Идея замены танка La.S.100, или Pz.Kpfw.II, на более совершенную машину возникла еще в январе 1937 года. Результатом разработки стал La.S.138, он же Pz.Kpfw.II Ausf.D/Ausf.E, создававшийся концерном MAN совместно с известным конструктором Генрихом Книпкампом. Машина получила передовую торсионную подвеску, но при этом её век оказался очень недолгим. То, что ситуация с La.S.138 развивается по не совсем привычному сценарию, стало ясно еще летом 1938 года, то есть ещё до организации серийного производства самой машины. Результатом этого понимания стал запуск программы разработки нового танка Pz.Kpfw.II Ausf.G, которому в перспективе предстояло заменить и La.S.100, и La.S.138.
VK 6.01 на троих
18 июня 1938 года In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных войск) инициировала работы по разработке нового танка. В новой системе индексов, придуманной при участии Книпкампа, в октябре 1938 года проект получил обозначение VK 9.01 (гусеничный, 9-тонная весовая категория, первая модель). Менять разработчиков не стали: как и в предыдущих проектах, над шасси VK 9.01 работала фирма MAN, а башню и подбашенную коробку создавал концерн Daimler-Benz. Общая концепция танков семейства Pz.Kpfw.II не менялась. Предполагалось, что машина будет трехместной: в башне разместится командир, он же наводчик и заряжающий, а в отделении управления обоснуются механик-водитель и радист. Как и в La.S.138 радист и механик-водитель здесь располагались плечом к плечу.
Почти неизменным оставалось вооружение, состоявшее из 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней пулемета MG 34. Здесь, правда, появился вертикальный стабилизатор, заметно увеличивавший точность стрельбы на ходу. Бронирование сохранялось на уровне La.S.138: толщина листов в лобовой части составляла 30 мм, а по бортам 14,5 мм. Это означало, что с лобовой проекции машина будет защищена от огня автоматических пушек калибром 20 мм, а с бортов – от пуль винтовочного калибра.
Разработка шасси VK 9.01 происходила в плотном взаимодействии с Книпкампом, что самым прямым образом отразилось на его конструкции. Судя по всему, конструктор решил пойти по пути наименьшего сопротивления и не нашел ничего лучшего, чем взять за основу уже имевшуюся разработку. Таковой оказался легкий танк VK 3 t, который разрабатывался с октября 1937 года компанией Krauss-Maffei и Книпкампом. К лету 1939 года этот проект эволюционировал в VK 6.01. Именно его конструкцию и было решено взять в качестве основы.
Даже невооруженным взглядом было очень хорошо видно, насколько похожи эти машины, и чем дальше шла разработка, тем более очевидным становился данный факт. По большому счету, получался тот же VK 6.01, но чуть больше по размерам, особенно в ширину. Делать шасси более широким вынуждало то, что внутри танка требовалось разместить не двух человек, а трех. Очень похожей получилась и башня, отличавшаяся только габаритами и вооружением. Неизвестно, пытался ли Книпкамп установить на VK 9.01, как и на VK 6.01, траки с резиновыми подушками и ведущие колеса по типу полугусеничных тягачей.
11 октября 1938 года комиссия 6-го отдела Департамента вооружений прибыла в Нюрнберг на завод MAN, где ей представили полноразмерный деревянный макет танка. В этот же день состоялось совещание, в котором от MAN принимали участие ведущие конструкторы Фридрих Риф и Пауль Вибике. К слову, в начале карьеры Книпкамп работал на MAN и был подчиненным Вибике. Основной частью мероприятия, разумеется, стал осмотр макета. Книпкампа и других представителей 6-го отдела Департамента вооружений сильно беспокоили внутренний объем боевого отделения. Он казался слишком небольшим, и это при том, что внутри пока было установлено далеко не все оборудование.
Работы продолжались, и чем дальше они заходили, тем больше VK 9.01 и VK 6.01 становились похожими и внешне, и в техническом плане. В окончательных редакциях оба проекта получали 150-сильный двигатель Maybach HL 45 и 8-скоростную полуавтоматическую коробку передач Maybach SRG 15319. На VK 9.01 устанавливался трехступенчатый механизм поворота LG 45. Как и на VK 6.01, управление здесь осуществлялось при помощи штурвала. По расчетам, максимальная скорость была ниже, чем у VK 6.01 – 67 км/ч. Ходовая часть также была похожей на ходовую «младшего брата», и даже диаметр опорных катков оказался таким же — 650 мм. Да и сами катки оказались очень похожими.
По итогам доработок исходного проекта MAN получил от Департамента вооружений контракт на выпуск пяти опытных шасси VK 9.01. Также In 6 заключила контакт на выпуск тридцати VK 9.01 нулевой серии, увеличив заказ в июле 1939 года до 75 танков. Одновременно контракт на аналогичное число башен и подбашенных коробок был заключен с Daimler-Benz.
По доброй традиции, эти планы начали корректироваться уже вскоре после их утверждения. В августе-сентябре 1939 года появился новый вариант танка, получивший обозначение VK 9.02. Отличался он модернизированным механизмом поворота LG 45 L, позже переименованным в LGL 15319. Согласно новым планам, первые 30 танков нулевой серии выпускались с обозначением VK 9.01 и механизмами поворотов LGR 15319, а остальные 45 – уже в версии VK 9.02. Первые 5 шасси VK 9.01 предполагалось выпустить в июле 1940 года, ещё 10 в августе, 10 в сентябре и 5 в октябре.
Впрочем, уже в июле 1939 года стало ясно, что сроки будут меняться. Срок выпуска шасси сдвигался на ноябрь 1940 года, а поставки готовых танков и вовсе ожидались в ноябре 1941 года. Все, что удалось сделать за 1939 год – это изготовить в конце декабря одно опытное шасси VK 9.01. Понимая, к чему всё идет, в апреле 1940 года было принято решение, что в случае неудачи с танком его заменят на Pz.Kpfw.II Ausf.F со стабилизированным вооружением. Примерно так и произошло, но серийные Pz.Kpfw.II Ausf.F никакого вертикального стабилизатора не дождались. На совещании, прошедшем 25 апреля, в качестве обозначения VK 9.01 был использован индекс Pz.Kpfw.II n.A.
Куда приводят мечты
Вторая половина 1940 года прошла под знаком дальнейших переделок танка и изменений планов выпуска. Например, 25 июля количество танков с механизмами поворота LGR 15319 уменьшилось до 20, оставшиеся 55 получали механизмы поворота LGL 15319. В ноябре 1940 скорректировали планы по объёму выпуска: с мая по сентябрь 1941 года от MAN ожидалось получить 45 шасси VK 9.01.
Тем временем всё шло к тому, что выпуск VK 9.01 так и ограничится нулевой серией. Дело в том, что 22 июня 1940 года In 6 выдала заказ на новый легкий танк 10-тонного класса с улучшенными скоростными характеристиками и увеличенной до 20 мм толщиной бортовой брони. Машина получила обозначение VK 9.03. Компенсировать увеличившуюся боевую массу должен был 180-сильный двигатель Maybach HL 66 P. Более крупный двигатель заставил перепроектировать и моторное отделение – оно стало чуть просторнее. Характеристики вооружения на первоначальном этапе оставались теми же, что и у VK 9.01.
В июле 1940 года MAN подготовил первые расчеты по VK 9.03. Механизм поворота оставался тем же, что и у VK 9.01, а вот КПП менялась на Maybach VG 20417. Дальнейшее развитие проекта пошло по пути усиления ходовой части: длина опорной поверхности выросла до 2,08 метра, а ширина трака с 300 до 360 мм.
На модернизированную машину у руководства немецкой армии были большие планы. Согласно утвержденной 30 мая 1941 года программе развития танкового вооружения, ожидалось изготовить 2592 VK 9.03 для нужд танковых частей, вторая очередь выглядела еще внушительнее – 8111 штук. Не исключалось, что танк будет совершенствоваться – по крайней мере, индексы VK 9.04 и VK 9.05 уже фигурировали в документах.
Пока продолжались дебаты по поводу будущего VK 9.03, ситуация с VK 9.01 складывалась далеко не радужно. В апреле 1941 года произошла очередная рокировка коробок передач. 5 танков было решено построить с коробками передач Maybach OG 20417, еще 5 с ZF SMG 50. Тогда же было построено первое шасси Pz.Kpfw.II n.A, а к середине августа число сданных шасси достигло 15. Итог установки новых коробок передач оказался печальным: по итогам испытаний на полигоне в Куммерсдорфе 2 КПП Maybach OG 20417 и 5 ZF SMG 50 сломались.
На этом фоне продолжалось внесение всевозможных правок в конструкцию VK 9.03, который к концу 1941 года так и не вышел за рамки проектных работ. Например, в сентябре 1941 года возникла идея создания более мощного вооружения для танка на базе 28-мм противотанкового ружья Geschütz 8202 (оно же 2.8 cm sPzB 41). Появление такого проекта выглядело логично, поскольку мощности 20-мм пушек KwK 30/KwK 38 уже явно не хватало. Новое орудие должно было получить обозначение 2.8 cm Kw.K.41, позже в связи с затягиванием работ индекс сменился на 2.8 cm Kw.K 42.
Не менее интересная метаморфоза с еще не родившимся проектом VK 9.03 случилась в декабре 1941 года. Помимо основной версии с одноместной башней, Heereswaffenamt (Управление вооружений сухопутных сил) заказало у концерна MAN разработку альтернативного варианта с двухместной башней. Она проектировалась Daimler-Benz для легкого разведывательного танка VK 13.01, более известного как Pz.Sp.Wg.II Luchs. В связи с тем, что под обозначением VK 9 были уже три машины, их дополнительно разделили по индексам. VK 9.01 получил обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.G, VK 9.03 стал называться Pz.Kpfw.II Ausf.H, а версия с двухместной башней – Pz.Kpfw.II Ausf.M. Вариант с двухместной башней должен был иметь боевую массу 10,5 тонн, его динамические характеристики и защита сохранялись на уровне VK 9.03.
Еще одна метаморфоза могла случиться с силовой установкой. В феврале 1942 года обсуждался вопрос использования дизельного двигателя. Такой мотор создали на MAN еще в 1939 году, он развивал мощность 180 лошадиных сил. В марте 1942 года рассматривался вариант установки в перспективный VK 9.05 400-сильного двигателя Maybach HL 100. Также прорабатывался вопрос замены коробки передач и механизмов поворота на механизмы, которые фирма BMM разработала для разведывательного танка Pz.Kpfw.38(t) n.A.
Все эти мечты были безжалостно разбиты 27 марта 1942 года. В этот день MAN получила письмо от генерала Эмиля Лееба, главы Heereswaffenamt. Наверху явно устали от прожектёрства, тем более что работы над VK 9.03 до сих пор не вышли за рамки постройки шасси, даже толком не собранных. При наличии VK 13.03, в который эволюционировал VK 13.01, разработка еще одной похожей машины была излишеством. Работы по VK 9.03 и его производным прекратили.
В отличие от перспективной замены, судьба VK 9.01 сложилась более удачно. Впрочем, планы по выпуску машины постоянно менялись. Кроме того, произошла задержка по выпуску башен и подбашенных коробок, которые выпускал завод Daimler-Benz Wrk 40 в Берлине. Первые комплекты стали поступать не ранее осени 1941 года. В общей сложности MAN изготовил не менее 45 шасси Pz.Kpfw.II Ausf.G, а Daimler-Benz 60 комплектов башен и подбашенных коробок. Сколько из них стало в итоге полноценными танками – неизвестно. Нет полной информации и о том, какое число танков получило те или иные типы коробок передач. Как уже упоминалось, на танки устанавливались КПП трёх типов.
Финальный вариант VK 9.01 оказался вполне соответствующим спецификациям, в соответствии с которыми он строился. Боевая масса выросла до 10,5 тонн, но в целом динамические характеристики почти не пострадали. Максимальная скорость по шоссе составила 67 км/ч, но ее искусственно ограничили до 65 км/ч. В целом, получился далеко не самый плохой танк-разведчик. Вопрос в том, что весной 1942 года на испытания вышел VK 13.03, который гораздо больше годился для этой роли. Неудивительно, что дальше производства нулевой серии, да ещё и построенной не в полном объеме, дело не пошло. Здесь сыграло свою роль и то, что MAN постепенно загружался работой по среднему танку Pz.Kpfw. Panther: предприятию попросту становилось не до легких танков-разведчиков.
История боевого применения Pz.Kpfw.II Ausf.G представляет собой один большой знак вопроса. Известно, что первой частью, куда должен был попасть новый танк, являлась 15-я танковая дивизия. Но подобные планы относились к февралю 1941 года, когда машины нулевой серии еще не начали покидать MAN. Тем не менее, выпущенные к августу 1941 года танки получили базовый цвет RAL 8000, в который красили танки немецкого Африканского корпуса. О том, что с ними было дальше, история умалчивает. Вероятнее всего, большинство машин просто осело в учебных частях.
Тем не менее, информация о том, что Pz.Kpfw.II Ausf.G в боевых действиях участие не принимали, не соответствует действительности. Периодически всплывающие на интернет-аукционах фотографии однозначно свидетельствуют в пользу того, что на советско-германский фронт эти танки все же попали. Увы, пока что ни время съемки, ни часть, которая получила эти танки, установить не удалось. В истории танка Pz.Kpfw.II Ausf.G множество белых пятен, которые еще предстоит ликвидировать в будущем.
Быстрый истребитель
Многочисленные пертурбации с VK 9.01 не помешали немецким военным летом 1940 года задуматься об использовании его шасси в качестве базы для самоходной артиллерийской установки. Причиной тому стали результаты боевого применения противотанковой САУ Panzerjäger I во французской кампании. В целом машины показали себя неплохо, другое дело, что ещё тогда стало очевидно, что использование шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B в качестве базы для подобной машины является, скорее, вынужденным решением. Кроме того, на финальной стадии разработки к тому моменту находилась 50-мм противотанковая пушка Pak 38. По характеристикам пробития она была лучше, чем чехословацкая 47-мм PUV vz.36, и, что важнее, выпускалась она в Германии. Неудивительно, что 5 июля 1940 года In 6, а позже 6-й отдел Департамента вооружений выдали Rheinmetall-Borsig заказ на разработку истребителя танков с использованием в качестве базы шасси VK 9.01.
Конструкция машины, получившей обозначение Pz.Sfl.Ic, оформилась к концу весны 1941 года. Несмотря на то, что к тому моменту более перспективной виделась база VK 9.03, в концерне Rheinmetall-Borsig, где разработкой САУ традиционно занималось подразделение Alkett, в качестве основы было решено использовать VK 9.01. С учетом того, что это шасси существовало в металле, решение вполне логичное.
Само шасси оставалось почти без изменений, лишь толщину его бортов за счет экранов увеличивали до 20 мм. На шасси устанавливалась немного переделанная подбашенная коробка. Ее несколько расширили, поскольку вместо одноместной башни предполагалось боевое отделение, рассчитанное на двух человек. Вместо башни устанавливалась неподвижная, открытая сверху рубка. Впереди находилось 50-мм орудие Pak 38, которое несколько изменилось по конструкции. В частности, менялись его откатные механизмы, благодаря чему орудие занимало меньше места в боевом отделении. Спереди и частично с боков орудийная установка прикрывалась подвижной бронировкой.
Особым простором обитаемого отделения конструкция машины не отличалась, но как истребитель танков она обещала быть куда более эффективной, чем Panzerjäger I. Помимо более мощного вооружения, Pz.Sfl.Ic отличалась высокой маневренностью и вполне достойной для машины своего класса защитой. По крайней мере, крупнокалиберные пулеметы для нее уже не были смертельным врагом.
Планы на Pz.Sfl.Ic у немецкого руководства были весьма обширные. Предполагалось, что общий объем их поставок составит 2028 штук. Вопрос в том, что меняющиеся требования и всевозможные улучшения все больше отдаляли момент постройки даже опытных образцов VK 9.03. Самоходная установка оказалась заложником сложившейся ситуации.
Тем не менее, осенью 1941 года все же удалось построить две опытные машины, причем для них использовалась броневая сталь. Окончательно программу Pz.Sfl.Ic добило два фактора. Во-первых, в конце марта 1942 года проект VK 9.03 приказал долго жить. Во-вторых, примерно в это же время на вооружение вермахта стали поступать первые 75-мм противотанковые орудия Pak 40, гораздо более мощные, чем Pak 38. Для установки этого орудия шасси VK 9.01 не годилось. Понимая это, еще в декабре 1941 года инспекция In 6 санкционировала программу разработки истребителей танков на шасси La.S.138, более известных как Marder II. Тем не менее, Pz.Sfl.Ic все же повоевали. Обе опытные машины отправились в 3-ю батарею 559-го батальона истребителей танков. В его составе они сражались на советско-германском фронте, и по состоянию на 20 августа 1942 года одна машина все еще находилось в боеспособном состоянии.
Автор благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.
Источники и литература:
- Материалы NARA
- Panzer Tracts No. 2–2 — Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007, ISBN 0–9771643–8–1
- Panzer Tracts 7–1 Panzerjaeger 3.7cm Tak to Pz.Sfl.Ic development and employment from 1927 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004, ISBN 0–9744862–3-X
- Panzer Tracts No. 20–2 Paper Panzers Aufklaerungs, Beobachtungs, and Flak-Panzer (Reconnaissance, Observation, and Anti-Aircraft), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002, ISBN 0–09708407–7–2
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.