В истории воздушной войны, которая едва насчитывает больше 100 лет, особое место занимают лётчики-асы, сбившие не один самолёт врага. В отличие от бомбардировщиков и штурмовиков, рутинно вываливающих свой груз на неприятеля, достижения истребителей легко оценить «на вес» и при желании можно разобрать каждую заявку: кого именно сбил в каждом конкретном случае бравый истребитель. Эталонный образ воздушного аса невозможен без таких черт, как виртуозное владение самолётом, нестандартное мышление, позволяющее перехитрить врага, способность действовать самостоятельно. Однако история знает и асов, лишённых возможности проявить подобные качества даже при их наличии. Речь о воздушных стрелках из экипажей ударных машин.
Ещё в Первую мировую большое количество лётчиков-наблюдателей получили неофициальный титул аса, разделавшись с пятью и более вражескими аппаратами. Лёгкие машины того времени не уступали современным им истребителям в скорости, манёвренности и огневой мощи, а лётчик-наблюдатель зачастую был командиром экипажа. Но сегодня мы поговорим о Второй мировой, в которой воздушный стрелок, сидящий в хвосте «Ильюшина» или «Боинга», мог рассчитывать только на своё везение и умение орудовать «Березиным» или спаркой «Кольт-Браунингов».
К сожалению, исследований результативности в воздушных боях экипажей ВВС Красной армии никто не проводил — все они фрагментарны, и имена героев из экипажей Ил-2, Пе-2 и «Бостонов» ещё ждут своего часа в архивах. Неизвестны и какие бы то ни было труды по составлению рейтингов асов-стрелков из экипажей люфтваффе. А вот американцы и британцы информацию о своих пилотах обработали.
Армады B-17 и B-24, совершающих налёты на территории Третьего рейха и оккупированной Европы, немцы активно перехватывали. Неудивительно, что самые результативные из известных нам воздушных стрелков служили в ВВС армии США. Так, хвостовой стрелок B-17 из 527-й бомбардировочной эскадрильи штаб-сержант Майкл Эрут (Michael Arooth) заявил 17 сбитых немецких истребителей, а верхний башенный стрелок B-24 из 374-й эскадрильи штаб-сержант Артур Бенко (Arthur J. Benko) доложил о 16 победах. Впрочем, сказать, сколько в действительности «Мессершмитов» и «Фокке-Вульфов» упало на землю от огня бравых штаб-сержантов, не возьмётся никто. Американские бомбардировщики летали в плотных строях, а это значит, что по одному атакующему истребителю могли вести огонь сразу десятки стрелков.
У британцев первые строчки занимают стрелки «Дефиантов», которым полагалось сбивать врага в наступательном бою. Так, сержанты Фредерик Баркер (Frederick Barker) и Альберт Липпетт (Albert Lippett) из 264-й эскадрильи Королевских ВВС заявили 13 и 12 сбитых самолётов соответственно, ещё несколько стрелков из этой эскадрильи имели на своём счету от 5 до 11 побед. Было несколько асов и в экипажах «Бленхеймов», использовавшихся в том числе и в качестве ночных истребителей.
Шотландец Уоллес Макинтош (Wallace McIntosh) с началом войны служил в Королевских ВВС на наземных должностях, а в марте 1943 года перевёлся в 207-й эскадрилью, летавшую на «Ланкастерах», и стал стрелком верхней башенной установки. В первом своём «боевом туре» он 32 раза вылетал на задания в экипаже флайинг-офицера Фреда Ричардсона (Fred Richardson) и заявил две предположительные победы над немецкими ночными истребителями. В тылу он занимался подготовкой молодых стрелков, а вновь на фронт в свою часть вернулся в феврале 1944 года, где занял место хвостового стрелка в экипаже командира эскадрильи винг-коммандера Джона Грея (John Grey).
Неизвестно, была ли звёздной ночь на 7 июня 1944 года над Нормандией, но звёздный час Уоллеса Макинтоша (к тому времени уже флайинг-офицера) пробил именно тогда. «Ланкастеры» 207-й эскадрильи вылетали на бомбёжку скопления немецких танков, угрожавших высадившимся на побережье войскам Союзников. Уже на подходе к цели Макинтош в паре с другим стрелком пайлот-офицером Ларри Сазерлендом (Larry Sutherland) заявил два тяжёлых ночных перехватчика «Юнкерс» Ju 88C, а на обратном маршруте бравые британцы разделались ещё и с «Мессершмиттом» Me 210. Ещё два ночных истребителя пополнили счёт Макинтоша в июльском рейде на Штутгарт, а всего на его счёт пошли восемь достоверных и две предположительных победы, а также один повреждённый немецкий самолёт. Все заявки, кроме одной, были сделаны в паре с Сазерлендом.
Второй «боевой тур» Макинтоша закончился в декабре 1944 года после 55-го боевого вылета. Покинул службу бравый шотландец в конце 1948 года, после чего занялся торговлей сельскохозяйственными товарами, а затем семенами растений. Умер Уоллес Макинтош в 2007 году в возрасте 87 лет, но прежде, в 2003 году, увидела свет биографическая книга об отважном стрелке под незамысловатым названием «Стрельба по врагу» (Gunning for the Enemy).
Что касается наград лучшего воздушного стрелка Бомбардировочного командования, то он дважды был награждён высшей авиационной наградой Великобритании — Крестом «За выдающиеся лётные заслуги» (Distinguished Flying Cross — DFC), а также Медалью «За выдающиеся лётные заслуги» (Distinguished Flying Medal — DFM).
Комментарии к данной статье отключены.