В самом начале Битвы за Атлантику сложилась парадоксальная ситуация: немецкие подводники не могли атаковать суда и корабли страны, которая объявила Германии войну. На море, как и на суше, началась «странная война», которая не была понятна ни командующему подводными силами Карлу Дёницу, ни экипажам подлодок. Хорошим примером тому является история подлодки U 47 Гюнтера Прина, которая в сентябре 1939 года вела боевые действия в Бискайском заливе.
Заботы и хлопоты
15 августа 1939 года на военно-морской базе в Киле была объявлена тревога. Все офицеры-подводники были вызваны на свои подлодки. Германия стала готовиться к нападению на Польшу, и основным силам немецких подлодок отводилась роль усмирителя западных союзников этой страны — Великобритании и Франции. В случае, если они захотели бы вмешаться в конфликт, объявив войну Германии, заранее занявшие позиции в Северном море и Атлантике субмарины должны были начать действия против их торгового судоходства.
Для действий в Атлантике были подготовлены 22 океанские лодки, 18 из которых вышли на позиции в период с 19 по 29 августа. Позиции субмарин растянулись от банки Роколл до Гибралтара. Для того, чтобы «закрыть» такой обширный район судоходства, лодок не хватало, и каждая из них должна была патрулировать свой квадрат обширного водного пространства. Местом наибольшей концентрации субмарин стал район к юго-западу от Ирландии, где находились позиции девяти лодок.
В случае начала боевых действий командование кригсмарине рассчитывало собрать в Атлантике обильный «урожай» из потопленных судов, совершавших одиночное плавание. Командующий подводными силами Карл Дёниц 21 августа 1939 года писал в своём журнале боевых действий следующее:
«Я придерживаюсь мнения, что система конвоев не вступит в полную силу в первые дни войны. Даже если противник введёт её сразу, всё ещё будет много одиночных судов на морских путях, пока она не начнётся. Важно поймать эти суда сразу».
Действия подлодок должны были осуществляться в рамках призового права, без нарушений «подводного протокола» Лондонского морского соглашения 1930 года, а именно: торговые суда могли быть потоплены только после остановки и досмотра при гарантировании безопасности их командам. Разрешалось атаковать без предупреждения войсковые транспорты, суда в сопровождении военных кораблей и самолётов, а также суда, принимающие участие в действиях противника: если они осуществляли разведку или оказывали подлодке сопротивление.
Странные приказы
U 47 капитан-лейтенанта Гюнтера Прина вышла из Киля днём 19 августа 1939 года. Прин получил следующий приказ: соблюдая скрытность, пройти Северное море, затем, выйдя в Атлантику, обогнуть Великобританию и Ирландию и занять позицию в Бискайском заливе. Путь на позицию занял у лодки десять дней. Вечером 30 августа Прин доложил Дёницу о прибытии на место. После этого U 47 провела два дня в наблюдении за обстановкой.
Рано утром 2 сентября Прин заметил на расстоянии 3–4 миль две французские подлодки. U 47 срочно погрузилась и находилась в подводном положении, пока те не скрылись из виду. После полудня «француженки» появились вновь, и Прин опять уклонился от них погружением, оставшись незамеченным. После этого U 47 всплыла и осталась в надводном положении, ожидая приказов из штаба.
3 сентября, в 12:14 и в 14:06, Прин принял две радиограммы. Первая содержала приказ начать боевые действия против Великобритании, вторая уточняла отданный ранее приказ о правилах действий подлодок против торговых судов. Командование кригсмарине решило подстраховаться и предупредило командиров субмарин, что их действия должны основываться не на «призовом праве», а соответствовать «международным правилам». Это уточнение было сделано на случай, если англичане начнут вооружать свои суда: тогда подлодки будут подвергать себя опасности, пытаясь их досмотреть в рамках призовых действий.
Однако в 17:52 по берлинскому времени штаб кригсмарине отправил странную радиограмму, которая изумила командиров подлодок. Она гласила, что Франция считает себя в состоянии войны с Германией с 17:00, но при этом немецкие лодки не должны предпринимать никаких враждебных действий против французских военных кораблей и торговых судов за исключением самообороны. Это означало, что правительство Третьего рейха пыталось удержать Францию от военных действий. Несмотря на то, что последняя объявила Германии войну, Гитлер всё ещё надеялся, что этот ход французов был номинальным и воевать они не хотят. Поэтому он запретил любые враждебные действия против этой страны.
Как топить?
Полученный приказ сильно обеспокоил Прина, чья лодка находилась ближе других к французскому побережью. Он посчитал распоряжение командования оковами на своих руках — а всё из-за двух французских подлодок, которые находились в его районе патрулирования. Прина сильно заботило, получили ли такое же распоряжение французы. Но приказы не обсуждаются, а выполняются. Поэтому U 47 начала поиск судов для их досмотра.
Рано утром 4 сентября Прин остановил греческий пароход, следовавший в Роттердам с грузом минералов. Судовые бумаги и документы на груз были в порядке, поэтому немцы отпустили «грека» восвояси. В течение дня лодка видела ещё два судна — под норвежским и шведским флагами, которые она не стала останавливать для досмотра.
Утром 5 сентября верхняя вахта U 47 заметила пароход, шедший зигзагом. Прин погрузился и стал ждать, когда тот приблизится. В 08:15 лодка всплыла и сделала предупредительный выстрел. Пароход не остановился и начал радировать в эфир «SOS». Не привели к желаемому и два повторных выстрела под нос судна. Тогда U 47 открыла огонь на поражение, добившись трёх попаданий. Судно остановилось, а его команда спустила четыре шлюпки, одна из которых перевернулась вместе с людьми.
Немцы спасли одного из моряков, вытащив того из воды. После этого U 47 подошла к другой шлюпке, где находился старпом парохода. Он сказал, что капитан остался на борту. Тем временем к месту событий подошёл норвежский танкер, которого немцы попросили подобрать людей из шлюпок. Дождавшись, когда капитан спрыгнет за борт, и вытащив ещё одного утопающего из воды, Прин торпедировал пароход, и тот затонул.
Его жертвой стало британское судно «Босния», которое следовало из Сицилии в Великобританию с грузом серы. До самого конца войны считалось, что оно было первым потопленным немецкими подлодками судном. Лишь на Нюрнбергском трибунале открылась правда о гибели британского лайнера «Атения», потопленного U 30 по ошибке 3 сентября 1939 года. Однако руководство Третьего рейха не захотело публично взять ответственность за это, поэтому истинная причина гибели «Атении» скрывалась на протяжении всей войны.
Спустя два часа после потопления «Боснии» U 47 была вынуждена уклониться погружением от появившегося самолёта. Чуть позже акустик доложил командиру о быстро приближающихся шумах винтов. Подняв перископ, Прин увидел три французских эсминца, которые шли прямо на него. Был отдан приказ погружаться на 60 м. Однако контроль над лодкой был потерян, и она «нырнула» на 120 м. Прин напряжённо ожидал сброса глубинных бомб, но ничего подобного не случилось. Эсминцы исчезли так же быстро, как и появились.
С наступлением сумерек U 47 всплыла и снова обнаружила эсминцы на горизонте. Прин решил покинуть опасный район, взяв курс на северо-запад. Неясность ситуации с французами беспокоила его, так как 6 сентября штаб снова прислал напоминание о том, что подлодкам необходимо избегать инцидентов с французскими кораблями «любой ценой».
Что делать с выжившими?
У Прина были причины нервничать. Ему необходимо было останавливать суда в районе, где находились французские корабли. Как показал случай с «Боснией», англичане не останавливаются по требованию и радируют в эфир, сообщая вражеским ВМС и ВВС о встрече с лодкой. Всё это могло обернуться неприятностями для U 47, если бы она была застигнута противником в надводном положении во время «возни» с остановкой и досмотром очередного судна.
Кроме этого, Прину очень хотелось избегать встреч с французскими судами, так как они могли спокойно сообщать в эфир о лодке безо всяких для себя последствий. Любопытно, что встреча со следующим пароходом добавила Прину головной боли в разрешении очередной головоломки: как поступать с экипажами потопленных судов?
6 сентября в 14:18 U 47 всплыла перед английским судном «Рио Кларо», следовавшим из Великобритании в Южную Америку. Лодка сиреной и флажным сигналом подала знак к остановке. К удивлению Прина, пароход остановился, но тут же начал передавать в эфир сигнал бедствия. На произведённый U 47 предупредительный выстрел под нос «Рио Кларо» не отреагировал и радировать не прекратил. Радист замолчал, только когда лодка произвела три выстрела по мостику судна.
После того, как экипаж парохода перешёл в шлюпки, U 47 потопила «Рио Кларо» торпедой и затем подошла к англичанам. Проверив, что шлюпки имеют запас провизии, сигнальные ракеты и паруса, Прин решил не заниматься их спасением, так как радиопередача судна выдала противнику его местонахождение и ставила под угрозу дальнейшие действия лодки в этом районе. Поэтому он начал поиски «нейтрала», чтобы направить его к шлюпкам для спасения людей. Однако из-за появившегося самолёта Прин отказался от этой затеи. Но англичанам повезло: через некоторое время их подобрало голландское судно.
Случившееся заставило Прина вспомнить о втором пункте 74-й статьи призового права, который гласил:
«Спасательные шлюпки не считаются безопасным местом, за исключением случаев, когда безопасность пассажиров и членов экипажа гарантирована морскими и погодными условиями, близостью суши или присутствием другого транспортного средства, способного взять их на борт».
И как же поступать с экипажами потопленных судов? Прин не знал ответа на этот вопрос, о чём свидетельствует запись в журнале боевых действий U 47, сделанная им в тот же день:
«После сегодняшнего потопления я спрашиваю себя, что делать командиру подводной лодки в плохую погоду с экипажем затонувшего парохода? И что ему делать, если пароход радировал в эфир? Тогда действия командира стеснены 74-й статьёй Призового Права. Можно только использовать судно в качестве места содержания с призовой партией на борту, что обеспечит хорошую защиту жертвам подводных лодок, но что тогда станет с призовой партией?»
Сами виноваты
Ответ на свой вопрос Прин получил 7 сентября, встретив английский пароход «Гартавон». Когда в 17:47 U 47 всплыла перед ним, тот сразу начал радировать «SOS» в эфир. Чтобы заставить «англичанина» замолчать, Прин дал по нему три выстрела из палубного орудия. Один из снарядов случайно попал в антенну, прервав сигналы «Гартавона». Тот сбавил ход, экипаж спустил шлюпки на воду и покинул судно.
Дальнейшие события сняли с Прина чувство ответственности за английскую команду. Внезапно пароход начал разворачиваться и двинулся прямо на U 47. Лодка чудом увернулась от его форштевня и открыла огонь из орудия по мостику и машинному отделению: немцы подумали, что «Гартавон» является судном-ловушкой. Впоследствии, когда выяснилось, что весь экипаж парохода находился в шлюпках, Прин предположил, что, покидая судно, его капитан заклинил штурвал «вправо на борт» и дал полный ход в надежде на таран подлодки.
U 47 произвела по описывающему циркуляцию «Гартавону» два неудачных торпедных выстрела: первая торпеда попала в цель, но не взорвалась, вторая изменила направление хода и прошла мимо. Тогда Прин решил пустить пароход на дно артиллерией. Перед открытием огня он подошёл к шлюпкам и спросил у противников, нуждаются ли они в помощи. Получив отрицательный ответ, Прин расстрелял судно и ушёл, предоставив англичан воле волн. Позже их подобрал проходивший мимо шведский танкер.
Инцидент с «Гартавоном» стал последней каплей, переполнившей чашу терпения Прина. Действия против судоходства в районе, патрулируемом французскими эсминцами, были слишком опасны. Попытки остановить британские суда в рамках призового права с каждым разом становились всё труднее. Англичане использовали радио и всячески сопротивлялись досмотру. Поэтому, останавливая их, Прин постоянно задавался вопросом: «Возможно, эсминцы будут держаться подальше сегодня?!»
Дав радиограмму в штаб, вечером 7 сентября U 47 начала возвращение на базу. 15 сентября, потратив на обратный путь восемь суток, лодка прибыла в Киль. Прин доложил Дёницу о подробностях похода, включая потопление трёх судов общим тоннажем 8 270 брт. Командующий счёл его действия правильными и наградил Прина Железным крестом II класса.
Хорошо быть французом
Как видно на примере Гюнтера Прина, подводным лодкам было непросто действовать в рамках довоенных договорённостей о ведении подводной войны, которые накладывали на них ряд обязательств, порой трудновыполнимых. Соблюдение «Подводного протокола» напоминало бой только одной рукой. А приказы Гитлера о неприкосновенности кораблей и судов под французским флагом поставили подводников в тупик, связав им и оставшуюся «руку».
Ситуация сложилась парадоксальная. Упомянутый приказ от 6 сентября 1939 года привёл к тому, что статус французских судов делал их неприкосновенными для немецких подлодок — несмотря на то, что Франция объявила Германии войну. В результате нейтральное судно могло быть остановлено и осмотрено в рамках призового права с последующим его захватом или потоплением в случае нахождения на борту контрабанды, а французское — нет. Таким образом, командир подлодки должен был сначала узнать, является ли судно французским, а уже потом его останавливать. Но порой это было невозможно сделать: например, ночью или рядом с вражеским берегом.
Этот приказ создавал ещё одно неудобство: подлодки подвергались опасности во время сближения с военными кораблями или судами в составе конвоя из-за того, что на расстоянии было трудно определить его национальность. Если перед атакой цель идентифицировалась как «француз», то нападение должно было быть приостановлено. Однако если подлодка при этом уже себя обнаружила, то она могла подвергнуться преследованию, так как французские ВМС не имели приказа щадить противника. Поэтому во время атаки конвоя подводники сильно рисковали: прежде чем стрелять по цели, сначала нужно было установить её национальность.
Наивысшей точки в своей нелепости ситуация с запретом действий против французов достигла, когда в Атлантике и Ла-Манше появились англо-французские конвои, перебрасывавшие войска во Францию. Связанное по рукам и ногам приказом избегать инцидентов командование кригсмарине не могло дать разрешение их атаковать. Пытаясь исправить ситуацию, гросс-адмирал Редер 9 сентября обратился к Гитлеру с просьбой разрешить:
«А) нападения на французские военные корабли и торговые суда;
Б) установку мин у французского побережья;
С) нападения на конвои, даже французские, севернее широты Бреста».
Гитлер одобрил только последний пункт, хотя к этому моменту на границе уже начались боевые действия между вермахтом и французской армией. Командование кригсмарине считало, что такая политика даёт противнику стратегическое преимущество, но фюрер был неумолим. Когда после 17 сентября на Западном фронте началась так называемая «странная война», Гитлер вновь вернулся к запрету нападений на французские суда и корабли. Однако на этот раз Дёниц заявил Редеру, что не может отдать такой приказ своим подлодкам, потому что атаки конвоев в Канале разрешены.
Ситуация с Францией прояснилась только к 24 сентября 1939 года. В этот день на совещании фюрер сообщил Редеру, что он санкционирует действия против французов, хотя всё ещё не теряет надежды на наступление скорейшего мира с ними. С разрешения Гитлера Редер отдал приказ, который снял существовавшие ограничения:
«Война на море против Франции ведётся, как и против Великобритании. Действия против французских военных кораблей, самолётов, конвоев, войсковых транспортов, торговых судов одиночных и в составе конвоя, французских товаров и контрабанды осуществляются в равной степени, как и в отношении Великобритании».
Этот день стал окончанием «странной войны» на море, которая оказалась короче, чем на суше.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
- Ritschel, H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 / Н. Ritschel. — Band 1. — Norderstedt.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — HMSO, London, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Дёниц, К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне / К. Дёниц ; пер. с нем. — М., 1964.
- Карганов, А. С. Загадка Скапа Флоу / А. С. Карганов. — СПб : «РОЗА ВЕТРОW», 2011.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.