Несмотря на то, что лидер нацисткой Германии Адольф Гитлер еще до нападения на Польшу неоднократно обещал уважать швейцарский нейтралитет в случае новой войны в Европе, 24 июня 1940 года, через два дня после подписания Компьенского перемирия, Верховное командование сухопутных войск вермахта (OKH) отдало указание о начале разработки плана по захвату и оккупации Швейцарии. Несколько таких планов, созданных немецкими штабистами в ходе Второй мировой войны, известны под общим названием «операция Танненбаум», хотя фактически так назвалась четвертая версия плана, созданная в октябре 1940 года. Немцы планировали осуществить вторжение в Швейцарию вместе с итальянскими союзниками и даже определили возможные оккупационные зоны. Всего в войне против Швейцарии по одному из вариантов плана должно было быть задействовано 11 немецких и 15 итальянских дивизий.
На встрече с Муссолини в июне 1941 года Гитлер четко изложил свои взгляды на швейцарскую государственность:
«Швейцария имеет самых отвратительных и несчастных людей и политическую систему. Швейцарцы – смертельные враги новой Германии».
Гитлер описывал Швейцарию как «прыщ на карте Европы» и как государство, не имеющее право на существование. Немецкоязычных швейцарцев, мирно сосуществующих в одном государстве с романоязычными гражданами, фюрер определял как «неправильную ветвь немецкого народа». Децентрализованная, демократическая, многоязычная и толерантная Швейцария была полным антагонистом по отношению к унитарному, «расово однородному» и нетерпимому к инакомыслию Третьему Рейху. Тем не менее, признавая немецкоязычных швейцарцев пусть и неправильными, но все же немцами, Гитлер желал включить в состав Великой Германии и их, считая что само независимое швейцарское государство возникло случайно из-за временной слабости Священной Римской империи. Итальянский дуче Бенито Муссолини, выражая согласие со своим союзником, и вовсе называл Швейцарию «истинным анахронизмом».
До нападения на СССР в июне 1941 года сухопутные войска Германии имели более чем достаточно свободных сил и средств для реализации операции «Танненбаум». Причины, по которой Гитлер так и не отдал приказа о вторжении в Швейцарию, до конца и не ясны. Среди возможных факторов, повлиявших на немецкого лидера, называют соображения военного, экономического и даже культурного характера. Перечислим лишь некоторые из них. Несмотря на несопоставимые военные потенциалы, Швейцария обладала достаточно многочисленной, хорошо оснащенной, обученной и мотивированной армией, разгром которой в горной местности был нетривиальной задачей. Многие промышленные предприятия Швейцарии выполняли немецкие заказы, а расположение на территории нейтрального государства автоматически выводило их из-под угрозы бомбардировок авиацией союзников. Наконец, война со страной, в которой самой крупной этнической группой были немцы, шла вразрез с идеологией национал-социализма. Возможно, нацисты планировали захватить Швейцарию позже с помощью «мирного» механизма аншлюса, благо, успешный опыт с Австрией у них уже был.
Комментарии к данной статье отключены.