Немецкие самоходные установки военного периода, вооружённые гаубицами, хорошо известны. Между тем, к используемой в САУ Hummel концепции «самоходного лафета» с большой открытой рубкой немцы пришли далеко не сразу. Изначально речь и вовсе шла не о лёгких, а о средних САУ, внешний вид которых разительно отличался от машин, дебютировавших на фронте в 1943 году. И, хотя в дальнейшем развитие немецких самоходных гаубиц пошло по другому пути, машина Pz.Sfl.IVb, которой посвящена эта статья, была не только построена, но даже повоевала.
Побочный продукт
Первые наработки по установке 105-мм гаубицы на шасси будущего танка Pz.Kpfw.IV появились ещё в сентябре 1935 года. Установка должна была получить название Rauchwagen (R.W.), то есть «дымовая машина». На гусеницы планировалось поставить гаубицу с длиной ствола 16 калибров. Фактически это была не самоходная установка, а танк артиллерийской поддержки на базе B.W. (Pz.Kpfw.IV).
Дело дошло до фазы практической реализации. Согласно переписке, зимой 1938 года на один из заводов Krupp доставили первую опытную башню, которую сняли с B.W. I Kp, и начали переделывать её под новое орудие. В апреле 1938 года башню установили на B.W. II Kp, который к тому моменту получил подбашенную коробку от Pz.Kpfw.II Ausf.B. Согласно отчёту от 17 ноября 1938 года, башню с B.W. II Kp осенью демонтировали и поставили на специальный стенд для огневых испытаний, а танк отправился на переделку в мостоукладчик.
Дальнейшая история создания первой серийной немецкой гаубичной САУ среднего класса продолжилась по линии «истребителя дотов». В 1938 году началась проработка концепции самоходной установки, вооружённой 105-мм пушкой K 18. Задачей машины являлось разрушение тяжёлых укреплений, таких, как доты линии Мажино во Франции или линии Бенеша в Чехословакии.
Уже к апрелю 1939 года были готовы первые эскизные проекты, получившие обозначение 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, то есть «105-мм пушка К18 на самоходном лафете». Уже на этом этапе между инженерами концерна Krupp, которому достался контракт на разработку 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, и 6-м отделом Управления вооружений, фактическим заказчиком машины, появились разногласия.
Дело в том, что Krupp настаивал на создании машины, по компоновке мало отличавшейся от B.W. (Pz.Kpfw.IV). Для лучшей развесовки и снижения высоты линии огня предлагалось разместить её двигатель в кормовой части корпуса. 6-й отдел Управления вооружений настаивал на схеме с размещением двигателя под орудием. Это заметно усложняло обслуживание мотора и поднимало высоту линии огня, зато боевое отделение становилось не в пример просторнее.
Размещение двигателя под орудием резко сокращало ассортимент возможных для использования моторов. Вместо Maybach HL 120, штатного мотора B.W., сначала пришлось использовать рядный двигатель Maybach HL 116 мощностью 300 лошадиных сил. Впрочем, и он оказался великоват. Поэтому финальная версия 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette получила 188-сильный двигатель Maybach HL 66. В результате удельная мощность САУ по сравнению с танком B.W. упала более чем в полтора раза. С целью хотя бы отчасти нивелировать этот печальный результат конструкторы попытались уменьшить массу 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette до 20 тонн.
При проектировании самоходной установки несколько раз менялась и конструкция её ходовой части. В мае 1939 года были представлены варианты машины, имевшие по 6 опорных катков на борт и торсионную подвеску. Надо сказать, что конструкторы Krupp после опытов с B.W.II, оснащённым торсионной подвеской, относились к ней без особого энтузиазма. В августе, когда 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette стал обретать окончательные очертания, торсионную подвеску убрали, поскольку она весила на 430 килограммов больше рессорной.
В сентябре 1939 года 6-й отдел Управления вооружений утвердил изготовление двух полностью комплектных Pz.Sfl.IV (10 cm) на шасси Pz.Kpfw.IV и одного опытного шасси с шестью опорными катками на борт.
Шестикатковое шасси со 105-мм пушкой K 18 так и не было построено. Этот проект ждала совсем другая судьба. Судя по всему, ещё летом 1939 года инженеры Krupp стали прорабатывать идею самоходной установки, предназначенной для поддержки танков. Именно в этом проекте и соединились два технических решения: шесть опорных катков на борт с рессорной подвеской, а также кормовое расположение двигателя.
14 сентября 1939 года концерн Krupp представил чертёж W 1324. На нём была изображена машина, получившая изначальное обозначение Pz.Sfl.IV (leFH 18). Это было лишь начало пути к новой машине, поскольку заявленная концепция имела свои недостатки. Простая переделка 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette не годилась, поскольку установка гаубицы должна была иметь возможность вести стрельбу по достаточно крутой траектории, чего исходное шасси не обеспечивало. Ради этого предлагалось поднять высоту линии огня до 1900 мм. Также 6-й отдел Управления вооружений потребовал увеличить боекомплект как минимум до 40 выстрелов.
Ещё одним требованием военных стало уменьшение толщины брони. В 6-м отделе Управления вооружений справедливо посчитали, что защиты от стрелкового вооружения машине такого класса будет вполне достаточно.
На совещании, проходившем 10–11 октября 1939 года, характеристики были уточнены. По агрегатам гаубичная самоходная установка унифицировалась с Pz.Sfl.IVa. Высоту линии огня поднимали до 1800 мм, при этом максимальный угол возвышения должен был увеличиться до приемлемого для гаубицы уровня в 40 градусов. Тогда же была утверждена дата изготовления новой самоходной установки, получившей обозначение Pz.Sfl.IVb, — январь 1941 года.
Полутанк
Финальные очертания проект Pz.Sfl.IVb стал обретать в феврале-марте 1940 года. 18 марта деревянную модель осмотрел обер-лейтенант Герберт Олбрих из 6-го отдела Управления вооружений, по итогам подготовивший список замечаний. В это время продолжалось обсуждение, какую толщину брони следует выбрать для самоходной установки. Мнения расходились между 20 и 30 мм. В итоге защита от 20-мм автоматический пушек для самоходной гаубицы была признана избыточной, поскольку лишняя броня г это лишний вес, а удельную мощность хотелось удержать на уровне 10 л. с. на тонну.
Получившаяся машина значительно отличалась не только от других немецких самоходных установок, но и от Pz.Sfl.IVa. Вместо привычной САУ с неподвижной рубкой инженеры Krupp создали некое подобие танка с башней. В целом конструкция получилась сильно похожей на то, что позже стало нормой для американских танкостроителей.
У Pz.Sfl.IVb были общие с Pz.Sfl.IVa двигатель, трансмиссия и ряд других элементов, но внешне эти машины сильно отличались друг от друга. Если в облике Pz.Sfl.IVa прародитель в виде Pz.Kpfw.IV угадывался безошибочно, что в случае с новой самоходной установкой такое родство выглядело куда более условным. По большому счёту, от исходного танка здесь остались только общая компоновка и некоторые элементы ходовой части, а также смотровые приборы. В остальном же это была совсем другая боевая машина, лишь отдалённо напоминавшая Pz.Kpfw.IV. Например, при аналогичной ширине корпуса Pz.Sfl.IVb был короче почти на 35 сантиметров. Диаметр опорных катков САУ увеличился с 470 до 520 мм (такой же диаметр имели опорные катки Pz.Kpfw.III начиная с Ausf.E), а длина опорной поверхности гусениц уменьшилась с 3,5 до 2,9 метра.
Уменьшение длины корпуса и толщины брони позволило снизить боевую массу установки до 18 тонн, благодаря чему удельная мощность по сравнению с Pz.Sfl.IVa выросла. При том же двигателе и трансмиссии максимальная скорость САУ увеличилась до вполне приемлемых 35 км/ч.
Как и у Pz.Sfl.IVa, в отделении управления место нашлось только для механика-водителя. Отдельной рубки для него конструкторы делать не стали, а вот фальшивый смотровой прибор в лобовом листе всё же поставили. Что касается боевого отделения, то вместо рубки на шасси Pz.Sfl.IVb взгромоздили самую настоящую башню. С башней Pz.Kpfw.IV она не имела ничего общего, а диаметр её погона оказался настолько большим, что на крыше боевого отделения и в бортах пришлось делать специальные расширения. Да и сама башня Pz.Sfl.IVb оказалась большей, чем у Pz.Kpfw.IV.
Сверху башню сделали открытой, что решало проблему вентиляции боевого отделения. Внутри размешались командир и наводчик с заряжающим. Башню, к слову, было решено делать не кругового вращения: влево и вправо она поворачивалась всего на 35 градусов. Для самоходной установки, которая в основном действовала с закрытых позиций, этого было вполне достаточно.
Впрочем, использование башни оказалось не самым лучшим решением. Несмотря на то что башенный погон здесь был больше, чем у Pz.Kpfw.IV, для самоходной установки, которая была вооружена орудие с раздельным заряжанием, этого оказалось всё равно маловато. Нельзя сказать, что внутри было очень тесно, но условия работы экипажа внутри машины сопоставимых размеров с обычной рубкой всё же были лучше.
С другой стороны, САУ могла похвастаться внушительным боезапасом, состоявшим из 60 выстрелов для 105-мм гаубицы и 576 патронов для трёх пистолетов-пулемётов MP 40. Кроме того, создателям Pz.Sfl.IVb удалось в соответствии с требованиями заказчика довести угол возвышения гаубицы до 40 градусов. Для уменьшения отката гаубицу оснастили большим дульным тормозом. Конечно, это отрицательно сказалось на заметности при стрельбе, но для самоходной установки, ведущей огонь с закрытых позиций, это не особо критично.
Прерванная серия
2 ноября 1940 года 4-й отдел Управления вооружений заключило с концерном Krupp контракт № 004–1520/40 на изготовление двух опытных образцов Pz.Sfl.IVb. Примерно в это же время Rheinmetall-Borsig получил контракт №004–1039 на изготовление четырёх орудий.
Как часто бывает в таких случаях, работы затянулись, в том числе и по той причине, что производственные мощности оказались заняты серийным производством Pz.Kpfw.IV. Оба опытных образца самоходной установки, которая 13 августа 1941 год сменила имя на leFH 18 (Sfl.), были готовы лишь к началу января 1942 года. После прохождения первых огневых испытаний в Меппене машины отправились на полигон в Куммерсдорф. В ходе испытаний вторая опытная машина оказалась повреждена, что вызвало необходимость незначительного ремонта.
Между тем ещё до изготовления первых опытных машин развернулись подготовительные работы по запуску САУ в серию. С Krupp был заключён контракт №SS-016–4253/40 на изготовление установочной партии leFH 18 (Sfl.). Согласно уточнённым 3 октября 1941 года планам, уже в декабре ожидалась первая машина, ещё две планировалось построить в январе 1942 года, три в феврале и четыре — в марте. Машины опытной серии получили серийные номера 150631–150640. Согласно тем же планам, уже в октябре 1942 года ожидались две первые серийные машины, в ноябре — пять, в декабре — десять, а в январе 1943 года — пятнадцать.
Уточнённые 1 декабря 1941 года производственные планы легли в основу контракта №SS-210–8902/41. Согласно ему, общий заказ на серийные leFH 18 (Sfl.) составил 200 машин. Кстати, проходили они в документах ещё и под названием Pz.Sfl.IVb3. Новое обозначение появилось неслучайно: ходовая часть САУ была несколько переработана, а главное, планировалась замена её силовой установки. В качестве нового «сердца» предполагалось использовать двигатель Maybach HL 90 P20K. Поскольку к тому времени производство Pz.Sfl.IVa было отменено, необходимость унификации двух машин по двигателям отпала сама собой. 9-литровый 12-цилиндровый Maybach HL 90 P20K увеличивал удельную мощность самоходной установки до впечатляющих 17,7 лошадиных силы на тонну. Аналогичным образом предполагалось переделать и обе опытные самоходные установки.
Всё более возрастающая нагрузка на Krupp, связанная с выпуском Pz.Kpfw.IV, оказала очень заметное влияние на практическую реализацию программы выпуска опытной партии leFH 18 (Sfl.), которую с января 1942 года также стали обозначать как Pz.Sfl.IVb Ausf.A. Впрочем, и это название долго не продержалось: с марта 1942 года машину стали обозначать как Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A. Первоначально график удавалось выдерживать: к концу ноября 1941 года были изготовлены корпуса с серийными номерами 150631–150634. В декабре была изготовлена первая подбашенная коробка, тогда же подошёл черёд и первой башни. А дальше наступила пауза, поскольку загруженность другими работами не позволила приступить к окончательной сборке.
К началу февраля 1942 года оказались закончены оставшиеся 6 корпусов, к началу марта были изготовлены все подбашенные коробки, а к 1 мая — башни. Ожидалось, что первую машину соберут на Grusonwerk в апреле, но фактически это произошло только в августе.
Летом 1942 года стало ясно, что загрузка Grusonwerk будет только возрастать, так что для выпуска Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A пришлось подыскивать другую площадку. Ею было определён завод Stahlindustrie GmbH, что в Мюльхайме-на-Руре. До родного для концерна Krupp Эссена оттуда было рукой подать. С предприятием был заключён контракт №SS 210–8902/42(H) на выпуск Pz.Sfl.IVb3. В переписке, датированной 20 июля 1942 года, указывалось, что в конструкцию самоходной установки вносился ряд изменений. Самым важным среди них стало то, что башню делали вращающейся на 360 градусов.
Именно в этот момент по работам над самоходной установкой был нанесён неожиданный удар. И связан он был отнюдь не с действиями противников Германии. В июле 1942 года на испытания вышла самоходная установка на базе Pz.Kpfw.II, оснащённая всё той же leFH 18. Испытания показали, что машина вполне годится для возлагаемых на неё боевых задач, а боевое отделение этой установки оказалось просторнее, чем у Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A. При этом лёгкая САУ использовала хорошо освоенное промышленностью шасси Pz.Kpfw.II (сам же этот танк с производства снимался). Производство лёгкой САУ не требовало загрузки площадей, рассчитанных на выпуск средних танков, да и обходилось дешевле.
Мимо Гитлера такая оптимизация пройти не могла. 25 июля 1942 года планы по выпуску средних САУ были скорректированы. Теперь вместо leFH 18 на них предполагалось ставить гораздо более мощное орудие, 15 sFH 18. Фактически это означало смерть самоходки. Хотя 14 августа концерн Krupp продемонстрировал чертёж s.FH.18 auf Sfk.IVb Fahrgestell, это была лишь неудачная попытка спасти машину. Быстро выяснилось, что САУ придётся сильно переделывать, поскольку в представленном виде угол возвышения её орудия не превышал 25 градусов. В начале ноября 1942 года машину похоронили окончательно, и впоследствии развитие немецких средних гаубичных САУ пошло совсем по иному пути.
Несмотря на отмену производства основной серии Pz.Sfl.IVb, выпуск установочной партии этих машин продолжился. Три самоходные установки завод Grusonwerk сдал в сентябре 1942 года, четыре — в октябре, одну в ноябре и ещё одну — в декабре. Часть серийных Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A немного отличалась от опытных машин конструкцией ходовой части.
Шесть машин было отправлено в 16-й артиллерийский полк 16-й танковой дивизии. Согласно штатному расписанию, полк должен был иметь 6 лёгких и 6 средних САУ. По факту лёгких САУ полк не получил вообще, поскольку их производство ещё не было организовано. В таком составе полк отравился в Сталинград, где и разделил печальную судьбу всей 16-й танковой дивизии. Что же касается оставшихся четырёх Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A, то они использовались в качестве учебных машин. Служили эти самоходные установки бок о бок с leFH 18/2 (Sf.) auf GW II, теми самыми, что стали «могильщиками» для Pz.Sfl.IVb.
Судьба Pz.Sfl.IVb оказалась трагикомичной. Немецкое военно-политическое руководство фактически сорвало производство одной из лучших в мире САУ в своём классе. Что ещё интереснее, позже, уже весной 1943 года, началась разработка очень похожей машины с точно такой же гаубицей. Затем количество проектов выросло до двух, и оба дошли до стадии изготовления опытных машин. Продолжались эти работы до поздней осени 1944 года, и закончились ничем. Впрочем, огорчаться этому вряд ли стоит, поскольку в конечном счёте союзники по антигитлеровской коалиции от этого только выиграли.
Источники и литература:
- Материалы из фотоархива автора.
- Panzer Tracts 7–1 Panzerjaeger 3.7cm Tak to Pz.Sfl.Ic development and employment from 1927 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004, ISBN 0–9744862–3-X.
- Panzer Tracts 10–1 — Artillerie Sfl. – from Pz.Sfl.IVb to Hummel-Wespe, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012.
Комментарии к данной статье отключены.