Одним из любимых занятий многих танковых экспертов, а также людей, считающих себя таковыми, является составление рейтингов. Как правило, в них создатели пытаются определить лучший танк. И если здесь за долгие годы выработалось хотя бы какое-то подобие системного подхода, то с выявлением худших боевых машин дело обстоит сложнее. Нередко составители рейтингов «самых плохих танков» делают свой выбор по непонятной системе и называют самые разные боевые машины — причём некоторые из них такой позорный ярлык получают не совсем заслуженно.
Если же исходить из соотношения характеристик танка, времени его появления на поле боя и боевой эффективности, то одним из худших танков Второй мировой войны окажется немецкий Pz.Kpfw.I Ausf.F. Концептуально очень похожий на британский Infantry Tank Mk.I, он появился на фронте в середине Второй мировой войны, имея крайне сомнительные для этого времени характеристики.
Штурмовой малыш
В отношении французских военных звучат очень часто вполне справедливые упрёки в том, что в период между мировыми войнами они готовились к войне прошедшей. Но не стоит забывать, что и в других странах хватало военачальников, полагавших, что в грядущей войне будут происходить сражения, очень похожие на битвы Первой мировой войны. Были подобные полководцы и в немецкой армии. В их числе оказался и генерал-полковник Вальтер фон Браухич, 4 февраля 1938 года назначенный на должность главнокомандующего сухопутными войсками вермахта.
Нельзя сказать, что фон Браухич был закоренелым консерватором, но некоторые его решения вызывают вопросы. Герой этой статьи появился как раз благодаря указанию, отданному Браухичем 24 ноября 1938 года. Связано это указание было с тем, что немцы готовились не только к манёвренной войне, но и к штурму заблаговременно подготовленных и глубоко эшелонированных линий обороны. Из соседей Германии таковые имелись у Чехословакии, Бельгии и Франции. Для «вскрытия» укреплений предполагалось использовать зенитную артиллерию, а также специализированные самоходные установки. Одна из них, Pz.Sfl.IVa, даже дошла до стадии опытных образцов и повоевала. Правда, уже в качестве истребителя танков.
Использование зенитной артиллерии для борьбы с укреплениями, а также создание в этих целях специальных САУ выглядели разумно. Но фон Браухич своим указанием дал жизнь и идее создания тяжёлых танковых рот, задачей которых также должна была стать борьба с вражескими линиями обороны. Для этого требовались танки с максимально возможной защитой.
Сама по себе идея сделать танк с противоснарядным бронированием не выглядела плохой. Вопрос в том, какие именно танки захотела для этих целей In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, инспекция моторизованных войск). Первый из них, VK 65.01, более-менее соответствовал поставленным задачам. С боевой массой в 65 тонн он должен был иметь броню толщиной до 80 мм и вооружение в виде короткоствольного орудия калибром 105 (позже 75) мм.
Второй же танк ничего, кроме недоумения, не вызывает. В 6-й отдел Департамента вооружений пришел запрос на машину, аналогичную по функциям… лёгкому танку Pz.Kpfw.I. То есть на двухместную боевую машину с экипажем из двух человек и двумя пулемётами в качестве вооружения. При этом уровень защиты такого танка ограничивался только одним параметром — грузоподъёмностью понтонных переправ, составлявшей 18 тонн.
На тот момент концерн Krupp, разработчик основной серии Pz.Kpfw.I, оказался «оттёрт» от разработки новых машин. Отказавшись от работы по спецификациям, разработанным Генрихом Книпкампом, концерн сам себя лишил перспектив по дальнейшему развитию проекта La.S. По состоянию на конец 1938 года работами по лёгкому танку, позже получившему обозначение Pz.Kpfw.I Ausf.C, занималась компания Krauss-Maffei (Krauss & Comp.-J. A. Maffei AG) из Мюнхена. На тот момент машина, называвшаяся VK 6.01, всё ещё находилась на стадии проектных работ, причём в их ходе внешний вид VK 6.01 сильно видоизменился. Вполне естественно, что контракт на немецкий «малый танк тяжёлого бронирования» тоже передали Krauss-Maffei. Разработку башни традиционно доверили заводу Daimler-Benz AG Werk 40 в Мариенфельде (южная часть Берлина).
То, что Krauss-Maffei получил задание, отнюдь не означало, что работы над проектом танка, получившим обозначение VK 18.01 (гусеничное шасси 18-тонного класса, первый образец), тут же начнутся. Как уже упоминалось, на тот момент основным заданием фирмы было создание VK 6.01, а оно затягивалось. Во многом это было связано с переделкой конструкции ходовой части.
Примерно в это же время очень похожее на VK 18.01 задание — трёхместный танк с максимально возможной броневой защитой — было поручено компании MAN. Эта машина получила индекс VK 16.01. Поразмыслив, в 6-м отделе Департамента вооружений решили эти проекты объединить. При этом речь не шла о том, что две фирмы будут делать один танк. Тем не менее очень похожие технические задачи наводили на мысль, что по ряду узлов и агрегатов эти машины вполне можно унифицировать.
19 ноября 1939 года состоялось совещание, в котором участвовали представители обеих компаний. На нём было принято соглашение об объединении усилий, при этом в большей степени использовались имевшиеся наработки по шасси Krauss-Maffei. Что вполне логично, поскольку к тому моменту прогресс по VK 6.01 был довольно значительный, работы приближалось к финальному варианту. Разумеется, речь шла только о концепции, поскольку в три раза большая масса не позволяла использовать ходовую часть лёгкого танка в неизменном виде. От VK 6.01 обе тяжело бронированные машины получали схему с пятью опорными катками на борт, переработанную подвеску, а также двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 лошадиных сил.
На Krauss-Maffei возлагалась разработка переделанной ходовой части, включая траки. Фирма MAN тоже не оставалась без работы: на её долю выпала разработка ведущих колес, бортовых передач и главной передачи. В танке было решено использовать коробку передач ZF SSG 47. Каждая из фирм строила по 4 опытных шасси, при этом Krauss-Maffei делала для себя и MAN 8 комплектов ходовой части, а MAN — 8 комплектов трансмиссий и ведущих колёс.
29 декабря 1939 года In 6 дала добро на изготовление нулевой серии VK 18.01. Krauss-Maffei изготавливала 30 шасси, а Daimler-Benz — 30 башен. Подбашенные коробки в контракт не входили, поскольку корпус танка на сей раз представлял единое целое.
Новая башня Daimler-Benz сильно отличалась по конструкции от предыдущих разработок. Она имела прямые углы наклона бортов и кормы, но при этом на ней зачем-то крепился кожух сложной формы, стенки которого имели наклон. Не совсем понятно, в чём была причина появления этой бутафории.
Все смотровые приборы разместились в крыше башни, чтобы не ослаблять её борта. Толщина стенок башни и орудийной маски составляла 80 мм. Толщина корпуса в лобовой проекции и с бортов составляла 80 мм, а с кормы — 60 мм. Такое бронирование обеспечивало надёжную защиту от огня 50-мм противотанковой пушки Pak 38. Несмотря на то что концерн Krupp даже не участвовал в конкурсе, обиженным он не остался. Броневые листы и для корпуса, и для башни танка изготовлялись в Эссене. Контракт с Krupp на 30 комплектов брони заключили 3 февраля 1940 года. Что же касается опытного образца VK 18.01, то его решили строить из неброневой стали.
Отдельно стоит упомянуть вариант VK 18.01, который так и не был построен в металле, но усилиями некоторых историков был «запущен в серию». Речь идет о проекте VK 18.02, датированном 9 июля 1940 года. Это был всё тот же VK 18.01, но с другой коробкой передач. Вместо SSG 47 в нем было предложено использовать 8-скоростную полуавтоматическую коробку передач Maybach SRG 15319 с механизмом поворота LG 45 R. Дальше проекта эти работы не пошли, серийные танки оснащались коробками передач SSG 47.
В условиях отсутствия целей
Согласно утверждённым в апреле 1940 года планам, первый танк нулевой серии предполагалось собрать в декабре 1940 года, а последний — в марте 1941-го. Первые комплекты брони концерн Krupp должен был поставить в ноябре 1940 года. В реальности за 1940 год Krupp изготовил лишь один комплект брони для корпуса и два комплекта листов для башен. При этом все эти детали были сделаны из неброневой стали и предназначалось для прототипа. Опытную машину собрали на Krauss-Maffei к 17 июня 1940 года.
Комичность разворачивавшейся вокруг немецкого малого танка тяжёлого бронирования ситуации заключалась в том, что к моменту выхода на испытания целей для него не осталось. Линию Мажино и другие эшелонированные участки обороны своих противников немцы взяли безо всяких танков с противоснарядным бронированием. К этому моменту выяснилось также, что танк должен обладать не только бронёй, но и высокой подвижностью. Ведь тех же французов ставка, сделанная на броню, привела к поражению в войне. Char B1, Renault D2, Renault R 35 и другие танки с хорошей защитой, но посредственной подвижностью не смогли защитить Францию от блицкрига.
Кроме того, опыт французской кампании показал, что танкам крайне нежелательно пересекать отметку в 30 тонн боевой массы. Жертвой ограничения боевой массы оказался 65-тонный проект VK 65.01, его разработку отменили в октябре 1940 года. Всё говорило о том, что следует отменять и VK 18.01, но сделать этого никто не догадался, ведь его боевая масса не превышала 30 тонн. Так бюрократическая машина Третьего рейха просто «не заметила» танк, который Германии был уже совсем не нужен.
Концерн Krupp сильно затянул поставки комплектов брони. Тем не менее уже к 30 сентября 1941 года отгрузка листов для нулевой серии закончилась. Что же касается Krauss-Maffei, то здесь ситуация оказалась более запущенной. Фирма продолжала возиться с другим лёгким танком, VK 6.01. Между тем на горизонте уже маячил контракт на VK 18.01 первой серии. В In 6 предполагали заказать сразу 100 танков с запуском производства в конце 1941 года.
Ход событий показал, что в Инспекции моторизованных войск сидели откровенные оптимисты: первые VK 18.01 нулевой серии покинули Мюнхен только в марте 1942 года. Внешне эти машины несколько отличались от прототипа. Для начала, на танк установили радиостанцию Fu 2. С учётом результатов испытаний опытной машины шаг трака был уменьшен со 160 до 130 мм. Небольшие изменения в передней части претерпел корпус, а бортовые люки стали меньше в диаметре. На орудийной маске появились ограждения для защиты пулемётов, а на кормовом листе корпуса появились запасные траки и блок приборов дымопуска.
Серийное производство танка продолжалось неспешными темпами. Машины получили серийные номера 15301–15330. В мае было выпущено сразу 12 штук, затем случился перерыв в 2 месяца, далее небольшими партиями танки выпускали вплоть до декабря 1942 года.
За это время произошло два события, имевших отношение к VK 18.01. Во-первых, танк получил обозначение Pz.Kpfw.I Ausf.F. Во-вторых, в конце июня 1942 года чиновники In 6 начали о чём-то догадываться. 1 июля заказ на танки 1-й серии был отменён. Тем не менее, немецкой армии отгрузили 30 танков с крайне сомнительными боевыми качествами.
В бой хоть куда-нибудь
Первоначально Pz.Kpfw.I Ausf.F определили в весьма специфичную, но все же хоть как-то подходящую для его первоначальных задач часть. 30 мая 1942 года был сформирован 66-й танковый батальон особого назначения. Предназначалось это подразделение для вполне конкретной задачи – штурма Мальты, который планировался под названием «Операция Геркулес». Пять Pz.Kpfw.I Ausf.F вошли в состав 1-й танковой роты, куда также попали пять Pz.Kpfw.II Ausf.J и двенадцать Pz.Kpfw.IV в тропическом исполнении. Командовал ротой обер-лейтенант Бетке. Вторая рота 66-го батальона получилась еще более экзотической: туда попали трофейные КВ-1, КВ-2 и Т-34.
Батальону, впрочем, так и не пришлось штурмовать Мальту – в июне операцию «Геркулес» отменили. Это стало лишь началом злоключений батальона.
27 июля было принято решение разделить 66-й танковый батальон пополам. Его 1-я рота отправилась под Ленинград, причем не куда-нибудь, а в район Мги, местность болотистую и, мягко говоря, не особо подходящую для этих танков. Роту подчинили 12-й танковой дивизии, при этом число Pz.Kpfw.I Ausf.F в ней выросло до 7. На месте машины получили двухцветный камуфляж. Долго сидеть без дела батальону не пришлось – в конце августа 1942 года началась Синявинская операция.
К 10 сентября, когда состоялся боевой дебют Pz.Kpfw.I Ausf.F, шесть из семи машин были в исправном состоянии. В тот день танки пошли в атаку на Тортолово, и финал боя оказался совсем не таким, каким представлялся немецкому командованию. Бетке был смертельно ранен и умер 12 числа. Из принимавших участие в бою Pz.Kpfw.I Ausf.F два было уничтожено, а два застряло в болоте. К 24 сентября один танк удалось эвакуировать. Два дня спустя еще одну машину немцы потеряли на марше. Позже один танк пришлось отправить на ремонт.
Нельзя сказать, что Pz.Kpfw.I Ausf.F оказался совсем бесполезным: благодаря широким крепким гусеницам и толстому днищу этот танк порой изображал из себя минный трал. 2 октября 1942 года роту окончательно включили в состав 12-й танковой дивизии, где она стала 8-й ротой 29-го танкового полка. По состоянию на декабрь 1942 года пять Pz.Kpfw.I Ausf.F этого подразделения все еще находились в рабочем состоянии. 23 января в полк прибыло еще пять таких машин. В феврале три танка оказались потеряны в бою, еще два были списаны в апреле 1943 года. По состоянию на май четыре танка входили в состав штаба 2-го батальона, еще одна оставалась в составе 8-й роты. Последнее упоминание об этих машинах датировано 10 июля.
Следующей частью, которая получила Pz.Kpfw.I Ausf.F, стал 2-й батальон 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии. Туда попало восемь танков этого типа, а также два Pz.Kpfw.I Ausf.C, сочетание весьма сомнительное. Впрочем, на тот момент 1-я танковая дивизия находилась в оккупированной Греции, так что боевых действий с ее участием не намечалось. К ноябрю дивизия оказалась под Киевом, где ей пришлось столкнуться с частями советской 3-й гвардейской танковой армии. Здесь броня Pz.Kpfw.I Ausf. F не особо помогла: к 20 ноября только один танк оставался в рабочем состоянии. Позже один танк удалось вернуть в работу, а один сгорел. С фронта машины вывели в промежутке между 10 и 21 декабря, под конец года в 1-м танковом полку остался один Pz.Kpfw.I Ausf.F.
Еще шесть танков данного типа оказались в 221-й танковой роте, которая, подобно 66-му танковому батальону, имела весьма разношерстный состав. Летом 1943 года эти танки использовались в контрпартизанских операциях на территории Белоруссии. По состоянию на 11 марта 1944 года рота все еще имела в своем составе 5 танков Pz.Kpfw.I Ausf.F, из них 4 в рабочем состоянии. Вероятнее всего, именно один из этих танков ныне находится в экспозиции музея возле замка Калемегдан, что в Белграде.
К карателям попали и остальные Pz.Kpfw.I Ausf.F. 17 мая 1943 года пять этих танков (часть из них – отремонтированные, из других подразделений) оказалось во 2-й полицейской танковой роте. Там они заменили трофейные Panzerkampfwagen 35R (f). Роту прикомандировали к 4-му полицейскому полку СС, который с августа 1943 года действовал на территории Белоруссии. По состоянию на июнь 1944 года полк и танковая рота находились в полосе действия 4-й армии. Здесь каратели разделили судьбу остальной группировки, попав под удар частей 1-го Прибалтийского фронта. Остатки 2-й танковой роты прибыли в августе 1944 года в Вену.
Среди оставленной 2-й полицейской танковой ротой матчасти оказался и Pz.Kpfw.I Ausf.F с серийным номером 150 329, выпущенный в ноябре 1942 года. Согласно документам, он прибыл на НИП ГБТУ КА в конце лета 1944 года. Интересно, что в документах он обозначается как «танк Медведь». Это название он получил благодаря тому, что на лбу и корме корпуса красовалась полковая эмблема в виде медведя. Испытаний танка не проводилось, дело ограничилось техническим описанием машины.
Позже, осенью 1945 года, танк все же привлек снимание специалистов полигона. Дело в том, что его ходовая часть была достаточно специфичной, а на полигоне шла работа по изучению торсионной подвески танков разного типа. Так подвеска этого танка попала в научную работу по торсионным подвескам, к которой прилагался альбом чертежей.
Как можно заметить, единственным задачей, с которой более-менее справлялись Pz.Kpfw.I Ausf.F, оказалось участие в контрпартизанских операциях. Этому способствовала мощная броня и крепкая ходовая часть, хорошо «державшая» мины. Но создавали Pz.Kpfw.I Ausf.F совсем для других задач. К тому моменту, когда этот танк попал на фронт, его эффективность на нормальном поле боя приближалась к нулевой.
Здесь можно, конечно, вспомнить схожий британский Infantry Tank Mk.I, но его концепция родилась в середине 30-х годов. А немецкий «легкий танк тяжелого бронирования» даже проектировался во время, когда уже было ясно, что чисто пулеметные танки не нужны. Кроме того, совершенно непонятно, что бы делали эти машины с укреплениями, которые они должны были штурмовать. Таким образом, Pz.Kpfw.I Ausf.F можно назвать вполне неплохим по конструкции танком, разработанным по бездарному техническому заданию.
Источники:
- Материалы NARA
- Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы из фотоархива автора
Комментарии к данной статье отключены.