В начале 1942 года японское вторжение на «Зелёный континент» казалось неизбежным. Хотя этому кошмару австралийцев так и не суждено было сбыться, пустынное северное побережье страны превратилось в линию фронта. Боевые действия в этом регионе стали малоизвестной страницей Второй мировой, ныне почти забытой и в самой Австралии.
В январе-феврале 1942 года японские ВМС организовали скоротечную кампанию по нарушению морских коммуникаций в водах северной Австралии. Действия эскадры подлодок оказались откровенно неудачными: субмарины не одержали ни одной победы, одна из них (I-124) была потоплена австралийскими кораблями. Морская авиация действовала эффективно, особенно впечатляющим оказался удар по гавани города Дарвин 19 февраля 1942 года.
К началу весны японские армия и флот оккупировали Малайю, Сингапур, все крупные острова Индонезии и полностью блокировали Филиппины. Вопреки опасениям австралийцев, высадка крупномасштабного морского десанта в их стране не планировалась — японские генералы считали, что подобная операция находится за пределами возможностей армии. В свою очередь, японский флот быстро потерял интерес к действиям в водах северной Австралии. Авиация ВМС с баз на Тиморе регулярно наносила удары по аэродромам и гаваням (прежде всего по стратегически важному Дарвину), но для борьбы с австралийскими морскими коммуникациями серьёзных усилий не предпринималось.
После разгрома Дарвина австралийское военное руководство сконцентрировало там силы ВВС и ПВО (в том числе из США, а позднее из Великобритании), а также сухопутные войска, предназначенные для обороны Северной территории. Однако ВМФ Австралии был откровенно слаб, а рассчитывать на помощь союзников в этом удалённом регионе не приходилось. При этом у австралийцев имелся неожиданный стимул для активности на море: одна из их пехотных рот на Тиморе избежала капитуляции в феврале 1942 года и начала относительно успешную партизанскую войну. Солдаты нуждались либо в эвакуации, либо в поддержке.
«Тиморская паромная переправа»
Примерно 400 австралийских и голландских военнослужащих, избежавших плена на Тиморе и пользовавшихся симпатиями жителей португальской части острова, в начале мая смогли связаться по радио с австралийским военным командованием. Было принято решение не эвакуировать их, а обеспечить снабжением и превратить в партизанский отряд. Первый контакт с партизанами обеспечила 24 мая летающая лодка Catalina, после чего к взаимодействию сразу же подключился австралийский военный флот.
Операция по поддержке партизанского движения на острове получила неофициальное прозвище «Тиморская паромная переправа», хотя для большинства походов придумывались отдельные названия («Hamburger», «Lizard» и т. д.). В качестве «паромов» использовались катера и корабли, базировавшиеся в Дарвине, самыми крупными из которых были «рабочие лошадки» австралийского флота — тральщики типа «Bathurst». Эпизодически применялись эсминцы, специально приходившие на север для проведения конкретных операций. Действиями кораблей до конца 1942 года руководил старший морской офицер (NOIC) в Дарвине коммодор Катберт Поуп.
27 мая 1942 года на Тимор впервые пришёл катер ВМС «Kuru» водоизмещением 55 т под командованием лейтенанта Джозефа Джоэля. Бывший полицейский катер стал наиболее активным «паромом», совершив до начала декабря восемь походов к оккупированному острову. Он доставлял людей (включая бойцов армейского спецназа «Z») и грузы в различные точки на побережье Тимора, на обратном пути эвакуируя раненых бойцов и португальских беженцев. Как пример этой работы можно привести фрагмент приказа на второй поход «Kuru» к Тимору:
«Вы покинете Дарвин в воскресенье 31 мая и должны будете прибыть в Суаи, Тимор, за полчаса до заката во вторник 2 июня. <…> В случае если «Kuru» не сможет обнаружить место высадки, катер должен оставаться в море и повторить попытку за полчаса до заката на следующий день. По прибытии в Суаи разгрузитесь и по завершении приёма почты и грузов (если потребуется) направляйтесь в Дарвин полным ходом, проложив курс таким образом, чтобы днём находиться вдали от берега Тимора, чтобы избежать обнаружения противником».
Помимо «Kuru», с 25 июля и до конца работы «паромной переправы» три похода на Тимор совершил катер ВМС «Vigilant» водоизмещением 106 т.
Попытки использовать на «переправе» более крупные корабли дали противоречивые результаты. 12–17 сентября успешный поход с грузом совершил тральщик «Kalgoorlie». 22 сентября в поход из Дарвина вышел старый эсминец «Voyager» типа «V» 1918 года постройки – ветеран австралийской «флотилии металлолома», действовавшей в начале войны на Средиземном море. Специально перейдя на север для этой операции, он должен был доставить партизанам 250 человек подкрепления, но ночью 23 сентября сел на неизвестную мель в заливе Бетано у острова Тимор. На следующий день беспомощный корабль обнаружили японские самолёты, и командир (лейтенант-коммандер Р.С. Робертсон) приказал взорвать его. Пехотинцы направились к партизанам, а экипаж успешно эвакуировали 25 сентября тральщики «Kalgoorlie» и «Warrnambool».
Гибель тральщика «Armidale»
7–9 ноября 1942 года удачный поход к Тимору совершил тральщик «Castlemaine». Ободрившись, австралийское морское командование спланировало более масштабную операцию по переброске подкреплений и спасению беженцев. В ночь с 28 на 29 ноября Дарвин покинули тральщики «Armidale» и «Castlemaine», сопровождаемые катером «Kuru» (под общим руководством командира «Castlemaine» лейтенант-коммандера Филиппа Салливана). Утром 30 ноября в 220 км от Тимора корабли были обнаружены японским воздушным разведчиком и позднее атакованы двумя волнами ударных самолётов (около десяти G4M из 753-й авиагруппы). Попаданий атакующие не добились, и в предрассветных сумерках 1 декабря австралийцы достигли Тимора.
«Kuru» доставил на «Castlemaine» 80 беженцев, после чего по приказу штаба корабли разделились. «Castlemaine» направился в Дарвин с эвакуированными и благополучно достиг его утром 2 декабря. Оставшийся у Тимора «Kuru» (командир — лейтенант Джон Грант) 1 декабря подвергался ударам 753-й авиагруппы: с полудня и до заката его атаковали четырьмя волнами не менее 19 G4M, вооружённых 60-кг бомбами. Японцы добились лишь нескольких близких разрывов, которые разбили буксируемую за кормой лодку, легко повредили катер и ранили трёх моряков. Несмотря ни на что, вечером 3 декабря «Kuru» вернулся в Дарвин. Хотя все поставленные задачи выполнить не удалось, командир и моторист катера получили благодарности командования.
Драматичные события произошли с тральщиком «Armidale» (командир — лейтенант-коммандер Дэвид Ричардс), который по плану должен был высадить на Тиморе 65 голландских солдат (точнее говоря, яванцев под командованием белых офицеров), но не успел сделать это в тёмное время суток. 1 декабря около 13 часов корабль обнаружило и атаковало звено бомбардировщиков 753-й авиагруппы, не добившееся попаданий. Дальнейшие события описал в своих воспоминаниях один из офицеров тральщика:
«В 14:50 мы увидели на горизонте тринадцать самолётов. Они кружили над нами до 15:15, после чего обрушились на корабль с пяти направлений — девять бомбардировщиков, три «Зеро» и один гидросамолёт. Они атаковали нас торпедами, бомбами и пулемётным огнём. Уклониться было невозможно, почти немедленно мы получили попадание торпедой, корабль стал крениться на левый борт. Тут же последовали ещё одна торпеда в левый борт и бомба в правый, и через три-четыре минуты после начала атаки «Armidale» тонул».
Одним из величайших героев австралийского флота стал матрос Тэд Шин, который отказался спасаться, до последнего прикрывал товарищей огнём из «Эрликона» и погиб вместе с кораблём. По заявлениям выживших, он претендовал на один сбитый самолёт, но это маловероятно и не подтверждается японскими данными. Как бы то ни было, Шин стал легендой австралийских ВМС, в 1999 году его имя получила новая дизель-электрическая подлодка типа «Collins».
«Armidale» погиб в 120 км к югу от Тимора и в 550 км к северу от Дарвина. Судьба большинства моряков и солдат, переживших атаку, оказалась трагической. Командир тральщика сообщил в Дарвин, что атакован с воздуха, но просьбу о спасении передать уже не успел (более того, штаб сначала полагал, что он соблюдает радиомолчание). Сотня выживших оказалась посреди моря на нескольких плавсредствах: моторном катере, шлюпке, надувном «плоту Карли» и самодельном плоту, который собрали из плававших на поверхности материалов. Один из спасшихся матросов вспоминал:
«В ту первую ночь мы постоянно слышали шум воды. То ли акулы ели тела, то ли наши ребята сдавались и тонули. Мы не знали, да и не желали знать».
2 декабря лейтенант-коммандер Ричардс принял сложное решение. Он пересадил в моторный катер 21 человека, включая 15 или 16 раненых, и направился на юг в сторону Дарвина. Двое раненых умерли в пути, 6 декабря остальных обнаружил и спас тральщик «Kalgoorlie». Шлюпка, на которой находились 29 человек, дрейфовала в море до 5 декабря, после чего также начала медленное движение в сторону Австралии. Группа жестоко страдала от голода, жажды и измождения, доводивших до галлюцинаций. Люди пили собственную мочу, пытались ловить голыми руками рыб и чаек. Только 9 декабря моряков спас тот же «Kalgoorlie». Один из выживших матросов вспоминал:
«Наши ноги напоминали полоски лакрицы, и нас заносили на руках на жилую палубу, где выжившим раздавали прекрасный горячий суп. После обеда каждого из нас отнесли в душевую, там мы сидели на палубе, а матросы «Kalgoorlie» помогали нам помыться. Господи, суп и горячая вода! Что за сочетание! Какая роскошь!»
Впрочем, морякам в катере и шлюпке ещё повезло, настоящая трагедия ждала два других плавсредства. С двумя десятками выживших яванских солдат возникли «проблемы» (как расплывчато сообщают австралийские историки), их пересадили на надувной плот и предоставили самим себе. Что с ними стало, до сих пор не знает никто. Самодельный плот, на котором спасались 27 человек, несколько дней находился рядом со шлюпкой, но затем также был брошен на произвол судьбы. 8 декабря несчастных обнаружила летающая лодка Catalina, которая не смогла приводниться из-за волнения моря. После этого плот не видел никто, и можно только догадываться, какие мучения перенесли моряки перед смертью.
Драма «Armidale» стала одной из самых печальных страниц в истории австралийского флота. Из 83 матросов и офицеров выжили 43, из 65 голландских военнослужащих (голландцев и яванцев) — только пять (известно, что бо́льшая часть солдат, около 40 человек, погибла от взрыва авиабомбы на борту). Не лучшая организация спасения навлекла критику на причастных к трагедии. Коммодора Поупа вскоре направили служить в Западную Австралию, а командира погибшего тральщика лейтенант-коммандера Ричардса перевели на берег (позднее он вновь получил под начало корабль). Матрос Шин по мнению многих австралийских моряков и историков посмертно заслуживал высшей награды, Креста Виктории, но так и не получил её.
С учётом всех обстоятельств, включая неблагоприятный ход событий на суше, невозможность продолжать борьбу на Тиморе стала очевидной для австралийского командования. Началась планомерная эвакуация, причём на сей раз пришлось рискнуть ценными новыми кораблями. В ночь с 11 на 12 декабря на остров пришёл голландский эсминец «Tjerk Hiddes» типа «N», эвакуировавший раненых, беженцев и часть военнослужащих. 9–10 января 1943 года оставшихся солдат забрал австралийский эсминец «Arunta» типа «Tribal». Наконец, небольшой отряд спецназа покинул Тимор 9 февраля на американской подлодке «Gudgeon» типа «Tambor». Эти походы прошли удачно для союзников и без контактов с японцами.
Действия японских ВВС на морских коммуникациях
Финал борьбы за Тимор совпал с относительной активизацией действий японской морской авиации у северного побережья Австралии. Особенно заметную роль в этом сыграла 934-я авиагруппа, базировавшаяся на индонезийском острове Ару и вооружённая лёгкими гидросамолётами Е13А. Одномоторные гидропланы патрулировали морские просторы к северу от Австралии и эпизодически атаковали обнаруженные морские цели. О полноценном наступлении на австралийские коммуникации говорить в данном случае невозможно, но стоит рассмотреть ряд наиболее ярких и хорошо описанных примеров.
15 декабря 1942 года два патрульных Е13А у побережья Северной территории обнаружили транспорт «Period», следовавший в сопровождении тральщика «Castlemaine». Гидросамолёты атаковали транспорт 60-кг бомбами, добившись четырёх попаданий. Судно сохранило ход, хотя на его борту погибли четыре моряка и девять получили ранения. Второй заход на цель был сорван огнём тральщика. На следующий день зенитчики «Castlemaine» успешно отбили атаку одиночного Е13А, не добившегося попаданий. Конвой благополучно прибыл в Дарвин.
Удача улыбнулась японским лётчикам 22 января 1943 года, когда два Е13А у берега Северной территории атаковали 60-кг бомбами транспорт «Patricia Cam», перевозивший группу пассажиров. Бывшее рыболовецкое судно водоизмещением 300 т, мобилизованное ВМС, затонуло за считаные минуты, сразу погибли четыре человека. По утверждениям выживших моряков, японские пилоты обстреливали людей в воде из пулемётов (не добившись попаданий). Спасшиеся добрались до берега и после ряда тяжёлых испытаний, которые забрали жизни ещё четырёх человек, достигли станции береговых наблюдателей. Через несколько дней их подобрал пришедший из Дарвина катер «Kuru».
Судьба одного пассажира «Patricia Cam» оказалась неожиданно трагичной. Сразу после успешной атаки на судно один из японских гидропланов приводнился, его пилот, угрожая пистолетом, затащил в кабину методистского пастора Леонарда Кентиша и улетел вместе с ним. Как стало известно после войны, святого отца обезглавили на японской базе лейтенант Сагедзима Манган и два его подчинённых, которые таким образом отомстили «европейцам». Вскоре после окончания войны убийцу нашли, а в 1948 году осудили и повесили в Гонконге. Его сообщники были приговорены к пожизненному заключению.
В последующие месяцы 1943 года был зафиксирован ещё ряд воздушных атак на австралийские суда. Так, 10 мая девять «Зеро» из 202-й авиагруппы атаковали пушечно-пулемётным огнём остров Милингимби (Северная территория), потопив у берега катер «Maroubra» водоизмещением 40 т. В ходе атаки погибли два японских истребителя. На следующий день три Е13А и поплавковый истребитель A6M-N из 934-й авиагруппы атаковали к северу от того же острова транспорт «Islander», шедший в сопровождении тральщика «Latrobe», и добились одного бомбового попадания. Один из Е13А в ходе атаки был сбит патрульным «Бофайтером».
Своего рода финальным аккордом японской активности в северных австралийских водах стал эпизод 4 августа. В тот день транспорт «Macumba», следовавший под охраной тральщика «Cootamundra», атаковали у острова Минджиланг (Северная территория) два Е13А. Судно водоизмещением 2500 т получило попадание 60-кг бомбы в машинное отделение и через несколько часов затонуло. Погибли три моряка, тральщик подобрал выживших и доставил их в Дарвин.
Осенью 1943 года командование японской морской авиации окончательно потеряло интерес к северной Австралии, прекратив налёты на береговые цели и свернув активность у побережья. В глазах японских стратегов этот участок фронта быстро оказался периферийным, так что даже скромных возможностей ВВС и ВМС Австралии хватало для организации отпора (за исключением рейда на Дарвин 19 февраля 1942 года). Тем не менее военные действия в этом изолированном и слабо освоенном регионе не могут не вызывать интерес историков. А тот факт, что большинство вышеописанных эпизодов забыты даже в самой Австралии, делает их особенно любопытными.
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- https://dutcheastindies.webs.com/
- http://www.navy.gov.au/ (официальный сайт Королевских ВМС Австралии)
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1939-1942 (1st edition, 1957). https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1942-1945 (1st edition, 1968). https://www.awm.gov.au/collection/C1417314
- Lewis, Tom. The Empire Strikes South: Japan`s Air War Against Northern Australia 1942-45. – Kent Town, South Australia: Avonmore Books, 2017
- Lewis, Tom. Not Shunned By The Navy — LCDR Richards, RAN. http://www.gunplot.net/main/content/not-shunned-navy-lcdr-richards-ran
- Pullen, Rex. HMAS Armidale – A Survivors story. http://www.gunplot.net/main/content/hmas-armidale-survivors-story
- Shaw, Lindsey. The sinking of HMAS Armidale (I). http://stories.anmm.gov.au/hmasarmidale/
- Sullivan, John. The Loss of HMAS Armidale. https://www.navyhistory.org.au/the-loss-of-hmas-armidale/
- Tanaka, Hiromi. The Japanese Navy's operations against Australia in the Second World War, with a commentary on Japanese sources. https://www.awm.gov.au/articles/journal/j30/tanaka
Комментарии к данной статье отключены.