Утром 15 мая 1940 года главнокомандующий вооружёнными силами Нидерландов генерал Генри Герард Винкельман, наделённый всей полнотой государственной власти покинувшей страну королевой Вильгельминой, в присутствии командующего немецкой 18-й армии Георга фон Кюхлера подписал документ о капитуляции. Это произошло на второй день после занятия немцами важнейшего голландского порта Роттердам и на шестой день после начала немецкого вторжения. Решение о прекращении сопротивления было принято Винкельманом ещё накануне, продолжавшие сражаться против немцев голландские части получили приказы сложить оружие вечером 14 мая. Впрочем, значительная часть армии королевства не верила в капитуляцию или просто не пожелала её принять. Боевые действия в юго-западной провинции Зеландии продолжались до 19 мая, а голландские военно-морские и военно-воздушные силы сражались против немцев под руководством правительства в изгнании на всем протяжении войны.
Нидерланды могли оказаться очень крепким орешком для агрессора. Страна, обладавшая сильной промышленностью, в том числе и военной, была как будто создана для обороны. Одни только многочисленные реки, каналы и дамбы могли стать серьёзными преградами. Вдобавок к ним голландцы создали систему оборонительных сооружений, превратив центральную часть страны в укреплённый район, так называемую «крепость Голландия». При этом густонаселённая страна обладала достаточным мобилизационным ресурсом, причём среднестатистический голландский призывник был неплохо образован и дисциплинирован.
Однако все эти сильные стороны не были использованы голландцами в полной мере. Если представление о военно-техническом превосходстве вермахта над армиями союзников на Западе в 1940 году в целом является не более чем распространённым мифом, то применительно к Нидерландам оно вполне справедливо. Из-за нежелания голландцев тратить деньги на вооружение армии немецкое превосходство в бронетехнике и авиации здесь было просто подавляющим. Например, более чем семистам немецким танкам Нидерланды смогли противопоставить лишь один танк Renault FT (использовавшийся в мирное время для оценки эффективности своих противотанковых заграждений), пять танкеток и три десятка бронеавтомобилей. Всё это, а также высокие боевые качества вермахта привели к тому, что именно захват Нидерландов стал одним из самых ярких воплощений немецкой стратегической наступательной концепции молниеносной войны, или блицкрига.
Комментарии к данной статье отключены.