U 96 — самая известная в мире немецкая подводная лодка. Своей славой она обязана роману Лотара-Гюнтера Буххайма и фильму Вольфганга Петерсена, подарившим субмарине миллионы поклонников. Интерес к ней не ослабевает и в наши дни. Правда, читая или смотря «Das Boot», можно узнать лишь приукрашенные подробности её седьмого похода. Лодка с эмблемой ухмыляющейся рыбы-пилы имеет свою собственную историю, которую в романе не прочтёшь. Всё началось утром 14 сентября 1940 года, когда U 96 вступила в строй кригсмарине. Познакомимся с ней поближе на примере первого похода этой субмарины, когда лейтенанта Буххайма на её борту не было ещё и в помине.
Рождённая Круппом
U 96, подлодка типа VIIC, была заложена 16 сентября 1939 года в Киле на верфи «Германия», принадлежавшей концерну Круппа. Спустя год работы над ней были завершены, и 14 сентября 1940 года лодку принял у верфи командир — капитан-лейтенант Генрих Леман-Вилленброк, известный поклонникам романа и фильма под прозвищем «Старик». После этого начались её испытания на Балтике, которые проходили в ускоренном режиме. Так как подлодок в Атлантике катастрофически не хватало, командование подводными силами сократило срок тестов и тренировок с шести до двух месяцев.
Верфь сдала лодку с некоторыми недоработками. Например, сразу возникли проблемы с электромоторами, а в момент первого тестового погружения U 96 отчаянно сопротивлялась попыткам экипажа перевести её в подводное положение. Как записал в своём дневнике инженер-механик Фриц Граде, «лодка не хочет погружаться». После устранения различных «детских болезней» U 96 завершила испытания удовлетворительно.
В конце сентября она перешла в Готенхафен, где произвела пробные торпедные стрельбы. Затем субмарина оказалась в Пиллау для проверки артиллерии, а после этого — в Данциге для испытаний по глубоководному погружению. Далее лодку ждали занятия по тактике вперемешку с торпедными стрельбами. В середине ноября тренировки были окончены. Леман-Вилленброк привёл U 96 в Киль для подготовки к дальнему походу.
После загрузки торпед и продовольствия лодка оставила Киль рано утром 4 декабря 1940 года. Она перешла во Фридрихсхафен, где задержалась на сутки для принятия топлива и пресной воды. 6 декабря U 96 покинула базу, прошла минные заграждения и вышла в открытое море. Путь к Шетландским островам занял трое суток. Лодка то и дело ныряла во время учебных тревог или при появлении самолётов. Утром 10 декабря на горизонте появилась скала Сулискер: U 96 вышла в северную Атлантику.
Первая охота
В тот же день пришёл приказ штаба подводных сил: приступить к патрулированию района к северу от банки Роколл. 11 декабря радист принял сообщение о конвое в том районе. Леман-Вилленброк начал его поиск. В 13:15 верхняя вахта заметила дымы и мачты галифакского конвоя НХ-92. U 96 погрузилась для атаки.
Первой целью стало большое четырёхмачтовое судно с одной трубой, оценённое командиром U 96 в 11 000 брт. В 15:12 лодка произвела залп торпедой из кормового аппарата, и спустя 50 секунд на ней услышали взрыв. Наблюдая в перископ, Леман-Вилленброк отметил, что пароход затонул кормой спустя десять минут. Это был «Роторуа» (10 890 брт) — судно коммодора конвоя. Из 131 человека на его борту погибло 23, включая капитана Эдгара Кемпа и коммодора НХ-92 контр-адмирала Джона Юниэк-Пенроз-Фицджеральда. Так первая торпеда U 96 стала причиной смерти британского адмирала.
Второй выстрел лодке сделать не удалось. После гибели «Роторуа» ордер конвоя распался. Как отметил Леман-Вилленброк, «все пароходы отвернули и разбежались в разные стороны». Он приказал всплывать, чтобы подойти к шлюпкам и выяснить у спасшихся название и груз судна. Но как только субмарина появилась на поверхности, ей пришлось снова нырять: к шлюпкам подошёл британский танкер «Кардита».
Леман-Вилленброк видел в перископ, как судно на небольшой скорости подбирало людей из шлюпок. Попытка атаковать его оказалась неудачной: несмотря на малый ход цели, угол атаки был слишком острый. Торпеда прошла мимо. Повторное нападение было невозможно, потому что танкер отвернул и дал полный ход, перейдя на зигзаг. Сбросив два дымовых буя, он скоро пропал из пределов видимости.
Упустив «Кардита», U 96 оставалась погружённой ещё более часа. За это время она перезарядила торпедные аппараты и отправила в штаб радиограмму:
«В квадрате AM 2375 замечен вражеский конвой. Он идёт в юго-восточном направлении».
Оглохли, но не ослепли
Дёницу некого было послать на поиски, кроме «двойки» U 140, о чём штаб подводных сил уведомил U 96. В 17:14 лодка всплыла, чтобы продолжить охоту на суда HX-92. Сигнальщики заметили одиночный пароход на восточном курсе. Субмарина обогнала его и погрузилась для атаки. Но не тут-то было! Из строя вышла шумопеленгаторная станция, и U 96 «оглохла». Напасть в подводном положении не удалось, так как судно перешло на зигзаг. Его преследование не имело смысла, ведь акустик не мог удерживать с ним контакт.
Так как гидрофоны работали нестабильно, поиск целей был возложен на зоркие глаза верхней вахты. Вскоре удалось установить визуальный контакт с двумя пароходами. Леман-Вилленброк начал преследование одного из них и в 20:52 совершил торпедную атаку. Лодка влепила «угорь» прямо в середину судна. После взрыва пароход начал разворачиваться кормой. Немцы решили, что сейчас он станет стрелять, однако так и не заметили людей у его кормовой пушки.
Несмотря на то, что с момента торпедирования прошло более получаса, судно лишь осело в воду, но тонуть не собиралось. В 21:30 U 96 выпустила в него ещё одну торпеду, которая попала в корму. Безрезультатно. Тогда лодка начала всаживать снаряды из 88-мм орудия ему в ватерлинию. Лишь после этого пароход ушёл под воду.
Закончив возиться с упрямым «купцом», Леман решил выяснить, что же он потопил. Субмарина подошла к шлюпкам для опроса экипажа. Попытка объясниться с одним голландцем, немного говорившим по-немецки, ни к чему не привела. Всё, что смогли понять немцы — это что они потопили «Дувр из Канады». На самом деле это был голландский пароход «Това» (5 419 брт) из HХ-92, гружёный зерном и грузовиками. Леман-Вилленброк доложил в штаб о потоплении двух судов общим тоннажем 18 000 брт и о продолжении действий против конвоя.
Оставив спасшихся на волю волн, U 96 продолжила преследование второго парохода. В полночь 12 декабря с восходом луны субмарина его обнаружила. Лодка обогнала пароход и погрузилась для атаки, так как видимость была хорошей. В 01:56 выпущенная торпеда поразила судно в корму, и оно затонуло спустя 11 минут после взрыва. Леман описал его как 160-метровый теплоход с двумя мачтами тоннажем около 8 000 брт. В реальности им оказалось шведское судно «Штурехольм» (4 575 брт) из конвоя HX-92, перевозившее сталь и металлолом. Никому из его экипажа не удалось выжить.
Завершив атаку, U 96 взяла курс на Северный канал. В 03:14 неподалёку от архипелага Сен-Килда было замечено ещё одно судно. Наличие поблизости двух сторожевиков не вынудило Леман-Вилленброка отказаться от атаки. В 04:31 лодка выпустила одну торпеду, попавшую пароходу в корму. После взрыва судно продержалось на плаву всего шесть минут. Интересно, что на этот раз командир U 96 ошибся в своей оценке, предполагая, что оно было на 4 000 брт. На самом же деле потопленный им бельгийский пароход «Маседоньер» был на 5 227 брт. «Бельгиец» ранее совершал переход в ордере НХ-92 и стал последним судном в его составе, атакованным U 96.
Министр и кораблекрушение
Преследование судов конвоя привело лодку прямо к шотландскому побережью. Здесь она попыталась атаковать суда меньшего размера, но до пуска торпед дело не дошло. Несмотря на то, что это был район оживлённого судоходства, находиться в нём было опасно: всё чаще стали встречаться корабли и самолёты противника. Леман-Вилленброк решил не рисковать и вернуться на прежнюю позицию — к северу от Роколл.
Пройдя на запад около 300 миль (около 555 км), субмарина достигла границы назначенного района патрулирования, где продолжила поиск целей. В 02:58 14 декабря был установлен контакт с неизвестным судном тоннажем не более 3 000 брт. Уточнив курс и скорость цели, командир U 96 выпустил в него одну торпеду, но промахнулся. Продолжая преследование, лодка совершила ещё одну атаку, но и в этот раз «угорь» в цель не попал.
Хотя «Старика» это и огорчило, но печалился он недолго. Неудачная погоня вывела его на более крупную цель. В 07:06 он отметил в журнале боевых действий:
«Судно курсом 210°, 4 мачты. Позволяю ранее атакованному маленькому пароходу уйти, так как впереди вижу другое судно. Целевой угол при его обнаружении равнялся приблизительно 80°. Пароход идёт зигзагом. Немедленно атаковал, когда при очередном его повороте угол встречи торпеды с целью был равен 60°. В 07:20 выпущена одна торпеда (G7e)».
Леман-Вилленброк промазал и в этот раз. По его мнению, при выстреле он неверно оценил скорость цели. Но у него ещё осталось три торпеды, и отпускать судно в 10 000 брт он не собирался. Преследование продолжилось. В 08:25 прямо по курсу были замечены два маленьких парохода. Немцы решили не размениваться на мелочь и прошли прямо между ними, продолжая преследовать крупную добычу. В 08:55 U 96 провела повторную атаку. На этот раз «Старик» всё высчитал правильно:
«08:55. Выстрел 1 торпедой (G7a). Попадание в носовую часть, между мостиком и передними мачтами. Скорость врага 14 узлов, угол встречи торпеды с целью 80° (…) дистанция 800 метров, время хода торпеды до взрыва 48 секунд = 720 метров. Торпеда несколько раз появлялась на поверхности. Пароход садится носом, останавливается, даёт сирену и передаёт в эфир: «SSS — 59°32 с.ш, 17°47 з.д., «Вестерн Принс» торпедирован».
У командира U 96 сложилось впечатление, что судно не затонет. Поэтому лодка погрузилась для перезарядки торпед и завершающего выстрела. К этому моменту «Вестерн Принс» ушёл под воду носом до верхней палубы. Его экипаж спускал шлюпки, старясь быстрее покинуть судно. Леман-Вилленброк терпеливо ждал, когда они отойдут от борта. В 10:21 лодка совершила «выстрел милосердия», добив «англичанина». После взрыва торпеды раздался другой взрыв внутри судна. Яркая вспышка пламени — и спустя минуту оно, окутавшись дымом, затонуло.
В истории его гибели есть один интересный момент. Когда британский пассажирский теплоход «Вестерн Принс» покинул Галифакс, на его борту, кроме груза металла и продовольствия, находился 61 пассажир. Среди них был и канадский министр военного снабжения Кларенс Декатур Хоу, совершавший поездку в Англию. Теплоход не вошёл в состав конвоев и отправился в одиночное плавание: в те дни такая практика переходов одиночных судов, обладавших высокой скоростью, была в порядке вещей. Считалось, что ход выше 12 узлов (около 22 км/ч) делает их труднодоступной целью для подлодок.
Однако в случае с «Вестерн Принс» это правило не сработало. Теплоход был торпедирован и потоплен. Министру посчастливилось пережить гибель судна, после чего он восемь часов провёл в шлюпке посреди океана. При переходе из шлюпки на борт спасательного корабля погиб помощник Хоу, но сам он уцелел. Как и положено джентльмену, в эпизоде с гибелью судна министр сохранял невозмутимость. Но позже Хоу рассказал репортёру газеты «Манчестер Гардиан», что с того дня каждый час своей жизни он считал незаслуженным подарком судьбы.
Нападение в шторм
Расправившись с теплоходом, Леман-Вилленброк доложил в штаб, что у лодки осталась одна торпеда. Дёниц приказал после её израсходования идти в Лориан. Спустя несколько часов фортуна предоставила субмарине шанс. В 19:23 верхняя вахта засекла новую цель — пароход в 3 000–4 000 брт, шедший зигзагом. U 96 погрузилась для торпедной атаки, но вскоре из-за волнения на море Леман отказался от этой идеи и решил топить судно артиллерией.
В 21:02 всплывшая лодка начала обстрел «купца». Её артиллеристы сумели сделать только шесть выстрелов из палубного орудия. Попытки вести огонь из зенитного автомата к успеху не привели: зенитку заклинило после первого же выстрела. Бой продолжался всего десять минут. В 21:12 немцы разглядели на корме судна орудие и быстро погрузились, чтобы не получить сдачи.
Хотя три снаряда попали в цель, на ход парохода это никак не повлияло. Лодка преследовала его почти два часа в надежде, что погода улучшится — но тщетно. В 22:55 судно скрылось в дождевом шквале, и «серые волки» остались без добычи. Радист лишь доложил командиру, что оно передаёт в эфир: «Эмпайр Разербилл», 59°42 с.ш., 17°50 з.д. Обстрелян подводной лодкой». Тогда Леман-Вилленброк отметил, что в реальности «англичанин» имеет расхождение на 25 миль (около 46 км) с указанной позицией.
Рано утром следующего дня был замечен ещё один пароход, но из-за погоды от атаки немцы отказались. Так как шторм не стихал, лодка погрузилась: находиться на поверхности не имело смысла. Море бушевало ещё несколько дней, поэтому U 96 всплывала только для вентиляции отсеков и зарядки батареи, а затем снова уходила на глубину. Буря утихла лишь к утру 17 декабря. Как следует выспавшиеся подводники продолжили поиск цели для своей последней торпеды.
Последние торпеды
18 декабря в 15:25 верхняя вахта обнаружила большой танкер. Лодка срочно погрузилась для атаки и начала предзалповое маневрирование. В 16:15 она выстрелила практически в упор. Торпеда взорвалась спустя 25 секунд, пройдя 375 м. В перископ Леман-Вилленброк наблюдал столб воды у кормы судна и летящую шлюпку, подброшенную взрывом:
«Танкер остановился, экипаж готовится спустить шлюпки. 2 плота были опущены в воду. Расчёт кормового орудия уже у него. Видимо, в носу есть вторая пушка. Танкер оседает более глубоко, но не тонет. Сблизились для определения названия: «Пендбрехт» Роттердам, на дымовой трубе логотип судоходной фирмы «Ван Оммерен». Размер 10 746 брт».
Чтобы заставить экипаж быстрее покинуть судно, U 96 подняла повыше перископ из воды, обозначая себя. Но эффект оказался обратным: танкер навёл на него свои орудия. Голландцы не желали сдаваться, и немцы оказались в сложной ситуации. Было слишком рискованно атаковать артиллерией готового к бою противника. Торпеды же внутри лодки кончились. Оставалась только одна, в контейнере под верхней палубой, но её надо было ещё извлечь и загрузить в отсек.
Тогда Леман-Вилленброк решил рискнуть. Он отошёл от танкера на предел видимости, чтобы достать торпеду из контейнера. В 17:28 в перископ был замечен ещё один танкер, а спустя полчаса — и другой. Одно судно остановилось, а затем снова дало ход. «Старик» предположил, что оно подобрало экипаж «Пендбрехта». С учётом изменившейся ситуации он принял следующее решение: всплыть, начать работы с торпедой и обстрелять «голландца» с дальнего расстояния, чтобы понять, есть ли на нём экипаж. Если нет, то топить его артиллерией, а затем переместить торпеду внутрь лодки, одновременно удерживая контакт с другими судами.
В 18:02 U 96 всплыла и отошла подальше. Одно из судов произвело по ней два выстрела. Недолёт. Спустя несколько минут торпедированный «Пендбрехт» ожил, развернулся, дал полный ход и пропал из видимости. Немцы решили пока отпустить его восвояси, перегрузить торпеду и вновь напасть, когда работы будут завершены. К 22:20 «угорь» уже был опущен внутрь лодки. Она, как гончая, шла по нефтяному следу «подранка», но с наступлением темноты потеряла его. Все попытки найти танкер были тщетны: «голландец» ушёл.
19 декабря в 15:49 была замечена вражеская эскадра — линкор «Родней» и шесть эсминцев. Лодка погрузилась для атаки, но англичане шли зигзагом на дальней дистанции. Скрепя сердце, Леман-Вилленброк позволил им уйти, отправив радиограмму о контакте с линкором. Дальнейшие поиски целей для последней торпеды ни к чему не привели. Океан вымер. Лишь вечером 20 декабря на горизонте была замечена какая-то шхуна. Проболтавшись в море ещё трое суток, 24 декабря Леман-Вилленброк решил идти во Францию, предварительно отпраздновав Рождество. Путь к базе занял четыре дня и обошёлся без происшествий. Днём 29 декабря U 96 пришла в точку встречи с эскортом, а в 16:00 прибыла в Лориан.
Отчитываясь перед Дёницем за свои действия, командир U 96 отметил, что поход длился 26 суток. За это время лодка прошла 4 776 миль (8 845 км), потребив 105 тонн топлива. Субмарина израсходовала 12 торпед, потопив пять судов на 40 900 брт и повредив танкер на 10 746 брт. В данном случае потопленный тоннаж был завышен не более чем на 10% — в реальности он равнялся 37 037 брт. Дёниц остался доволен своим подчинённым:
«Отличный поход, действия цепкие и решительные с твёрдой решимостью добиться успеха, особенно при преследовании конвоя 11–13 декабря».
За эти успехи командующий наградил Генриха Леман-Вилленброка Железным крестом I степени и Знаком подводника. 14 декабря успех его лодки был упомянут в сводке Верховного командования. Позже Леман-Вилленброк дал интервью немецкому радио, описывая подробности похода. Они прозвучали в эфире 4 января 1941 года в одной из пропагандистских передач министерства Геббельса, в которой упоминалось и о нахождении канадского министра на торпедированном британском теплоходе.
В завершение хотелось бы отметить один любопытный факт. В своём первом походе U 96 ни разу не была атакована британскими силами противолодочной обороны, на неё не было сброшено ни одной бомбы. Возникает ощущение, что судьба хранила лодку для выполнения своего предназначения. Но до того момента, как лейтенант Лотар-Гюнтер Буххайм поднялся на её борт, ей пришлось выдержать испытание ещё пятью походами.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
- Bush, R. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945 / R. Bush, H.-J. Roll. — Band 3. — Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — HMSO, London, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.