• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 04 December '19
      Warspot о наградах: бомбардировщик-истребитель
    • 03 December '19
      «Мюнстерланд»: трудная мишень
    • 03 December '19
      «Отвага вашего корабля вдохновляла всех нас»
    • 29 November '19
      «Росток», не пробивший асфальт
    • 28 November '19
      «Не привил к себе любви и уважения расчёта…»
    • 28 November '19
      Бей своих: тест Warspot
    • 26 November '19
      Когда фатерланд слишком далеко
    • 25 November '19
      Чужеземцы в римской армии
    • 25 November '19
      Альтернатива с кормовым расположением
    • 22 November '19
      B-52: «морщины» от старости?
    • 22 November '19
      Warspot про кино: «Мидуэй» и последнее предупреждение Роланду Эммериху
    • 21 November '19
      Кухня «Оверлорда»
    69

    Средний танк в первом приближении

    • танки
    • СССР
    • Германия
    • интербеллум
    Юрий Пашолок
    12 January '18

    Немецкое танкостроение в глазах неискушённого читателя выглядит чем-то вроде чёртика из табакерки. Может показаться, что спустя полтора десятилетия после окончания Первой мировой войны немецкая промышленность вдруг ожила и сразу выдала первоклассные образцы бронетанковой техники. Чудес не бывает: помимо немецких инженеров-конструкторов вроде Фольмера и Меркера, работавших за рубежом, в Германии имелась и собственная танковая программа. Она развивалась в тайне, а её результатом стало появление танков весьма чудной конструкции. Одной из таких машин стал Großtraktor, средний танк, который стал олицетворением немецкого танкостроения 20-х годов прошлого века. Он оказался первым шагом на пути к созданию Pz.Kpfw.IV — самого массового немецкого танка Второй мировой войны.

    Средний танк как приоритет

    Окончание Первой мировой войны сопровождалось настоящим крахом немецкой танковой промышленности. Дело даже не в том, что условия Версальского договора прямо запрещали Германии разрабатывать и производить танки, а также другую бронетанковую технику. Немецкое командование само приложило немалые усилия для победы над собственным танкостроением. Как-то иначе сложно охарактеризовать то, что происходило с этой отраслью германской промышленности ближе к концу 1918 года.

    ​Модель Armeewagen 20 разработки Krupp. Башня и корпус в исходной конфигурации - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Модель Armeewagen 20 разработки Krupp. Башня и корпус в исходной конфигурации

    Попытки Йозефа Фольмера вернуть работы в нормальное русло удались лишь отчасти. Налаживание производства лёгкого танка LK-II шло с большим трудом и сопровождалось противодействием со стороны немецких военных. Некоторые из них всё ещё продолжали грезить о стальных монстрах вроде 120-тонного K-Wagen. Можно смело говорить о том, что немецкие генералы расписались в собственной безграмотности и высочайшем уровне некомпетентности. При таких «успехах» не стоит удивляться тому, что начинать работы в конце концов пришлось с чистого листа.

    Началу работ над новым немецким танком предшествовало внимательное изучение развития танкостроения за рубежом. Стало ясно, что немецкое танкостроение сильно отставало в развитии. Особенно это касалось средних и тяжёлых танков. Пока немцы пытались приспособить к своим нуждам английские разработки, те их отправили на свалку истории.

    Идея «огненного ежа» оказалась тупиковой, первыми к такому решению пришли французы. В результате у них появился FCM 2C, лучший тяжёлый танк Первой мировой войны, правда, на неё опоздавший. Машина оказалась этапной, и именно на неё немцы и обратили внимание. Концепцию танка, имевшего орудийную и пулемётную башни, немецкие военные взяли за основу при разработке спецификации на собственный танк. При этом от машины тяжёлого класса они отказались. Она была бы слишком дорогой, да и урок с организацией производства A7V, которые были выпущены тиражом всего в 20 штук, немцы усвоили. Не оказалось поначалу в немецких планах и лёгкого танка. В признании средней весовой категории оптимальной немцы оказались не одинокими: у англичан в 20-е годы танкостроение достигло наибольших успехов именно в среднем классе. Некоторые пункты немецкой спецификации на средний танк явно имели английские корни.

    ​Такой башня Krupp стала по итогам перепроектирования. Тем не менее на танках разработки Daimler-Benz и Rheinmetall ставились башни старой конструкции - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Такой башня Krupp стала по итогам перепроектирования. Тем не менее на танках разработки Daimler-Benz и Rheinmetall ставились башни старой конструкции

    Первая спецификация на средний танк, получивший обозначение Armeewagen 20, была подготовлена в мае 1925 года. Согласно ей, боевая масса машины должна была составлять 16 тонн, максимальная скорость — 40 км/ч, а дальность хода — 100 километров. Танк должен был иметь длину 6 м, ширину — 2,6 м, а полную высоту — 2,35 метра. Броня толщиной в 14 мм должна была защищать Armeewagen 20 от пуль винтовочного калибра. Экипаж должен был состоять из 6 человек, включая радиста. В качестве вооружения предполагалось использовать 2 пулемёта и одно 75-мм орудие.

    Интересно выглядит требование сделать корпус водоизмещающим. Да, немецкий средний танк с самого начала задумывался плавающим! Появилось это требование не на пустом месте: немецкие военные внимательно следили за разработкой английского Medium Tank Mk.D. Эта машина стала первым танком-амфибией, правда, плавал он очень плохо. От внимания немцев не ускользнуло и то, что похожий танк проектировали и в США — и это не считая амфибий Кристи.

    ​20-калиберная танковая пушка, которой вооружались опытные немецкие средние танки - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    20-калиберная танковая пушка, которой вооружались опытные немецкие средние танки

    Проектные работы по Armeewagen 20 (или A.W.20) начались в недрах концерна Krupp. Возглавил их Эрих Мюллер (Erich Müller), главный конструктор концерна по вооружениям. Мюллер известен как создатель целого ряда орудийных систем, на то время назначение руководителем работ над танками конструктора-артиллериста было нормальной практикой. Непосредственно A.W.20 занимался коллектив во главе с Георгом Хагеллохом (Georg Hagelloch) и Эрихом Вольфёртом (Erich Wölfert). У них уже был опыт проектирования лёгкого танка Kleiner Sturmwagen, который в своё время конкурировал с LK-II.

    Помимо создания общей концепции танка, в задачу Krupp входила и разработка 75-мм орудия для него. За основу было взято проектировавшееся горное орудие с длиной ствола 20 калибров. Со спаренным пулемётом его устанавливали в двухместной башне, имевшей, согласно требованиям, по возможности наименьшие размеры.

    Решение использовать короткоствольное орудие было не случайным. Да, оно проигрывало по начальной скорости снарядам французской пушки Canon de 75 Mle.1897, зато получалось более компактным. Соответственно, и размеры башни могли быть меньшими. Для танка с боевой массой 15-16 тонн это было очень важно. Кроме того, по осколочно-фугасному действию оба орудия оказались примерно равными. Да и противотанковые возможности немецкой танковой пушки были вполне удовлетворительными, ведь в 20-е годы редкий танк имел толщину брони больше 20-25 мм.

    Конкурс на троих

    1 марта 1927 года концерн Krupp представил первые эскизные наработки по проекту A.W.20. К тому времени разработка велась уже на конкурсной основе. Памятуя о том, что танковая монополия в Первую мировую привела к печальным последствиям, 6-й отдел Департамента вооружений предложил работу над проектом ещё двум компаниям — Daimler-Benz и Rheinmetall. К слову, примерно в это же время в 6-м отделе начал работать Генрих Книпкамп, позже ставший одним из ключевых разработчиков немецких танков.

    ​Планетарная коробка передач, которая ставилась на танк Daimler-Benz - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Планетарная коробка передач, которая ставилась на танк Daimler-Benz

    Несмотря на то, что у Krupp появились конкуренты, именно в Эссене поначалу находился центр разработки среднего танка. 19 марта была подготовлена спецификация на башню и вооружение в ней. Полная масса башни вместе с орудием должна была составить 1660 кг, из которых на орудие приходилось 550 кг. Орудийная установка обеспечивала внушительные углы вертикальной наводки — от −12 до +60 градусов. Чтобы обеспечить большие углы склонения, в крыше башни был предусмотрен специальный выступ. Башню оборудовали электроприводом, который позволял выполнить полный оборот за 30-75 секунд. Без привода полный оборот башни занимал 120 секунд. В бортах башни предусматривались большие люки, такая схема впоследствии стала для башен немецких средних танков типовой.

    Танк должен был иметь и кормовую башню, вооружённую пулемётом с большим максимальным углом возвышения. Эта башня должна была играть роль зенитной. К 25 марта был подготовлен деревянный макет A.W.20, после демонстрации которого приняли окончательное решение о запуске работ. 30 марта с Krupp заключили контракт на разработку и постройку двух танков.

    ​Общая схема моторно-трансмиссионной группы Gr.Tr.DB. Как можно заметить, простых решений коллектив Фердинанда Порше не искал - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Общая схема моторно-трансмиссионной группы Gr.Tr.DB. Как можно заметить, простых решений коллектив Фердинанда Порше не искал

    Конкурентная борьба началась ещё до постройки опытных образцов. Концерн Krupp оказался вторым предприятием, с которым военные подписали контракт. Первым 26 марта 1927 года был подписан контракт с Daimler-Benz. Главным конструктором A.W.20 на Daimler-Benz стал Фердинанд Порше, вместе с которым разработкой руководил Рудольф Мертц. Поскольку башни танка уже проектировались Krupp, на откуп Daimler-Benz было отдано только шасси.

    Контракт на изготовление двух танков чуть позже был подписан и с Rheinmetall. В Дюссельдорфе работы возглавил Генрих Ромберг, главный конструктор Rheinmetall по артиллерийским системам и военной технике. В отличие от «артиллериста» Мюллера, Ромберг к танкостроению имел самое прямое отношение. Также работами по шасси здесь занимались конструкторы Артур Гауниц и Георг Энгель. Кроме собственно разработки, Rheinmetall достался и контракт на сборку танков.

    ​Сборка танка Daimler-Benz на заводе Rheinmetall в Унтерлюсе. Хорошо видна конструкция ходовой части - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Сборка танка Daimler-Benz на заводе Rheinmetall в Унтерлюсе. Хорошо видна конструкция ходовой части

    Фирма Daimler-Benz участвовала в конкурсе совсем не случайно. Именно на заводе Daimler-Motoren-Gesellschaft в пригороде Берлина собирались германские танки периода Первой мировой войны A7V. Позже этот завод стал называться Daimler-Benz Werk 40. Хотя шасси разрабатывалось по спецификациям, которые готовились совместно с Krupp, оно довольно сильно отличалось от шасси конкурентов. Прежде всего, другими были внутренние агрегаты. В качестве силовой установки предполагалось использовать рядный 6-цилиндровый авиационный двигатель Daimler-Benz D IV b. Этот мотор объёмом 31,2 литра и мощностью 260 лошадиных сил был разработан ещё в годы Первой мировой войны и предназначался для использования на тяжёлых самолётах. Мотор оказался самым тяжёлым из предлагавшихся для оснащения нового танка — 604 килограмма, для его запуска имелся вспомогательный мотор.

    В паре с мотором работала громоздкая планетарная коробка передач с преселектором (суммарно 6 скоростей вперёд и 2 назад), располагавшаяся слева от двигателя. КПП и двигатель соединялись зубчатой передачей, сцепления в данной системе не было. Также на A.W.20 разработки Daimler-Benz использовался планетарный механизм поворота. Переключение скоростей происходило специальным рычагом на рулевом колесе. Для упрощения работы переключение скоростей и поворотные механизмы оснащались гидравлическим приводом с маслом в качестве рабочей жидкости.

    ​Подвеска танка, как показали испытания, оказалась слабоватой - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Подвеска танка, как показали испытания, оказалась слабоватой

    Как можно заметить, простотой конструкция моторно-трансмиссионной группы не отличалась. Тем занятнее выглядит привод на ведущие колёса. Осуществлялся он через зубчатые колёса, соединявшиеся с ведущими колёсами с внешней стороны. Также имелся привод на два гребных винта, в случае необходимости крепившихся на кормовом листе корпуса. Гребные винты могли поворачиваться, обеспечивая манёвренность танка на воде.

    Корпус машины вполне соответствовал требованиям военных. В связи с тем, что танк предполагался плавающим, его нижний лобовой лист был довольно сильно задран вверх. Такое решение было плюсом и при преодолении больших вертикальных препятствий. Впереди располагались механик-водитель, радист и командир, который стрелял из курсового пулемёта. Механик-водитель и командир танка имели большие люки, фактически представлявшие собой откидные смотровые башенки. За отделением управления располагалось боевое отделение с двухместной башней. Пулемётная башня находилась в корме корпуса, причём кормовому стрелку обеспечивались далеко не самые лучшие условия: его «соседями» были элементы трансмиссии.

    ​Достроенный танк перед отправкой с завода. В реальности эти машины ездили на испытаниях баз башен. Обратите внимание на угол вертикальной наводки кормового пулемёта — его планировалось использовать как зенитный - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Достроенный танк перед отправкой с завода. В реальности эти машины ездили на испытаниях баз башен. Обратите внимание на угол вертикальной наводки кормового пулемёта — его планировалось использовать как зенитный

    В отличие от моторно-трансмиссионной группы, конструкция ходовой части особыми изысками не отличалась. Ведущее колесо и ленивец соединялись с лентами посредством цевочного зацепления, с внешней стороны они защищались фальшбортами. С каждого борта находилось по 16 опорных и 3 поддерживающих катка малого диаметра. Опорные катки группировались в тележки с рессорной подвеской. 4 передних опорных катка устанавливались под углом, что облегчало преодоление вертикальных препятствий. Элементы подвески прикрывались съёмными экранами. Получилась достаточно простая подвеска, которая отличалась относительной простотой обслуживания. На танке использовались штампованные траки.

    ​Этот снимок сделан уже после испытаний в СССР - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Этот снимок сделан уже после испытаний в СССР

    На шасси Krupp также применялся авиационный двигатель — BMW Va мощностью 250 лошадиных сил при 1400 об/мин. Объём 6-цилиндрового мотора оказался куда скромнее (22,9 литра), как и масса (317 кг). Но и у этой машины моторно-трансмиссионная группа получилась отнюдь не простой. Весьма массивная 6-скоростная коробка передач оснащалась пневматическим приводом. В отличие от танка Daimler-Benz, здесь КПП находилась справа от двигателя и соединялась с ним весьма хитрым приводом с многодисковым сцеплением. Механизм поворота тоже был планетарным, но при этом использовались ленточные тормоза с ручным приводом.

    ​Схема моторно-трансмиссионной группы A.W.20 разработки Krupp - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Схема моторно-трансмиссионной группы A.W.20 разработки Krupp

    Ходовая часть оказалась более сложной. В отличие от разработки Daimler-Benz, зацепление гусеничной ленты было не цевочным, а гребневым. Сами траки были изготовлены из прессованной резины.

    Весьма сложной оказалась подвеска. Из 17 парных опорных катков 12 были сблокированы в весьма необычную конструкцию: катки по два блокировались в тележку, имевшую свечную подвеску. Тележки по 3 системой «коромысел» объединялись в один узел. Для смягчения ударов спереди разместили с каждого борта 3 дополнительных парных опорных катка с пружинной подвеской, из них 2 также сгруппировали в тележку. Ещё одна обособленная пара катков находилась сзади, и, наконец, перед ведущим колесом находилась пара жёстких катков. Получилась довольно громоздкая, но хорошо работающая конструкция. Для защиты от вражеских пуль и осколков элементы ходовой части прикрывались съёмными экранами.

    ​На этой схеме видно, как на танках должны были устанавливаться гребные винты. В реальности эти машины на плаву не испытывались - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    На этой схеме видно, как на танках должны были устанавливаться гребные винты. В реальности эти машины на плаву не испытывались

    Конструкторы Krupp изменили как орудийную установку, так и башню. Благодаря переделке орудийной установки удалось убрать выступ с крыши башни. Небольшой переделке подверглась и пулемётная башня. Интересно, что обновление коснулось только машин разработки Krupp. Daimler-Benz и Rheinmetall использовали прежние конструкции обеих башен.

    ​Схема ходовой части и внутреннего размещения агрегатов внутри A.W.20 Rheinmetall. Здесь также можно увидеть расположение гребных винтов - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Схема ходовой части и внутреннего размещения агрегатов внутри A.W.20 Rheinmetall. Здесь также можно увидеть расположение гребных винтов

    Как и конструкторы Krupp, инженеры Rheinmetall использовали двигатель BMW Va. КПП находилась справа от двигателя, но в Дюссельдорфе обошлись однодисковым сцеплением. 8-скоростная коробка передач имела электрический привод. Интересно выглядел и двойной дифференциал с цепным вариатором. Необычная система получилась довольно компактной и не настолько сложной, как у конкурентов.

    ​Схема моторно-трансмиссионной группы танка Rheinmetall. Здесь также не искали лёгких путей, но работала эта система надёжнее остальных конструкций - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Схема моторно-трансмиссионной группы танка Rheinmetall. Здесь также не искали лёгких путей, но работала эта система надёжнее остальных конструкций

    Не самой простой оказалась и ходовая часть детища Rheinmetall. Ведущее колесо и ленивцы имели цевочное зацепление гусениц, при этом зубья располагались по центру катков. Конструкторы из Дюссельдорфа решили использовать литые траки с резиновыми подушками. С каждого борта танка имелось по 19 парных опорных и 3 поддерживающих катка. 16 опорных катков с каждого борта были сгруппированы в тележки по 4 катка в каждой. Чтобы не цепляться за днище корпуса, каждая такая тележка имела по 2 ролика. Тележки находились на гидравлической подвеске, причём каждая пара тележек соединялась трубопроводами с другой парой. Для смягчения ударов при преодолении вертикальных препятствий спереди имелось 2 пары опорных катков на пружинной подвеске, а сзади — ещё 1 пара, которая жёстко крепилась к корпусу. Подвеска получилась непростая, но компактная, благодаря чему удалось более рационально использовать внутренние объёмы корпуса. Кроме того, в корпусе удалось разместить эвакуационные люки.

    ​Управляемые гребные винты испытывались только на Großtraktor, созданном Rheinmetall. Первое же испытание в Казани закончилось трагедией - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Управляемые гребные винты испытывались только на Großtraktor, созданном Rheinmetall. Первое же испытание в Казани закончилось трагедией

    Сборка опытных образцов A.W.20 началась в январе 1928 года на заводе Rheinmetall в Унтерлюсе. Сборка происходила в обстановке строгой секретности, в апреле 1928 года в отношении нового танка стало использоваться другое обозначение — Großtraktor, (немецк. «большой трактор»). Изредка их называли шасси для экскаваторов, тем самым объясняя наличие погонов для башен. Обозначения Großtraktor I, Großtraktor II и Großtraktor III, встречающиеся в некоторых публикациях, на самом деле не использовались. Обычно модификации обозначались как Gr.Tr.Db, Gr.Tr.Kp и Gr.Tr.Rh. Танки Daimler-Benz получили номера 41 и 42, танки Krupp — 43 и 44, а Rheinmetall — 45 и 46. Окончательно шасси были готовы летом 1929 года. Их ждала долгая дорога на восток.

    Неравный обмен

    О том, что происходило с Großtraktor дальше, до сих пор идут споры. Встречается утверждение, что «немецкий меч ковался на Востоке», поскольку, мол, СССР активно участвовал в вооружении Германии. На самом же деле, предоставив немецким военным возможность испытывать свои танки вдали от посторонних глаз, советское руководство помогало прежде всего себе. Сотрудничество с Германией в военной сфере дало СССР доступы к самым современным технологиям того времени, причём практически безвозмездно. Скорее, это советский меч ковался на немецкой наковальне. Впрочем, обо всём по порядку.

    ​G.Tr.Rh с номером 46 оказался единственным танком, на который во время испытаний в СССР была поставлена башня - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    G.Tr.Rh с номером 46 оказался единственным танком, на который во время испытаний в СССР была поставлена башня

    Военное сотрудничество между СССР и Германией началось ещё в 1924 году. В 1926 году был поднят вопрос предоставления немецкой стороне полигона для обкатки новых образцов военной техники. Договор об организации танковой школы был подписан 3 декабря 1926 года в Москве, причём основная часть расходов легла на немецкую сторону. Хотя задачей школы было обучение немецких танкистов, учились в ней и советские танкисты, среди которых, конечно же совершенно случайно, нередко оказывались и инженеры-конструкторы. С августа 1928 года школа называлась ТЕКО (Технические курсы Осоавиахима), но немцы чаще всего называли полигон, организованный под Казанью, Kama.

    ​Вариатор стал первой деталью, от которой избавились в танке Rheinmetall - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Вариатор стал первой деталью, от которой избавились в танке Rheinmetall

    Все шесть «больших тракторов» (в русскоязычной переписке их называли Б.тр) прибыли на территорию ТЕКО в сентябре 1929 года. Все танки, кроме G.Tr.Rh с номером 46, не имели к тому моменту башен. Насколько сырыми оказались немецкие машины, свидетельствуют данные о том, какое расстояние они прошли за остаток 1929 года. Танки Daimler-Benz вообще не ездили, машины Krupp преодолели 3 (одна) и 60 (вторая) километров, а машины Rheinmetall — 52 и 81 километр. Практически сразу выяснилось, что конструкция танков требует массу переделок.

    Как видно из данных по пробегу, наиболее сложной оказалась ситуация с танками Daimler-Benz. У них имелись большие проблемы с гусеничными лентами, склонными к сбросу, — причём проблема была связана не только с гусеницами, но и с ведущими колёсами и ленивцами. Обнаружились серьёзные проблемы с охлаждением двигателя.

    Хватало проблем и у танков Krupp. Компрессор для получения сжатого воздуха оказался слишком мал, что привело к проблемам как с КПП, так и с запуском двигателя (у танков Krupp и Rheinmetall для этого использовался пневмопуск). Здесь также отмечались проблемы с охлаждением.

    Меньше всего проблем оказалось с Gr.Tr.Rh, но и там их хватало. Использование вариатора оказалось неудачной идеей, испытатели пришли к выводу, что механизм управления надо переделывать. Не понравился им и пневмопуск, плохо работавший в холодную погоду.

    ​Новые траки, которые были поставлены на один из Großtraktor разработки Daimler-Benz. Помогло это, впрочем, не сильно - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Новые траки, которые были поставлены на один из Großtraktor разработки Daimler-Benz. Помогло это, впрочем, не сильно

    Апофеозом неудач для машин Rheinmetall стала первая попытка преодолеть водоём. 30 октября из-за неправильных действий механика-водителя танк при движении задним ходом утонул. С ним утонул и инженер компании Rheinmetal Керрес, который отвечал за работу танков. Машину вытащили из воды и отправили на ремонт. Это был первый и последний такой опыт. Даже без учёта неверных действий механика-водителя было ясно, что машины слишком перегружены для плавания. Танки Rheinmetall и Daimler-Benz имели боевую массу 16 тонн, а машина Krupp — 16,4 тонны. Даже без башен Gr.Tr.Rh. погружался в воду слишком глубоко, рискуя зачерпнуть воды. В дальнейшем гребные винты со всех танков демонтировали, хотя и ходили разговоры о том, чтобы испытать понтоны для придания плавучести танкам.

    ​Großtraktor Krupp по прибытии из СССР. По состоянию краски на корпусе и башнях видно, что они хранились в разных местах. Также обращает на себя внимание изменённая ходовая часть - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Großtraktor Krupp по прибытии из СССР. По состоянию краски на корпусе и башнях видно, что они хранились в разных местах. Также обращает на себя внимание изменённая ходовая часть

    Зима-весна 1930 года прошли под знаком переделок. Правда, танкам Daimler-Benz они помогли не сильно. На них были установлены новые траки шириной 380 мм, оснащённые резиновыми подушками. Вот только испытания показали, что и новые траки ведут себя не очень хорошо. Особенно это касалось резиновых подушек, довольно быстро разрушавшихся. Второй проблемой оказались рессоры, на которые при поворотах действовала дополнительная нагрузка. Проблема с перегревом двигателя осталась даже после переделки системы охлаждения, лишь к концу 1930 года ситуацию удалось немного улучшить. За весь 1930 год танк №41 преодолел 25 километров, а танк №42 не ездил вообще. Поездки проходили на территории полигона, быстрее 8,1 км/ч танк не разгонялся.

    Правда, и у танка Krupp дела не заладились. Танк №43 не ездил вообще, а танк №44 проехал всего 10 километров, и тоже только по территории полигона. При этом, правда, была развита скорость 22,5 км/ч. Испытания показали, что немецкие гусеничные ленты имеют ряд недостатков, у всех без исключения танков отмечалась склонность к их сбрасыванию. В итоге это привело к появлению идеи переднего расположения трансмиссии, скопированного с британского транспортёра Carden-Loyd и впервые применённого немцами на La.S. Вот только дело было далеко не в одном приводе. Достаточно посмотреть на конструкцию ведущих колёс всех Großtraktor, чтобы понять, что проблема заключалась в неудачной системе зацепления. Кроме того, траки на всех танках быстро изнашивались. Лучше всего дела обстояли на средних танках Rheinmetall: танк №45 (который утонул) весь 1930 год не ездил, зато танк №46 преодолел 215 километров. Это был единственный из Großtraktor, который покидал территорию полигона. Его максимальная скорость достигала 22 км/ч.

    Ходовую часть танка в связи с имевшимися к ней претензиями модернизировали. Количество опорных катков сократилось до 16 на борт.

    Много претензий было и к работе коробки передач. Для того, чтобы переключиться на другую передачу, приходилось останавливать танк. Явно назрела серьёзная переделка трансмиссии.

    ​Эскиз Gr.Tr.Rh. с модифицированной ходовой частью - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Эскиз Gr.Tr.Rh. с модифицированной ходовой частью

    В ходе испытаний 1931 года окончательно определился аутсайдер программы Großtraktor. Им стал танк Daimler-Benz. Стало понятно, что конструкция его трансмиссии безнадёжна. Танк №41 проехал всего 31 километр, развивая при этом скорость не более 13 км/ч. Связано это было с тем, что передвигаться машина могла только на 1-й – 3-й передачах. Поднимался вопрос об использовании коробки передач от тяжёлых грузовиков, но на эту идею, похоже, махнули рукой. Испытания танков Daimler-Benz на этом закончились окончательно.

    Ситуация с танками Krupp была непростой, но всё же не настолько безнадёжной. За 1931 год танк №43 прошел 32,5 километра, а танк №44 – 39,1 километр, при этом они развили максимальную скорость 35 и 38 км/ч соответственно. Проблема с пневматическим переключением коробки передач никуда не делась. Имели место неприятности с системой охлаждения. Кроме того, продолжались проблемы с резино-металлическими гусеницами. В качестве эксперимента с них удалили каждую вторую резиновую подушку, но это особо не помогло. На одном из танков Krupp была немного переделана подвеска.

    Явными фаворитами оставались танки разработки Rheinmetall. Они оказались немного медленнее танков Krupp: машина №45 разгонялась до 30 км/ч, а №46 до 35,5 км/ч. Зато танк №45 преодолел 215 километров, а танк №46 — 181 километр. При этом танк №46 оставался единственным, имевшим башню. Правда, испытания вооружения всё равно почти не проводились. Машины Rheinmetall показали явное превосходство, прежде всего по надёжности. В частности, высокую надёжность продемонстрировала 5-скоростная коробка передач ZF Aphon SFG 280, установленная на одном из танков. Кроме того, на одну из машин поставили новые цельнометаллические гусеничные ленты с пальцевыми подшипниками. Они показали себя гораздо лучше штатной гусеницы. Также в очередной раз была немного переделана подвеска.

    О том, что танки Rheinmetall явно вырвались вперёд, говорит тот факт, что они оказались единственными, которые испытывались на бездорожье. Машина №46 смогла преодолеть ров длиной 3,14 метра, максимальный угол преодолённого подъёма достигал 29 градусов.

    ​На этом танке испытывались траки нового типа. Траки Nb.Fz. ведут родословную как раз от них - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    На этом танке испытывались траки нового типа. Траки Nb.Fz. ведут родословную как раз от них

    Серьёзный прогресс по танкам Krupp начался в 1932 году. За это время танк №43 подвергся целому ряду изменений. На машину поставили коробку передач ZF Aphon SFG 280, поскольку дальнейшие работы по пневмоприводу явно зашли в тупик. Серьёзной переделке подверглась ходовая часть. Танк получил траки улучшенной конструкции, изменилось ведущее колесо, для упрощения доступа к ним были частично срезаны бортовые экраны. Результат не заставил себя долго ждать: за 1932 года танк №43 преодолел 154 километра, пройдя больше, чем обе машины этого типа за всё время до того.

    Конструкторы Rheinmetall в это время тоже не стояли на месте. В 1932 году танк №46 вновь серьёзно переделали. Теперь число опорных катков сократилось до 14, из них 12 катков группировались в тележки по 2 катка в каждой. Вместо пневматической подвески использовалась пружинная. Эта ходовая показала себя явно лучше предыдущей конструкции. За 1932 год танк №45 преодолел 230 километров, а №46 — 290 километров. Таким образом, даже танк №45 прошёл больше, чем все остальные танки конкурентов вместе взятые.

    ​Первые официальные учения немецких танкистов, 1935 год. Как можно заметить, танков Daimler-Benz среди матчасти нет - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Первые официальные учения немецких танкистов, 1935 год. Как можно заметить, танков Daimler-Benz среди матчасти нет

    История испытаний Großtraktor фактически закончилась 12 октября 1932 года. В этот день генерал Освальд Лутц, отвечавший за вопросы моторизации Рейхсвера, сделал однозначный выбор в пользу танков Rheinmetall. Впрочем, сам по себе Großtraktor уже не устраивал немецкое руководство. Идея плавающего среднего танка была забракована. Вместо него началась разработка машины, поначалу называвшейся mittele Traktor. Что же касается Großtraktor, то в 1933 году все эти танки вернулись в Германию. После прихода к власти Гитлера работы на ТЕКО были свёрнуты.

    ​Финал боевой карьеры для Großtraktor Daimler-Benz. Эти машины отправились на покой первыми - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Финал боевой карьеры для Großtraktor Daimler-Benz. Эти машины отправились на покой первыми

    Как видно, заявления о том, что под Казанью ковался немецкий меч, слегка так преувеличены, о чём и свидетельствуют итоги испытаний Großtraktor. Немецкие средние танки оказались совершенно «сырыми». Полного цикла испытаний не прошёл ни один из немецких танков, радиостанции на них поставили только после возвращения в Германию. Полноценных испытаний вооружения тоже не проводилось. Mittele Traktor, который более известен как Nb.Fz., от своего предшественника почти ничего не унаследовал.

    ​Танк Krupp с номером 43 на учениях. Лето 1935 года - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Танк Krupp с номером 43 на учениях. Лето 1935 года

    Куда более существенными оказались дивиденды советской стороны. Всего через курсы ТЕКО прошло 65 советских граждан, причём двух командиров полков удалось в 1931 году направить на обучение в Берлин. С немецкими танками познакомилось 8 советских конструкторов, в числе которых оказался и С.А. Гинзбург. Стоит ли удивляться после этого, что на советском Т-28 использовалась подвеска от Großtraktor Krupp? Также у немецких танков была позаимствована и спаренная установка башенного вооружения.

    Некоторые элементы немецких танков можно заметить и на других советских танках. Например, у опытного Т-35 люки отделения управления были такими же. С Großtraktor были скопированы перископические прицелы, а также электрический привод башни. Повлияла на советские танки и конструкция сварных корпусов.

    Наконец, был в СССР и собственный Großtraktor. Разработка плавающего танка ПТ-1 стала результатом изучения немецких машин. Разумеется, этот танк получился сильно другим, но даже размещение командира в корпусе танка, а не в башне, было скопировано с немецкой машины. Сама история ПТ-1 началась с тактико-технических требований на «плавучий средний танк», составленных в июне 1930 года. Согласно первоначальным требованиям, его боевая масса должна была составить 20 тонн, а максимальная скорость — 30 км/ч. В качестве вооружения предполагалась 45-мм пушка (такая же, как на Т-24), а также 3 пулемёта по периметру башни. Подразумевалось и наличие зенитного пулемёта. Разумеется, после знакомства с танком Кристи изначальное задание было сильно переделано, но ряд элементов оттуда перекочевал на ПТ-1.

    ​Он же спустя короткое время. Как и в случае с танком Daimler-Benz, орудие с танка демонтировано - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Он же спустя короткое время. Как и в случае с танком Daimler-Benz, орудие с танка демонтировано

    Работы по теме Großtraktor продолжались в Германии до 1935 года включительно. Наибольшим переделкам подверглись танки Krupp, которые постоянно дорабатывались, особенно по ходовой части. На машины установили башни с вооружением, радиостанции и поручневые антенны. Модернизировались и танки Rheinmetall, но при этом танк №45 сохранил оригинальную ходовую часть. В таком виде машины участвовали в первых манёврах Вермахта в 1935 году, после чего их карьера подошла к концу. Откровенно сырые машины не особо годились даже на роль учебных танков.

    ​Дольше всех продержались танки Rheinmetall, но и они вскоре стали памятниками - Средний танк в первом приближении | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Дольше всех продержались танки Rheinmetall, но и они вскоре стали памятниками

    В последние годы жизни немецкие средние танки использовались как учебные пособия. Первыми отправились на покой машины Daimler-Benz, установленные в качестве памятников. Затем за ними отправились и остальные машины.


    Источники:

    1. Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997, ISBN 0-9648793-4-4
    2. PzKpfw IV and its Variants 1935-1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011, ISBN 978-0-7643-3756-7
    3. So lebten und arbeiteten wir 1929 bis 1933 in Kama, Klaus Müller, 1982
    4. Материалы NARA
    5. Материалы РГВА
    6. Материалы ЦГА СПб
    7. Фотоархив автора

    Юрий Пашолок

    Теория бронетанковых заблуждений: первые годы Великой Отечественной на Warspot.ru
    Теория бронетанковых заблуждений: первые годы Великой Отечественной
    Средний истребитель по-американски на Warspot.ru
    Средний истребитель по-американски
    Альтернатива с кормовым расположением на Warspot.ru
    Альтернатива с кормовым расположением
    Поделиться
    • 35
    • 100
    • 4
    • Статьи по теме
    • Комментарии (28)
    Танки в фокусе: МС-1 на Warspot.ru
    Танки в фокусе: МС-1
    Танковый прорыв у Богушевска на Warspot.ru
    Танковый прорыв у Богушевска
    «Зверобой» и «Зубр» против «Тигров» на Warspot.ru
    «Зверобой» и «Зубр» против «Тигров»
    «Шерманы», нацеленные на Вену на Warspot.ru
    «Шерманы», нацеленные на Вену
    • Статьи по теме
    • Комментарии (28)
    Неизвестный
    Егор Рыжий
    • 0
    Спасибо давно ждал статью про этот танк
    March 9, 2019 12:49pm | Ответить
    Дмитрий Дахно
    • -5
    Куда более существенными оказались дивиденды советской стороны.
    Элементы Т-28 и Т-35? Которые тоже оказались тупиковыми ветками? Охренительные дивиденты. При том, что немцы по этим проектам усвоили многие пункты, как делать не надо, и получили несколько удачных решений, ставших впоследствии стандартными (те же башни, например).
    За факты, как всегда, спасибо, но выводы из них откровенно странные.
    January 18, 2018 12:19pm | Ответить
    Юрий Пашолок Дмитрий Дахно
    • 6
    "Хихикнув"
    И с каких это пор Т-28 и Т-35 стали тупиковыми? Особенно Т-35. Если внимательно посмотреть эволюцию от Т-35 к СМК с почкованием от него КВ, можно увидеть много внезапного.
    January 18, 2018 12:34pm | Ответить
    Дмитрий Дахно Юрий Пашолок
    • -4
    Действительно внезапно. Что в конструкции КВ осталось от Т-35?
    January 18, 2018 12:38pm | Ответить
    Юрий Пашолок Дмитрий Дахно
    • 9
    Общая компоновка, форма отдельных частей корпуса, особенно лба и отчасти кормы, на самых ранних вариантах СМК еще и подвеска.
    Мне всегда нравятся люди, которые судят по изделию по его окончательному виду и в глаза не видели все этапы эволюции.
    С тем же успехом можно сказать, что и человек не от обезьяны произошел. То, что первоначальная замена Т-35 предполагалась пятибашенной, это тоже новость?
    January 18, 2018 12:46pm | Ответить
    Дмитрий Дахно Юрий Пашолок
    • -6
    Да, новость, но не вижу, что это меняет. В моём понимании "дивиденды" от танковой программы - это когда ты получаешь удачные решения и видишь, с какими неудачными не стоит возиться. В данном же случае налицо отсутсвие удачных элементов и повторение нескольких неудачных в советском исполнении. Хотя казалось бы - вы же видели, что у немцев оно работало хреново, зачем повторять?
    У человека от обезьяны, кстати, очень много чего полезного осталось. Прежде всего строение кисти, приспособленное к использованию дубины и клавиатуры.
    January 18, 2018 1:06pm | Ответить
    Юрий Пашолок Дмитрий Дахно
    • 8
    В моём понимании "дивиденды" от танковой программы - это когда ты получаешь удачные решения и видишь, с какими неудачными не стоит возиться.
    Для своего времени подвеска Круппа была вполне удачной и успешно выдержала двукратный рост массы. Кстати, подвеска Т-35 также имеет немецкие корни. На тот момент крупповская подвеска на Т-28 являлась наиболее надежной подвеской, а Т-28 с ней был наиболее стабильной огневой платформой. Проблемы начались тогда, когда решили поднять планку скорости. А к быстрому (30-40 км/ч) передвижению по бездорожью она и не была приспособлена. Что и не удивительно.
    January 18, 2018 1:20pm | Ответить
    Олег Иванов
    • 2
    Спасибо за статью.

    ==В итоге это привело к появлению идеи переднего расположения трансмиссии, скопированного с британского транспортёра Carden-Loyd и впервые применённого немцами на La.S.

    А почему все таки они взяли схему с передним расположением трансмиссии?

    ==Повлияла на советские танки и конструкция сварных корпусов.

    Как именно?
    January 13, 2018 4:53pm | Ответить
    павел якушевич
    • 1
    Спасибо, за интересный и долгожданный материал, коль речь в комментариях зашла о Т-39 - будет о нем что-либо?
    January 13, 2018 7:55am | Ответить
    Евгений Калинин
    • 1
    Юрий здравствуйте, извините что не по теме вопрос, но больше задать вам его негде: перевел с финского результат попадания нашего 76 мм снаряда из зенитки в финский Виккерс , дословно следующее: снаряд все таки был чувствительный(имеется в виду фугас скорее всего) не пробил брони, а попал в ведущее колесо и потерял черепаху, танк загорелся. Вопрос в том что это за черепаха(на фотографиях совет. Т 26 у ведущего колеса есть приблуда похожая на панцирь черепахи---она???), и второй вопрос от чего мог пыхнуть танк, если попадание пришлось спереди-слева или спереди-справа примерно угол 45.
    January 13, 2018 6:42am | Ответить
    Акакий Ананьев Евгений Калинин
    • 1
    может коробку передач разбил, там масло.
    January 18, 2018 11:36am | Ответить
    Барс Котович
    • 1
    Спасибо, весьма познавательно!
    Небольшая поправка в тексте не повредит - mittlere.
    mittele Traktor.
    January 12, 2018 5:28pm | Ответить
    Василий Благов
    • 1
    Много претензий было и к работе коробки передач. Для того, чтобы переключиться на другую передачу, приходилось останавливать танк. Явно назрела серьёзная переделка трансмиссии.
    Не очень понятно, для чего тогда была вообще нужна коробка передач. Останавливался только двигатель или весь танк?
    January 12, 2018 1:48pm | Ответить
    Rheinmetall_Borsig Василий Благов
    • 0
    Не надо представлять себе переключение передач на танке по аналогии с легковушкой, на танке разные передачи трансмиссии - это скорее разные режимы движения (по болоту/пашне/твёрдому грунту/шоссе).

    Тронуться и поехать танк как правило может на любой передаче из имеющихся, т.к. тяга движка ломовая, а передаточные числа в любом случае очень низкие по автомобильным меркам (исключение - шушпанцеры на маломощных автомобильных агрегатах, вот там мехвод страдал по полной; ну и, вероятно, очень уж скоростные машины, где реально нужны высшие передачи с достаточно малыми передаточными числами, чтобы не перекручивать движок; ни туда, ни туда Гроострахтур не относится, очевидно).

    Дело в том, что тяговый баланс танка похож на тяговый баланс не легкового автомобиля, где водителю каждый раз надо аккуратно отщёлкать последовательно все три-четыре передачи до высшей, а скорее тяжёлого грузовика с полным приводом. Но ещё больше в сторону увеличения передаточных чисел.

    Т.е. первые две-три передачи вообще только для тяжёлого бездорожья при полной загрузке, как первая с пониженной у внедорожника. Где-то с третьей начинаются передачи для более-менее постоянного использования при обычной эксплуатации. При этом эластичность двигателя такая, что на нормальном ровном участке твёрдого грунта можно просто включить чуть ли не высшую передачу, и так на ней и пилить от начала до конца. Благо и максималка-то не особо высока даже по меркам грузовиков (для Гросстрахтура всего 40 км/ч).

    Таким образом, то, что при переключении, скажем, с первой передачи (которая собственно нужна только для того, чтобы выбраться совсем уж из говняных говен) на вторую-третью (для нормального передвижения) нужно было останавливать танк, таким уж фатальным недостатком не было. Выбрались из говен - остановились - переключились на нужную передачу, пилим дальше. Нужно ехать побыстрее - снова остановились, подоткнули высшую, пилим дальше. Неудобство, но терпимое для тех лет.

    На первых серийных Т-34, ЕМНИП, это тоже было нормальным делом, из-за плохо работавшего главного фрикциона (сцепления).
    October 18, 2018 8:19pm | Ответить
    Дмитрий Зайцев Rheinmetall_Borsig
    • 2
    Таким образом, то, что при переключении, скажем, с первой передачи (которая собственно нужна только для того, чтобы выбраться совсем уж из говняных говен) на вторую-третью (для нормального передвижения) нужно было останавливать танк, таким уж фатальным недостатком не было
    Конкретно на Grosstraktor Daimler-Benz половина передач реализуется двухскоростным редуктором, из-за которого он и вынужден был останавливаться для переключения передач. Ещё раз, не низшей передачи, а половины передач. Это ставит крест на трансмиссии.
    Выбрались из говен - остановились - переключились на нужную передачу, пилим дальше. Нужно ехать побыстрее - снова остановились, подоткнули высшую, пилим дальше.
    Как раз это очень фатально. Танк - штука тяжёлая, лютые говна он может проскочить и по инерции, если сможет на ходу включить передачу пониже. После остановки не факт, что он вообще с места сдвинется. Поэтому советские военные так за планетарные КПП и топили: они хоть и сложнее, но позволяют переключать передачи без разрыва потока мощности. А вы прямо противоположное называете терпимым.
    July 15, 2019 7:02pm | Ответить
    Дмитрий Зайцев Rheinmetall_Borsig
    • 1
    На первых серийных Т-34, ЕМНИП, это тоже было нормальным делом, из-за плохо работавшего главного фрикциона (сцепления).
    На всех Т-34 без исключения плохо работает главный фрикцион. Где-то лучше, чем просто паршиво, где-то даже хуже.
    Тронуться и поехать танк как правило может на любой передаче из имеющихся
    У вас какие-то очень странные представления о танках, да и описание как-то сферовакуумное. Интересно, как вы будете стартовать на Тигре с восьмой передачи.
    а передаточные числа в любом случае очень низкие по автомобильным меркам
    Что значит, низкие? Сами по себе передаточные числа КПП мало что означают, важен их диапазон. Для точного подбора скоростей есть бортовые передачи, да и много что ещё. Практически у всех немецких танков диапазоны скоростей КПП по сравнению с автомобильными очень хорошие. Да и прямые передачи на танках немцы тоже очень любили.
    При этом эластичность двигателя такая
    Какого двигателя? Вы хотите сказать, что у М-17Т и HL 230 она одинаковая?
    July 15, 2019 6:58pm | Ответить
    Юрий Пашолок Василий Благов
    • 1
    Весь
    January 12, 2018 1:56pm | Ответить
    Василий Благов Юрий Пашолок
    • 0
    Спасибо!
    January 13, 2018 11:09am | Ответить
    Андрей Карчикян
    • 2
    Спасибо за статью!
    Я так понимаю, информация о том, что на танки устанавливалась пушка KwK L/24, а на танк разработки Daimler-Benz были планы поставить 105-мм гаубицу, является фейком?
    January 12, 2018 12:34pm | Ответить
    Дмитрий Дахно Андрей Карчикян
    • 1
    Она же появилась спустя несколько лет после закрытия программы, кто бы её туда ставил?
    January 18, 2018 12:22pm | Ответить
    Юрий Пашолок Андрей Карчикян
    • 2
    Да, так и есть
    January 12, 2018 12:38pm | Ответить
    Валерий Столов
    • 0
    Спасибо за статью. Юрий, чем же, на Ваш взгляд, можно объяснить практически полное пренебрежение немецких военных к танкам в период ПМВ?
    January 12, 2018 6:26am | Ответить
    Юрий Пашолок Валерий Столов
    • 7
    Та не пренебрежение, там острое желание изготовить железный капут. И непонимание, что рулят не супер-танки, а массированные применение чего попроще.
    January 12, 2018 6:28am | Ответить
    Алексей Лесин Юрий Пашолок
    • 7
    Погоня за "чудо-оружием" явно вредила Германии в обеих мировых войнах.
    January 12, 2018 11:28am | Ответить
    Валерий Столов Юрий Пашолок
    • 1
    Да, похоже на то. Так сказать, издержки высокотехнологичного мышления. При том, что и в других видах вооружений немцы в тот период допустили подобные же "ляпы". Например, не сумев создать по-настоящему массовый и легкий ручной пулемет и попытавшись компенсировать эту лакуну сразу переходом к пистолету-пулемету.
    Спасибо за ответ.
    January 12, 2018 6:32am | Ответить
    Дмитрий Дахно Валерий Столов
    • -3
    Очень странные утверждения. Немцы были первопроходцами и законодателями мод в классах ПП и штурмовых винтовок, которые по сей день сохраняют основные черты МП-18 и СтГ-44 соответственно.
    А то, что поначалу обосрались с танками, так это обычное дело. Для ПМВ идеалом оказался ФТ-17, компоновка которого до сих пор известна под именем "классическая", а все остальные (в том числе французские) конторы пытались городить вундервафли одна хтоничнее другой. Ну так история показала, кто был прав. Те же британские марки были немногим лучше А7В и в лидеры британцы выбились только после ПМВ. А к началу ВМВ снова просрали все полимеры.
    January 18, 2018 12:30pm | Ответить
    Алексей Ларионов Валерий Столов
    • 1
    Мне кажется, армия слишком смотрела на моряков, где балом правили линкоры, и думали, что на земле также - "Чем больше - тем лучше!"
    January 12, 2018 10:17am | Ответить
    Юрий Пашолок Алексей Ларионов
    • 7
    Отчасти да, стратегам мыслились сухопутные дредноуты в стиле рассказа Уэллса. Англичане тоже такие хотели изначально, но не смогли и сделали чего полегче и попроще. И они не одни такие. Доктрина РККА в конце 20-х - начале 30-х предусматривала машину типа FCM 2C. Т-39 не просто так появился. И они не одни такие.
    January 12, 2018 1:59pm | Ответить
    wargamming.net © 2014 — 2019 Warspot
    • Все авторы
    • Все теги
    • Правила
    • Как стать автором
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    • Карта сайта
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google