События так называемой «Арабской весны», пройдясь кровавым смерчем по Тунису, Египту и Ливии, в начале февраля 2011 года достигли и благополучной Сирии. Мирные вначале выступления вскоре переросли в вооруженные столкновения. Правительственные войска были вынуждены начать проведение антитеррористической операции. И немалую роль в ее успехе сыграло грамотное применение авиации.
Стоит отметить, что в разгоревшейся войне именно ВВС стали «становым хребтом» вооруженных сил. Красноречивым является тот факт, что за два года конфликта дезертировало всего четыре действующих летчика (из них два командира эскадрильи). В Иорданию и Турцию летчиками было угнано по одному МиГ-21бис.
На момент начала конфликта сирийские ВВС находились в стадии перевооружения. Основным элементом, позволившим правительственным ВВС сразу завоевать господство в воздухе, стал многочисленный вертолетный парк. Всего на 2011 год западные эксперты говорили о более чем 120 Ми-8/17, примерно 20 Ми-25 и 30 SA.342 «Газель».
Кроме того, в строю находилось около 20 перехватчиков МиГ-29 и 40 МиГ-23МЛ (как показали дальнейшие события, эти машины применялись в боях крайне ограниченно). Основу же ВВС составляли истребители-бомбардировщики: 60 МиГ-21бис, около 100 МиГ-23МЛ и МиГ-23БН, 50 Су-22 М-3/4 и 20 Су-24МК. В боевой состав также стоит добавить пару разведывательных МиГ-25РБ, несколько Ан-26 и десяток L-39 «Альбатрос» (которые достаточно активно применялись как легкие штурмовики). Кроме того, летом 2012 года наблюдатели отметили применение БПЛА (вероятно, иранского производства).
По всей видимости, это было связано с тем, что наземная инфраструктура ВВС в ходе столкновений в первую очередь оказалась под ударом и в первые месяцы большое количество позиций РЛС и ЗРК были захвачены повстанцами.
Участие сирийской авиации в гражданской войне прошло несколько этапов. В 2011 году основной задачей была разведка и транспортные перевозки в интересах наземных войск. Однако уже с начала 2012 года интенсивность боев резко возросла, что потребовало более активного применения самолетов и вертолетов. В ходе боев за три крупных города были брошены как МиГ-23БН и Су-22, так и учебно-боевые L-39.
Поначалу применение реактивных машин напоминало «игру в одни ворота», так у мятежников не было практически никаких средств ПВО. Однако в августе 2012 года исламисты в районе Дейр аз-Завр захватили несколько зенитных пушек, что сразу же сказалось на потерях правительственной авиации. Уже 13 августа в районе Мохасан был сбит первый реактивный самолет – МиГ-23БН. 5 сентября в том же районе сирийцы потеряли и свой первый Су-22.
К октябрю 2012 года активность сирийской авиации значительно упала, и связано это было не только с большими потерями (особенно среди вертолетчиков), но и с изменением тактики противника, который стал практиковать налеты на аэродромы. Так, в ходе атаки авиабазы Тафтаназ 29 августа были повреждены или уничтожены 19 вертолетов 63-й бригады ВВС Сирии (в том числе 7 Ми-17). Авиабаза Абу ад-Духор вообще оказалась в осаде: с 30 августа по 4 сентября сразу несколько групп мятежников сожгли пару Миг-21 и серьезно повредили Ил-76. Стоит сказать, что к весне 2013 года обе эти базы захвачены мятежниками, а стратегически важная авиабаза Минах (в 35 км от Алеппо) находилась в осаде.
В некоторых случаях в руки мятежников попали несколько вполне пригодных самолетов и вертолетов, однако отсутствие подготовленного летно-технического состава не позволило использовать ее в боях. А техники попадало достаточно много – так, в ходе захвата авиабазы Кшеш 12 февраля 2013 года антиправительственных силам досталось 7 L-39ZA, а также большое количество списанных МиГ-17 и МиГ-15УТИ, аэродромная и вспомогательная техника в различном состоянии.
В октябре 2012 года основные усилия правительственной авиации были сосредоточены для выбивания противника в районе Алеппо. По некоторым данным в день сирийские летчики выполняли до 200 боевых вылета (преимущественно это были МиГ-21, МиГ-23 и Су-22).
Однако и это был не предел – в ноябре 2012 года цифра выросла до 250. Причем основную роль стали играть Су-24 (до этого они применялись исключительно как «стратегические бомбардировщики). Это была вынужденная мера – после появления у повстанцев китайских ПЗРК FN-6, а также большого количества «Стрела-2» и «Игла» применение тех же L-39 стало крайне опасным.
Именно с начала 2013 года правительственная армия все чаще стала применять тактические ракеты «Скад», а также иранские «Fateh-110». Кроме того, в бой были брошены МиГ-23МЛ и МиГ-29 (первый раз отмечены в ходе боев апреля 2013 года). С линии соприкосновения исчезли также «Газели», что можно объяснить, прежде всего, отсутствием запчастей.
Несмотря на тяжелейшие потери, можно говорить о том, что сирийской авиации удалось нарушить снабжение повстанцев в приграничных с Турцией районах и территориях, контролированных противником. Особо в этом преуспели экипажи «Альбатросов», которые выполнили около 300 боевых вылетов на «охоту за караванами». При этом крайне эффективным было применение как пушки ГШ-23, так и НАР. В итоге с ноября 2012 года машины мятежников стали перемещаться только ночью, когда правительственная авиация летать не может.
На сегодняшний день сирийская авиация находится в критическом состоянии. Особенно это касается вертолетного парка, вернее, его транспортного компонента. На сегодняшний день именно снабжение изолированных гарнизонов по всей стране является головной болью военного командования. Весной 2013 года на видео мятежников впервые стали появляться Ми-14ПС морской авиации, которые, вероятно, используются как транспортные. Одновременно появились сообщения о попытках снабжения правительственных войск с помощью грузовых парашютных контейнеров. Однако, во-первых, такой способ крайне неточный и часть грузов неизбежно будет попадать к мятежникам, во-вторых, таким способом нельзя перебросить подкрепления, а тем более забрать раненых.
Выход есть только в поставках запасных частей к вертолетам (и самих машин) из России и Ирана, однако тут официальный Дамаск сталкивается с огромными трудностями. Чего стоит только история с сухогрузом «Alaed». Летом 2012 года на его борту в Сирию были доставлены отремонтированные вертолеты Ми-25. Причем получилось это только со второго раза. Сначала судно было остановлено в британских водах, после того как его страховка была отозвана по требованию британского правительства. Корабль вернулся в Калининград, откуда в конце июля под эскортом российских боевых кораблей снова вышел в море. Точное число перевезенных вертолетов остается неизвестным.
Комментарии к данной статье отключены.