Немецкие танки первой половины XX века, как правило, ассоциируются в первую очередь с «Тиграми», «Пантерами», линейкой лёгких и средних танков (от Pz.Kpfw.I до Pz.Kpfw.IV), созданных в 30-е годы, а также первенцем немецкого танкостроения периода Первой мировой войны A7V. Между тем, деятельность немецких танкостроителей в 20-е годы остаётся малоизвестной, хотя в этот период было создано немало интересных конструкций. По ряду причин немецкие танкостроители были вынуждены работать за рубежом, тем не менее, в конце 20-х начались секретные разработки танков непосредственно в Германии. Одной из таких разработок стал танк Leichttraktor Rheinmetall.
Маленький и ещё меньше
Согласно Версальскому договору, Германии запрещалось разрабатывать и изготовлять новые образцы вооружения и военной техники, включая танки. Часть оставшихся не у дел инженеров покинула Германию и стала работать в других странах. Это во многом объясняет, почему немецкое танкостроение обошлось практически без всевозможных танковых кадавров, которых создавали в других государствах. Фактически за деньги иностранных заказчиков немецкими инженерами были созданы машины, многие из которых оказались тупиковыми путями развития. Тем не менее, вечно это продолжаться не могло, рано или поздно аналогичные разработки должны были начаться уже в Германии.
Первые зачатки возрождённого немецкого танкостроения появились в 1925 году. Разумеется, все работы проводились в обстановке секретности. Годом спустя на шасси коммерческих тракторов в Германии стали разрабатывать самоходные артиллерийские установки. Примерно в то же время начались работы по Armeewagen 20 — среднему танку, который 14 марта 1928 года переименовали в Großtraktor (большой трактор). Концептуально новая машина не имела аналогов, хотя внешне чем-то напоминала сильно уменьшенный французский тяжёлый танк FCM 2C. Немцы извлекли уроки из боёв Первой мировой войны и внимательно следили за тенденциями в мировом танкостроении. Новый танк должен был развивать скорость порядка 40 км/ч, что обеспечивало ему высокую мобильность на поле боя.
Одним только «большим трактором» дело обойтись не могло. Вооружение, состоявшее из 75-мм короткоствольной пушки, напрямую указывало на то, что основным врагом этого танка должна была стать пехота и лёгкие укрепления. Примерно ту же функцию выполняли английские Medium Tank Mk.ICS и Mk.IICS, с которых концепцию «гаубичного танка» немцы и скопировали. Между тем, основная масса новых английских средних танков имела 47-мм пушки, которые выполняли противотанковые функции. Вполне логично, что помимо средних танков немцы должны были разрабатывать и другие боевые машины.
Увы, самые ранние сохранившиеся документы об этих танках датированы мартом 1928 года, хотя очевидно, что их разработка началась раньше. Первоначально лёгкий танк носил обозначение Kleintraktor (малый трактор). В данном случае это было не только кодовое обозначение, но и одна из трёх функций машины. Помимо танка, база Kleintraktor должна была использоваться для артиллерийского тягача и самоходной установки с вооружением в виде 37-мм противотанковой пушки 3.7 cm Tak, либо 77-мм полевой пушки 7.7 cm FK 96 n.A. Согласно планам моторизации, утверждённым 17 апреля 1928 года, первый готовый Kleintraktor ожидался к октябрю 1929 года. В 1930 году должны были проходить испытания, а годом спустя планировалось изготовить 17 танков стоимостью 50 тысяч рейхсмарок каждый.
Концептуальные проработки, в которых участвовал Krupp, а также 6-е управление вооружений, ответственное за разработку бронетанковой техники, шли в течение весны 1928 года. Первоначальная концепция подразумевала создание двухместной боевой машины, оснащённой 60-сильным двигателем, который изначально создавался для грузовика. С ним максимальная скорость танка должна была составлять 40 км/ч. Впрочем, в конце апреля стало ясно, что для Kleintraktor этот мотор слабоват. Растущие аппетиты военных привели к тому, что танк явно стал выбиваться за рамки исходной концепции.
26 мая 1928 года состоялось совещание, на котором присутствовали представители Krupp и 6-го управления вооружений. Поскольку Kleintraktor уже вовсю выбивался за рамки исходного проекта, было принято решение разработку разделить. Обозначение Kleintraktor присваивалось машине боевой массой около 3 тонн, а текущий проект обозначили как Leichttraktor (лёгкий трактор), сокращённо L.Tr. Согласно утверждённой на совещании предварительной спецификации, боевая масса Leichttraktor оценивалась в 6 тонн, а его экипаж должен был состоять из 3 человек. Максимальная скорость машины должна была составить 40 км/ч по шоссе и 20 км/ч по грунту. В качестве основного вооружения предусматривалась 37-мм пушка Tak, установленная в башне, которую разрабатывал концерн Krupp. В качестве дополнительного оснащения танк получал прибор дымопуска и радиостанцию.
Бумажные модификации
Как и Großtraktor, проект Leichttraktor не отдавался в монопольную разработку Krupp. Немецкий оружейный гигант разрабатывал общую концепцию машины, после чего подписывались контракты с другими компаниями, и по итогам конкурса выбирался наиболее подходящий образец. Параллельно разработками занимались Rheinmetall и Daimler-Benz. Впрочем, фирма Daimler-Benz особого интереса в работах по Leichttraktor не проявляла, ей вполне хватало и Großtraktor. Тем не менее, в том или ином виде в конкурсе она всё равно участвовала, поскольку по итогам проектирования Krupp склонился к использованию её 100-сильного мотора M 36. Конкурентом ему был двигатель Maybach, но он оказался менее компактным.
Облик Leichttraktor стал приобретать законченные очертания в начале июля 1928 года. Детище инженеров Krupp одновременно напоминало очертаниями английский Medium Tank Mk.I/Mk.II и немецкий лёгкий танк LK.II. Впрочем, с последним сходство было относительным. Английское влияние выглядело куда более явным. Как и английская машина, Leichttraktor имел переднее расположение моторного отделения, при этом механик-водитель находился слева по ходу движения. Сходство с «англичанином» придавали боковые люки и большой люк-лаз сзади (впрочем, он появился несколько позже).
Башня танка находилась в кормовой части корпуса. Экипаж расширили до 4 человек. Увеличение его численности произошло за счёт введения в состав радиста, сидевшего справа от механика-водителя. Инженеры Krupp разработали ходовую часть с большим числом опорных катков. Для защиты ходовой части от вражеского огня предусматривались съёмные бортовые экраны.
Что касается траков, то они имели французское происхождение. Взяв за основу гусеничные ленты доработанного Renault FT-Kégresse, в Krupp (если точнее, речь здесь идёт о Генрихе Книпкампе, который уже к тому моменту активно работал на 6-е управление вооружений) сделали свои резинометаллические траки. У немцев получилась довольно хитрая конструкция, представлявшая собой две полосы из армированной резины, к которой крепились металлические траки с резиновыми подушками.
Как и Kleintraktor, новый танк разрабатывался в расчёте на дальнейшее его использование в качестве базы для других военных машин. Вариант без башни предполагалось использовать как подвозчик боеприпасов. Также разрабатывались машина наблюдателей с новой рубкой, артиллерийский тягач и самоходная артиллерийская установка.
В случае с САУ выяснилось, что идея с пушкой калибра 75 мм, которую планировали ставить вместо FK 96 n.A., оказалась неосуществимой из-за слишком маленького размера боевого отделения. Таким образом, единственным орудием для САУ оказалась противотанковая пушка 3.7 cm Tak. Подразумевалось и создание коммерческого трактора на этой базе, но спустя некоторое время этот вариант отпал.
Между тем, в проект продолжали вносить изменения. Несмотря на то что масса танка всё ещё оставалась в пределах шести тонн, его максимальную скорость снизили до 35 км/ч. Делать из Leichttraktor амфибию, как это предполагалось в случае с Großtraktor, в планы не входило, хотя такую возможность конструкторы держали в уме.
Зато с защитой танка в лобовой проекции 6-е управление вооружений поступило крайне оригинально. Изначально предполагалось разместить радиаторы в максимально возможном горизонтальном положении, но в октябре сверху дали указание поставить их перед двигателем. В итоге в самом уязвимом месте танка появился большой воздухозаборник, хоть и прикрытый жалюзи. Крупные правки в проект Leichttraktor перестали вноситься только в конце осени 1928 года, когда уже шли работы по макетам танков.
Конкурент из Дюссельдорфа
Как уже говорилось выше, Daimler-Benz не была особо заинтересована в работе по Leichttraktor. В июле 1928 года фирма официально отказалась от участия в работах по нему. Таким образом, конкурентов осталось двое. История создания Krupp Leichttraktor достойна отдельного повествования, а дальше речь пойдёт о конкурирующем проекте, который вела фирма Rheinmetall. Как и Krupp, компания заключила в октябре 1928 года контракт на разработку и изготовление двух Leichttraktor. Кроме того, на долю Rheinmetall пришлась постройка башен не только для своих танков, но и тех, что создавали инженеры Krupp. Танки Rheinmetall получили номера 39 и 40.
Надо сказать, что конкурирующая машина получилась куда удачнее, чем у Krupp. Несмотря на то что спецификация у машин была общая, на деле у Rheinmetall получился несколько иной танк. Его боевая масса составила 8 тонн, что было на 100 кг больше, чем у конкурента. При этом танк получился на 70 мм короче, на 35 мм ниже и на 32 мм шире. Корпус танка получился весьма лаконичным по форме, с большим углом наклона лобовой части корпуса. Жалюзи надмоторной плиты явно не способствовали улучшению пулестойкости, но при навязанной «сверху» компоновке деваться инженерам Rheinmetall было некуда. Справедливости ради, те же проблемы были и у американского Light Tank T1, и у британских Medium Tank Mk.I/Medium Tank Mk.II.
Что сразу бросается в глаза при изучении Rheinmetall Leichttraktor (на чертежах также встречается обозначение Rh L.Tr.), так это внимание инженеров к удобству эксплуатации своего детища. Благодаря створкам надмоторной плиты обеспечивался отличный доступ к мотору и радиатору. Жалюзи в лобовом листе сделали крепящимся на болтах, что также облегчало удобство обслуживания силовой установки. Танк первым из немецких боевых машин получил надгусеничные полки, что уменьшило забрызгивание корпуса и башни грязью. Даже поручневая антенна получилась функциональной — получалось своеобразное ограждение.
От боковых лючков в корпусе конструкторы отказались, поскольку особой нужды в них не было, да и большой люк сзади оказался куда удобнее. Механик-водитель имел откидывающийся влево люк-рубку, благодаря чему в походном положении обеспечивался вполне сносный для танка с передним расположением мотора обзор. Также в походном положении предусматривалась возможность установки ветрового щитка.
Ходовая часть танка Rheinmetall несколько отличалась от той, что разработали конструкторы Krupp. На каждый борт приходилось по 12 сдвоенных опорных катков. Кроме того, впереди имелся дополнительный каток, амортизирующий удары при наезде на вертикальные препятствия. Катки были сгруппированы в тележки по 4 катка, каждая из которых имела рессорную подвеску. Ходовую часть прикрывали съёмные экраны. При этом нижняя часть экранов при необходимости откидывалась, так что доступ к опорным каткам и подвеске мог осуществляться без их демонтажа.
Стоит отметить, что, помимо двух танков, Rheinmetall Leichttraktor послужил базой для создания ещё одной машины. В октябре 1930 годы был построен Rh L.Tr. Sfl. (Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette, то есть самоходный лафет на базе лёгкого трактора Рейнметалл). Фактически это был тот же самый Rheinmetall Leichttraktor, но с новой башней меньших размеров и без перископических смотровых приборов. Экипаж этой машины сократили до трёх человек, избавившись от радиста и рации. В лобовой части корпуса появился большой воздухозаборник, который улучшил охлаждение, но одновременно представлял собой отличную мишень для вражеских пуль. Эта машина территорию Германии не покидала, накатав по полигону в Куммерсдорфе 1277 километров. У танков же была несколько иная судьба.
Модернизация без перспектив
О сотрудничестве Германии и СССР в 1929–1933 годах сейчас не пишет только ленивый. На деле ситуация несколько отличалась от формулы «немецкий меч ковался в СССР». Кстати, полигон, на котором испытывались немецкие танки, назывался не «Кама», а ТЕКО (Технические курсы Осоавиахима). Сотрудничество было обоюдовыгодным. Немцы получили возможность испытывать свою технику вдалеке от посторонних глаз и проводить обучение танкистов (коих на деле здесь было выпущено немного). С другой стороны, СССР получил от ТЕКО гораздо больше, чем немцы. Но об этом немного позже.
В СССР Rheinmetall Leichttraktor были отправлены в мае 1930 года, практически сразу после постройки. Уже в июне начались их испытания, которые совмещались с обучением личного состава. В общей сложности танк №39 прошёл 1865 километров, а танк №40 – 1735. Машины возвратились в Германию летом 1932 года. По ходу испытаний выяснилось, что резинометаллические гусеницы, разработанные Книпкампом, имеют массу недостатков. Один из этих недостатков заключался в том, что менять такую гусеничную ленту было очень сложно. Расположение ведущих колёс сзади тоже было признано не самым удачным решением, поскольку оно часто становилось причиной сброса гусениц. Были претензии и к конструкции подвески.
Имелись у танка проблемы и другого характера. Дело в том, что командир совмещал свои прямые функции с обязанностями заряжающего, причём как пушки, так и пулемёта. В виду наличия системы охлаждения пулемёт занимал много места, да и короб его ленты был немаленький. В результате в распоряжении у командира оставалось совсем немного места. Общий вывод оказался простым и бесхитростным: командир должен не совмещать должности, а заниматься своим делом. Вот только увеличить экипаж танка до 5 человек и добавить в конструкцию Rheinmetall Leichttraktor командирскую башенку с имевшейся башней было нереально.
Надо сказать, что советские специалисты, имевшие доступ к немецким танкам, считали Leichttraktor машиной скорее устаревшей. Это мнение вполне справедливо, поскольку к 1932 году СССР приобрела лицензию на танк Кристи и Vickers Mk.E, которые послужили базой для танков БТ и Т-26. Вместе с тем, немецкие машины обладали внушительным количеством технических новинок, которые советские инженеры не преминули скопировать. Для начала, с Leichttraktor позаимствовали спаренную установку орудия и пулемёта. Если в МС-1 и БТ-2 пушка с пулемётом стояли отдельно, то в БТ-5 и Т-26 с двухместной башней и 45-мм пушкой была использована спаренная установка.
Понравились советским специалистам и перископические прицелы, которые также появились на советских танках с 1933 года. Позаимствовали у немцев и электроспуск пушек и пулемётов. Приглянулись советским инженерам немецкие радиостанции и сварные корпуса. Одним словом, немецкий лёгкий танк оказал немалое влияние на советское танкостроение. И в этом смысле заявления про ковавшийся под Казанью «немецкий меч» вызывают снисходительную улыбку.
По возвращении танков в Германию Rheinmetall провел модернизацию Rh L.Tr. Для начала, вместо резинометаллических гусениц были установлены гусеницы из цельнометаллических траков. Заодно были заменены опорные катки. В корме появился дополнительный воздухозаборник. Поручневую антенну, а вместе с ней и надгусеничные полки, удлинили, а по бортам корпуса появились дополнительные топливные баки.
Впрочем, это было лишь начало. В 1933 году один из танков получил новую ходовую часть, представлявшую собой вариацию на тему свечной подвески Кристи. Танк получил по 4 опорных катка большого диаметра на борт, а также по 3 поддерживающих. Также были заменены ведущие колёса и ленивцы. Эти наработки были использованы при проектировании ходовой части нового среднего танка Z.W.
Подвергся переделке и «самоходный лафет» Rh L.Tr. Sfl. Испытания показали, что из него получилась скорее ухудшенная версия танка, чем полноценная самоходная артиллерийская установка. По этой причине машину переделали в самоходную лабораторию, на которой испытывалась новая ходовая часть. Представляла она собой подобие свечной подвески Кристи, но вместо катков большого диаметра в ней с каждого борта были установлены по 8 опорных катков малого диаметра, сгруппированных в тележки по два катка на каждую свечу. В этой машине были заменены траки, ведущие колёса и ленивцы. Испытания показали, что такая ходовая часть уступает системе с катками большого диаметра.
Помимо функции испытательных стендов, Rheinmetall Leichttraktor успели послужить как учебные танки и в Германии. На учениях 1935 года один из танков лишился башни и подбашенной коробки. В таком виде он использовался несколько лет. Закончили Rheinmetall Leichttraktor свой путь на постаментах перед танковыми частями. К этому моменту было очевидно, что концепция Leichttraktor неудачна и безнадёжно устарела.
Источники и литература:
- BAMA
- Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2006, ISBN 0–9771643–4–9
- Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004, ISBN 0–9744862–3-X
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.