Вокруг танков, разрабатывавшихся компанией Porsche K.G., циркулирует немало слухов и домыслов. Многие из них связаны с недостоверной информацией, которая появилась ещё в отчетах, сделанных сразу после войны английскими и американскими военными. Позже на них наложились различные слухи, усугубившиеся развитым воображением некоторых авторов. Всё это в полной мере касается и истории создания VK 30.01(P), первого танка, разработанного командой Фердинанда Порше самостоятельно. В этом материале попробуем взглянуть на его настоящую историю, описанную в корректных публикациях и архивных документах.
Альтернатива из Штутгарта
Прежде чем непосредственно приступить к рассказу о разработке первого танка Porsche K.G., стоит хотя бы вскользь упомянуть о деятельности самого Фердинанда Порше и его фирмы. Многочисленные публикации, посвященные немецким танкам, породили общее непонимание того, чем же занималась компания Posche K.G. и какими были ее производственные возможности. Иным читателям воображение рисует огромное предприятие, где строились танки и башни к ним. Легко представить, что если танк называется «Тигр Порше», то и строит его фирма Порше.
На самом же деле фирма Dr. Ing. h. c. F. Porsche GmbH, основанная 25 апреля 1931 года, при всём желании не могла строить танки самостоятельно. Это была инжиниринговая фирма, которая занималась разработкой автомобильной техники и различных её компонентов. К слову, и нынешняя Porsche AG активно занимается разработками для сторонних компаний.
Танковое направление в деятельности компании появилось совсем не случайно. Впервые Фердинанд Порше стал заниматься танками ещё в середине 20-х годов, когда работал на Daimler-Benz. С 1926 года Порше совместно с инженером Рудольфом Мертцем руководил разработкой среднего танка Großtraktor, который в 1929–32 годах тестировался на территории Технических курсов Осоавиахима (ТЕКО) под Казанью. Там же испытывалась ещё одна разработка Порше – четырехосный плавающий бронеавтомобиль Daimler-Benz Achtradwagen (Mtw 1). Несмотря на то, что с 1931 года Порше работал самостоятельно, с Daimler-Benz у него остались теплые отношения. Кстати, именно во время работы на Daimler-Benz он получил прозвище «Профессор».
Далеко не один Порше занимался в своей фирме разработками. Porsche K.G. представляла собой крепкий коллектив, в котором трудились талантливые инженеры-конструкторы. Одним из них был Карл Рабе, правая рука Фердинанда Порше. Именно он стал пионером использования торсионной подвески на танках. Разработал её он в 1933 году, а впервые такую подвеску использовали на шведском легком танке Landsverk L-60. Позже эта же подвеска использовалась сначала на La.S.138 (Pz.Kpfw.II Ausf.D/E), а затем на Z.W.38 (Pz.Kpfw.III Ausf.E). Именно благодаря инженерам Porsche K.G. закончились мучения с подвеской Pz.Kpfw.III.
Еще одной примечательной личностью, работавшей в фирме Порше, был Отто Цадник. Он занимался электрическими трансмиссиями. Впрочем, здесь он первопроходцем не был – впервые электрическую трансмиссию для танков применили французы на танках Saint-Chamond 1917 года.
До начала повествования о разработке VK 30.01(Р ) стоит пролить свет и на структуру под названием Panzerkomission. Создана она была по инициативе Гитлера, а также рейхсминистра вооружения и боеприпасов Тодта. Возглавил ее Порше, заместителем стал Оскар Хакер, глава фирмы Steyr. Так образовалась своеобразная «австрийская группировка»: помимо австрийского происхождения большинства членов комиссии, многие из них ранее работали на Austro-Daimler. Была у Panzerkomission и производственная база: в этой роли выступал завод Nibelungenwerk, построенный Steyr после аншлюса и выпускавший ряд немецких танков. Также «в деле» оказались несколько немецких промышленных гигантов, включая Krupp и Siemens.
Целью создания Танковой комиссии было появление независимой от Департамента вооружений структуры, занимающейся разработкой танков. Создание конкурента для 6-го отдела Департамента вооружений имело смысл. Некоторые программы по разработке танков, которые вел Генрих Книпкамп, либо буксовали, либо приводили не совсем к таким результатам, какие хотели получить военные. Достаточно вспомнить проект Z.W., который удалось довести до ума во многом благодаря инженерам Porsche K.G. Впрочем, самостоятельная разработка бронетехники была лишь частью задач танковой комиссии. Комиссия использовалась при анализе разработок 6-го отдела Департамента вооружений, а также активно консультировала производителей бронетанковой техники.
Конкурент VK 30.01(H)
Первое время Танковая комиссия занималась анализом чужих разработок. Задание на проектирование танка собственными силами появилось у неё только в начале декабря 1939 года. Отчасти причиной начала разработки машины, получившей обозначение Typ 100, или Sonderfahrzeug I (спецмашина I) стало буксование программы разработки тяжелого танка D.W. Развитие этого проекта получило обозначение VK 30.01, причем конструкция его шасси, которое разрабатывалось совместно Henschel и Книпкампом, постоянно переделывалась. Судя по всему, кому-то в немецком военном руководстве стало ясно, что затягивание работ над проектом создания тяжёлого танка 30-тонного класса может привести к негативным последствиям.
5 декабря 1939 года Porsche KG начало работу над новым танком. Возглавил разработку Карл Рабе. Спущенное сверху техническое задание оказалось весьма расплывчатым. Боевая масса машины должна была составлять 25–30 тонн, в качестве вооружения предполагалось использовать орудие калибра 75 либо 105 мм. Появление в техзадании пушки калибра 105 мм говорит о том, что наверху беспокоились и о судьбе ещё одного проекта Henschel – A.W. (Artilleriewagen), который позже эволюционировал в VK 36.01(H).
Разработкой концепции танка занимался Франц-Ксавье Раймшпис, еще один выходец из Austro-Daimler, который вместе с Порше с 1929 года занимался бронемашиной Mtw 1. Он стал ключевой фигурой Porsche K.G. в области танковых разработок. Как и другие инженеры команды Порше, Раймшпис был разностронней личностью. Хотя известен он в первую очередь как двигателист, в его активе есть и разработки по подвескам, в том числе и торсионным. Подготовленная 9 декабря 1939 года Раймшписом спецификация на 30-тонный танк стала отправной точкой в создании будущего Typ 100. Согласно расчетам, длина корпуса машины составляла примерно 8 метров, длина опорной поверхности 4,5 метра, общая ширина 3 метра, а ширина трака – 0,5 метра. В целом танк рассчитывался с оглядкой на спецификацию VK 30.01(H), что заметно и по массе, и по толщине брони.
Проектные работы по Sonderfahrzeug I продолжались в течение первого полугодия 1940 года. За это время Раймшпис и другие инженеры-конструкторы Porsche K.G. создали общую концепцию нового танка. Но в июле 1940 года Гитлер отдал распоряжение заморозить работы по перспективным проектам танков. В августе Танковую комиссию возглавил Вальтер Роланд, для которого приоритетной была другая задача – наращивание объёмов производства. Роланд представлял «сталелитейное лобби», являясь главой металлургической компании Deutsche Edelstahlwerke Krefeld (DEW). Хотя Порше, как и ряд других членов «австрийской группировки», сохранил место в комиссии, про Typ 100 забыли на полгода.
Снова главой Танковой комиссии Порше стал 21 июня 1941 года. О Sonderfahrzeug I же вспомнили в начале 1941 года. Программа VK 30.01(H) продолжала буксовать, а Книпкамп начал привычное для себя жонглирование элементами трансмиссии перспективного танка. Кроме того, стало ясно, что вооружение VK 30.01(H) уже слабовато для борьбы с танками противника. Альтернатива нашлась довольно быстро – 88-мм зенитная пушка Flak 18. Правда, это орудие в башню VK 30.01 не влезло бы при всем желании, да и само шасси для его установки слабо подходило. Тогда, наконец, и вспомнили о разработке Porsche K.G.
Еще одной причиной, по которой перспективному немецкому танку потребовалось более мощное вооружение, некоторые источники называет поведение советской делегации в Германии летом 1940 года. Тогда советские военные не поверили, что Pz.Kpfw.IV является наиболее тяжелым немецким танком, и просили показать им настоящие немецкие боевые машины тяжёлого класса. Достоверность этой истории, к слову, подтверждают и советские документы. Подобное поведение вызвало у немцев подозрение, что в СССР ведутся работы по новым средним и тяжелым танкам. Хотя точных данных о таких машинах у немцев не было, из-за подготовки нападения на СССР было решено подстраховаться.
В феврале 1941 года работы по Typ 100 возобновились, правда, его пришлось серьёзно перепроектировать. Новое орудие требовало и новой башни, причем с внушительным для того времени диаметром погона – 1900 мм. Существовали и более амбициозные планы по установке 105-мм пушки с длиной ствола 52 калибра, такой же, как на САУ Pz.Sfl.IVa. Взяв за основу эскизные наброски башни, переданные с Krupp, конструкторское бюро Porsche K.G. к 5 марта подготовило переработанный вариант Typ 100. Корпус танка стал значительно короче (6,3 метра), при этом его пришлось расширить в районе подбашенной коробки, чтобы иметь возможность установить башню с диаметром погона 1900 мм.
Толщина брони лобовой части башни составила 80 мм, а бортов – 60 мм. Что касается корпуса, то его точная толщина неизвестна, но, судя по записям совещания, которое прошло 26 мая 1941 года, его борта уже тогда были толщиной 60 мм. Вероятнее всего, лоб корпуса имел толщину 80 мм, то есть в лобовой проекции танк был защищен от огня противотанковой пушки 5 cm Pak 38. При этом его боевая масса, согласно расчетам, значительно превышала планку не то, что в 30, а даже в 45 тонн. Другими словами, это был тяжелый танк во всех возможных смыслах этого словосочетания.
Для дебютной разработки коллектива Фердинанда Порше характерным было не только очень мощное вооружение. Танк, с 6 марта именовавшийся также как VK 30.01(Р ), принципиально отличался от машин, проектировавшихся под надзором 6-го отдела Департамента вооружений. Для начала, инженеры-конструкторы отказались от концепции торсионной подвески, которую сами же в свое время и создали. Вместо этого была разработана новая торсионная подвеска, рабочие элементы которой были вынесены за пределы корпуса. Получилась своеобразная помесь блокированной и торсионной подвески: как и у B.W., опорные катки здесь блокировались в тележки по два, но в качестве упругого элемента использовался укороченный торсион. Подобная конструкция заметно упрощала конструкцию корпуса – не требовалось делать многочисленные отверстия и крепления под торсионы. Кроме того, при подрыве на мине теперь требовалось всего лишь поменять тележку.
Оптимальным оказался и диаметр катков, составивший 700 мм. Эти катки оказались куда менее подверженными отслоению бандажей на высоких скоростях, чем страдал Z.W.38.
Главной же особенностью VK 30.01(Р ) оказалась моторно-трансмиссионная группа. Для начала, вместо одного бензинового двигателя водяного охлаждения Typ 100 оснащался спаркой бензиновых моторов воздушного охлаждения. Суммарно два 10-литровых мотора Typ 100, выполненных по схеме V-10, выдавали 420 лошадиных сил. Думал Порше и о дизельных моторах. Впрочем, идея использования дизеля в танке в Германии пришла в голову не только ему: дизельные силовые установки проектировались на MAN и Daimler-Benz.
Куда более оригинальной оказалась электротрансмиссия, которую спроектировал Отто Цадник в плотном сотрудничестве с Siemens. Двигатели сгруппировали с генераторами, которые передавали энергию на электродвигатели в носовой части корпуса. Ведущие колеса также находились спереди. От исходной концепции Sonderfahrzeug I остались траки, чья ширина по-прежнему составляла 500 мм.
Промежуточный результат
Подготовка проекта переработанного Typ 100 стала отмашкой для дальнейших действий. Уже 6 марта Управление вооружений инициировало работы по изготовлению трёх корпусов, контракт на их постройку получил концерн Krupp. Там работу планировали завершить через 7 месяцев после получения чертежей. Разработка документации полностью легла на плечи сотрудников Porsche K.G. Это нисколько не испугало инженеров из Штутгарта, поскольку именно создание проектной документации «под ключ» была их основной работой. Финансирование работ по проектированию легло на 6-й отдел Департамента вооружений.
Весьма важным вопросом являлся выбор вооружения, с которым конструкторы ещё не определились. За вооружение, как и за башню, отвечал концерн Krupp. 13 марта в ходе обсуждения вооружения прозвучал еще один индекс, который использовался в отношении танка Порше – Pz.Kpfw.VI (Porsche). По состоянию на 2 апреля в качестве основного вооружения рассматривались три системы – одна калибром 105 мм и две калибром 88 мм, отличавшиеся друг от друга начальной скоростью снаряда. Окончательный выбор в пользу 8.8 cm KwK 36 L/56 был сделан 4 апреля.
В этот же день был подписан контракт с Krupp на изготовление 6 башен с вооружением и прочим оборудованием, каждая башня обходилась в 110 000 рейхсмарок. Также строилась полноразмерная деревянная модель башни стоимостью 5000 рейхсмарок. Наконец, заказывались 3 корпуса стоимостью 75 000 рейхсмарок. К началу мая башня несколько изменилась: уступ на крыше конструкторы убрали, а на виде сверху борта лишились симметричности. Кроме того, изменилась орудийная маска. В таком виде был построен деревянный макет башни.
Krupp оказался далеко не единственной заинтересованной в получении контрактов стороной. Наибольшую выгоду получила фирма Steyr: кроме выпуска двигателей, австрийская компания должна была и собирать VK 30.01(Р ). В качестве производственной площадки выступал завод Nibelungenwerk. Контракт на поставку электрооборудования заполучила Siemens-Schuckertwerke. Наконец, выпуск элементов ходовой части оказался в руках Skodawerke. Появлению Škoda в этом списке удивляться не стоит: после того, как руководить фирмой стал Вильгельм Фосс, чешская компания оказалась под колпаком у СС. А Порше с 1937 года состоял в СС и НСДАП. Принадлежность к партии в нацисткой Германии открывала многие двери.
13 мая в адрес Krupp поступил заказ от Nibelungenwerk. В нем уточнялся объем поставок – 6 башен, 3 корпуса, а также полноразмерный макет корпуса и башни. Макет башни был подготовлен к 20 мая, после чего не без труда его доставили на Nibelungenwerk в Санкт-Фалентин. Позже туда же доставили и макет корпуса. По планам, первую башню предполагалось изготовить в ноябре 1941 года. Поставка корпусов ожидалась с ноября 1941 по январь 1942 года, по одному в месяц. Что же касается двигателей, то первый из них был собран Steyr 7 июля, а 14 числа испытан, второй мотор был готов 30 июля. После испытаний моторы тоже отправили на Nibelungenwerk.
Проблемы у VK 30.01(Р ) начались 26 мая 1941 года. В этот день прошло совещание с участием Гитлера, на котором он потребовал усилить толщину лобовой части корпуса перспективного танка до 100 мм. Также предлагалось усилить вооружение, доведя бронепробие орудия до 100 мм на дистанции 1,5 километра. Постепенно аппетиты росли, что привело в итоге, к появлению переработанного танка, известного под обозначением VK 45.01(Р ). Кстати, именно он впервые получил название Tiger, и случилось это 7 августа 1941 года. В сложившейся ситуации для VK 30.01(Р ) места в производственной программе не осталось. Уже к началу июля 1941 года контракт по производству его «пилотных» образцов был изменён: вместо трех корпусов в июле был построен всего один, причём для его изготовления использовалась неброневая сталь.
Точная дата изготовления единственного опытного образца VK 30.01(Р ) неизвестна. По мнению известных историков немецкого танкостроения Томаса Йентца и Хилари Дойла, произошло это где-то в октябре 1941 года. Отменять постройку не стали, поскольку машина представляла для Porsche K.G. большую ценность. Помимо того, что это был первый танк, полностью спроектированный коллективом Фердинанда Порше, данное шасси представляло собой отличную испытательную платформу. Благодаря её постройке удалось получить массу полезной информации, которая позже сильно пригодилась при проектировании VK 45.01(Р ). Башню, впрочем, ставить на шасси не стали, установив вместо неё массо-габаритный макет.
Испытания VK 30.01(Р ) начались в конце 1941 года и продолжались вплоть до лета 1942 года. Использовался он и для сопровождения испытаний более удачливого VK 45.01(Р ). К весне 1942 года первый танк Porsche K.G. получил новое обозначение Pz.Kpfw. Leopard. Впрочем, это была не более чем формальность: к тому моменту танк уже почти как год перестал представлять интерес для заказчика. А на смену ему пришел более защищенный танк, судьба которого также оказалась очень непростой.
Источники:
- Материалы BAMA (Bundesarchiv)
- Материалы NARA
- Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger ₽, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 1997, Darlington Productions, Inc, 1–892848–03–1
- Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001, ISBN 0–9708407–1–3
- Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000, ISBN 0–7643–1038–0
- Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987, ISBN 3–87943–456–5
- Professor Porsche’s Wars: The Secret Life of Legendary Engineer Ferdinand Porsche Who Armed Two Belligerents Through Four Decades, Karl Ludvigsen, Pen and Sword, 2015, ISBN 978–1783030194
Комментарии к данной статье отключены.