Битва за Атлантику 1939–1945 гг. обошлась Германии очень дорого. Немецкий флот потерял 717 боевых субмарин, вместе с которыми в море погибли около 30 000 подводников, а ещё около 5000 попали в плен. Любители военной истории, знакомые с трудами американского историка Клэя Блэйра и английского исследователя Теренса Робертсона, знают о том, что немецкие подводники нередко совершали побеги из лагерей военнопленных в Великобритании, США и Канаде. Практически все они оказались неудачными, но были и исключения.
«Рот на замке»
В первый год войны немецкие подводники были нечастыми гостями в британском плену, так как и лодок у Германии ещё было мало, и тонули они крайне неохотно. К 1 января 1941 года кригсмарине потеряли в боевых походах 30 подлодок, что привело к гибели 759 и пленению 460 членов их экипажей. Разведотдел британского Адмиралтейства при этом крайне скрупулёзно относился к сбору данных на допросах пленных немцев.
В апреле 1941 года англичане во время допроса экипажа одной из подлодок, потопленной в марте, отметили, что члены её команды были осторожны и недоверчивы, что явно выделяло их из всех подводников, допрошенных ранее. Многие моряки из этого экипажа дали понять, что их настоятельно предостерегали от неосторожного поведения на случай пленения и давали советы, как избегать прямых ответов во время допроса. Было очевидно, что такое поведение стало следствием систематической работы, проведённой с ними ещё до выхода в море. Адмиралтейство сделало следующие выводы из данного факта:
«Подобное поведение во время допроса стало следствием того, что некоторые немецкие военнопленные, уже прошедшие процедуру допроса ранее, бежали из плена несколько месяцев назад и, добравшись до Германии, рассказали о британских методах допроса, о местах содержания пленных, а также о сотрудниках британской разведки, занимавшихся работой с пленными. Это подтверждается тем фактом, что правительство Германии недавно сделало запрос дипломатической миссии Швейцарии в Лондоне о возможности официально посетить представителями Германии лагеря военнопленных, где проводятся допросы.
В сентябре 1940 года старшина, который был захвачен в плен 25 февраля 1940 года во время гибели U 63 и уже испытавший на себе процедуру допроса, бежал с транспорта, перевозившего пленных в заливе Святого Лаврентия. Во время перехода через океан он всё время занимался плаванием в корабельном бассейне. Спрыгнув за борт, он достиг берега, раздобыл новую одежду и сумел добраться до границы США, где был взят под защиту немецким консулом, который обеспечил ему возвращение в Германию через Японию и СССР.
Было очевидно, что другие военнопленные способствовали побегу этого подводника, снабдив его собранной ими информацией. Вне всякого сомнения, после возвращения беглеца в Германию все полученные от него данные будут тщательно изучены разведкой немецких ВМС, которая будет обладать множеством ценной информации о судьбе U 63, допросах её команды и местах её содержания.
Вполне очевидно, что командование немецких ВМС не забыло проинформировать экипажи лодок и другой персонал насчет деталей и «ловушек» британских допросов.
Этот сбежавший подводник недавно выступал по немецкому радио с рассказом о своих приключениях, в котором сделал множество несоответствующих действительности заявлений насчет содержания пленных в британских лагерях и методов обработки военнопленных».
Золотая «Рыба»
Разумеется, сам факт такого побега не может не вызывать интереса. Оказалось, его история может быть связана с транспортировкой самого дорогого груза за всю историю морских перевозок, вошедшей в летопись Второй мировой войны как операция «Рыба» (англ. Operation Fish).
10 мая 1940 года вермахт начал вторжение во Францию, которое закончилось разгромом войск союзников на континенте. Франция капитулировала, а Великобритания осталась с Гитлером один на один. Впрочем, Уинстон Черчилль, сменивший Невилла Чемберлена на посту премьер-министра, не помышлял о мире с Германией и был настроен продолжать борьбу до конца.
Угроза высадки немцев заставила Черчилля принять меры безопасности: из метрополии в Канаду началась перевозка военнопленных и интернированных лиц, а также материальных ценностей. Последняя проводилась в рамках операции «Рыба»: Великобритания должна была сохранить свой запас золота и ценных бумаг для продолжения войны из доминионов в случае захвата метрополии противником.
По распоряжению правительства золото и ценные бумаги сначала были доставлены в шотландский порт Гринок. 24 июня 1940 года, приняв на борт золотые слитки на сумму 30 млн фунтов и ценные бумаги ещё на 200 млн фунтов, из Гринока в Галифакс вышел лёгкий крейсер «Эмеральд» (HMS Emerald). Корабль был буквально набит ценностями: золото разместили в орудийных погребах, а ценные бумаги растолкали по всем закоулкам отсеков. Даже пол в каюте командира корабля был устлан ящиками с ними. 1 июля «Эмеральд» прибыл в Канаду, благополучно миновав шторма и угрозу атак вражеских подлодок.
5 июля 1940 года из Гринока вышел специальный конвой: польские лайнеры «Баторий» (MS Batory), «Собеский» (MS Sobieski) и британский лайнер «Монарх оф Бермуда» (SS Monarch of Bermuda) под охраной линкора «Ревендж» (HMS Revenge) и лёгкого крейсера «Бонавентура» (HMS Bonaventure). Это был самый дорогой конвой в мировой истории, так как суда и корабли везли в Канаду основные ценности Британской империи. По некоторым данным, их груз оценивался приблизительно в 450 млн фунтов, из которых 192 млн были золотом.
За три дня до выхода конвоя в море немецкая лодка U 47 торпедировала и потопила в Атлантике лайнер «Арандора Стар» (SS Arandora Star), перевозивший интернированных немцев и итальянцев, из которых почти 700 человек погибли. Поэтому англичанами были приняты дополнительные меры безопасности: лайнеры конвоя должны были перевезти в Канаду английских женщин и детей, а также немецких военнопленных. Можно предположить, что ими англичане решили прикрыть транспортировку золота, транслируя в прессе тот факт, что на судах перевозят военнопленных. Это могло рассматриваться как дополнительные гарантии защиты от нападения германской авиации, рейдеров или подводных лодок.
Между 3 и 5 июля 1940 года «Собеский» вместе с золотом и другими ценностями принял на борт 1700 человек, включая пленных немецких моряков и лётчиков. «Баторий» был загружен золотом и имел на борту 745 пассажиров, количество людей на судне «Монарх оф Бермуда» неизвестно. Потратив неделю на переход через Атлантику, конвой достиг Канады. «Баторий» разгрузился в Галифаксе, «Собеский» — в Сент-Джоне. Затем оба судна возвратились в Англию в составе конвоя ТС-6. Сам же «золотой конвой» персонального номера не получал.
Кругосветка старшины Райха
Но вернёмся к главному персонажу этой истории. Оказалось, что сбежавшим с транспорта немецким старшиной с U 63 оказался машинист-маат Вальтер-Курт Райх (Walter-Kurt Reich). Совершив кругосветное путешествие, он вернулся в Германию в конце марта 1941 года. После общения с немецкой разведкой он сразу попал в поле зрения доктора Геббельса. Тот организовал ему ряд выступлений по радио (именно об этом писали в своём отчёте британские разведчики) и стал инициатором выхода книги Райха под громким названием «Побег от Томми: Дух наших подводных сил» (Dem Tommy entwischt: Der Geist unserer U-bootwaffe). Книга была написана в пропагандистском ключе и предназначалась прежде всего для детей и подростков.
Единственное, что бросается в глаза, — разночтения во времени побега Райха. В британском отчёте он датирован сентябрём 1940 года, но, скорее всего, это ошибка, так как инцидент связан именно с «золотым конвоем» и старшина сбежал с лайнера «Собеский» в июле 1940 года. Это подтверждается и воспоминаниями члена экипажа U 35 Ханнеса Тиме (Hannes Thieme), которого перевозили в той же партии пленных на польском лайнере.
Разумеется, данная информация требует дальнейшего уточнения, что никак не влияет на сам факт побега Райха, ставшего первым немецким военнопленным, успешно бежавшим из Канады и добравшимся до Германии. Стоит обратить внимание: подобное могло иметь место, пока Соединённые Штаты ещё сохраняли официальный нейтралитет. Это позволяло немецким пленным в Канаде рассматривать США как конечную точку побега, где они могли рассчитывать на помощь немецких дипломатов.
Подобный побег из Канады совершил немецкий лётчик-истребитель Франц фон Верра (Franz von Werra), который ранее дважды безуспешно пытался бежать из лагерей в Англии. В январе 1941 года фон Верра был доставлен в Канаду вместе с партией немецких пленных, но сумел «уйти с этапа», спрыгнув с поезда, на котором немцев везли из порта в лагерь. Он добрался до границы США и пересек её. Сдавшись местной полиции, после нелегального пребывания в Штатах фон Верра с помощью немецкого консульства был выпущен под залог и сумел оказаться в Мексике, пока американские и канадские власти вели переговоры о его экстрадиции. История побега фон Верры активно обсуждалась в американской прессе, что сделало его известным.
Интересно, что сбежавший на полгода раньше Райх прибыл на родину всего на месяц раньше фон Верры, так как последний был доставлен в Германию более коротким путём (Мексика — Южная Америка — Испания). Райху же пришлось совершить практически кругосветное путешествие через Японию и Советский Союз. Правда, оба беглеца получили разную меру почестей: фон Верра за свой побег получил из рук фюрера Рыцарский крест, Райх же такой высокой награды удостоен не был.
В завершение хотелось бы отметить, что на просторах интернета встречается мнение о том, что фон Верра — единственный немец, который совершил побег из Канады и сумел добраться до Германии. Вероятно, оно сложилось из того, что Вальтер-Курт Райх был куда менее известен, чем немецкий лётчик, имя которого прогремело в 1941 году на весь мир.
Литература:
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996.
- Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014.
- Робертсон Т. Подводный ас Третьего рейха – М.: «Центрполиграф», 2009.
- http://www.u-35.com.
- http://www.uboat.net.
- http://www.uboatarchive.net.
- http://historisches-marinearchiv.de.
- http://warsailors.com.
- https://todayinottawashistory.wordpress.com.
Комментарии к данной статье отключены.