По своему ожесточению летние сражения 1944 года британских и немецких «москитов» в Ла-Манше не знали равных за всё время Второй Мировой войны. Но и у берегов Голландии в то же самое время продолжались упорные ночные схватки.
Сражения в ночь на 10 июня
Перебазировавшиеся в апреле из Лервика в Лоустофт 54-я и 58-я флотилии сразу начали задавать тон в нападениях на немцев у берегов Голландии. В ночь на 11 апреля четыре норвежских катера у голландского побережья перехватили конвой из четырёх судов в охранении 12 форпостенботов, двух тральщиков и восьми раумботов, но все четыре их атаки немцы отбили огнём корабельной артиллерии. Ночью на 13 мая четыре катера 54-й флотилии вновь напали на конвой у Хук-ван-Холланда, и снова неудачно.
С началом «Оверлорда» натиск на вражеские коммуникации в Северном море усилился. Чтобы понять масштабы деятельности катеров Прибрежных сил Норского командования, достаточно упомянуть количество боевых единиц, выведенных в море в не самую погожую ночь на 10 июня. В дозорах в группах по две единицы находились восемь артиллерийских катеров типа «Фермайл C», 14 торпедных катеров и два катера типа ML. Кроме того, две большие группы «догов» были направлены на поиск к голландскому побережью.
![Немецкий сторожевой корабль V-1314 - Последнее военное лето в Северном море | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/418/content/1-c9d414890e027dcc71c7cbd2f9b1af75.jpg)
8 июня в 23:20 восточный конвой №1253 из шести торговых судов и спасательного буксира BS-13, сформированный на рейде Хук-ван-Холланда, двинулся по прибрежному фарватеру на север по маршруту Ден-Хелдер — Боркум. Из Роттердама в качестве эскорта были направлены форпостенботы 13-й и 20-й флотилий, а также 9-я флотилия раумботов. Командовал конвоем шедший на V-1315 командир 13-й флотилии форпостенботов корветтен-капитан доктор Фриц Лобек (Fritz Lobeck).
В течение ночи на 9 июня конвой добрался до Ден-Хелдера, а в 22:00 того же дня двинулся дальше на восток уже в сопровождении 8-й флотилии форпостенботов и четырёх тральщиков 4-й флотилии. Сделавшие свою работу V-1314, V-1315, V-1317, V-2020, V-2021 и V-2022 вышли в 21:30 назад в Хук-ван-Холланд.
Корабли корветтен-капитана Лобека следовали в двух кильватерных колоннах. Поскольку они шли через район повышенной минной опасности, акустические и магнитные тралы были в действии. Сонары не давали никакой информации, поэтому атака британских торпедных катеров оказалась совершенно неожиданной. В 01:41–01:42 10 июня к югу от Ден-Хелдера 533-тонный V-1314 получил две торпеды, а 467-тонный V-2021 – ещё одну. Оба корабля затонули в течение 30 секунд. Немцы немедленно открыли ответный огонь и «поразили находившийся рядом большой торпедный катер», который позднее «затонул на их глазах». В 01:50 уцелевшие корабли Лобека приступили к спасательным работам.
Вскоре после 03:00 с юга вновь появились британские катера, которые в 03:10 двумя торпедами поразили 481-тонный V-2020, продержавшийся на поверхности полчаса. По докладам немцев, нападение произвели «12–16 торпедных катеров, замеченных с 5000 метров в свете осветительных снарядов». Бой с ними продолжался пять минут. В 06:15 немцы завершили спасательные работы и в 14:05 вернулись в Роттердам. На трёх затонувших форпостенботах погиб 81 моряк кригсмарине.
Немцы попали в засаду, которую устроила 58-я флотилия лейтенант-коммандера Кеннета Геммелла (Kenneth Gemmell). Его MTB-687, MTB-681, MTB-683, MTB-666, MTB-723 и MTB-684 патрулировали на прибрежном фарватере у голландского побережья. Дул 3-балльный западный ветер, при волнении в 3 балла и облачности 10 баллов видимость составляла 3 кабельтова. Противник, опознанный как «четыре больших траулера», был замечен радаром с 10 000 ярдов. Плохая видимость и дождь позволили англичанам сблизиться с целью незамеченными и прицельно отстреляться с 400 ярдов — из выпущенных шести торпед три поразили цели.
Только после этого немцы начали стрелять и поразили MTB-681 лейтенанта Эдварда Формана (Edward S. Forman). Повторная атака англичан была встречена огнём, но MTB-723 выпустил торпеды, поразив ещё одного врага. Спасти MTB-681 не удалось: в 05:04, после того, как MTB-683 и флагманский MTB-687 приняли его экипаж на борт, катер затонул; два члена экипажа погибли и шесть были ранены. Англичане посчитали, что потопили четырёх противников.
![Британский торпедный катер MTB-458 - Последнее военное лето в Северном море | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/417/content/3-d4e630656f8dc796c135a59a776219b2.jpg)
Этой же ночью группа норвежской 54-й флотилии (MTB-712, MTB-688, MTB-618, MTB-751 и MTB-623) патрулировала у Хук-ван-Холланда. В 00:15 в 4500 ярдах радар засек «восемь кораблей». На 10 узлах норвежцы подобрались к противнику на дистанцию 2500 ярдов, но были освещены и отошли на 5000 ярдов. MTB-688 отстал, а остальные катера, снова сблизившись до 3000 ярдов, открыли огонь из 6-фунтовых орудий. В 02:00 флагманский MTB-712 получил попадание. Под прикрытием MTB-618 и MTB-623 он начал отход, а MTB-715 в 02:05 бросился в атаку и в 02:08 с 1200 ярдов выпустил торпеды, претендуя на «попадание в траулер». Противниками норвежцев были следовавшие с Боркума на запад пять тральщиков 11-й флотилии корветтен-капитана Курта Зайферта (Kurt Seifert), которые не пострадали.
До конца месяца 58-я флотилия ещё дважды — ночами на 15 июня у Текселя и на 27 июня у Валхерена — атаковала немецкие патрули, каждый раз докладывая о потопленных кораблях, однако в обоих случаях немцы отделались незначительными повреждениями. Не обошлось и без потерь от «дружественного огня». Патрулирующие ночью на 26 июня у голландского побережья катера 50-й флотилии были атакованы самолётами Берегового командования. При этом MTB-734 лейтенант-коммандера Гарольда Патона (Harold W. Paton) был настолько повреждён «Суордфишем», что MTB-612 пришлось его добить.
Успех 4-й флотилии торпедных катеров
Чудовищные потери шнелльботов в Ла-Манше вынудили командование кригсмарине направлять туда все наличные боеспособные торпедные катера. С этой же целью из Балтийского моря отозвали 6-ю флотилию. Таким образом, угроза судоходству у восточных берегов Англии временно исчезла сама собой. Как только англичане осознали это, у немцев сразу начались серьёзные проблемы.
![Командиры британских торпедных катеров. Первый слева стоит лейтенант-коммандер Дерек Райт - Последнее военное лето в Северном море | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/419/content/2-00173ce21fb795ebb65f63885d40f361.jpg)
В 19:00 3 июля тральщики M-425, M-469, M-471 и M-484 27-й флотилии вышли из Боркума, чтобы протралить фарватер до Ден-Хелдера для прохода очередного конвоя. Развернувшись в две линии с дистанцией между кораблями 400 метров, они приступили к выполнению задания.
Во второй половине дня из Лоустофта вышли четыре торпедных катера 4-й флотилии под командованием лейтенанта Дерека Райта (Derek G.H. Wright) на MTB-458. После наступления темноты группа достигла назначенного района патрулирования к северу от Влиланда. Почти немедленно после этого на экране радара со стороны Терсхеллинга в нескольких милях появились четыре больших отметки, причём их скорость в 16–18 узлов явно не соответствовала торговым судам. Определив скорость и курс противника, катера на малом ходу начали сближение, занимая удобную позицию для торпедной атаки. Вблизи, в нескольких сотнях ярдов от ордера тральщиков, британцы заметили раумботы, которых бесшумно миновали и подошли к основным целям на дистанцию 330 ярдов.
Райт проинструктировал командиров катеров брать упреждение из расчёта скорости противника в 16 узлов и дал приказ атаковать. Его MTB-458 нацелился на головной в линии тральщик, который от попадания буквально развалился на части. Немцы открыли сильный ответный огонь, но катера на высокой скорости прошли через их ордер и вышли из-под обстрела без потерь и повреждений.
![Немецкий тральщик M-469 - Последнее военное лето в Северном море | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/420/content/4-61c13251e655d90062bd55166ada454c.jpg)
Журнал боевых действий 27-й флотилии тральщиков сообщает следующее:
«В 02:50 были замечены несколько теней по правому борту по пеленгу 75°. Сразу открыли [по ним] сильный огонь. Торпедные катера скрылись, прикрывшись дымовой завесой. Были замечены три следа от торпед. Одна ударила M-469 перед мостиком, вызвав взрыв погреба боеприпасов для 37-мм орудий. Тут же последовал взрыв котла №2. Всё, что осталось от корабля, быстро затонуло. Вторая торпеда попала в трал M-471, а третья прошла через ордер.
Уцелевшие тральщики немедленно изменили курс и обрезали тралы. В 03:30 нас снова атаковали торпедные катера, но огнём 105-мм, 37-мм и 20-мм орудий тральщики удержали противника на дистанции. В 03:37 флотилия развернулась и направилась к месту гибели M-469, в 04:10 оно было достигнуто. M-625 приступил к спасательным работам, а M-471 и M-484 его прикрывали; торпедные катера находились рядом. В 04:17 три катера атаковали с запада, но были отбиты артиллерией. После этого тральщики скрыл густой туман, позволивший принять участие в спасении пострадавших всем кораблям флотилии. В 07:35 работы были прерваны, и взят курс на Ден-Хелдер. На M-469 погибло 47 моряков…».
Сражения в ночь на 5 июля
Вечером 4 июля лейтенант-коммандер Геммелл повёл четыре катера из Лоустофта на патрулирование к побережью Голландии. В 00:47 5 июля в районе Эймёйдена был получен радиолокационный контакт. Катера пошли на сближение с «движущимся на юг в сопровождении траулеров и артиллерийских барж конвоем» — на самом деле это была группа патрульных кораблей. В 01:32 британские катера, находившиеся в 1,5 милях от Эймёйдена, вклинились между конвоем и береговой линией и атаковали со стороны берега.
В 02:14 сторожевики V-1411 и V-1413 и артиллерийские баржи AF-41 и AF-47 встретили атакующие катера огнём, затем к отражению нападения подключилась береговая артиллерия. В 02:20 V-1411 радировал, что «ведёт бой с торпедными катерами на позиции «Рим» перед Эймёйденом», но затем был торпедирован MTB-684 или MTB-723. В 03:05 V-1415 доложил, что 200-тонный V-1411 затонул, погибло 14 человек.
В ходе атаки MTB-666 получил с V-1415 попадание в машинное отделение — хотя это мог быть и 75-мм снаряд с береговой батареи. Возник пожар, катер сильно накренился на левый борт и потерял ход. Его командир лейтенант Дон Буллер (Don N. Buller) сообщил по радио, что двигатели вышли из строя, несколько членов экипажа за бортом, а два немецких корабля находятся в непосредственной близости, поэтому он готовится оставить корабль. Геммелл на MTB-687 попытался отвлечь противника на себя, чтобы MTB-684 и MTB-723 смогли снять экипаж MTB-666, но немцы отогнали спасателей сильным огнём, причём MTB-723 получил прямое попадание в мостик — погиб его командир лейтенант Арчибальд Макдугалл (Archibald McDougall).
![Британский торпедный катер MTB-751 - Последнее военное лето в Северном море | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/423/content/5-424be3ecef2e2d36ff21c6b8321a626c.jpg)
После этого британская флотилия была вынуждена оставить поле боя. На MTB-666 находилось минимум 14 раненых. Катер, казалось, погружался, и Буллер, установив подрывные заряды, дал приказ покинуть корабль. Однако заряды не сработали, и в 04:02 V-1401 взял его на буксир. Экипаж MTB-666 провёл в воде почти три часа, после чего немцы подобрали 28 моряков и всех нуждающихся в медицинской помощи немедленно доставили на берег в больницу, где двое англичан умерли от ожогов.
Немцы притащили полузатопленный MTB-666 в Эймёйден, чтобы обследовать на предмет дальнейшего использования, и с помощью крана поставили его в бункер. Однако 8 июля на катере раздался взрыв паров высокооктанового бензина, который стёк в машинное отделение из повреждённого бака, после чего MTB-666 затонул кормой вперёд. Пожар бушевал 2,5 часа, однако немцы сумели вывести из бункера свои торпедные катера и эвакуировать мины со склада; сам бункер практически не пострадал.
Той же ночью на 5 июля успешный бой немцам дала пятёрка катеров 21-й флотилия под командованием лейтенанта Джорджа Макдональда (George J. Macdonald). Сначала MTB-234, MTB-224 и MTB-225 (1-й дивизион) совместно с MTB-232 и MTB-244 (2-й дивизион) атаковали «германский прибрежный конвой из шести судов неподалёку от Ден-Хелдера» — это было судно «Везерштайн» (Weserstein) в сопровождении форпостенботов V-2016, V-2019, V-2022, V-1315 и V-1317, тральщиков M-425, M-474 и M-484 27-й флотилии, а также нескольких раумботов 9-й флотилии на переходе Ден-Хелдер — Боркум.
![21-я флотилия торпедных катеров выходит в море - Последнее военное лето в Северном море | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/421/content/6-8921a4fd144cb28298fb28ced1161d06.jpg)
По мере приближения конвоя англичане разделились, чтобы взять его в клещи. К этому времени все катера постройки американской фирмы «Воспер» были оснащены глушителями, позволявшими почти бесшумно двигаться на 24 узлах. Дивизион Макдональда совершил три нападения на конвой, которые были отбиты сильным и точным огнём охранения, хотя в это время другой дивизион отвлекал противника на себя. Макдональду пришлось разорвать контакт и приказать флотилии вернуться на базу.
Уже рассвело, когда неожиданно радиолокатор зафиксировал контакт «с ещё одним немецким конвоем из семи (шести) судов». В 21-й флотилии придерживались правила атаковать при любой возможности, даже если условия этому не способствовали. Дивизион Макдональда бросился в атаку, выпустив шесть торпед с 1000 ярдов и отворачивая от цели примерно в 750 ярдах. Для немцев нападение оказалось совершенно неожиданным — первые выстрелы из крупнокалиберных орудий были сделаны осветительными снарядами! MTB-224 помимо носового одинарного был вооружён ещё и спаренным 20-мм «эрликоном», который оказался бесценным в подавлении немецкой малокалиберной артиллерии.
Британцы доложили: «Два корабля были поражены торпедами и тонули. Остальные немецкие суда кружат вокруг поражённых судов». 2-й дивизион, атаковавший со стороны берега, выпустил торпеды с 1800 ярдов в «тральщик и каботажное судно, поразив тральщик». В результате «два корабля затонули от попаданий торпед и ещё два были повреждены артиллерийским огнём» — в действительности на дно оправился только сторожевик V-1254. В ответ MTB-234 был поражён крупнокалиберным осветительным снарядом, а MTB-224 получил два попадания 20-мм снарядами, но жертв не было. Несколько позднее эта же группа немецких кораблей была атакована «Бофайтерами» Берегового командования, которые потопили V-1256 и R-111. Макдональд за этот бой был награждён орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO).
![На начало войны банковскому клерку из Веллингтона Джорджу Макдональду было всего 18 лет, но к весне 1945 года он стал самым заслуженным новозеландским морским офицером. Помимо ордена «За выдающиеся заслуги», он трижды был удостоен креста «За выдающиеся заслуги». На фото, сделанном осенью 1944 года, он запечатлён с экипажем своего катера - Последнее военное лето в Северном море | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/422/content/7-0fddd31947874bcb6ff11e7c0fabc437.jpg)
Далее до конца лета британские катерники совершили ещё несколько успешных атак на вражеские патрули у голландского побережья. Ночью на 9 июля у Схевенингена MTB-88, MTB-93, MTB-238 и MTB-245 из 22-й флотилии двумя дивизионами напали на группу патрульных форпостенботов (V-1301, V-1306, V-1308, V-1310 и V-1313). Сначала MTB-88 и MTB-238 атаковали торпедами и заявили об одном попадании, закончившемся потоплением траулера. Следом атаку повторили MTB-93 и MTB-245, «добившись двух попаданий». В действительности англичане добились только одного торпедного попадания, чего хватило, чтобы отправить на дно 296-тонный V-1308.
В свою очередь, MTB-245 был поражён снарядом в носовую часть у ватерлинии, начал оседать, но хода не потерял и стал отходить кормой вперёд. Затем его взял за корму на буксир MTB-93, который потащил подбитого товарища на скорости 5 узлов. Подошедший на помощь катер типа ML взял буксировку MTB-245 на себя, и в 19:00, после 20 часов буксировки, почти затопленный MTB-245 втащили в Феликстоу.
После этого сначала отличилась 4-я флотилия — в ночь на 14 июля семь её катеров у Эймёйдена атаковали три патрульных форпостенбота и потопили 226-тонный V-1412, а ночью на 22 июля четвёрка катеров 21-й флотилии северо-западнее Схевенингена напала на «два вооружённых траулера». При этом атаки пары 1-го дивизиона (MTB-234 и MTB-224) немцы дважды отбили, но пара 2-го дивизиона (MTB-225 и MTB-232) отправила на дно 107-тонный тральщик М-3413.
![Британский торпедный катер MTB-238 - Последнее военное лето в Северном море | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/424/content/8-141a020efa2b9a1586d8714baa25f6e1.jpg)
В ночь на 25 августа пять катеров 58-й флотилии к западу от Весткапелле (устье Шельды) напали на «тральщик, вооружённый траулер, вооружённое каботажное судно и быстроходную баржу». По заявке англичан, MTB-687 двумя торпедами потопил траулер, MTB-769 одной из четырёх выпущенных торпед поразил каботажное судно, MTB-684 и MTB-763 торпедировали и потопили тральщик, а MTB-723 повредил баржу.
Согласно немецким документам, группа патрульных кораблей в составе сторожевиков V-2009 и V-2011, а также артиллерийских барж AF-44 и AF-48 вечером 24 августа вышла из Флиссингена на патрулирование. В 01:00 25 августа, достигнув крайней западной точки маршрута, патруль повернул назад и в 02:05 был атакован «шестью торпедными катерами, в том числе двумя очень крупными». В 02:07 получил попадание торпеды в левый борт и затонул уже через 30 секунд вместе с 28 членами экипажа 501-тонный V-2009; 23 человека были спасены. Немцы утверждали, что потопили один британский катер, а ещё несколько повредили.
Согласно статистике, опубликованной группой кригсмарине «Север», в июле британская авиация совершила шесть нападений на конвои и 18 — на военные корабли. Британские торпедные катера дважды атаковали конвои и 10 раз — военные корабли. При этом погибло 17 кораблей, из которых восемь потопили самолёты, шесть — торпедные катера, а ещё три подорвались на минах. Авиация потопила пять судов, ещё два погибли на минах — очень небольшой процент из 1060 отконвоированных судов суммарным водоизмещением 1 073 281 тонна; при этом в голландских водах конвоировалось только одно судно! В августе в голландских водах прошло только два конвоя общим водоизмещением судов 1538 тонн; для сравнения, в конвоях по маршруту Эльба — Эмс прошло 69 569 тонн, а в обратном направлении 83 460 тонн.
Таким образом, единственными целями для британских торпедных катеров Норского командования оставались корабли германских Прибрежных сил. Кроме того, в начале августа в Северное море передислоцировались шнелльботы 8-й и 10-й флотилий, что вынудило британцев усилить патрулирование своих прибрежных маршрутов.
Продолжение следует.
Литература и источники:
- Admiralty War Diaries
- War Diaries: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Barnett Correlli. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — W.W. Norton & Co., 1991
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. Allied Coastal Forces of WWII — Conway Maritime, 2005
- John Lambert. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — Conway Maritime Press, 2005
- Leonard C. Reynolds. Dog Boats at War: Royal Navy D-Class MTBs and MGBs, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2009
- Gerry Wright. North Sea Warrior: The Story of Lieutenant Commander G.J. Macdonald, DSO, DSC & Two Bars, RNZNVR — New Plymouth: Privately Published, 2010
- https://cfv.org.uk/forum
- http://www.forum-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.