Известное высказывание гласит: «Дьявол в мелочах». В любом деле самые незначительные детали и обстоятельства могут кардинально повлиять на ход событий. На войне это усугубляется тем, что за непредусмотренные мелочи порой приходится расплачиваться проигранными сражениями и человеческими жизнями. Наглядным примером может послужить инцидент, произошедший на немецкой подлодке U 625 в Атлантике и приведший к гибели её командира капитан-лейтенанта Ганса Бенкера. Причина была проста: в тот день в его кармане не оказалось обычного ножа — мелочи, которая могла бы сохранить ему жизнь.
3 января 1944 года в журнале боевых действий командующего подводных сил кригсмарине появилась следующая запись:
«U 625 атакована самолётом в квадрате BF4761 в 20:31 после того, как она доложила о возвращении на базу. В 05:32 от неё поступил новый доклад, в котором она сообщила, что командир и рядовой подводник 2 января упали за борт во время атаки самолёта. Командир не найден».
Штаб подводных сил не стал запрашивать подробности этого инцидента, предпочтя дождаться возвращения лодки, командование которой принял первый вахтофицер обер-лейтенант цур зее Курт Зурет (Kurt Sureth). 6 января лодка пришла во французский Брест, и Зурет написал обстоятельный рапорт о подробностях гибели своего командира. Командование подводными силами было ошеломлено нелепой ситуацией, которая привела к гибели опытного подводника капитан-лейтенанта Ганса Бенкера (Hans Benker).
Вечером 2 января 1944 года U 625 (тип VIIC) начала возвращение на базу после длительного пребывания в море. Её поход длился восемь недель, за время которых лодка входила последовательно в состав четырёх «волчьих стай», но не смогла добиться какого-либо успеха. Несмотря на то что U 625 считалась лодкой-ветераном, это был её первый поход в Северную Атлантику. До того момента Бенкер год действовал на Арктическом театре военных действий против полярных конвоев союзников и советского судоходства.
В 21:38 лодку, находившуюся в надводном положении, неожиданно атаковал большой четырёхмоторный самолёт, который осветил её прожектором и обстрелял из бортового вооружения. В ответ U 625 открыла огонь из зениток. Во время прохода над лодкой самолёт бомбы не сбрасывал.
Стоит отметить, что нападавшему крепко досталось. По мнению американского историка К. Блэйра, лодку Бенкера обнаружил и атаковал британский «Либерейтор» пайлот-офицера Дж. Э. Эдвардса (P/O J.E. Edwards) из 224-й эскадрильи королевских ВВС. Во время атаки оборудованный «прожектором Ли» самолёт был повреждён ответным огнём, получил ранение стрелок-радист из его экипажа.
Судя по всему, для Бенкера это нападение в сумерках стало неожиданностью. U 625 имела станцию радиотехнической разведки «Наксос» (Naxos), но прибор не предупредил о том, что засёк работу вражеского радара. Согласно Блэйру, сразу после Эдвардса на место обнаружения субмарины прилетел второй «Либерейтор», пилотируемый флаинг-офицером Э. Алленом (F/O E. Allen) из этой же эскадрильи.
В этот момент события на мостике лодки развивались стремительно. В 21:40 Бенкер объявил тревогу. После крика командира из центрального отсека в рубку поднялись подводники, которые по цепочке стали передавать из внутренней «оружейки» на мостик боеприпасы для зениток.
После отражения атаки первого «Либерейтора» Бенкер приказал всем покинуть мостик и объявил срочное погружение. В этот момент в рубке возникла давка из подводников, подававших боеприпасы, и верхних вахтенных, спускавшихся с мостика вниз. Командир спустился в рубку последним и обнаружил, что рубочный люк закрыть невозможно, потому что мешает соединительный кабель антенны «Наксоса», спущенный с мостика в рубку.
Опытный Бенкер решения принимал быстро. Прокричав: «Продуть балласт!» — он распахнул люк и вскочил на мостик, чтобы убрать злополучную антенну вовнутрь. Однако из-за образовавшегося столпотворения в рубке последний приказ командира в центральном отсеке услышан не был, и лодка продолжала погружаться.
Оказавшись на мостике, Бенкер заметил приближающийся второй «Либерейтор» и прокричал в люк: «Воздух!» — давая сигнал к отражению атаки самолёта. Этот приказ командира был услышан, и наружу вылез один из сигнальщиков верхней вахты, торпедист Герман Вёпе (Hermann Wöpe). В этот момент до Бенкера дошло, что процесс погружения продолжается, и он принял единственно верное решение — захлопнуть люк снаружи. После этого командир и Вёпе бросились к зенитке, чтобы открыть огонь по самолёту.
Тем временем в центральном отсеке поняли, что что-то идёт не так: лодка погрузилась на 11 метров, но командира в ней не было. Второй вахтофицер обер-лейтенант цур зее Гюнтер Зайфарт (Günter Seyfarth) отдал команду на всплытие, после появления рубки над водой распахнул люк и выскочил на мостик. В этот момент позади и справа от лодки послышались крики Бенкера и Вёпе. Зайфарт отдал приказ дать полный ход и совершить резкий поворот вправо. После этого на мостик поднялся первый вахтофицер Зурет и принял командование лодкой. Вот как он сам рассказывает о предпринятой спасательной операции:
«На контркурсе я услышал впереди крики о помощи и взял курс на них. Я должен был отказаться от хода на электромоторах, так как снова прилетел самолёт типа «Ланкастер».
Снова дал дизелям полный ход в направлении криков. Приблизительно в 200 метрах впереди с самолёта сбросили сигнальный буй, затем он исчез из поля зрения по курсу 270 градусов. Я кратковременно перешёл на ход на электромоторах, чтобы лучше слышать крики. С левого борта были слышны слабые призывы. Я взял курс на них. Однако сильный шум моторов приближающегося самолёта вынудил снова запустить дизели.
Над вероятным местом происшествия с самолёта во время второго пролёта сбросили две надувные одноместные резиновые лодки и четыре спасательных жилета. На корму и нос лодки было отправлено по одному человеку для наблюдения.
Самолёт пролетел снова, на этот раз близко, однако нас не заметил. Я вынужден был идти на дизелях, чтобы иметь возможность маневрировать при новом заходе самолёта. Поиск продолжился.
22:00. Впереди слева обнаружен сигнальщик верхней вахты, которого поднял из воды наблюдатель на носу лодки. Несмотря на внимательнейшее наблюдение с мостика, кормы и носа, командир так и не замечен. Видимость была хорошая, в воде хорошо были заметны предметы на расстоянии до 500 метров. Продолжили ход на дизелях с кратковременными остановками и переходом на электромоторы, чтобы прислушиваться. На неоднократные крики с мостика не было слышно никакого ответа. Кроме надувных лодок, ничего более не нашли. Так как больше ничего не было обнаружено, при необходимости ежеминутно считаться с угрозой с воздуха, я принял решение погрузиться.
Я предполагаю, что наш командир погиб смертью солдата прежде, чем мы достигли места происшествия. Мой вывод подтверждается словами торпедиста, ефрейтора Вёпе, который находился в воде на небольшом расстоянии от командира, когда они вместе звали на помощь. За короткий промежуток времени до его спасения он перестал слышать голос командира».
Ознакомившись с рапортом Зурета, начальник штаба Дёница контр-адмирал Эберхард Годт (Eberhard Godt) дал положительную оценку действиям офицера, удовлетворённый его действиями по принципу «сам погибай, а товарища выручай»:
«Первый вахтофицер справился со своими обязанностями; в частности, поиск командира и сигнальщика верхней вахты был квалифицированный. Спасение сигнальщика было хорошим результатом спасательной операции, особенно принимая во внимание постоянную угрозу с воздуха».
Однако Дёниц и Годт были обеспокоены случившимся. «Наксос», как и его предшественник «Метокс», прозванный подводниками «Бискайским крестом», обладали одинаковым неудобством:
«Поскольку установка данной станции изначально не предусматривалась, антенна хранилась внутри прочного корпуса и при каждом всплытии выносилась на мостик вручную, после чего через рубочный люк пристыковывалась к приёмнику специальным кабелем. Время на срочное погружение соответственно возрастало».
Командование подводными силами было прекрасно осведомлено об этой специфической особенности прибора, но ситуации с человеческими жертвами и подлодкой, оказавшейся на грани гибели, ранее не фиксировались. Поэтому меры были приняты сразу. Рекомендации по предотвращению подобных инцидентов были весьма необычными. 11 января 1944 года штаб подводных сил разослал на все лодки радиосообщение-предупреждение за номером 76, в котором говорилось следующее (перевод Е. Скибинского):
«Во время подготовки к погружению при воздушной тревоге на одной из лодок антенна аппаратуры “Наксос” была забыта на мостике; при этом её кабель заблокировал рубочный люк и не дал его закрыть. Командир подал команду на продувание и выскочил на мостик. Его приказ был выполнен в центральном посту с запозданием, в результате чего лодка приняла воду через рубочный люк, который был захлопнут сверху, командира смыло за борт, поднять его не смогли.
Вывод: В случае, если кабель аппаратуры “Наксос” блокирует рубочный люк при погружении, само погружение прерывать не следует. Необходимо и далее прижимать рубочный люк, при этом кабель расплющит (подтверждено экспериментально). Также полезно выдавать рулевым в рубке ножи, которыми они смогли бы перерезать застрявший кабель и выбросить его на мостик».
Выходит, что за полтора года использования подлодками в боевых условиях антирадарной аппаратуры никто в штабе не догадался во избежание подобных ситуаций обеспечить подводников ножами. Командиру U 625 пришлось заплатить жизнью за то, чтобы такое решение было принято.
В данном случае уместно вспомнить слова одного из героев известного фильма «Белое солнце пустыни»: «Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется… в нужное время». Инцидент с Гансом Бенкером же стал хорошим подтверждением старой истины о том, что на войне мелочей не бывает:
«Не было гвоздя — подкова пропала,
Не было подковы — лошадь захромала,
Лошадь захромала — командир убит.
Конница разбита — армия бежит!
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице не было гвоздя!»
Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998.
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 12. Norderstedt.
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Морозов М. Нагирняк В. Стальные акулы Гитлера. Серия VII – М.: «Яуза-Эксмо», 2008.
- http://www.uboat.net.
- http://www.uboatarchive.net.
- http://historisches-marinearchiv.de.
Комментарии к данной статье отключены.