Ровно 80 лет назад, 26 апреля 1937 года, немецкие бомбардировщики и истребители уничтожили небольшой испанский город Гернику. На многие десятилетия это событие стало символом безнаказанного воздушного террора.
Немецкая авиация не первый раз бомбила города. Ещё в Первую мировую войну сначала огромные цеппелины, потом бомбардировщики кайзера сбрасывали свой груз на французские, русские и британские города, включая Париж, Лондон и даже Петроград. Против Лондона началась настоящая воздушная война. В ответ британская авиация била по базам подводных лодок, железнодорожным узлам, аэродромам и промышленным городам Германии и оккупированных ею территорий. Тем не менее эффект ударов с воздуха по вражеским городам скорее разочаровывал их организаторов: за несколько лет воздушного террора германским самолётам удалось убить и ранить 2807 англичан и причинить ущерб на 1,5 миллиона фунтов.
Хотя уже были изобретены и применялись зажигательные бомбы, авиатехника Первой мировой просто не позволяла наносить ими по-настоящему массированные удары: до бомбардировки Токио оставалась ещё четверть века. Поэтому к середине 1930-х годов об ужасах былой мировой бойни уже начали постепенно забывать. Теоретикам войны в воздухе оставалось дожидаться следующей большой войны, и первые семена новой тактики «взошли» в Испании.
В небе Испании
Потерпев неудачу в захвате Мадрида, националисты решили попробовать свои силы в других местах. 31 марта они перешли в наступление на северном фронте, по направлению к столице автономии басков Бильбао: эта территория была отрезана от остальной территории, контролируемой республиканцами. Гористая местность и полевые укрепления позволяли размещать основные силы басков в резерве.
Однако у наступающих был серьёзный козырь в виде воздушного «Легиона Кондор». Он состоял из трёх бомбардировочных эскадрилий на «Юнкерсах» Ju 52 (знаменитый впоследствии транспортный самолёт мог применяться и как бомбардировщик), двух истребительных эскадрилий на «Хейнкелях» He 51 и одной на «Мессершмиттах» Bf 109. Еще одна бомбардировочная эскадрилья имела новейшие «Хейнкели» He 111 и «Дорнье» Do 17, разведывательная была укомплектована He 70 и He 45, штурмовое звено — «Хеншелями» Hs 123.
Также в состав соединения входили три эскадрильи итальянских истребителей «Фиат» CR.32, эскадрилья бомбардировщиков «Савойя-Маркетти» SM.81 и эскадрилья устаревших «Бреге» XIX. Такой мощный ударный кулак господствовал в воздухе, «подвергая сплошному разрушению все населённые пункты в полосе действия республиканских войск». Самолёты бомбили до 10 часов в день.
Республиканцы на этом участке фронта могли противопоставить «Кондору» лишь 18 истребителей (советских И-15 и чехословацких Letov S-231), разбросанных по нескольким аэродромам, и ещё меньшее число лётчиков.
Примерно в 25 км от линии фронта, в 10 км от моря и в 30 км от Бильбао лежал небольшой древний городок Герника — историческая и культурная столица басков. Население города насчитывало порядка 5500 человек, но к апрелю 1937 года в городе находилось ещё и около 2000 беженцев. Так или иначе, 26 апреля настала очередь Герники столкнуться с реалиями современной гражданской войны.
Герника
Британский журналист Джордж Стир оказался поблизости от города и вскоре после полуночи 27 апреля своими глазами видел, что произошло с Герникой. Уже на следующий день в репортаже газете «Таймс» он сообщал, что на беззащитный город было сброшено множество бомб — от 450-кг фугасных до трёх тысяч мелких зажигательных. Истребители расстреливали из пулемётов жителей, которые пытались укрыться в полях. Весь город был охвачен огнём, за исключением древнего здания парламента, где некогда заседало собрание басков. Пламя было видно за 10 миль. Дома рушились, пока улицы не превратились в непроходимые кучи обломков. К несчастью для жителей, мало кто мог помочь им.
Стир отметил, что в самом городе не было военных целей: местная фабрика по выпуску оружия лежала вне города и осталась нетронутой, как и две казармы у Герники. Поэтому наиболее вероятной целью рейда было сломить мораль басков и уничтожить колыбель их истории. На террористический характер бомбардировки также указывали выбранный день и час — понедельник, традиционный базарный день. В последний момент базарный день был отменён (хотя на этот счёт идут споры) из-за военного положения, о чём Стир не знал.
По описанию Стира, бомбёжка началась в 16:35, когда немецкий бомбардировщик, не торопясь, совершил круг над городом, затем сбросил шесть тяжёлых бомб. Через пять минут прилетел второй самолёт и сбросил столько же бомб в центр города. Примерно через четверть часа три «Юнкерса» начали систематически бомбить город. Уничтожение Герники продолжалось до заката в 19:45.
Тактика бомбардировки была рассчитана на максимальный урон населению: сначала несколько бомбардировщиков сбрасывали тяжёлые фугасные бомбы и «ручные гранаты» (мелкие бомбы) на определённый район. Затем истребители с бреющего полёта пулемётным огнём расстреливали жителей, выбегавших из укрытий. Когда люди вновь были загнаны внутрь, следующая волна бомбардировщиков фугасными и зажигательными бомбами вновь уничтожала дома. Подсчитать точное количество жертв было просто невозможно, но в отдельных зданиях люди погибали десятками.
По современным оценкам, налёт мелкими группами осуществили 18–23 Ju 52, два-четыре Не 111, один Do 17 и три SM.81, 10 истребителей-штурмовиков Не 51 при поддержке 12 истребителей CR.32 и шести Bf 109. Было сброшено примерно 40 тонн бомб, включая 250-кг и 50-кг фугасные, а также 1-кг зажигательные — последние составили примерно треть общей загрузки. Официальной целью рейда, спланированного лично Вольфрамом фон Рихтгофеном, кузеном знаменитых асов Первой мировой и начальником штаба «Кондора», было перекрыть движение как через местный мост, так и по улицам Герники, чтобы поймать отступающие войска республиканцев в западню.
Первым бомбил Гернику прилетевший с юга двухмоторный «Дорнье», сбросивший с малой высоты примерно дюжину 50-кг бомб. Затем с севера на юг пролетели три итальянских «Савойи», которые должны были поразить дорогу и мост к востоку от города. На Гернику упало тридцать шесть 50-кг бомб. В третьей волне летели «Хейнкели» под прикрытием «Фиатов», за ней последовала четвертая и пятая… Но наибольший ущерб Гернике причинили «Юнкерсы», идущие тройками одна за другой. Тем временем истребители расстреливали жителей внизу… Кастор Уриарте, местный архитектор, пытался организовать борьбу с огнём, но бомбёжка вывела из строя телефонные линии и водопровод.
Последствия
Оценки итогов налёта противоречивы. С одной стороны, мост остался целым, что вызвало неудовольствие высшего командования люфтваффе. С другой, через пылающий город действительно долгое время никто не мог пройти. Полковник Эрвин Йенеке описал Гернику так же, как и Стир: непроходимые горящие двухметровые завалы из мусора. 28 апреля Рихтгофен запишет в дневнике: «Герника буквально опустошена».
Местные жители свидетельствовали о бомбардировке, а иностранным журналистам удалось подобрать осколки бомб немецкого производства. История попала в газеты и стала достоянием мировой общественности. Тем не менее националисты утверждали, что баски-анархисты сами уничтожили город, заложив в нем заряды динамита. Участие кадровых немецких военных, а также самолётов формально оставалось секретным — хотя все сколь-нибудь заинтересованные лица об этом прекрасно знали.
Уже 29–30 апреля националисты, развивая наступление, вошли в Гернику. 7 мая Франко послал телеграмму в Берлин, объясняя случившееся. В ней говорилось:
«Герника, город с по крайней мере пятитысячным населением, расположенный в шести километрах от линии фронта, очень важный узел коммуникаций, имеющий завод по производству боеприпасов, бомб и револьверов, стал 26 апреля местом скопления отступающих частей противника и сосредоточения его резервов. Воинские соединения, находившиеся на линии фронта, обратились непосредственно к авиации с просьбой подвергнуть бомбардировке этот дорожный узел, что было исполнено германской и итальянской авиацией, но из-за плохой видимости, дымовой завесы и пыли бомбы, сброшенные самолётами, упали на город».
А наступление франкистов тем временем продолжалось. Утром 19 июня пал Бильбао. Отчёт «Легиона Кондор» 1938 года гласил:
«Мы достигли значительных результатов в поражении прифронтовых целей, особенно в бомбардировке деревень, где находились вражеские резервы и штабы. Мы достигли большого успеха, потому что эти цели было легко найти и основательно уничтожить ковровым бомбометанием».
О точном числе жертв спорят до сих пор. Баскское правительство объявило, что погибло 1654 человека и 889 были ранены, той же цифры придерживается историк гражданской войны в Испании Хью Томас. Илья Эренбург по горячим следам приводил цифру в 2545 жертв. По советским документам, на 1 мая 1937 года погибло 800 человек, без учёта умерших позднее от ран и найденных под развалинами. Джеймс Корум, известный исследователь германской армии и ВВС, оценивает потери примерно в 300–400 человек. Некоторые современные испанские авторы называют цифры в 150–300 человек. Стоит учесть, что местное население почти не имело опыта действий при воздушных налетах, поэтому сравнительно небольшое число бомб, сброшенное без помех и при ясной погоде, могло вызвать большое число жертв.
Пабло Пикассо, потрясённый трагедией Герники, меньше чем за месяц написал в Париже огромную (3,5 на 7,8 метра) картину. Уже в июне она выставлялась в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже. «Герника» стала олицетворением трагедии и бесчеловечности гражданской войны. В 1981 году Музей современного искусства США вернул «Гернику» Испании — сначала картина выставлялась в музее Прадо, а с 1992 года — в Центре искусств королевы Софии в Мадриде. Сейчас в Испании она считается одной из самых значимых картин XX века и символом, объединяющим разные социальные группы.
По легенде, в 1940 году в мастерскую Пикассо в оккупированном Париже пришли с обыском. Увидев наброски «Герники», немецкий офицер спросил «Это вы сделали?». Пикассо ответил: «Нет, это сделали вы».
Литература:
- http://www.eitb.eus.
- http://www.eyewitnesstohistory.com.
- Bombing of Guernica: original Times report from 1937 (https://www.thetimes.co.uk).
- Carlos Caballero Jurado. Condor Legion — Osprey, 2006.
- César Vidal. Guernica, Demolished (http://www.buber.net).
- Gernikazarra Historia Taldea (http://www.euskonews.com).
- Абросов С. В. В небе Испании, 1936–1939 годы — М., 2003.
- Митчем С., Мюллер Дж. Командиры Третьего рейха — Смоленск: «Русич», 1995.
- Сориа Ж. Война и революция в Испании. 1936–1939 — М.: «Прогресс», 1987.
- Томас Хью. Гражданская война в Испании. 1931–1939 гг. — М.: «Центрполиграф», 2003.
- Шталь А. В. Малые войны 1920–1930-х годов — М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2003.
- Шубин А. В. Великая испанская революция — М., 2011.
- Эренбург И. Г. Испанские репортажи 1931–1939 — М.: АПН, 1986.
Комментарии к данной статье отключены.