Во время Второй мировой войны несколько офицеров сделали последовательно карьеру в военно-воздушных и в военно-морских силах Германии. Дослужившись до немалых чинов в люфтваффе, они перешли служить на подводные лодки, сменив мундиры и звания. Некоторые из них добились успехов на новом поприще и стали подводными асами, награждёнными Рыцарским крестом.
Герман Лессинг
Герман Лессинг родился 20 октября 1900 года в итальянском городе Флоренция. В апреле 1921 года года 20-летний Герман вступил в ряды рейхсмарине в качестве кандидата на офицерское звание. Его подготовка и обучение продолжались четыре года, и в октябре 1925 года он стал лейтенантом цур зее. К сожалению, информация о последующих десяти годах его службы не отличается изобилием. Неясно, когда именно он связал свою карьеру с морской авиацией. Известно лишь, что в октябре 1937 года капитан-лейтенант Лессинг стал командиром 1-й эскадрильи в 196-й группе бортовых самолётов (Bordfliegergruppe 196).
После перехода в 1939 году морской авиации в ведомство Геринга, Лессинг остался в ней и получил звание майора ВВС. С октября 1939 по июнь 1940 года он командовал 706-й береговой группой (Küstenfliegergruppe 706), а затем в течение двух лет был командиром 906-й береговой группы (Küstenfliegergruppe 906) уже в звании полковника. В июле 1942 года Лессинга назначили офицером связи люфтваффе в штаб гросс-адмирала Эриха Редера. В марте 1943 года он стал начальником Навигационной школы ВВС в Штраусберге.
Свою карьеру в люфтваффе полковник Лессинг завершил 1 июля 1943 года, когда перевёлся обратно на флот, где стал капитаном цур зее. Несмотря на свой солидный чин, он прошёл обучение на курсах подводников и был назначен на достраивавшуюся подлодку типа IXС/40 — U 1231. 2 февраля 1944 года Лессинг принял субмарину у верфи и стал её командиром. Следующие семь месяцев лодка находилась на Балтике, пройдя за это время курс подготовки и испытаний.
5 октября 1944 года U 1231 покинула Киль, совершая переход в Норвегию. Спустя две недели она вышла в свой первый боевой поход. Стоит отметить, что на тот момент 44-летний Лессинг являлся самым возрастным командиром подлодки в кригсмарине. Его первый и единственный поход продлился 106 суток. В это время лодка действовала у побережья Канады. В конце ноября Лессинг вошёл в залив Святого Лаврентия, где совершил две неудачные атаки: его целями были эсминец и корвет. Покинув залив, U 1231 патрулировала район у полуострова Новая Шотландия, но никаких успехов не достигла. 31 января 1945 года она вернулась обратно в Норвегию.
В марте 1945 года Лессинг сдал субмарину другому командиру, а сам был переведён на штабную работу. После капитуляции Рейха он попал в плен, но был отпущен спустя полгода. Скончался Герман Лессинг 29 мая 1990 года в возрасте 89 лет.
Эрнст Хехлер
Эрнст Хехлер родился 21 ноября 1907 года в Лауэрбахе (Гессен). В апреле 1929 года 21-летний Эрнст вступил в ряды рейхсмарине в качестве кандидата на офицерское звание. Его подготовка и обучение продлились четыре года, и в октябре 1933 года он стал лейтенантом цур зее. После этого в течение двух лет Хехлер служил на лёгком крейсере «Кёнигсберг», а затем стал аспирантом в военно-морском училище Мюрвика.
30 апреля 1935 года он подал рапорт о переводе в люфтваффе, сменив форму оберлейтенанта цур зее на форму оберлейтенанта ВВС. После завершения обучения в лётных школах Варнемюнде и Парова, в октябре 1937 года, Хехлер в звании гауптмана стал командиром 1-й эскадрильи 706-й береговой группы, которой командовал до мая 1938 года. Затем он прошёл различные курсы и возвратился в свою часть как штабной офицер.
Перед войной Хехлер служил в штабе командующего морской авиацией, а затем стал старшим офицером штаба 9-й воздушной дивизии. После начала войны его перевели инструктором в лётную школу в Парове, где он пробыл почти год. Осенью 1940 года Хехлер стал командиром эскадрильи в 126-й группе бомбардировщиков (Kampfgruppe 126) во Франции и продолжил служить в этой части после её преобразования в I группу 28-й бомбардировочной эскадры. К этому времени он был награждён Железными крестами II и I класса. Позже он получил позолоченную шпангу пилота-бомбардировщика, которая означала, что её владелец совершил больше сотни боевых вылетов.
Весной 1941 года Хехлера отправили в академию Генерального Штаба, после окончания которой он был назначен первым офицером в штабе представителя люфтваффе при главкоме кригсмарине. В сентябре того же года Хехлеру присвоили очередное звание — майора ВВС. После этого он занимал различные штабные должности и в итоге был переведён в рейхсминистерство авиации как специалист по установке морских мин с воздуха.
Казалось бы, карьера Хехлера сложилась успешно. Но бравый майор захотел опять стать моряком. Он подал рапорт о переводе в кригсмарине и с 1 июля 1943 года стал корветтенкапитаном. После прохождения курсов подготовки Хехлер был назначен на достраивавшуюся подлодку типа IXС/40 — U 870. 3 февраля 1944 года он принял субмарину у верфи и стал её командиром. Затем лодка проходила подготовку и испытания на Балтике в течение восьми месяцев.
31 октября 1944 года Хехлер вышел из Киля для перехода в Норвегию. 10 ноября U 870 оставила Хортен и отправилась в Атлантику для того, чтобы сообщать сводки погоды, необходимые командованию вермахта для планирования наступления в Арденнах. До 17 декабря лодка находилась на позиции к западу от Португалии, после чего получила приказ идти к Гибралтару.
Несмотря на то, что для бывшего пилота это был первый поход, он провёл его в исключительно наступательной манере. 20 декабря у Азорских островов Хехлер атаковал конвой десантных судов в охранении эскортных эсминцев. Жертвами его торпед стали американский эсминец «Фогг» и десантное судно LST-359. Первый получил повреждения, второе — затонуло. После этого U 870 продолжила терзать коммуникации союзников у Гибралтара.
С 3 по 10 января 1945 года Хехлер атаковал четыре конвоя союзников, потопив французский корвет и торпедировав два судна, которые впоследствии были признаны непригодными к ремонту и списаны. Сам же командир U 870 доложил в штаб, что потопил два корвета, два десантных судна, три торговых судна на 18 000 брт и повредил одно судно на 6 000 брт. Узнав об успехах Хехлера, Дёниц наградил его Рыцарским крестом, сообщив тому новость по радио.
Попытки союзников поймать и наказать наглеца не увенчались успехом: U 870 успешно ускользнула от самолётов и групп ПЛО и вернулась в Норвегию 20 февраля 1945 года. Спустя неделю Хехлер привёл её в Германию для ремонта. Но прибывшей в Бремен U 870 уже не было суждено больше выйти в море: 30 марта 1945 года она была потоплена на верфи во время авианалёта.
В апреле Хехлер стал штабным офицером у гросс-адмирала и находился в его штабе вплоть до ареста правительства Дёница 23 мая 1945 года. Во время нахождения в плену экс-командир U 870 заболел и был помещён в госпиталь. Дата его освобождения из плена неизвестна. Эрнст Хехлер скончался 23 октября 1965 года в возрасте 57 лет.
Курт Добрац
Курт Добрац родился 9 апреля 1904 года в Штеттине. В марте 1922 года 17-летний Курт вступил в ряды рейхсмарине в качестве кандидата на офицерское звание. Его подготовка и обучение продлились четыре года, и в октябре 1926 года он стал лейтенантом цур зее. После этого на протяжении почти десяти лет он служил на крейсере «Гамбург», линкорах «Шлезвиг-Гольштейн» и «Ганновер», а также на крейсере «Лейпциг».
1 октября 1935 года Добрац перешёл в люфтваффе с учётом выслуги и звания, сменив звание капитан-лейтенанта на гауптмана. Он прошёл обучение в лётной школе в Пютнице и в школе морской авиации в Штеттине. Будучи в звании майора, Добрац с ноября 1938 по июнь 1939 года командовал эскадрильей в 255-й бомбардировочной эскадре. 1 июля 1939 года его назначили командиром II бомбардировочной группы в 1-й учебной эскадре и одновременно — комендантом авиабазы в Шверине.
В августе 1940 года он был переведён в штаб 5-го воздушного флота, где прослужил до марта 1943 года. С середины мая до середины июня 1941 года Добрац совмещал выполнение штабных обязанностей с должностью командира I группы 26-й бомбардировочной эскадры и совершил 11 боевых вылетов. За время службы в люфтваффе он был награждён Железными крестами II и I степеней, испанскими и финскими орденами.
31 марта 1943 года Добрац, будучи полковником ВВС, подал рапорт о переводе в кригсмарине. Спустя два месяца после зачисления в списки личного состава флота ему было присвоено звание капитан цур зее. В августе того же года он окончил курсы подплава и был направлен в 24-ю учебную подводную флотилию.
После прохождения курсов командиров подлодок в январе 1944 года Добрац был назначен на достраивавшуюся субмарину типа IXС/40 — U 1232. 8 марта 1944 года он принял лодку у верфи и стал её командиром. Следующие восемь месяцев лодка провела на Балтике, проходя курс подготовки и испытаний.
28 октября 1944 года Добрац совершил переход из Киля в Норвегию. Его лодка покинула Хортон в один день вместе с U 870 Хехлера, имея такое же задание — наблюдение за погодой. Добрац находился в районе между Фарерскими островами и Гренландией и отправлял сводки в штаб вплоть до 5 декабря. Затем U 1232 была отправлена к канадскому побережью на смену U 1231 Лессинга. Добрац взял курс на Новую Шотландию, где он показал куда лучший результат, чем его коллега по люфтваффе.
Путь к Канаде оказался не из лёгких: прорываясь сквозь сильнейшие штормы, субмарина получила повреждения. Как только погода становилась лучше, экипаж Добраца занимался ремонтом лодки. В первые дни января U 1232 прибыла к Галифаксу и начала поиск целей. Заняв позицию недалеко от входа в порт, её командир действовал агрессивно и настойчиво.
2 января Добрац атаковал эсминец самонаводящейся торпедой и ошибочно посчитал её взрыв за поражение цели. На следующий день он безуспешно атаковал войсковой транспорт. 4 января U 1232 наконец-то добилась успеха. Она атаковала небольшой каботажный конвой SH-194, одно судно которого было торпедировано и повреждено, а второе потоплено. После этого силы ПЛО союзников начали охоту за наглой субмариной. В течение десяти дней Добрац был вынужден отлёживаться на дне, лишь периодически всплывая для вентиляции отсеков. Он осторожно отходил всё дальше и дальше от опасного района, и в итоге лодке удалось уйти незамеченной и продолжить охоту.
14 января Добрац встретил конвой BX-141, который также атаковал. Его торпеды отправили на дно два больших танкера и серьёзно повредили судно «Либерти». Этот эпизод едва не стоил жизни экипажу U 1232. Заметив лодку, канадский фрегат пошёл в контратаку и протаранил её во время погружения, изрядно помяв ей мостик. Силы ПЛО союзников снова начали масштабную операцию по поиску субмарины, но Добрацу удалось уйти, оставив их с носом. За сутки преследования подводники насчитали взрывы 134 глубинных бомб.
После этого U 1232 взяла курс на Норвегию. Атлантику она пересекла благополучно, но перед подходом к базе налетела на подводный риф, потеряла ход и была притащена в Марвикен на буксире 14 февраля 1945 года. Ещё находясь в пути, Добрац доложил в штаб о своих успехах. По его мнению, он потопил шесть судов на 43 900 брт и эсминец, за что Дёниц наградил Добраца Рыцарским крестом.
В реальности же успехи U 1232 оказались скромнее. Она потопила три судна на 17 355 брт, нанесла непоправимые повреждения одному судну на 7 176 брт и повредила ещё одно судно на 2 373 брт. Однако и этот результат можно считать хорошим, особенно если учесть, что это был первый боевой поход субмарины.
Вернувшись из похода, Добрац был назначен начальником штаба командующего подводными силами. После смерти адмирала фон Фридебурга Дёниц назначил его временно исполняющим обязанности командующего подводными силами Германии. Как и остальные офицеры Дёница, Добрац стал военнопленным и находился в плену до марта 1946 года, а затем был отпущен. После войны он изучал право и стал доктором юридических наук. Скончался Курт Добрац 21 декабря 1996 года в возрасте 92 лет.
Такова история трёх уникумов, которые во время войны успели послужить и Герингу, и Дёницу. Но их уникальность заключается не в этом. Отток бывших моряков из люфтваффе начался в 1940 году и продолжался до конца войны. Мотив молодых офицеров вполне понятен: они надеялись реализовать себя на флоте, если не смогли этого сделать в ВВС. Подводные силы росли, и им требовались кадры. Кроме того, пропаганда преподносила подводников как элиту кригсмарине, которая при этом имела одно из лучших снабжений в вермахте. Карл Дёниц же представлялся им на тот момент более харизматичной фигурой, чем Геринг.
Однако к моменту возвращения на флот Лессинг, Хехлер и Добрац уже были заслуженными лётчиками, не обделёнными званиями и наградами, и не могли роптать на свою карьеру. Что же привлекательного в подводных лодках увидели майоры и полковники люфтваффе?
Их мотивы объяснить непросто. Но фактом остаётся то, что все трое, будучи уже в возрасте, не слишком подходящем для службы на субмаринах, всё-таки решили стать подводниками. В конце войны они совершили по одному походу в очень непростых условиях. Двое из них добились успехов, а поход Добраца стал одним из самых результативных среди немецких лодок за 1945 год.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 / С. Blair. — Random House, 1998.
- Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- Hogel, G. Embleme, Wappen, Malings Deutscher U-boote 1935–1945 / G. Hogel. — Hamburg: Koehler Verlag, 2001.
- Paterson, L. Black Flag. The Surrender of Germany’s U-Boat Forces 1945 / L. Paterson. — Seaforth Publishing, Barnsley, 2009.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — HMSO, London, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de
Комментарии к данной статье отключены.