка и по компоновке. Основной боекомплект из 58 снарядов располагался в развитой кормовой нише. С пушкой, кстати, инженеры AMX слегка ошиблись: на деле они планировали ставить английскую 17-фунтовую пушку. Даже немцы подобные по размеру орудия на столь маленькое шасси не ставили. Боевую массу новой САУ инженеры AMX оптимистично оценивали в 12 тонн. При схожей с 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) компоновке и проектной массе объём боевого отделения у французской САУ должен был быть больше. Рубку, кстати говоря, собирались делать литой, и форма у неё была весьма замысловатой.
![Второй вариант Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R, на сей раз орудие направлено назад - Неисправимый | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/029/416/content/renr35mod13-348d281e3fbb40cbf1c6748312e21a9d.jpg)
Такой проект на AMX был не единственным. Параллельно велись работы над вторым вариантом Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R 35, который по компоновке заметно отличался. Его боевую массу оценивали в 11 тонн, и в возможность вложиться в такой параметр верится ещё меньше. Впрочем, гораздо больше вопросов возникает по компоновке второго варианта Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R. Дело в том, что инженеры AMX не нашли ничего лучше, как развернуть орудие назад. Боеукладка при такой схеме перемещалась в моторное отделение, а общий боезапас снижался с 70 до 42 выстрелов. Экипаж САУ должен был включать два человека.
При такой компоновке возникали серьёзные вопросы к нагрузке на ходовую часть. Если в первом варианта нагрузка была распределена достаточно равномерно, то вторая версия заметно перегружала задние опорные катки. Так или иначе, но оба проекта не были реализованы в металле. Renault R 35 к тому времени не только морально устарели, но и были уже сильно изношенными. Проще оказалось отправить ветеранов на покой, а вопрос самоходной артиллерии решать за счёт английской и (особенно) американской бронетехники.
Литература и источники:
- Centre des archives de l'Armement et du personnel civil (CAAPC)
- Renault R35/R40, Pascal Danjou, TRACKSTORY №4, 2005
- Renault R35/R40, Pascal Danjou, Focus №7, 2010
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.