По своему ожесточению летние сражения 1944 года британских и немецких «москитов» в Ла-Манше не знали равных за всё время Второй Мировой войны. Но и у берегов Голландии в то же самое время продолжались упорные ночные схватки.
Сражения в ночь на 10 июня
Перебазировавшиеся в апреле из Лервика в Лоустофт 54-я и 58-я флотилии сразу начали задавать тон в нападениях на немцев у берегов Голландии. В ночь на 11 апреля четыре норвежских катера у голландского побережья перехватили конвой из четырёх судов в охранении 12 форпостенботов, двух тральщиков и восьми раумботов, но все четыре их атаки немцы отбили огнём корабельной артиллерии. Ночью на 13 мая четыре катера 54-й флотилии вновь напали на конвой у Хук-ван-Холланда, и снова неудачно.
С началом «Оверлорда» натиск на вражеские коммуникации в Северном море усилился. Чтобы понять масштабы деятельности катеров Прибрежных сил Норского командования, достаточно упомянуть количество боевых единиц, выведенных в море в не самую погожую ночь на 10 июня. В дозорах в группах по две единицы находились восемь артиллерийских катеров типа «Фермайл C», 14 торпедных катеров и два катера типа ML. Кроме того, две большие группы «догов» были направлены на поиск к голландскому побережью.
8 июня в 23:20 восточный конвой №1253 из шести торговых судов и спасательного буксира BS-13, сформированный на рейде Хук-ван-Холланда, двинулся по прибрежному фарватеру на север по маршруту Ден-Хелдер — Боркум. Из Роттердама в качестве эскорта были направлены форпостенботы 13-й и 20-й флотилий, а также 9-я флотилия раумботов. Командовал конвоем шедший на V-1315 командир 13-й флотилии форпостенботов корветтен-капитан доктор Фриц Лобек (Fritz Lobeck).
В течение ночи на 9 июня конвой добрался до Ден-Хелдера, а в 22:00 того же дня двинулся дальше на восток уже в сопровождении 8-й флотилии форпостенботов и четырёх тральщиков 4-й флотилии. Сделавшие свою работу V-1314, V-1315, V-1317, V-2020, V-2021 и V-2022 вышли в 21:30 назад в Хук-ван-Холланд.
Корабли корветтен-капитана Лобека следовали в двух кильватерных колоннах. Поскольку они шли через район повышенной минной опасности, акустические и магнитные тралы были в действии. Сонары не давали никакой информации, поэтому атака британских торпедных катеров оказалась совершенно неожиданной. В 01:41–01:42 10 июня к югу от Ден-Хелдера 533-тонный V-1314 получил две торпеды, а 467-тонный V-2021 – ещё одну. Оба корабля затонули в течение 30 секунд. Немцы немедленно открыли ответный огонь и «поразили находившийся рядом большой торпедный катер», который позднее «затонул на их глазах». В 01:50 уцелевшие корабли Лобека приступили к спасательным работам.
Вскоре после 03:00 с юга вновь появились британские катера, которые в 03:10 двумя торпедами поразили 481-тонный V-2020, продержавшийся на поверхности полчаса. По докладам немцев, нападение произвели «12–16 торпедных катеров, замеченных с 5000 метров в свете осветительных снарядов». Бой с ними продолжался пять минут. В 06:15 немцы завершили спасательные работы и в 14:05 вернулись в Роттердам. На трёх затонувших форпостенботах погиб 81 моряк кригсмарине.
Немцы попали в засаду, которую устроила 58-я флотилия лейтенант-коммандера Кеннета Геммелла (Kenneth Gemmell). Его MTB-687, MTB-681, MTB-683, MTB-666, MTB-723 и MTB-684 патрулировали на прибрежном фарватере у голландского побережья. Дул 3-балльный западный ветер, при волнении в 3 балла и облачности 10 баллов видимость составляла 3 кабельтова. Противник, опознанный как «четыре больших траулера», был замечен радаром с 10 000 ярдов. Плохая видимость и дождь позволили англичанам сблизиться с целью незамеченными и прицельно отстреляться с 400 ярдов — из выпущенных шести торпед три поразили цели.
Только после этого немцы начали стрелять и поразили MTB-681 лейтенанта Эдварда Формана (Edward S. Forman). Повторная атака англичан была встречена огнём, но MTB-723 выпустил торпеды, поразив ещё одного врага. Спасти MTB-681 не удалось: в 05:04, после того, как MTB-683 и флагманский MTB-687 приняли его экипаж на борт, катер затонул; два члена экипажа погибли и шесть были ранены. Англичане посчитали, что потопили четырёх противников.
Этой же ночью группа норвежской 54-й флотилии (MTB-712, MTB-688, MTB-618, MTB-751 и MTB-623) патрулировала у Хук-ван-Холланда. В 00:15 в 4500 ярдах радар засек «восемь кораблей». На 10 узлах норвежцы подобрались к противнику на дистанцию 2500 ярдов, но были освещены и отошли на 5000 ярдов. MTB-688 отстал, а остальные катера, снова сблизившись до 3000 ярдов, открыли огонь из 6-фунтовых орудий. В 02:00 флагманский MTB-712 получил попадание. Под прикрытием MTB-618 и MTB-623 он начал отход, а MTB-715 в 02:05 бросился в атаку и в 02:08 с 1200 ярдов выпустил торпеды, претендуя на «попадание в траулер». Противниками норвежцев были следовавшие с Боркума на запад пять тральщиков 11-й флотилии корветтен-капитана Курта Зайферта (Kurt Seifert), которые не пострадали.
До конца месяца 58-я флотилия ещё дважды — ночами на 15 июня у Текселя и на 27 июня у Валхерена — атаковала немецкие патрули, каждый раз докладывая о потопленных кораблях, однако в обоих случаях немцы отделались незначительными повреждениями. Не обошлось и без потерь от «дружественного огня». Патрулирующие ночью на 26 июня у голландского побережья катера 50-й флотилии были атакованы самолётами Берегового командования. При этом MTB-734 лейтенант-коммандера Гарольда Патона (Harold W. Paton) был настолько повреждён «Суордфишем», что MTB-612 пришлось его добить.
Успех 4-й флотилии торпедных катеров
Чудовищные потери шнелльботов в Ла-Манше вынудили командование кригсмарине направлять туда все наличные боеспособные торпедные катера. С этой же целью из Балтийского моря отозвали 6-ю флотилию. Таким образом, угроза судоходству у восточных берегов Англии временно исчезла сама собой. Как только англичане осознали это, у немцев сразу начались серьёзные проблемы.
В 19:00 3 июля тральщики M-425, M-469, M-471 и M-484 27-й флотилии вышли из Боркума, чтобы протралить фарватер до Ден-Хелдера для прохода очередного конвоя. Развернувшись в две линии с дистанцией между кораблями 400 метров, они приступили к выполнению задания.
Во второй половине дня из Лоустофта вышли четыре торпедных катера 4-й флотилии под командованием лейтенанта Дерека Райта (Derek G.H. Wright) на MTB-458. После наступления темноты группа достигла назначенного района патрулирования к северу от Влиланда. Почти немедленно после этого на экране радара со стороны Терсхеллинга в нескольких милях появились четыре больших отметки, причём их скорость в 16–18 узлов явно не соответствовала торговым судам. Определив скорость и курс противника, катера на малом ходу начали сближение, занимая удобную позицию для торпедной атаки. Вблизи, в нескольких сотнях ярдов от ордера тральщиков, британцы заметили раумботы, которых бесшумно миновали и подошли к основным целям на дистанцию 330 ярдов.
Райт проинструктировал командиров катеров брать упреждение из расчёта скорости противника в 16 узлов и дал приказ атаковать. Его MTB-458 нацелился на головной в линии тральщик, который от попадания буквально развалился на части. Немцы открыли сильный ответный огонь, но катера на высокой скорости прошли через их ордер и вышли из-под обстрела без потерь и повреждений.
Журнал боевых действий 27-й флотилии тральщиков сообщает следующее:
«В 02:50 были замечены несколько теней по правому борту по пеленгу 75°. Сразу открыли [по ним] сильный огонь. Торпедные катера скрылись, прикрывшись дымовой завесой. Были замечены три следа от торпед. Одна ударила M-469 перед мостиком, вызвав взрыв погреба боеприпасов для 37-мм орудий. Тут же последовал взрыв котла №2. Всё, что осталось от корабля, быстро затонуло. Вторая торпеда попала в трал M-471, а третья прошла через ордер.
Уцелевшие тральщики немедленно изменили курс и обрезали тралы. В 03:30 нас снова атаковали торпедные катера, но огнём 105-мм, 37-мм и 20-мм орудий тральщики удержали противника на дистанции. В 03:37 флотилия развернулась и направилась к месту гибели M-469, в 04:10 оно было достигнуто. M-625 приступил к спасательным работам, а M-471 и M-484 его прикрывали; торпедные катера находились рядом. В 04:17 три катера атаковали с запада, но были отбиты артиллерией. После этого тральщики скрыл густой туман, позволивший принять участие в спасении пострадавших всем кораблям флотилии. В 07:35 работы были прерваны, и взят курс на Ден-Хелдер. На M-469 погибло 47 моряков…».
Сражения в ночь на 5 июля
Вечером 4 июля лейтенант-коммандер Геммелл повёл четыре катера из Лоустофта на патрулирование к побережью Голландии. В 00:47 5 июля в районе Эймёйдена был получен радиолокационный контакт. Катера пошли на сближение с «движущимся на юг в сопровождении траулеров и артиллерийских барж конвоем» — на самом деле это была группа патрульных кораблей. В 01:32 британские катера, находившиеся в 1,5 милях от Эймёйдена, вклинились между конвоем и береговой линией и атаковали со стороны берега.
В 02:14 сторожевики V-1411 и V-1413 и артиллерийские баржи AF-41 и AF-47 встретили атакующие катера огнём, затем к отражению нападения подключилась береговая артиллерия. В 02:20 V-1411 радировал, что «ведёт бой с торпедными катерами на позиции «Рим» перед Эймёйденом», но затем был торпедирован MTB-684 или MTB-723. В 03:05 V-1415 доложил, что 200-тонный V-1411 затонул, погибло 14 человек.
В ходе атаки MTB-666 получил с V-1415 попадание в машинное отделение — хотя это мог быть и 75-мм снаряд с береговой батареи. Возник пожар, катер сильно накренился на левый борт и потерял ход. Его командир лейтенант Дон Буллер (Don N. Buller) сообщил по радио, что двигатели вышли из строя, несколько членов экипажа за бортом, а два немецких корабля находятся в непосредственной близости, поэтому он готовится оставить корабль. Геммелл на MTB-687 попытался отвлечь противника на себя, чтобы MTB-684 и MTB-723 смогли снять экипаж MTB-666, но немцы отогнали спасателей сильным огнём, причём MTB-723 получил прямое попадание в мостик — погиб его командир лейтенант Арчибальд Макдугалл (Archibald McDougall).
После этого британская флотилия была вынуждена оставить поле боя. На MTB-666 находилось минимум 14 раненых. Катер, казалось, погружался, и Буллер, установив подрывные заряды, дал приказ покинуть корабль. Однако заряды не сработали, и в 04:02 V-1401 взял его на буксир. Экипаж MTB-666 провёл в воде почти три часа, после чего немцы подобрали 28 моряков и всех нуждающихся в медицинской помощи немедленно доставили на берег в больницу, где двое англичан умерли от ожогов.
Немцы притащили полузатопленный MTB-666 в Эймёйден, чтобы обследовать на предмет дальнейшего использования, и с помощью крана поставили его в бункер. Однако 8 июля на катере раздался взрыв паров высокооктанового бензина, который стёк в машинное отделение из повреждённого бака, после чего MTB-666 затонул кормой вперёд. Пожар бушевал 2,5 часа, однако немцы сумели вывести из бункера свои торпедные катера и эвакуировать мины со склада; сам бункер практически не пострадал.
Той же ночью на 5 июля успешный бой немцам дала пятёрка катеров 21-й флотилия под командованием лейтенанта Джорджа Макдональда (George J. Macdonald). Сначала MTB-234, MTB-224 и MTB-225 (1-й дивизион) совместно с MTB-232 и MTB-244 (2-й дивизион) атаковали «германский прибрежный конвой из шести судов неподалёку от Ден-Хелдера» — это было судно «Везерштайн» (Weserstein) в сопровождении форпостенботов V-2016, V-2019, V-2022, V-1315 и V-1317, тральщиков M-425, M-474 и M-484 27-й флотилии, а также нескольких раумботов 9-й флотилии на переходе Ден-Хелдер — Боркум.
По мере приближения конвоя англичане разделились, чтобы взять его в клещи. К этому времени все катера постройки американской фирмы «Воспер» были оснащены глушителями, позволявшими почти бесшумно двигаться на 24 узлах. Дивизион Макдональда совершил три нападения на конвой, которые были отбиты сильным и точным огнём охранения, хотя в это время другой дивизион отвлекал противника на себя. Макдональду пришлось разорвать контакт и приказать флотилии вернуться на базу.
Уже рассвело, когда неожиданно радиолокатор зафиксировал контакт «с ещё одним немецким конвоем из семи (шести) судов». В 21-й флотилии придерживались правила атаковать при любой возможности, даже если условия этому не способствовали. Дивизион Макдональда бросился в атаку, выпустив шесть торпед с 1000 ярдов и отворачивая от цели примерно в 750 ярдах. Для немцев нападение оказалось совершенно неожиданным — первые выстрелы из крупнокалиберных орудий были сделаны осветительными снарядами! MTB-224 помимо носового одинарного был вооружён ещё и спаренным 20-мм «эрликоном», который оказался бесценным в подавлении немецкой малокалиберной артиллерии.
Британцы доложили: «Два корабля были поражены торпедами и тонули. Остальные немецкие суда кружат вокруг поражённых судов». 2-й дивизион, атаковавший со стороны берега, выпустил торпеды с 1800 ярдов в «тральщик и каботажное судно, поразив тральщик». В результате «два корабля затонули от попаданий торпед и ещё два были повреждены артиллерийским огнём» — в действительности на дно оправился только сторожевик V-1254. В ответ MTB-234 был поражён крупнокалиберным осветительным снарядом, а MTB-224 получил два попадания 20-мм снарядами, но жертв не было. Несколько позднее эта же группа немецких кораблей была атакована «Бофайтерами» Берегового командования, которые потопили V-1256 и R-111. Макдональд за этот бой был награждён орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO).
Далее до конца лета британские катерники совершили ещё несколько успешных атак на вражеские патрули у голландского побережья. Ночью на 9 июля у Схевенингена MTB-88, MTB-93, MTB-238 и MTB-245 из 22-й флотилии двумя дивизионами напали на группу патрульных форпостенботов (V-1301, V-1306, V-1308, V-1310 и V-1313). Сначала MTB-88 и MTB-238 атаковали торпедами и заявили об одном попадании, закончившемся потоплением траулера. Следом атаку повторили MTB-93 и MTB-245, «добившись двух попаданий». В действительности англичане добились только одного торпедного попадания, чего хватило, чтобы отправить на дно 296-тонный V-1308.
В свою очередь, MTB-245 был поражён снарядом в носовую часть у ватерлинии, начал оседать, но хода не потерял и стал отходить кормой вперёд. Затем его взял за корму на буксир MTB-93, который потащил подбитого товарища на скорости 5 узлов. Подошедший на помощь катер типа ML взял буксировку MTB-245 на себя, и в 19:00, после 20 часов буксировки, почти затопленный MTB-245 втащили в Феликстоу.
После этого сначала отличилась 4-я флотилия — в ночь на 14 июля семь её катеров у Эймёйдена атаковали три патрульных форпостенбота и потопили 226-тонный V-1412, а ночью на 22 июля четвёрка катеров 21-й флотилии северо-западнее Схевенингена напала на «два вооружённых траулера». При этом атаки пары 1-го дивизиона (MTB-234 и MTB-224) немцы дважды отбили, но пара 2-го дивизиона (MTB-225 и MTB-232) отправила на дно 107-тонный тральщик М-3413.
В ночь на 25 августа пять катеров 58-й флотилии к западу от Весткапелле (устье Шельды) напали на «тральщик, вооружённый траулер, вооружённое каботажное судно и быстроходную баржу». По заявке англичан, MTB-687 двумя торпедами потопил траулер, MTB-769 одной из четырёх выпущенных торпед поразил каботажное судно, MTB-684 и MTB-763 торпедировали и потопили тральщик, а MTB-723 повредил баржу.
Согласно немецким документам, группа патрульных кораблей в составе сторожевиков V-2009 и V-2011, а также артиллерийских барж AF-44 и AF-48 вечером 24 августа вышла из Флиссингена на патрулирование. В 01:00 25 августа, достигнув крайней западной точки маршрута, патруль повернул назад и в 02:05 был атакован «шестью торпедными катерами, в том числе двумя очень крупными». В 02:07 получил попадание торпеды в левый борт и затонул уже через 30 секунд вместе с 28 членами экипажа 501-тонный V-2009; 23 человека были спасены. Немцы утверждали, что потопили один британский катер, а ещё несколько повредили.
Согласно статистике, опубликованной группой кригсмарине «Север», в июле британская авиация совершила шесть нападений на конвои и 18 — на военные корабли. Британские торпедные катера дважды атаковали конвои и 10 раз — военные корабли. При этом погибло 17 кораблей, из которых восемь потопили самолёты, шесть — торпедные катера, а ещё три подорвались на минах. Авиация потопила пять судов, ещё два погибли на минах — очень небольшой процент из 1060 отконвоированных судов суммарным водоизмещением 1 073 281 тонна; при этом в голландских водах конвоировалось только одно судно! В августе в голландских водах прошло только два конвоя общим водоизмещением судов 1538 тонн; для сравнения, в конвоях по маршруту Эльба — Эмс прошло 69 569 тонн, а в обратном направлении 83 460 тонн.
Таким образом, единственными целями для британских торпедных катеров Норского командования оставались корабли германских Прибрежных сил. Кроме того, в начале августа в Северное море передислоцировались шнелльботы 8-й и 10-й флотилий, что вынудило британцев усилить патрулирование своих прибрежных маршрутов.
Продолжение следует.
Литература и источники:
- Admiralty War Diaries
- War Diaries: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Barnett Correlli. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — W.W. Norton & Co., 1991
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. Allied Coastal Forces of WWII — Conway Maritime, 2005
- John Lambert. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — Conway Maritime Press, 2005
- Leonard C. Reynolds. Dog Boats at War: Royal Navy D-Class MTBs and MGBs, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2009
- Gerry Wright. North Sea Warrior: The Story of Lieutenant Commander G.J. Macdonald, DSO, DSC & Two Bars, RNZNVR — New Plymouth: Privately Published, 2010
- https://cfv.org.uk/forum
- http://www.forum-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.