В боксе или другом единоборстве, если соперник превосходит тебя по массе и силе, единственная надежда на скорость и отточенную технику. Стремительно приблизиться, ловко маневрировать, нанести серию точных ударов — именно такую тактику применили американские самоходчики из 704-го батальона истребителей танков в боях у французского города Арракур 19 сентября 1944 года. Немецкая бронетехника имела численное и качественное превосходство, но на стороне американцев были внезапность, хорошие позиции и грамотная тактика.
Немецкий план контрнаступления
В ходе ожесточённых сражений в Нормандии летом 1944 года вермахт потерял более 2200 танков и штурмовых орудий. И, хотя потери союзников в бронетехнике были гораздо больше, более чем 4500 единиц, решающим преимуществом для них стала возможность ввести в бой резервы и быстро компенсировать утраты. По состоянию на 10 сентября 1944 года бронетанковые силы союзников насчитывали свыше 4500 одних лишь «Шерманов», в то время как немецкие войска Западного фронта (без учёта Италии) располагали чуть более чем шестью сотнями танков и штурмовых орудий (в секторе действий 3-й армии США — свыше 250 единиц). Союзники полностью контролировали воздушное пространство (более 1200 американских самолётов против 100 немецких), имели огромный перевес в артиллерии.
На острие наступления союзников находилась 3-я армия США под командованием генерала Джорджа Паттона. По состоянию на 28 августа 1944 года она представляла собой грозную силу — более 160 000 солдат и офицеров, 930 танков (в том числе 700 «Шерманов») и 1200–1500 орудий. В состав 3-й армии входили 51 батальон полевой артиллерии и 15 батальонов истребителей танков (в общей сложности — 450 САУ), что обеспечивало войскам мощную артподдержку.
Намерения Паттона как можно скорее прорваться на территорию Германии были перечёркнуты обстоятельствами, сложившимися на Западном фронте. Союзное командование решило передать основную часть топлива 21-й группе армий Бернарда Монтгомери. Британский фельдмаршал смог отстоять перед высшим руководством свой план, согласно которому именно его войска должны были наносить главный удар, обходя «Линию Зигфрида» с фланга, форсируя Рейн и продвигаясь вглубь Германии. Причиной задержки наступления Паттона стали и проблемы со снабжением, поскольку функционировал лишь один крупный порт (Шербур), большинство мостов и железнодорожных путей было разрушено, а грузы доставлялись преимущественно автотранспортом. В начале сентября дивизии Паттона были вынуждены остановиться из-за нехватки топлива. Несколько позже генерал вспоминал:
«Если говорить о Третьей армии, мы не просто не смогли получить причитавшиеся нам тонны горючего, нам вообще практически ничего больше не давали, поскольку в соответствии с планом о переносе направления главного удара на север туда должны были отправиться два корпуса Первой армии, а посему и горючее, и боеприпасы тоже уплыли от нас в ту сторону».
13 сентября подразделения 3-й бронетанковой дивизии (1-я армия США) вторглись на территорию Германии и завязали бои у Аахена. На южном участке фронта (ниже Арденнских лесов) части 3-й армии захватили плацдарм на восточном берегу реки Мозель между городами Мец и Нанси. Нанеся удар, войска Паттона смогли вклиниться между 1-й и 19-й армиями Вермахта, что грозило немцам окружением.
Зная о быстром продвижении американцев, Гитлер приказал командующему Западным фронтом фельдмаршалу Герду фон Рундштедту нанести удар по передовым частям 3-й армии США — прежде всего, по 4-й бронетанковой дивизии генерал-майора Джона Вуда, части которой форсировали Мозель. Немецкие войска должны были ликвидировать плацдарм американцев на Мозеле и отбросить их к Реймсу. Главной ударной силой немцев являлась 5-я танковая армия Вермахта (командир — генерал Хассо фон Мантойфель), имевшая «под рукой» 47-й танковый корпус (командир — генерал танковых войск Хайнрих фон Лютвиц), в состав которого входила 21-я танковая дивизия (практически без танков) и шесть недавно сформированных танковых бригад: 106-я, 107-я, 108-я (две последние позже перебросили к Аахену для борьбы с 1-й армией США), 111-я, 112-я и 113-я.
В наступлении также планировали задействовать подразделения 3-й (командир — генерал-майор Ганс Геккер) и 15-й (командир — генерал-лейтенант Эбергард Родт) моторизованных дивизий, 11-ю танковую дивизию (командир — генерал-лейтенант Венд фон Витерсхейм), части 17-й моторизированной дивизии СС (командир — оберфюрер СС Эдуард Дайзенхофер) и другие формирования группы армий «G» генерал-полковника Йоханнеса Бласковица. Всего в составе 5-й танковой армии насчитывалось 75 Pz.IV, 107 Pz.V и свыше 80 штурмовых орудий.
Главной ударной силой немцев были 111-я, 112-я и 113-я танковые бригады, в составе которых имелось по батальону грозных «Пантер». Их планировали применить на Восточном фронте, но ввиду нарастающей угрозы с запада перебросили для борьбы с союзниками. После громадных потерь в бронетехнике, понесённых на полях Нормандии, немцы начали создавать танковые бригады, подобные тем, которые Советский Союз формировал осенью 1941 года. Танковые бригады вермахта имели множество недостатков: практически отсутствовали ПВО, артиллерия и разведывательные подразделения, экипажи танков не имели боевого опыта и были плохо обучены. Танковые бригады должны были наступать без поддержки авиации, атаковать позиции 4-й бронетанковой дивизии США, которая насчитывала свыше 260 танков и САУ (включая 77 «Стюартов» и 36 самоходок М18). Если не учитывать лёгкие танки, имевшиеся в составе 4-й бронетанковой дивизии, то вермахт имел численное превосходство в бронетехнике, усиленное также высокими боевыми возможностями танков «Пантера».
Штурм Люневиля
Немецкий план изначально дал трещину. Мантойфель отдал приказ к наступлению, когда некоторые части ещё находились на марше — не успев собраться в единый «кулак», танковые подразделения вермахта стали нести огромные потери в технике. Ещё 7–8 сентября у городка Мери в боях с 80-й пехотной дивизией США 106-я танковая бригада потеряла свыше двадцати танков и штурмовых орудий. В течение 12–13 сентября в боях с 2-й французской бронетанковой дивизией у населённого пункта Домпэр была разгромлена 112-я танковая бригада. Американцы овладели Люневилем, 15 сентября освободили Нанси, и, вместо того чтобы нанести фланговые удары, Мантойфель получил указание выдвинуть 111-ю и 113-ю танковые бригады навстречу подразделениям 4-й бронетанковой дивизии США и атаковать их в лоб.
18 сентября танки 111-й танковой бригады и 15-й моторизованной дивизии ворвались в Люневиль, потеснив части 2-й кавалерийской группы США, имевшие на вооружении лишь бронеавтомобили и самоходки М8.
Несмотря на то что в Люневиле продолжались ожесточённые бои, немецкое командование посчитало, что город взят, и приказало танковым бригадам форсировать Мозель и отбить Нанси. Немецкие танки начали движение к городу Арракур. На помощь 2-й кавалерийской группе США прибыла помощь: «Шерманы», самоходные гаубицы и истребители танков М18. В ночь с 18 на 19 сентября немцы несколько раз пытались выбить американцев из Люневиля, но в городе и его окрестностях скопилось такое количество войск США, что сделать это было невозможно. В боях с наступавшими немцами участвовали и подразделения 704-го батальона истребителей танков (командир — подполковник Уильям Бейли), которые смогли уничтожить три «Пантеры».
Утром 19 сентября боевое дежурство в районе Люневиля среди прочих американских подразделений несла и рота «В» 704-го батальона. 3-й взвод роты подбил «Пантеру», самоходное орудие и пленил нескольких немцев. Во второй половине дня штаб батальона, который находился в Люневиле, подвергся миномётному обстрелу — погиб подполковник Бейли и ещё семеро военнослужащих, 17 человек получили ранения. В боях у Люневиля немцы потеряли 13 танков, 16 орудий, свыше 200 единиц автотранспорта и более 800 человек убитыми. Потери американцев составили четыре танка, три самоходки М8, несколько бронемашин и джипов, свыше 25 человек убитыми.
113-я танковая бригада идёт на Запад
19 сентября наступление по назначенному маршруту продолжила только 113-я танковая бригада под командованием полковника Эриха фон Зекендорфа. Потрёпанные батальоны 111-й танковой бригады прикрывали 113-ю бригаду с юга, продвигаясь севернее Парруа. 113-я бригада была сформирована 4 сентября и по состоянию на 10 сентября насчитывала свыше 4800 человек личного состава, 45 «Пантер», 2 бронированные ремонтно-эвакуационные машины, 45 Pz.IV, 10 штурмовых орудий StuG.III, 9 орудий, 16 миномётов, 8 зенитных установок, свыше 20 бронетранспортёров, а также мотоциклы, грузовики и прочий автотранспорт.
Зекендорф держал курс к Шомпену, не зная о численности противника и о том, где вообще находится враг. В ночь с 18 на 19 сентября его войска обстреляла американская артиллерия. Немецкие танки продолжили своё продвижение утром 19 сентября, когда над полями стоял густой туман. Около 6:30 в первое столкновение с немецкими танками вступил взвод «Стюартов» 37-го танкового полка. Танки атаковали немецкую колонну, уничтожили грузовик и бронетранспортёр, а когда навстречу им выдвинулось несколько «Пантер» — скрылись в тумане. Вскоре немцы продолжили движение.
В 7:30 колонна столкнулась в тумане с «Шерманами» под командованием капитана Уильяма Дуайта (рота «С» 37-го бронетанкового полка). Американские танки были замаскированы под стогами сена и открыли огонь с дистанции около 70 м, вследствие чего было уничтожено три немецких танка. Не понимая, откуда ведётся огонь, немцы изменили маршрут движения, повернув на юго-запад. Капитан Дуайт успел предупредить командира 37-го бронетанкового полка подполковника Крейтона Абрамса о том, что большая колонна немецких танков движется к Арракуру. Командование 4-й бронетанковой дивизии США отправило на перехват 3-й взвод роты «С» 704-го батальона истребителей танков в составе четырёх установок М18 «Хеллкэт» (командир — лейтенант Эдвин Липер).
Бой у Безанж-ла-Птит
Американцы заняли позиции у деревни Безанж-ла-Птит. Их основной ударной силой были САУ М18, которые имели надёжную ходовую часть и обладали хорошей мобильностью. Экипажи самоходок придерживались тактики «бей и беги»: после выстрела нужно было быстро сменить позицию и продолжать бой.
19 сентября 1944 года немцы наступали, пользуясь тем, что американцы не могли использовать свою авиацию из-за густого тумана. Однако погода принесла немцам и серьёзные проблемы: танкисты Панцерваффе не знали, что противник занял выгодные оборонительные позиции, не догадывались о его численности. В то же время бойцы лейтенанта Липера не видели немецких танков, но слышали рокот их моторов и выстрелы (когда 113-ю бригаду атаковали «Стюарты» и «Шерманы»). Липер находился в джипе и заметил «Пантеру», которая находилась на дистанции не более 200 м. Немецкий танк был замечен и сержантом Эмилио Стейси, командиром одной из М18. Стейси приказал наводчику капралу Фредерику Стюарту открыть огонь. Последовал выстрел, и немецкую машину охватило пламя, которое осветило остальные немецкие танки, выстроившиеся в клин. «Ведьма» выпустила ещё один снаряд, который также попал в цель.
По немецким танкам открыли огонь другие машины 3-го взвода, и через несколько минут пылали уже пять «Пантер». Находясь за скатом холма, самоходки производили по одному-два выстрела и резко давали задний ход, чтобы не попасть под ответный удар (немецкие танкисты стали стрелять, ориентируясь по вспышкам орудийных выстрелов). Когда самоходка сержанта Стейси вновь выехала вперёд, у неё забарахлил мотор, и машина на момент остановилась. Через несколько мгновений немецкий снаряд прошил «Ведьму» насквозь, убил радиста, а командир и наводчик получили ранения ног. Водитель машины рядовой Джон Грин чудом уцелел и смог покинуть машину.
Тем временем бой продолжался: американские самоходчики вели огонь с дистанции 140–160 м. «Ведьма» сержанта Пэта Ферраро (наводчик — капрал Джон Эйденшинк) подбила три вражеских танка. После боя капрал Эйденшинк утверждал, что впервые видел своими глазами, как 76-мм снаряды пробивали лоб «Пантер». Самоходка сержанта Фераро получила два попадания и тоже вышла из боя. Огонь продолжали вести две машины под командованием сержантов Стивена Крювски и Эдвина Мак-Герка. Наводчик из экипажа Крювски капрал Флайд Итон точным огнём поразил четыре немецких танка (по утверждению Крювски, был уничтожен «Тигр», хотя машины этого типа в сражении не участвовали). Туман стал редеть, и огонь немецких танков стал более точным. Одна из «Пантер» спряталась за большим валуном и произвела точный выстрел: снаряд попал в М18 сержанта Крювски. Радист этой машины рядовой Пол Каланджело вспоминал:
«Я должен был связаться со штабом по рации, установленной на вершине холма, и поэтому покинул машину. Водитель пересел на моё место. В этот момент немецкий снаряд попал прямо в лоб «Хеллкэт», с лёгкостью прошил его и разворотил сиденье механика-водителя. Если бы водитель не пересел, страшно представить, что могло бы произойти».
Таким образом, были уничтожены три М18, и бой продолжил экипаж Мак-Гирка, наводчик которого (капрал Доминик Соррентино) сжёг ещё два танка. Потеряв три своих машины, американцы подбили одиннадцать немецких (восемь были полностью уничтожены).
Но и перейдя в статус «безлошадных», американские самоходчики не остались без дела, став обстреливать из пулемётов немецких гренадёров, следовавших в колонне. Поддержку самоходчикам оказали артиллеристы, накрывшие противника гаубичным огнём.
Засада у Решикура
Понеся существенные потери, немецкая колонна двинулась в направлении Решикура, где её приготовились встретить четыре самоходки 1-го взвода, которыми руководил лично командир роты «С» капитан Том Эванс. Свои машины он скрыл за складками местности таким образом, что виднелись лишь их башни. Немецкие танки появились в 12:00: по словам Эванса, их было 30–40. Подпустив врага на дистанцию 400–500 м, американцы открыли огонь и сразу сожгли две «Пантеры» (по словам командира М18 сержанта Генри Хартмана, снаряды попали им в башни). Вместо того, чтобы отойти задним ходом или выставить дымовую завесу, немецкие танкисты стали поворачивать свои машины, надеясь обойти американцев с фланга, и тем самым подставили под огонь 45-мм бортовую броню своих «Пантер», которая была вполне «по зубам» орудиям М18. «Они совершили роковую ошибку, когда подставили свои бока. Мы перезаряжали и стреляли как можно быстрее. Это были лёгкие мишени, словно в тире», — описывал этот бой капитан Эванс.
В скоротечном бою американские самоходчики подбили ещё восемь немецких танков. Экипаж Хартмана (наводчик — капрал Фрэнк Амодио) подбил пять танков, включая три «Пантеры», экипаж сержанта Тома Донована (наводчик — капрал Джон Эванитско) записал на свой счёт три танка.
На помощь самоходчикам подоспели «Шерманы» 37-го бронетанкового полка, действовавшие под прикрытием артиллерии. «Наши «Пантеры» превосходили американских «Шерманов», но у противника была очень сильная артиллерия и мощные противотанковые средства. А когда рассеялся туман, американцы использовали все преимущества, которые давало им превосходство в воздухе. В результате немцы потеряли примерно 50 танков и не добились никакого успеха», — так описывал боевые действия 113-й танковой бригады начальник штаба группы армий «G» генерал-майор Фридрих фон Меллентин. По состоянию на 20 сентября в 113-й танковой бригаде боеспособными оставалось лишь 10 «Пантер» и 3 Pz.IV. Согласно официальным документам 704-го батальона истребителей танков и 37-го бронетанкового полка США, 19 сентября американцы смогли уничтожить 43 немецких танка ценой трёх своих М18 (один самоходчик был убит, ещё пятеро получили ранения) и пяти «Шерманов».
Бои продолжаются
20 сентября ожесточённые бои у Арракура продолжились, и теперь большие потери понесла 111-я танковая бригада. Подразделения «Шерманов», истребителей танков при поддержке артиллерии и штурмовой авиации навязывали противнику бой на близких дистанциях, устраивали засады, наносили удары с флангов, успешно добивая остатки немецких сил.
25 сентября Паттон получил приказ от главнокомандующего союзными войсками генерал-майора Дуайта Эйзенхауэра, согласно которому части 3-й армии должны были перейти к обороне. Такое решение было принято в связи с тем, что главный удар союзники наносили на северном фланге, в полосе действий 21-й группы армий (у Арнема). К тому времени немецкие части, участвовавшие в контрударе у Арракура, растеряли почти всю свою мощь и уже не могли продолжать наступление. Бои у Арракура не стали решающими: американцам пришлось остановить своё продвижение вглубь Германии, а немцы не смогли отбросить противника и потеряли большое количество бронетехники. По словам командира 4-й бронетанковой дивизии генерала Вуда, в начале октября 1944 года американские бронетанковые подразделения имели численное преимущество над противником в соотношении 20:1.
В ходе сражения у Арракура потери 4-й бронетанковой дивизии США составили 48 танков, более 20 самоходных установок, 225 человек убитыми, 648 — ранеными. Потери противостоявших ей немецких войск оказались куда большими: свыше 250 танков и штурмовых орудий (86 машин было уничтожено безвозвратно), более 120 орудий, свыше 3500 человек убитыми.
В течение осени 1944 года союзники несли потери, пытаясь прорвать «Линию Зигфрида», зимой 1944–1945 годов отражали контрудары немецких войск и лишь следующей весной смогли нанести мощный удар вглубь Германии и продолжить движение навстречу Красной армии, наступавшей с востока. Что же касается сентябрьских событий у Арракура, то они показали, что американцы научились грамотно обороняться и вести контрнаступление. При обустройстве оборонительных позиций и организации засад американские военные по максимуму использовали рельеф местности и погодные условия, а ведя бой — постоянно маневрировали и координировали свои действия, чем свели на нет техническое превосходство немецкой бронетехники.
Список источников и литературы:
- Меллентин Ф. Танковые сражения 1939–1945 гг.: Боевое применение танков во второй мировой войне. — Москва: ИЛ, 1957.
- Паттон Дж. Война, какой я её знал. — Москва: ACT, Астрель, 2002.
- After action report 704th Tank Destroyer Battalion, July thru Nov 44, Jan thru Mar 45, May 45. Combined Arms Research Library Digital Library, 1945.
- Barnes R. Arracourt — September 1944. — Fort Leavenworth, Kansas, 1982.
- Cole H. The Lorraine Campaign. — Washington: United States Army, 1993.
- Fox D. Patton's Vanguard: The United States Army Fourth Armored Division. — McFarland: McFarland publishing, 2007.
- Gill L. Code Name Harpoon. The combat history 704th Tank Destroyer Battalion West Mystic Baron publishing 1982.
- Jarymowycz R. Tank Tactics: From Normandy to Lorraine. — Mechanicsburg: Stackpole Books, 2008.
- Reluctant Valor The Oral History of Captain Thomas J. Evans. A Publication of the Saint Vincent College Center for Northern Appalachian Studies/Oral History Program Joe and Henny Heisel Series 1., United States of America Armed Forces Veterans — Latrobe, Pennsylvania, 1995.
- Zaloga S. Lorraine 1944 Patton vs Manteuffel. — Oxford: Osprey Publishing, 2000.
- 704th Tank Destroyer Battalion. The History of the 704th Tank Destroyer Battalion from D Plus 36 to V-E Day. — Landshut: Kratzsch & Co., 1945.
- 704th Tank Destroyer Battalion. Company C. «Combat Diary of C Company, 704th Tank Destroyer Battalion of the Fourth Armored Division of General George Patton, Jr's Third U.S. Army». Compiled by First Sergeant Walter I. Mullen, Jr., and T/A Norman Е. Maсamber. — Landshut, Germany, 27 May 1945.
Комментарии к данной статье отключены.