Следующий шанс доказать правильность теории о доминировании дредноутов над додредноутами представился германскому адмиралу 10 мая 1915 года. В начале мая командование Черноморского флота организовало поход эскадры русских кораблей в район пролива Босфор. В составе эскадры входили: линейные корабли «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя», «Ростислав»; бригада крейсеров (бронепалубные крейсеры «Кагул» и «Память Меркурия», вспомогательный крейсер «Алмаз», авиатранспорт «Николай I»); минная бригада (9 миноносцев) и 4 заградителя («Ксения», «Алексей», «Константин», «Георгий»). При планировании операции русское командование исходило из того, что «Гебен», подорвавшийся на русской мине 26 декабря 1914 года, все еще находится в ремонте. К слову, за годы Первой мировой войны германский крейсер дважды подрывался на русских и 3 раза – на английских минах, но благодаря тщательно продуманной противоминной защите не только оставался на плаву, но даже ни разу не потерял хода. Предположения адмирала Эбергарда оказались неверны – ремонт «Гебена» был завершен 1 мая, а 6 мая крейсер вышел в море.
По версии В. Ю. Грибовского картина боя выглядела следующим образом:
10 мая 1915 года, в 5 часов 40 минут линейные корабли «Три Святителя» и «Пантелеймон», пропустив вперед тралящий караван, направились к Босфору, а «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Ростислав» остались в прикрытии в 20–25 милях от пролива. Почему в паре с линкором «Три Святителя» действовал «Пантелеймон», а не «Ростислав», следует отнести к области загадок. Ведь при такой расстановке сил 1-я бригада линкоров теряла одну треть своей силы и, в случае боя с «Гебеном», нарушался отработанный в ходе учений порядок организации стрельбы. Вероятно, разгадка кроется в абсолютной уверенности русского адмирала в небоеспособности германского линейного крейсера.
Около 6 часов утра командир турецкого эскадренного миноносца «Нумуне» доложил адмиралу Сушену об обнаружении русской эскадры.
Около 7 часов дозорный крейсера «Память Меркурия» обнаружил на востоке «большой дым», в котором опознали «Гебен».
В 7 часов 5 минут адмирал Эбергард приказал «Трем Святителям» и «Пантелеймону» немедленно возвратиться к основным силам, однако для соединения всех пяти линейных кораблей требовалось время (только разворот в протраленном пространстве занял около 18 минут). Бой начался в 7 часов 35 минут с дистанции 94 кабельтовых, когда «Три Святителя» и «Пантелеймон» находились не менее чем в двух милях от флагманского корабля. «Пантелеймон» сумел вступить в бой только около 8 часов 5 минут и вторым залпом с дистанции 100 кабельтовых добился попадания в «Гебен». Затем «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» совершили еще два попадания, а уже около 8 часов 16 минут стрельба с обеих сторон прекратилась. Продолжительность боя составила 23 минуты («Пантелеймон» и «Три Святителя» участвовали в бою приблизительно половину этого времени).
В ходе боя «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Пантелеймон» успели сделать 156 выстрелов из 305-мм орудий, добившись трех попаданий в «Гебен». Один снаряд попал в носовую часть жилой палубы, второй разбил ящик для уборки противоторпедных сетей, вследствие чего сеть стала свешиваться за борт, а снаряд «Пантелеймона» разорвался у нижней кромки брони главного пояса, чем вызвал затопление бортового коридора и вывел из строя второе 150-мм орудие левого борта. «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» стреляли также из 203-мм пушек, выпустив 36 снарядов, еще тринадцать 305-мм снарядов послал в противника «Три Святителя». В ответ «Гебен» произвел до 160 безрезультатных выстрелов из орудий главного калибра.
Дальнейшее маневрирование «Гебена» в бою 10 мая 1915 года свелось к попыткам отвлечь русских от Босфора, а самому прорваться в пролив. Последнее не составило особого труда: линейный крейсер легко развивал скорость до 26 узлов. Через шесть часов погони адмирал Эбергард убедился в бесцельности преследования, а в 15 часов «Гебен» скрылся из виду. В комментариях издательства «Полигон» к книге Эрнеста Дюпуи и Тревора Дюпуи «Всемирная история войн» результаты боя оцениваются практически так же у В .Ю. Грибовского: три попадания снарядов с русских броненосцев и безрезультатная стрельба «Гебена». По официальной версии, изложенной в сводке Морского генерального штаба Российской империи от 29 апреля (по старому стилю) 1915 года: «Черноморский флот после бомбардировки босфорских фортов имел перестрелку с крейсером «Гебен». Получив несколько попаданий, последний быстро вышел из боя».
Разгадку успеха кораблей Черноморского флота в противостоянии с германским линкором следует искать в уровне подготовки личного состава. Эффективность работы артиллеристов, участвовавших в бою, демонстрируют следующие цифры:
Корабли |
Теоретически возможное к-во выстрелов артиллерии главного калибра |
Фактическое к-во выстрелов артиллерии главного калибра |
Фактически достигнутый уровень скорострельности от теоретически возможного, % |
---|---|---|---|
«Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Пантелеймон» |
224 |
156 |
70 |
«Три Святителя» |
26 |
13 |
50 |
«Гебен» |
276–368 |
160 |
43-58 |
За счет лучшей подготовки сосредоточенных на «Иоанне Златоусте» артиллерийских офицеров русской эскадре удавалось быстрее осуществлять пристрелку и переходить к накрытию цели, что повышало практическую скорострельность русских додредноутов. Оправдала себя и практика сосредоточения лучших артиллеристов на одном корабле. Эффективность огня четырех хорошо обученных расчетов артиллерийских орудий «Евстафия» оказалась выше, чем у десяти посредственно обученных расчетов «Гебена». Позже, 8 января 1916 года, во время очередного выхода в море, «Гебен» столкнулся с новым русским линкором дредноутного типа «Императрица Екатерина Великая», который вел огонь по крейсеру в течение 30 минут из 12 305-мм орудий, но так и не смог добиться ни одного попадания.
Результаты боев у мыса Сарыч и пролива Босфор показали, что при правильной организации и подготовке личного состава группа эскадренных броненосцев, обученная ведению коллективной стрельбы, вполне способна оказать сопротивление одиночному дредноуту.
Заканчивая рассказ о черноморской одиссее «Гебена», нельзя не упомянуть о его прибытии в Севастополь 2 мая 1918 года – на сей раз в качестве победителя. В сухом доке Севастополя силами местных рабочих были устранены течи и проведена очистка корпуса. Однако радость победы была недолгой – 2 ноября того же года корабль был покинут германской командой и передан в собственность турецкого правительства.
Комментарии к данной статье отключены.