Любителям бронетанковой техники времён Второй мировой войны известно, что армии США с тяжёлыми танками не повезло. Heavy Tank M6 так никогда и не покинул Северную Америку, а Heavy Tank T26E3 получился тяжёлым лишь условно, да и подоспел только к концу войны. Однако работы над машинами этого класса велись активно, и некоторые из них даже казались весьма обещающими — как, например, Assault Tank T14.
Перекормленный «Шерман»
На момент своего появления в Северной Африке танки Medium Tank M4 были одними из самых технически совершенных машин на этом театре военных действий. Однако даже они не были неуязвимыми: знаменитые немецкие 88-мм зенитки пробивали их лобовую броню с дальних дистанций, не говоря уже о танковой версии орудия на «Тиграх», которые вскоре появились на поле боя. Не следует забывать и о 75-мм пушках Pak 40 и длинноствольных версиях Pz.Kpfw.IV, которые тоже начинали мелькать в разведсводках. Довольно быстро стало понятно: «Шерман» сам по себе прорывать вражескую оборону не может.
Такая ситуация не стала сюрпризом для американских военных. Ещё на совместной конференции 30 марта 1942 года представители Великобритании и США решили строить особые танки прорыва. При этом каждая сторона проектировала свою машину на базе существующего среднего танка: американцы использовали M4, а британцы — «Кромвель». Поначалу американская машина называлась просто Assault Tank M4, но 15 сентября появилось новое название Assault Tank T14. Задание спроектировать общий вид отдали Абердинскому полигону. Стоило поторопиться: британская сторона требовала машину как можно скорее, оценивая заказ в 8500 единиц. На фоне тяжёлой ситуации с собственными «Черчиллями» такое решение казалось разумным.
В июне наработки передали с Абердинского полигона в компанию American Locomotive (ALCO), одного из производителей «Шерманов». У компании заказали два образца со сварными корпусами, хотя литые корпуса тоже были проработаны. На машины ставился 8-цилиндровый V-образный двигатель «Форд» GAN или GAZ, близкий родственник мотора GAA для танка M4A3. Требовалось, как только это станет возможно, заменить мотор на 12-цилиндровый.
От «Шермана» новый танк унаследовал и трансмиссию — лишь передаточное число повысили с 2,84:1 до 3,57:1 для компенсации возросшего веса. Как и «Шерман», машина использовала подвеску со спиральными пружинами, только располагались они не вертикально, а горизонтально. Диаметр катков был 18 дюймов (457 мм). Траки шириной 25,75 дюймов (654 мм) были позаимствованы у тяжёлого танка M6. Ходовая часть прикрывалась откидными экранами в полдюйма (12,7 мм) толщиной.
Основная вертикальная бортовая броня была 2,5 дюйма (63,5 мм) толщиной, выше гусениц — всего 2 дюйма (51 мм), но здесь она располагалась под углом 30°, что давало защиту, эквивалентную 59 мм. Лобовая броня тоже стала заметно мощнее, чем у «Шермана»: до 4 дюймов (102 мм) в вертикальной части и до 2 дюймов (51 мм) под углом в 60°, равнопрочная тем же 102 мм. Толщина кормы была 2 дюйма (51 мм). Бронирование башни впечатляло: лобовая броня имела толщину 3 дюйма (76 мм) под углом 30° (эквивалент 88 мм), а по бортам и в корме — 4 дюйма (102 мм). Вместе с маской пушки эффективная защита лба башни получалась равной 133 мм. По тогдашним меркам это было весьма серьёзная степень защиты для тяжёлого танка.
Вооружение машины не отличалось от своего прародителя, но установка 105-мм гаубицы, 76-мм пушки или даже 90-мм орудия тоже прорабатывалась. Башенный погон имел диаметр 69 дюймов (1753 мм), и места для улучшенного вооружения внутри хватало. Машине также полагался 12,7-мм курсовой пулемёт, но с помощью переходника можно было поставить и обычный 7,62-мм «Браунинг». В отличие от «Шермана», где стрелку приходилось наводить пулемёт по трассерам, в T14 предусматривался оптический прицел.
Толстолобый долгострой
Сборка прототипов шла медленно. Британские представители жаловались, что американцы не выдерживают сроки — действительно, у тех были куда более приоритетные задачи. В декабре англичане жаловались, что завод занят производством самоходки M7 «Прист», а T14 никто не занимается, и раньше февраля танк не ждали. Однако позже вместо ускорения постройки с проекта T14 сняли людей для работы над M4A4, тем самым отодвинув срок сдачи проекта до мая.
Сборку на заводе в Скенектади закончили только к 10 июня. В тот день машину осмотрели и провели первый пробег. Без боеприпасов, топлива, инструментов, приборов и экипажа танк весил 40,8 тонны, а полный боевой вес должен был составить примерно 43 тонны. На этом экземпляре был установлен 500-сильный двигатель «Форд» GAN, который обеспечивал ему приличную для тяжёлого танка скорость 27 миль (43 км) в час. Пробег по целине после дождя показал, что проходимость по грязи у опытной машины удовлетворительная.
Танк мог пройти даже по канавам 2-метровой глубины заполненными водой. Всего он прошёл 100 миль, но показал себя с лучшей стороны. Испытатели советовали послать машину на Абердинский полигон и провести ещё один 75-мильный пробег, после чего её можно было отдать англичанам. Однако T14 уже считался неудовлетворительным: испытатели требовали перенести боекомплект на дно боевого отделения, установить новую башню со 100-мм лобовой бронёй и 76-мм пушкой, заменить петли фальшбортов болтами и убрать курсовой пулемёт.
Так как у немцев сравнительно незадолго до этого появился свой первый тяжёлый танк, испытатели провели краткое сравнение характеристик T14 и «Тигра». На чертёжной доске появился ещё один соперник: Medium Tank T20. Если T14 проектировался на старых решениях, то танки серии T20 были технологическим скачком вперёд. К лету 1943 года проекту T14 грозил не только T23, который уже рекомендовали к серийному выпуску, но и T25 с 90-мм пушкой, и T26, который превосходил T14 по вооружению, бронированию, расчётной скорости и вдобавок весил на 5000 фунтов (2268 кг) меньше.
Однако у T14 было важное преимущество: он существовал не только на бумаге, но в и металле. Британские представители на американском заводе были уверены, что T14 может выстоять и перед немецкими танками на поле боя, и перед американскими на страницах отчётных документов.Британцы надеялись получить свой образец как можно скорее, но он опаздывал. Первый прототип попал на Абердинский полигон 29 июля 1943 года. К этому времени машина уже прошла 107 миль (172 км). Уже к началу августа стали появляться доклады о различных конструкционных дефектах: тормозные барабаны требовали замены на более крупные, водить машину было тяжело — особенно тормозить и переключать передачи. Впрочем, британцы верили, что достаточно хорошо обученные механики-водители способны справиться с этими недостатками.
Вторая машина поступила на Абердинский полигон 10 августа (на её одометре уже было 83 мили, или 133 км), и англичане рвались получить её как можно скорее, но к 18 августа им сообщили, что до отправки оба прототипа будут осмотрены в Форт-Ноксе. Британцы всё ещё верили в то, что именно T14 — самый многообещающий штурмовой танк, а производство машин такого типа можно будет начать уже зимой 1944 года. Надеялись они и на то, что американские танкисты, стремясь как можно скорее увидеть на поле боя танк с улучшенным бронированием, тоже поддержат производство. Однако к 25 сентября новостей всё ещё не было — англичанам только продолжали сообщать, что T14 скоро будет.
Достоверная информация появилась только к 1 октября. Англичанам стало известно, что T14 собрали только два. Один из них американцы собирались послать в Великобританию в октябре 1943 года, второй оставить себе. Однако к 20 октября танки не сдвинулись с места и оставались на Абердинском полигоне. Первый к этому времени прошёл 417 миль (671 км), а второй — 253 мили (407 км). Испытания прервались из-за многочисленных поломок.
Если проблемы с двигателем «Форд» ещё не беспокоили англичан, которые были уверены, что американцы с этим разберутся, то проблемы с ходовой частью и вождением машины стали куда более тревожными. Внешние опорные катки набегали на внешние гребни траков во время езды, что вело к повреждениям как трака, так и катка. Абердинские испытатели решили спилить гребни, но тогда гусеницы сползали вбок, и то же самое происходило с внутренними катками и серединными гребнями. Жёсткое соединение внешних и внутренних катков, как на тяжёлом танке M6, должно было исправить положение. Вождение опять оценили как очень сложное. Американцы собирались решить проблемы установкой кулачка новой конструкции и перемещением рычагов управления, чтобы водителю было удобнее прилагать усилия. До исправления дефектов американцы не хотели отгружать ни один из танков.
Вдобавок к этим проблемам, у опытных T14 хватало и менее серьёзных: вентиляция боевого отделения оказалась такой плохой, что экипаж был вынужден покинуть машину после всего пяти выстрелов. С пушкой и пулемётами было трудно работать даже при открытых люках. Чтобы улучшить работу экипажа в башне, испытатели рекомендовали избавиться от подбашенной корзины. Также требовалось доработать боеукладки. Эти проблемы не представлялись столь критичными, так как при установке орудия крупнее 75-мм боевое отделение всё равно пришлось бы переработать.
Наблюдались и различные мелкие проблемы с шасси танка. Обслуживание машины было трудным, а воздушные фильтры приходилось чистить очень часто. Испытания 14-часовым пробегом пришлось прекратить после пяти часов. Обследование фильтров показало, что для удовлетворительной работы фильтры придётся чистить каждый час. Так как добраться до фильтров для очистки было очень сложно, особенно если не дать двигателю остыть, испытания свернули.
Опытные танки находились в незавидном положении. Официального заказа на T14 не поступило, так как американцы с самого начала относились к теме штурмового танка довольно вяло. Интерес со стороны Технического отдела совета вооружений к этому времени угас, а англичанам прямо сообщили, что США такая машина не нужна. Полугодием раньше подобная разработка имела смысл, но уже в декабре ожидали прототип T26, который превосходил T14 по всем параметрам. Британский военный представитель выразил мнение, что спасти машину можно, только сделав заказ немедленно, но заказывать танк до того, как его опробовали собственные военные, британская сторона не желала. 25 октября представитель сделал печальный вывод: выпускать новую машину параллельно с T26 не имеет смысла, проект T14 мёртв.
Ходячий мертвец
Однако отказ от производства ещё не означал, что над танками прекратили все работы. К концу ноября первый прототип всё ещё находился на Абердинском полигоне. К тому времени он прошёл 485 миль (780 км), но вновь простаивал из-за поломки двигателя. Испытание решения с синхронизированными катками всё ещё было невозможным. После ремонта T14 предстояло путешествие в Форт-Нокс для 2000-мильных ходовых испытаний, но такая дистанция для машины была просто фантастической: к 18 января 1944 года танк прошёл всего 100 миль (160 км), за которые разрушились семь резиновых бандажей и три втулки опорных катков.
Проблемы с гусеницами на время оставили танк, но вернулись с новой силой: при повороте на склоне крутизной 16° обе гусеницы слетели, сломав при этом 12 гребней и 38 траков. Испытания встали надолго: к 18 февраля танк так и не сдвинулся с места. Конструкторы возились с улучшением управления. Так как мощность двигателя упала до 300 л.с., вдобавок к тракам ожидался и новый мотор. В докладе отмечалось, что интерес к T14 полностью не угас: T14 был более узкий, чем T26, мог возить большее количество боеприпасов и использовать запчасти от M4. Он всё ещё мог принести пользу, если бы удалось разобраться с механическими дефектами и установить достойное вооружение.
К 18 марта T14 ожил, но не надолго. После всего 4 миль (6,4 км) испытания остановили из-за шума в моторе. При вскрытии выяснилось, что четыре шатуна полностью разрушены. Пришлось вновь прекратить испытания и отправить двигатель на завод «Форда» для капитального ремонта. Для T14 это был конец, и к 18 июня 1944 года Бронетанковый совет запросил разрешение свернуть программу испытаний, но программу официально закрыли лишь к 14 декабря.
Судьба второго прототипа оказалась более интересной. К концу ноября 1943 года он прошёл 561 милю (903 км). На нём теперь стоял двигатель «Форд» GAZ последнего образца с новой двойной масляной помпой. Из-за поломок её привода на других танках американцы советовали тщательно следить за давлением масла. Поломки списали на то, что конструкция ещё не освоена в производстве. Проблему с трудным вождением не исправили, но танк уже готовили к отправке в Великобританию.
Американцы сообщили, что если найдут решение для проблем с гусеницами или управлением, то немедленно вышлют детали для замены, но всё-таки советовали британцам разработать собственные более удобные рычаги управления. Танк наконец-таки отправили в Великобританию с набором запчастей на последней неделе ноября 1943 года. Найти запчасти было сложно: например, «Форд» GAZ оставался редким образцом, а два запасных мотора сломались. GAZ можно было частично чинить деталями от схожих «Фордов», но американцы сделали попытку реанимировать хоть один GAZ и послать его вслед за T14. Они сдержали своё слово: в середине марта в Великобританию прибыло 29 ящиков с запчастями для T14, включая запасной двигатель Ford GAZ.
В начале мая T14 прибыл в Танковый конструкторский отдел в Чертси. 20 мая машину направили на гарантийные испытания в объёме тех же 2000 миль.
К 3 июня 1944 года машина прошла 309 миль (497 км). Испытания прекратились из-за поломки двигателя. Разобрав его, испытатели выяснили, что отказ произошёл из-за недостаточной смазки. Мотор заменили, но к 16 июня танк опять встал: на этот раз при восхождении на холм раскололся карданный вал. При осмотре в картере, поддоне и корпусе муфты сцепления были найдены трещины. Со столь серьёзными поломками испытания остановились надолго.
К 31 июля в Танковом конструкторском отделе разобрались, почему отказал первый двигатель: утечка масла произошла из-за растрескивания маслопровода. В докладе рекомендовалось впредь использовать гибкие трубки, но решение было скорее теоретическим: танк пропал из еженедельных сводок полигона уже к 8 июля. Машина упоминалась ещё один раз только 30 декабря 1944 года, её состояние к этому времени не изменилось.
Сама попытка создать тяжёлый танк на агрегатах среднего не была изначально обречена на провал, да и характеристики машины на 1942 год оставались вполне приемлемыми, находясь где-то между советским КВ-1 и немецким «Тигром». Однако низкий приоритет работ над T14 привёл к тому, что теоретически решаемые проблемы проявили себя только тогда, когда на горизонте уже начал маячить куда более совершенный Heavy Tank T26. Опытный T14 к этому времени не был особенно востребован: англичане, которые заказали машину, к этому времени успели довести до ума «Черчилль» и успешно на нём воевали, забросив даже разработку собственного штурмового танка A33 «Эксельсиор».
Многие неудачные проекты бронетанковой техники всё-таки принесли их разработчикам какую-то пользу, но Assault Tank T14 среди них числить сложно. Пока американцы построили первый прототип, машина успела устареть, а мечты об усиленном двигателе и вооружении так и не сбылись. Трудное управление и проблемы с надёжностью двигателя и ходовой части не были необычными для тяжёлых танков и нерешаемыми, но из-за летаргического темпа разработки конструкторы не только не решили проблемы, но и не произвели никаких решений, которые пригодились бы на тяжёлых танках в будущем.
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947), RG 24 C 2
- Архив NARA
- Richard P. Hunnicutt. Sherman: A History of the American Medium Tank — Echo Point Books & Media, 2015
Комментарии к данной статье отключены.