4 сентября 1943 года Иосиф Сталин подписал постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС». Так закончилась долгая история создания нового тяжёлого танка, который должен был заменить в производстве КВ-1. За время его разработки в Челябинске успели освоить производство сначала КВ-1с, а затем КВ-85. Столь долгий путь не оказался напрасным: Красная армия получила принципиально новую машину, которая по совокупности характеристик являлась одним из лучших тяжёлых танков в мире. Но век ИС-1 (или ИС-85) оказался недолгим, совсем скоро он уступил место своему прямому «потомку» ИС-2 — лучшему советскому тяжёлому танку Великой Отечественной войны.
Непростой старт
Первым этапом запуска ИС-85 в серийное производство стало освоение производства КВ-85. Дело в том, что оба танка использовали одинаковые башни. С башней и вооружением КВ-85 возник ряд проблем, неизбежных при организации производства принципиально новой конструкции. Было очевидно, что запуск в серию шасси нового танка окажется ещё более сложным заданием. По этой причине в тексте постановления ГКО №4043 указывались на первый взгляд не особо жёсткие сроки. Первые 25 танков предписывалось сдать в ноябре 1943 года, ещё 75 должно было быть сдано в декабре. КВ-85 планировалось выпускать до ноября, а СУ-152 — до декабря 1943 года.
Но и эти сроки на практике оказались очень жёсткими. Дело в том, что многие элементы и агрегаты этого танка были совершено новыми, в том числе и корпус с большой долей литых деталей. Такого большого количества литых элементов в конструкции корпусов отечественных машин до того момента не применялось (если не считать опытных конструкций цельнолитых корпусов для КВ-1).
Проблемой было и то, что толщина брони по сравнению с КВ-1с и КВ-85 выросла. На заводе №200, производившем корпуса и башни, столкнулись с этой проблемой в ходе литья башен для КВ-85 и Объекта 237. На фотографиях некоторых танков можно заметить характерные швы на башнях. Таким образом заводчане «лечили» трещины, которые образовывались при литье. Чтобы подстраховаться, ещё в начале октября 1943 года завод №200 заложил 5 корпусов для ИС-85 при плане в 2 корпуса.
По итогам испытаний опытных ИС был составлен список замечаний и исправлений, которые требовалось внести в конструкцию перед запуском танка в серию. Некоторые из них требовалось внести немедленно, но часть модернизаций по объективным причинам отходила на среднесрочную перспективу. К подобным улучшениям относился, например, двигатель. Комиссия, отмечая надёжность работы двигателя В2-ИС, посчитала необходимым разработать для танка более мощный (600 лошадиных сил) мотор. Необходимость подобного улучшения была отражена и в постановлении ГКО №4043. Также требовалось переделать место механика-водителя, улучшив условия его работы. Для этого, в частности, приподнимался люк-пробка.
Также требовалось переделать выхлопную систему. Патрубки по типу Т-34 были признаны неудачными, поскольку выхлопные газы из них попадали в воздухоприток на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Различных доработок требовала конструкция элементов трансмиссии, системы охлаждения и ряда других систем. В «наследство» от КВ-85 танку достались проблемы с боевым отделением, в частности — неполадки механизмов наведения орудия.
13 сентября состоялось совещание, на котором были расставлены приоритеты в списке необходимых исправлений и улучшений. Вместо рекомендованного комиссией трубчатого подковообразного радиатора с трубками из цветного металла в серию запускался стальной пластинчатый радиатор. Форсированный до 600 лошадиных сил двигатель В-2 «уехал» на 1 января 1944 года. Забегая вперед, стоит сказать, что никакого форсированного В-2 ни ИС-85, ни ИС-122 (ИС-2) так и не дождались.
Из 19 пунктов требований в серию сразу вводилось 2, к 1 декабря 1943 года испытывалось ещё 12. Ещё в сентябре 1943 года предлагалось увеличить количество запасных траков до 10 и разместить их на носовой части корпуса, но внедрено это предложение было гораздо позже — летом 1944 года. В декабре 1943 года планировалось оснастить ИС передними брызговиками по образцу английского танка Valentine, но в середине декабря от этой идеи отказались, поскольку резиновые брызговики оказались сложными в производстве, а резина всё ещё являлась дефицитным материалом.
Среди изменений, которые планировалось вводить в конструкцию танка с 1 декабря 1943 года, значилась замена половинчатых траков на цельные траки без гребней. Это произошло, но половинчатые траки продолжали ставить и на ИС-122, и на ИСУ-152, и на ИСУ-122. Более того, фотографии свидетельствуют, что даже машины одного типа комплектовались по-разному. Например, ИС-85 выпуска ноября 1943 года, который испытывался на НИБТ Полигоне, имел гусеничные ленты с чередованием траков с гребнем и без него. В то же время другой ИС-85, который находился на НИБТ Полигоне летом 1944 года, имел гусеничные ленты, полностью собранные из траков с гребнями.
Параллельно с запуском ИС-85 в серию велись работы по улучшению траков. С 20 по 30 ноября происходили испытания Объекта 237 №1, оснащённого траками из стали ЛВТ. Показали они себя не с лучшей стороны: через 965 километров пробега было сломано 18 гребней. В декабре испытания траков продолжились, причём испытывались траки как из стали ЛВТ, так и из стали 27 СГТ. Также на Объекте 237 №1 испытывались различные агрегаты, вводившиеся в серию.
Подготовка к серийному производству ИС-85 шла примерно в том же режиме, что и в случае с КВ-85. Значительная часть чертёжной документации требовала доработки, поэтому сборка отдельных узлов продолжала выполняться по месту. Имела место большая проблема с подготовкой кадров. Вместе с тем Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) весьма ответственно подошёл к вопросу организации серийного производства нового танка. Сборочные цеха МХ-2 и МХ-3 оказались полностью переоборудованы. Отрабатывался метод линейно-поточного производства. И это при том, что завод был сильно загружен по линии производства Т-34. Именно эти танки оставались основной продукцией ЧКЗ. С октября 1943 года завод ежемесячно сдавал по 360 – 370 Т-34, а всего за 1943 год в Челябинске построили 3593 таких машины. Это значительно превышало количество всех выпущенных за 1943 год тяжёлых танков и САУ, вместе взятых.
Улучшилась ситуация только весной 1944 года, когда производство Т-34 в Челябинске было прекращено.
Несмотря на все проблемы, первые ИС-85 были собраны в самом конце октября 1943 года, то есть раньше срока. Удалось это во многом благодаря тому, что завод №200 имел в запасе 2 комплекта корпусов и башен. Внешне серийные танки были очень похожи на Объект 237, но всё же отличить их довольно легко. У серийного танка люк-пробка механика-водителя находился выше, а конструкция выхлопных патрубков была переделана: они стали более простыми, а также получили специальные желоба, которые направляли выхлопную струю вбок, не давая попасть в воздухозаборники. Изменился и верхний кормовой лист, конструкция которого стала более простой.
Благодаря имевшемуся заделу корпусов первый танк ноябрьского плана удалось сдать уже к 5 ноября. Дальше случился вполне ожидаемый провал в производстве. К 16 ноября было сдано всего 3 танка, к 20-му числу — 7, к 25-му — 14 и к 30-му — 24. Последний, 25-й «ноябрьский» танк, был сдан утром 1 декабря.
Танки строились в весьма напряжённом режиме. Как следует из отчёта ЧКЗ за 1943 год, к началу серийного выпуска ИС-85 основная часть рабочих машину попросту не знала. Первые 10 танков собирались при активном участии тех сотрудников, которые участвовали в сборке опытных Объектов 237. Благодаря этому эти первые 10 танков имели вполне удовлетворительное качество. В тот момент, когда началось валовое производство, качество резко снизилось. Немало хлопот было связано с не доведённой до конца технической документацией. Только за ноябрь в ней было обнаружено 200 ошибок. В результате из 25 первых танков приёмо-сдаточный пробег прошло 14, оставшиеся пришлось дорабатывать.
Первые же пробеги выявили серьёзный конструктивный дефект — правая гусеница задевала фланец кронштейна первого балансира, что приводило к деформации траков. Также выявились проблемы с сепараторами подшипников планетарного механизма поворота. Этот дефект был обнаружен в конце ноября, из-за него пришлось временно прекратить приёмку танков и менять подшипники.
Хватало проблем и у корпусного производства. За первую декаду ноября завод сдал всего один корпус и башню, к 20-м числу было готово 22 корпуса и 13 башен, всего же за ноябрь было построено 58 комплектов. Изготавливали их из стали 42с. Также по заданию НКТП было заложено 5 корпусов и башен из стали высокой твёрдости 52с, из них за ноябрь удалось сдать 2. На декабрь было запланировано ещё 10 таких корпусов.
Масса проблем выявилась при литье. Свою лепту внесло и то, что объём работ по монтажу и сварке, в сравнении с КВ-1с, вырос почти в 2 раза. Отмечалась острая нехватка кислорода для сварки. Вторая за год смена типа выпускаемого заводом тяжёлого танка тоже нисколько не способствовала нормальной работе. Заводу приходилось одновременно выпускать по 3, а в октябре 1943 года — и по 4 типа корпусов.
Как бы то ни было, запуск ИС-85 в серию выглядел менее драматично, чем запуск КВ-85. И это при том, что КВ-85 являлся модернизацией КВ-1с, а ИС-85 был во многом новой машиной.
Вдобавок на ЧКЗ и завод №200 оказывалось дополнительное давление, связанное с тем, что ИС-85 являлся промежуточной машиной. Из текста постановления ГКО №4043 следовало, что в скором времени ИС-85 будет заменён на новый танк. Им стал ИС-122, он же ИС-2, принятый на вооружение Красной армии 31 октября 1943 года. Фактически это был тот же ИС-85, но с более мощным орудием Д-25Т калибра 122 мм и небольшими переделками башни. Принятие ИС-122 на вооружение привело к тому, что программа производства ИС-85 была сокращена. Вместо 75 танков их число сократилось до 40, но заводам вряд ли стало легче: вместо «урезанных» ИС-85 в декабре требовалось построить 35 ИС-122.
План завода №200 на изготовление в декабре 1943 года 90 комплектов корпусов и башен для ИС-85 тоже был подкорректирован: теперь 40 башен изготавливалось с расчётом на установку систем Д-25Т. В общей же сложности за 1943 год завод №200 изготовил 163 комплекта корпусов и башен для ИС, из них 123 для ИС-85.
Новые проблемы появились у завода в декабре. В большой и сложной детали носовой части корпуса обнаружилась усадочная полость, а в нижней её части — усадочная рыхлость. Слегка изменив технологию, проблему удалось решить, но только частично. В результате своих постов лишилось руководство цеха №1. Впрочем, этот дефект был не единственной причиной снятия с должностей: как следует из переписки, даже в начале 1944 года приёмка корпусов и башен происходила без окончательно утверждённых технических условий.
Задел по корпусам и башням стал причиной того, что ИС-85 немного задержался в производстве. Как и было предусмотрено планом, за декабрь ЧКЗ сдал 40 ИС-85 и 35 ИС-122, а в январе удалось сдать ещё 40 ИС-85. Таким образом, всего было изготовлено 107 ИС-85. Танк не претерпел существенных изменений внешнего вида за небольшой период своего выпуска. Помимо упомянутого разнобоя в траках, также в январе 1944 года в конструкцию был введён новый поворотный механизм. Примерно в это же время ИС получили новый танковый прицел ТШ-15, но, скорее всего, все ИС-85 январского выпуска оснастили более ранним 10Т-15.
В декабре 1943 и январе 1944 года положение с качеством постепенно улучшалось, но всё равно претензий хватало. До самого конца производства технические условия на машину так и не были утверждены. Часть требований по улучшению конструкции танка осталась на бумаге.
Промежуточный результат
Устранение дефектов, обнаруженных на собранных в ноябре-декабре 1943 года танках, привело к тому, что поставки ИС-85 в войска задержались. Первый большой эшелон с этими боевыми машинами оказался отправлен только 23 декабря 1943 года, получателем оказался 58-й гвардейский танковый полк (гв. тп). Туда отправилась 21 машина. Столько же танков ушло в Тулу на комплектование 8-го гв. тп, ещё 17 машин отправилось в 13-й гв. тп, также проходивший переформирование в Туле. Всего же за декабрь в войска была отправлена 61 машина.
В январе 1944 года 13-й гв. тп получил положенные по штату недостающие 4 танка, 21 машину получил 1-й гв. тп. Ещё 15 машин отправилось в Тулу 27 января 1944 года. Таким образом, полностью удалось укомплектовать ИС-85 4 полка, и ещё как минимум один — частично.
Комплектация гвардейских танковых полков с ИС-85 ничем не отличалась от принятой до того структуры аналогичных соединений. В полк входили 4 роты по 5 танков и командирский танк. В феврале 1944 года, ещё до начала боевого применения ИС-85, был утверждён штат № 010/460, после чего гвардейские танковые полки на тяжёлых танках были переименованы в отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки (гв. ттп). Помимо 21 тяжёлого танка, на вооружении полка состояли 3 британских бронетранспортёра Universal Carrier и 1 бронеавтомобиль БА-64Б, которые использовались разведкой. В это же время ИС-85 в переписке стал именоваться ИС-1. Правда, это приводило к путанице, поскольку часто также называли КВ-85. К слову, ещё сильнее в этом плане «повезло» ИС-2. Можно представить удивление неподготовленного исследователя, когда он увидит в документах приказы о зачислении экипажей на танки КВ-2, датированные летом 1944 года. Ещё чаще попадается другое обозначение ИС-2 — КВ-122.
Поскольку машина была новой, командованию требовались максимально достоверные данные как о боевом применении, так и эксплуатации ИС-85. Для этого в один из полков, оснащённых новыми танками, был отправлен инженер-майор А.И. Шамин, старший помощник начальника испытательного отдела НИБТ Полигона. Для него это была не первая такая командировка, да и опыта эксплуатации бронетанковой техники Алексею Ивановичу было не занимать. Именно он являлся автором руководства по войсковому ремонту КВ-1. 5 февраля 1944 года Шамин прибыл в 13-й гвардейский тяжёлый танковый полк, сформированный в Тульском танковом лагере.
К 5 февраля танки уже были укомплектованы экипажами. Быстро выявилась недостаточная подготовка личного состава. По инициативе Шамина были проведены занятия, посвящённые отличиям ИС-85 от КВ-1с, на которых раньше служила часть экипажей, а также особенностям эксплуатации новой машины. Также были проведены занятия с ремонтниками из состава полка. Дополнительно к полку прикомандировали мастера Москаленко с ЧКЗ. Его присутствие оказалось совсем не лишним, поскольку совершенно новая техника имела вполне ожидаемые «детские болезни». У двух танков пришлось менять коробки передач.
На фронт 13-й гв. ттп отправился 10 февраля. 15 числа эшелон с танками прибыл на станцию Фастов, где их заправили. Выгружались машины на станции Белая Церковь. К 7 часам утра машины были сосредоточены на южной окраине деревни Джурженцы. Туда добрались не все танки: 5 машин отстало из-за различных технических неисправностей. У трёх машин заглохли двигатели в связи с попаданием в топливную систему воздуха, ещё у двух случились другие неполадки с моторами. Хотя неисправности не были критичными, к началу боя полк оказался не в полном составе.
Боевой дебют ИС-85 состоялся 19 февраля. В этот день 1-я рота (5 танков) поддерживала наступление 109-й танковой бригады в направлении на Лисянку. Дебют этот оказался неудачным: подбив Т-34 из состава 109-й тбр, «Пантеры» подпустили ИС-85 на дистанцию 600-800 метров, после чего открыли огонь. 2 советских тяжёлых танка сгорели и 3 были подбиты. Причиной полной потери 1-й роты стало неправильное применение: вместо того, чтобы пускать тяжёлые танки вторым эшелоном, их, как обычно и поступали с тяжёлыми танками, использовали в качестве тарана.
Стоит отметить, что ИС-85 создавался в расчёте на то, что в лобовой проекции он будет «держать» бронебойный снаряд 88-мм пушки KwK 36 L/56, установленной на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Что же касается «Пантер», то эти танки оказались более опасными противниками. Эти машины были быстрее, в лобовой проекции, благодаря рациональным углам наклона корпуса, оказались лучше защищены, а главное — были вооружены 75-мм пушкой KwK 42 L/70, которая имела более высокие показатели пробития. Неудивительно, что на дистанции 600-900 метров пушка «Пантеры» относительно легко пробивала ИС-85.
Вместе с тем часть пробитий оказалась результатом недоработки конструкции корпуса и башни. Два танка были поражены в люк-пробку, причём в одном случае его вышибло рикошетировавшим снарядом. В двух случаях произошло сквозное пробитие передней части корпуса с правой стороны. Неудивительно, что со стороны Шамина форма носовой части корпуса подверглась критике.
После неудачного дебюта в боевом использовании ИС-1 последовала пауза до 2 марта. То, что танки неплохо были защищены от огня пушки «Тигра», показали результаты последующих боёв. 5 марта машины вновь пошли в бой с задачей выйти к юго-западной окраине города Умань. По машинам с дистанции 600-800 метров открыли огонь замаскированные 88-мм зенитные пушки Flak 18. Один из танков получил 6 снарядных попаданий, при этом лишь одно, пришедшееся на правый угол передней части корпуса, оказалось сквозным. Правда, после попадания одного из снарядов в борт корпуса образовалась сквозная трещина.
Также в бою за Умань один танк получил сквозное пробитие нижнего лобового листа из такого экзотического орудия, как 2,8 cm s.Pz.B. 41.
После боёв за Умань в строю 13-го гв. ттп осталось 5 танков. Во время марша на Ямполь по техническим причинам из строя вышли 2 танка. Ещё один ИС-85 вышел из строя в боях за Ямполь. Оставшиеся машины дошли до города Бельцы, где также стали жертвами технических неисправностей.
Безвозвратные потери 13-го ГвТТП составили 2 танка. Остальные были либо подбиты, либо потеряны в результате неисправностей. Один танк утонул при переезде через мост в районе села Полковничье, его экипаж погиб, а машину позже эвакуировали. Шамин находился при 13-м гв. ттп до 2 мая 1944 года, после чего отбыл на НИБТ Полигон. Он получил орден Красной Звезды. Инженер-майор составил подробный доклад, причём заключение оказалось отнюдь не положительным:
«1. Тяжёлый танк ИС-85 на современном этапе войны не имеет достаточных преимуществ в борьбе с тяжёлыми танками противника.
Боевые качества танка ИС-85 значительно снижены рядом существенных конструктивных и производственных недостатков:
а) несоответствие вооружения ИС-85 тяжёлым танкам, применяемым противником;
б) недостаточная броневая защита передней части корпуса и башни танка;
в) отсутствие быстродействующих средств запуска двигателя и ненадежность электроинерционного стартера;
г) недостаточная надёжность механизма переключения передач, ходовой части и подшипников ведущего вала бортовых передач;
д) неудовлетворительное качество сварных соединений;
е) малый запас хода танка по просёлку и целине;
ж) ненадёжность средств обогрева двигателя;
з) недостаточный запас хода танка по топливу.
2. В целях повышения боевых качеств тяжёлого танка ИС-85 необходимо:
а) установить на танк, вместо пушки Д5-Т-85, более мощную артсистему;
б) усилить броневую защиту передней части корпуса и башни за счёт применения большего угла наклона брони и брони высокого качества;
в) повысить надёжность работы механизмов и агрегатов танка путём устранения конструктивных и производственных недостатков, отмеченных в отчёте;
г) улучшить практическую подготовку экипажей».
Отчёт немного запоздал. Дело в том, что 10 марта 1944 года, меньше чем через месяц после первого применения ИС-1, состоялся боевой дебют ИС-2. Он оказался куда более успешным. Тем не менее составленный Шаминым отчёт серьёзно повлиял на дальнейшее развитие танков семейства ИС. Характер поражений носовой части корпуса однозначно указывал на необходимость её переделки. Ещё до возвращения Шамина из командировки об этом писали и другие специалисты НИБТ Полигона.
Пик боевого применения ИС-85 пришёлся на зиму-весну 1944 года. 8-й гв. ттп оказался соседом 13-го гв. ттп, действуя вместе с ним в составе 3-го танкового корпуса. На фронт полк прибыл в то же время, 19 февраля 1944 года. К 13 марта в составе полка осталось 5 танков. Как и в случае с 13-м гв. ттп, часть потерь была вызвана техническими причинами. 58-й и 1-й гв. ттп в марте 1944 года действовали в составе 1-й гвардейской армии.
24 марта последовал приказ вывести полки на переформирования, после чего все уцелевшие ИС-85 оказались в составе 1-го гв. ттп. Почти все полки, ранее имевшие на вооружении ИС-1, получили ИС-2. ИС-1 «всплывали» позже как командирские, например, в составе 71-го гв. ттп.
Единственным полком, в котором ИС-1 задержались надолго, оказался 1-й гв. ттп. Ко 2 апреля в нём имелось 5 танков данного типа, к концу месяца их осталось 2. В мае полк имел очень пёстрый состав: 18 ИС-1, 4 ИС-2, 5 СУ-76, 5 ИСУ-152 и даже 1 Т-70. Правда, из этого числа 15 ИС-1 требовали капитального ремонта, так что их быстро изъяли. В середине июля 1944 года, когда началась Львовско-Сандомирская операция, полк имел на вооружении 12 ИС и ИСУ, 3 Т-34 и 5 СУ-76. Крайне неоднородный состав полка сохранился и далее. К 6 августа в боеготовности находилось 6 ИС-1, 1 ИС-2, 1 КВ-85 и 1 ИСУ-152. В среднем ремонте находилось по одному КВ-1с, ИС-1 и ИС-2, плюс 2 ИСУ-152.
В таком пёстром составе полк участвовал в Восточно-Карпатской операции. К этому периоду относится последний случай массового применения ИС-1. Помимо 1-го гв. ттп, эти танки использовались примерно в тех же местах и 12-й гвардейской танковой бригадой, которая к 18 октября 1944 года получила пополнение и имела 11 ИС-1, 4 ИС-2 и 30 Т-34.
Войну пережили единичные экземпляры ИС-1, один из них даже умудрился промелькнуть на одном из военных парадов в конце 40-х годов. Увы, ни одна машина данного типа не дожила до наших дней. Вряд ли танкисты вспоминали этот танк с особой теплотой, слишком уж много технических проблем было связано с ним. К тому же он не мог похвастаться столь мощной пушкой, как ИС-2. Вместе с тем ИС-1 стал одной из важных вех отечественного танкостроения и последней ступенькой на сложном пути к ИС-2, которому, в свою очередь, было суждено стать одним из лучших тяжёлых танков Второй мировой войны.
Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) и Кирилла Кокшарова (г. Челябинск) за помощь в подготовке данного материала.
Источники:
- Материалы РГАЭ
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы РГАСПИ
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.