Больше всего немецкому подводному асу Карлу Эммерману подошли бы эпитеты «хитрый», «умный», «осторожный» и «смертельно опасный». Вероятно, союзники были бы очень довольны, если бы его лодка U 172 была потоплена гораздо раньше, чем это случилось на самом деле. Эммерман занимает 13-е место в списке самых результативных подводников Германии во Второй мировой войне. На его счету 26 уничтоженных судов общим тоннажем 152 080 брт, включая войсковой транспорт «Оркадес» (23 456 брт), потопленный 10 октября 1942. Этот лайнер идёт третьим в печальном списке наиболее крупных судов, потопленных немецкими лодками во время Битвы за Атлантику.
Путь в подводники
Карл Эммерман родился 6 марта 1915 в Гамбурге. На флот он пришёл в апреле 1934 года в возрасте 19 лет. После окончания курса начальной военной подготовки летом того же года Эммермана вместе с другими кадетами отправили на учебный парусник «Горьх Фок» для прохождения морской практики, которая длилась до осени. Затем они совершили кругосветное плавание на лёгком крейсере «Карлсруэ», длившееся десять месяцев. Летом 1935 года Эммерман сдал экзамены и был зачислен в военно-морское училище Мюрвика, где с учётом обучения на других курсах повышения квалификации офицерского состава он находился до июня 1940 года.
Войну Эммерман встретил в Мюрвике, уже будучи в звании оберлейтенанта цур зее. Так как флоту требовались подводники, в июле 1940 года он перешёл служить в подводные силы. Окончив Школу подводного плавания и пройдя обучение артиллерийскому делу в 1-й учебной дивизии подплава, в ноябре Эммерман был назначен первым вахтофицером подлодки UA, обязанности которого исполнял до августа 1941 года. Любопытно, что именно эту субмарину 7 марта 1941 года атаковал британский эсминец «Вульверин». Долгое время считалось, что во время этой атаки была потоплена U 47 знаменитого Гюнтера Прина, но в итоге выяснилось, что глубинные бомбы эсминца предназначались UA.
В августе 1941 года Эммерман направился на трёхмесячные курсы командиров подлодок, после чего ему было присвоено очередное звание — капитан-лейтенант. 5 ноября 1941 года он получил под своё командование лодку U 172 — новенькую «девятку» типа IXC, на которой впоследствии пять раз выходил в море, топя в среднем по 30 000 брт за поход. После прохождения испытаний и курса обучения экипажа в апреле 1942 года субмарина вошла в состав 10-й боевой флотилии, базировавшейся на французский Лориан. 22 апреля лодка вышла из Киля, чтобы совершить переход во Францию, который продлился 12 суток. Это был единственный поход Эммермана, в котором он не потопил ни одного судна. Спустя пять дней U 172 отправилась в Карибское море, где её жертвами стали девять судов общим тоннажем 40 619 брт. Последним судном, потопленным Эммерманом в этом походе, был американский сухогруз «Санта Рита», который послужил причиной настоящей бойни судов союзников в конце 1942 года.
Набег на Кейптаун
Эммерману удалось захватить на «Санта Рите» очень ценные документы, включая сведения об обороне важного южноафриканского порта Кейптаун. На основании этих данных штаб подводных сил спланировал операцию «Кейптаун», которую должна была проводить группа «Айсбер»: четыре подводных крейсера типа IXC и подводный танкер U 459. Одновременно с ними в Индийском океане должна была начать действовать группа из четырёх лодок типа IXD2 и итальянской субмарины «Каньи». Правда, из-за истории с британским лайнером «Лакония» события стали развиваться совсем не так, как предполагал Карл Дёниц. Командующему пришлось произвести рокировку лодок, заменив в группе «Айсбер» U 156 Вернера Хартенштайна другой субмариной.
В результате операции «Кейптаун» немецкие подлодки отправили на дно 62 судна, включая шесть войсковых транспортов, общим тоннажем 380 000 брт, достигнув таким образом результата в восемь потопленных судов — или почти 50 000 брт — на одну субмарину за поход. Американский историк Клэй Блэйр справедливо назвал действия немецких лодок у Кейптауна «колоссальным успехом». Это была самая высокая результативность «серых волков» за всю войну, которая превзошла «счастливые времена» 1940 года и «Паукеншлаг» у берегов США в начале 1942 года, считавшиеся наиболее удачными периодами для подчинённых Карла Дёница. Как писал Блэйр, кейптаунская операция немецких лодок стала «одновременно постыдной и редко упоминаемой неудачей британских сил противолодочной обороны в южноафриканских водах».
В ходе операции «Кейптаун» U 172 отправила на дно восемь судов на 60 048 брт. Таким образом, Эммерман довёл свой счёт потопленного тоннажа до 100 000 брт, за что был награждён Рыцарским Крестом. Любопытно, что штаб подводных сил засчитал командиру U 172 за два похода всего лишь 97 380 брт, хотя по современным данным его результат составил 100 667 брт.
Один в поле воин
Третий поход U 172 в Атлантику снова не обошёлся без интересных событий. Вернувшись из Южной Африки в декабре 1942 года, лодка была готова к походу в конце февраля 1943 года. 21 февраля она снова вышла в море для действий у Азорских и Канарских островов против конвоев, проводимых союзниками в рамках операции «Торч». За время этого похода Эммерману удалось потопить пять судов на 28 467 брт. И именно в этом походе произошло третье важное событие в карьере Эммермана, сослужившее дурную службу подводным силам Третьего рейха.
7 апреля 1943 года U 172 атаковали два «Либерейтора» из 1-й противолодочной эскадрильи армии США. Клэйр Блэйр во втором томе своего капитального труда о подводной войне в Атлантике описал этот случай так:
«7 апреля B-24 из 1-й эскадрильи, пилотируемый Вальтером И. Торном, установил радарный контакт с находящейся в надводном положении U 172 на расстоянии в 30 миль. Торн атаковал, но, к его удивлению, Эммерман принял бой на поверхности, делая зигзаги и стреляя в ответ из 37-мм орудия и зениток. Торн вызвал помощь, и на место прибыл другой В-24 из той же эскадрильи, пилотируемый Х.К. Истерлингом. Имея мало топлива, оба самолёта в финале атаковали лодку и сбросили на неё 12 глубинных бомб, но ни одна из них не упала достаточно близко, чтобы нанести вред U 172».
Удивительный случай. Два В-24 не смогли справиться с одной субмариной, хотя в иной раз и одного самолёта этого типа хватало, чтобы уничтожить лодку. «Либерейторы» были грозным противником немецких подводников. За время войны эти бомбардировщики стали рекордсменами в победах над немецкими субмаринами среди самолётов противолодочной авиации союзников. Они отправили на дно 75 немецких подводных лодок. Как же вышло, что два таких охотника не смогли одолеть U 172? Чтобы разобраться с этим вопросом, заглянем сначала в журнал боевых действий лодки, дав слово самому Эммерману:
7.4.1943
Квадрат CF7844. 14:20 Замечен «Галифакс», заходящий на нас со стороны солнца. Слишком поздно для погружения. Остаёмся на поверхности. Отбиваемся 2-см зенитками. Самолёт отворачивает сразу после первых выстрелов и кружит вокруг лодки, находясь за пределами поражения 2-см зениток. Делаю зигзаг на полном ходу и беру курс на запад. Всё вооружение, включая 10,5 см пушку, используется для обороны. Самолёт ведёт обстрел из бортового оружия
Квадрат CE 9986. 15:00. Второй «Галифакс» по пеленгу 100°. Оба самолёта теперь кружат вокруг лодки, в основном на противоположных курсах. При приближении первого самолёта по курсу лодки на малой высоте удачно отражаем нападение выстрелами 10,5 см орудия, самолёт уходит, круто развернувшись.
Видимо, пилоты признают, что передний сектор не защищён зенитным оружием, однако 10,5 см орудие хорошо пощекотало им нервы!
15:30 Самолёт проходит над лодкой на 2000–3000 м — 3 бомбы, уклоняюсь от них. Неразорвавшаяся бомба падает в 30 метрах от борта лодки.
15:55 Самолёт проходит над лодкой на 3000 м — 6 бомб, уклоняюсь от них. Взрывы справа и слева от лодки. Кажется, пчёлы [прозвище самолётов на сленге подводников — прим. авт.] не додумались о скоординированной атаке!
16:00 Последний заход самолёта на лодку — 6 бомб, уклоняюсь от них.
16:20 Обе пчелы уходят на восток. Когда до ближайшего из них 6000 м, уклоняюсь погружением.
Благодаря этой записи картина боя приобретает новые штрихи. Эммерман не успевал погрузиться и решил принять бой «с открытым забралом», оставаясь на поверхности. Можно сказать, что он вышел победителем, ведь противник ретировался несолоно хлебавши. Введя в бой все огневые средства, включая 105-мм палубное орудие, и резко маневрируя, подводная лодка отразила все атаки. Однако не совсем понятно неагрессивное и сдержанное поведение пилотов, что совершенно не характерно для В-24. В чём причина? Ответ на этот вопрос удалось получить с помощью двух экспертов по действиям авиации союзников во время Битвы за Атлантику: Рагнара Рагнарсона (Исландия) и Эриха Циммермана (Канада).
«Мышь», победившая «котов»
Итак, 7 апреля 1943 года в воздухе южнее Азорских островов находились два В-24 из 1-й эскадрильи армии США, базировавшейся на Марокко. В 14:30 самолёт, пилотируемый лейтенантом Торном, установил контакт с U 172, находившейся в надводном положении. Когда Торн приблизился и ринулся в атаку, лодка не погрузилась, а осталась на поверхности и открыла огонь. Торн прервал нападение и стал кружить вокруг субмарины. Затем он вызвал помощь, которая вскоре прибыла в лице В-24 лейтенанта Истерлинга. Оба самолёта описывали круги над лодкой, ожидая, что она начнёт погружение. Однако U 172 оставалась на поверхности, ведя по ним огонь из зениток и 105-мм орудия.
Наконец оба В-24 достигли «разумного предела выносливости» (Prudent Limit of Endurance), то есть дошли до лимита горючего, необходимого для возвращения на базу. Тогда они и совершили каждый по заходу на лодку, сбросив по шесть глубинных бомб с большой высоты, что совсем не гарантировало поражения цели. После этого самолёты легли на обратный курс, а лодка погрузилась.
Циммерман и Рагнарсон в оценке действий пилотов В-24 пришли к выводу, что причиной их неэффективных действий стал заградительный огонь U 172. Торн и Истерлинг не решились атаковать на небольшой высоте, что могло бы привести к поражению субмарины. Опытный Эммерман рискнул и ввёл в действие все огневые средства, оставаясь на поверхности. Вероятно, огонь из 105-мм пушки произвёл на экипажи В-24 сильное впечатление, от которого они не смогли избавиться до конца боя.
Проще говоря, лётчики проявили нерешительность и максимальную осторожность. «Мышь» оказалась очень агрессивной, и «коты» малость струхнули идти на стволы маневрировавшей U 172. Другой стороной медали оказались плохо скоординированные действия самолётов во время атак, больше рассчитанных на везение, а не на точное бомбометание. Создаётся впечатление, будто армейские пилоты ожидали, что ситуация будет развиваться по обычному сценарию: лодка станет погружаться, и вслед ей нужно будет точно сбросить бомбы. Но Эммерман решил изменить правила игры и принял бой. Его противники оказались не готовы к такому развитию событий.
Возможно, подобную тактику армейские пилоты просто не отрабатывали, что и привело к неудаче. С другой стороны, экипажи В-24 могли попытаться атаковать лодку, несмотря на заградительный огонь. Но рисковать они не захотели. Сами подводники с U 172 посчитали, что, хотя 105-мм пушка и не являлась средством для защиты от угрозы с воздуха, её применение оказалось очень эффективным.
Этот случай — хороший, но не единственный пример эффективной оборонительной тактики подлодки против самолёта в Битве за Атлантику. Однако эпизод с U 172 явно выделяется на фоне других успешных боёв лодок с авиацией. Узнав о том, что Эммерман выиграл бой у двух бомбардировщиков, командование немецкими подводными силами ошибочно сделало выводы, что субмарина может успешно противостоять самолёту. Поставив на тактику Эммермана, штаб подводных сил обязал другие подлодки не погружаться, а принимать бой в надводном положении, отбиваясь от самолётов с помощью зениток. Эта ошибка привела к тяжёлым потерям субмарин летом 1943 года.
Дубовые листья и служба на берегу
Но вернёмся к U 172 и её командиру. Спустя десять суток после описанных событий лодка пришла на базу, где провела больше месяца до следующего выхода в море. В новый поход Эммерман отправился 29 мая 1943 года. U 172 снова надлежало действовать в Южной Атлантике — у побережья Бразилии. Лодка провела в море три месяца, потопив четыре судна на 22 946 брт, за что её командира наградили Дубовыми Листьям к Рыцарскому Кресту. Окончание похода омрачили трагические события, которые произошли с U 604, тяжело повреждённой во время нападения американского самолёта. Эммерману пришлось помочь в спасении экипажа. Любопытно, что в этот раз он не принял бой с «Либерейтором», атаковавшим U 604 и U 185, а быстро погрузился, избегая опасности.
U 172 вернулась из похода 7 сентября 1943 года. Больше Карл Эммерман в море не выходил. Он сдал лодку своему первому вахтофицеру Герману Хоффману, назначенному её командиром. Выйдя в следующий раз в море, U 172 уже не было суждено вернуться обратно: 13 декабря 1943 года её потопила противолодочная группа американского эскортного авианосца «Боуг». Сам же Эммерман в ноябре сначала принял под своё командование 10-ю подводную флотилию в Лориане, а через некоторое время был переведён на аналогичную должность в 6-ю флотилию в Сен-Назере.
К этому времени он был награждён Знаком Подводника с бриллиантами. В августе 1944 года Эммерман оказался уже в Германии и участвовал в работе группы, которая отвечала за испытания и строительство лодок XXI серии. 1 декабря 1944 года Эммерману было присвоено очередное звание — корветтенкапитан. В марте 1945 года он стал командиром нового «электробота» U 3035. 23 апреля 1945 года офицер сдал эту лодку другому командиру и был назначен командовать батальоном морской пехоты, чем и занимался до самой капитуляции Рейха.
Просидев у британцев в плену до сентября 1946 года, Эммерман вышел на свободу и начал приспосабливаться к мирной жизни. Бывший подводный ас связал карьеру с промышленностью и работал представителем компании «Метсо Линдеманн ГмбХ», которая сейчас известна во всём мире выпуском оборудования для переработки металлолома. Скончался Карл Эммерман 25 марта 1990 года в возрасте 75 лет.
Вооружён и очень опасен
Эммерман сочетал в себе очень много интересных качеств. Его способность разумно рисковать, оказываться в нужное время в нужном месте и настоящее лисье чутьё позволили ему выжить и добиться успеха. Командир U 172 не любил неразумный риск. Хотя немецкий флот к 1942 году справился с проблемой неконтактного модуля взрывателя торпеды, Эммерман никогда не применял его. Под его командованием U 172 стреляла только торпедами с контактным взрывателем. Это определённый показатель того, что к делу подводный ас относился очень ответственно, старался бить наверняка и только проверенным оружием. Такая торпедная стрельба требовала опыта и точного расчёта. То же самое можно сказать и о его управлении лодкой: маневрирование 7 апреля 1943 года свидетельствует о мастерстве командира.
Любопытно, что Эмерману, сдавшему свою лодку Хоффману, однажды пришлось вновь побывать в роли командира U 172, но весьма необычным способом. Когда субмарина входила в гавань, Эммерман вышел её встречать. Но Хоффман так безобразно маневрировал, что лишь чудом избежал столкновения со стоявшим рядом судном. Эммерману пришлось криком и жестами подсказывать бывшему подчинённому, как ему лучше пришвартоваться.
Карл Эммерман был выходцем из так называемого «призыва 34», то есть 1934 года. Многие его однокашники по Мюрвику впоследствии достигли такой же известности. Гугенбергер, Эндрасс, Кальс, Ахиллес, Тизенгаузен, Шнее и другие офицеры этого призыва оказались продуктом ещё довоенной подготовки, когда в Германии была возможность тщательно отбирать и готовить профессионалов. Будущий командир U 172 не стал исключением из этого правила.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Переписка автора с Рагнаром Рагнарсоном и Эрихом Циммерманом.
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 / С. Blair. — Random House, 1998.
- Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- Franks, N. U-Boat Versus Aircraft: The Dramatic Story Behind U-Boat Claims in Gun Action with Aircraft in World War II / N. Franks, Е. Zimmerman. — Grub Street, 1998.
- Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two / J. Rohwer. — Annapolis, 1999.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.