Как и шасси других немецких легких танков, база Pz.Kpfw.II активно использовалась для создания самоходных артиллерийских установок. Благодаря большим, чем у Pz.Kpfw.I, размерам и более мощному двигателю, она оказалась подходящей для установки орудий большего калибра. В частности, шасси Pz.Kpfw.II после переделки оказалось идеальной базой для 105-мм гаубицы leFH 18. В этой статье речь пойдет о нескольких боевых машинах, созданных на основе Pz.Kpfw.II, в том числе о Wespe, легкой самоходной артиллерийской установке, благодаря которой шасси давно устаревшего танка продержалось на конвейере до лета 1944 года.
Второй подход к теме шасси для sIG 33
Поначалу немцы не рассматривали шасси Pz.Kpfw.II в качестве базы для создания САУ со 105-мм гаубицей leFH 18. Ещё летом 1939 года инженеры концерна Krupp стали прорабатывать идею самоходной установки, предназначенной для поддержки танков. Итогом стало появление осенью 1939 года проекта САУ Pz.Sfl.IVb. Эта машина получилась достаточно удачной, поэтому идеи установить такую же гаубицу куда-то еще даже не рассматривалась.
С другой стороны, опыт польской кампании показал, что пехота нуждается в механизации 149-мм тяжелого пехотного орудия sIG 33. В самом начале 1940 года Alkett, дочернее предприятие концерна Rheinmetall-Borsig AG, получило задание на разработку установки sIG 33 на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B. Работы увенчались успехом – на свет появилась 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B.
Менее известен тот факт, что на Alkett прорабатывали установку sIG 33 и на шасси Pz.Kpfw.II. Дело даже дошло до изготовления опытного образца, по концепции не отличавшегося от машины на базе Pz.Kpfw.I. Увы, фотографий этой машины не сохранилось, зато известно, что испытания закончились неудачей. Не совсем понятно, что именно конструкторское бюро Alkett сделало не так, но при стрельбе самоходная установки имела склонность к опрокидыванию. Вероятнее всего, более широкий танк не позволял закатывать орудие на крылья, так что высота линии огня такой САУ оказалась еще выше, чем у машины на базе Pz.Kpfw.I.
Отчасти в пользу подобного объяснения причин провала испытаний говорит тот факт, что в июне 1940 года были проведены испытания переделанной машины стрельбой. На сей раз колеса с sIG 33 сняли, но сам лафет полностью сохранялся. Значительное уменьшение высоты линии огня привело к тому, что проблема с опрокидыванием исчезла. Успешные результаты послужили основанием для продолжения работ.
В октябре 1940 года на испытания вышел новый образец самоходной установки. Инженеры Alkett постарались максимально рационально использовать шасси Pz.Kpfw.II Ausf.C. Ширина боевого отделения выросла до полной габаритной ширины машины. Отделение управления было максимально уменьшено, что позволило более рационально разместить орудие.
Как и в прошлый раз, само орудие sIG 33 практически не переделывалось, все изменения сводились к снятию колес. По мнению немецкого командования, в случае выхода самоходной установки из строя орудие можно было снять, вновь установить на него колеса и использовать как обычную sIG 33. С учетом опыта эксплуатации 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B определенная логика в этом была. Но подобное решение несло и массу проблем. Прежде всего, громоздкий лафет «съедал» значительный объем боевого отделения, и даже внесенные изменения не особо помогли.
В феврале 1941 года было принято решение работы по данному варианту САУ прекратить. Но сама идея не умерла. Конструкторское бюро Alkett получило задание на разработку переработанного шасси. Всего предполагалось выпустить 12 таких САУ в установочной партии.
Переработанная самоходная установка в целом напоминала предыдущий вариант, но при этом стала заметно больше. Длина ее корпуса выросла с 4810 до 5480 мм, а ширина – с 2223 до 2600 мм. Это заставило внести ряд изменений в ходовую часть. Помимо увеличения числа опорных катков до 6 на борт, пришлось изменять и конструкцию трансмиссии. В качестве силовой установки использовался V-образный 8-цилиндровый двигатель Büssing-NAG L8V/GS, развивавший мощность до 155 лошадиных сил. Этот мотор не был уникальным – его ставили на 4-осные немецкие бронеавтомобили. Одной из причин замены Maybach HL 62 TR на этот двигатель была его меньшая длина. С учетом того, что от конструкторов требовалось максимально увеличить боевое отделение, такая замена выглядит вполне логично.
Действия конструкторов, направленные на увеличение боевого отделения, принесли положительные результаты. Внутри машины, получившей обозначение 15 cm sIG 33 B Sfl (149-мм орудие sIG 33 B на самоходном лафете), могло размещаться не только орудие. Четыре члена экипажа отныне не выглядели бедными родственниками. Больше того, в самоходной установке нашлось место даже для боекомплекта. Он составлял всего 10 выстрелов, но с учетом того, что в 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B кое-как размещалось лишь 3 выстрела, это был заметный прогресс.
Не менее важным было и то, что высота машины, по сравнению с предшественником, резко снизилась. Она составила всего 1980 мм, то есть даже чуть меньше, чем у Pz.Kpfw.II Ausf.C. Уменьшение высоты заметно улучшило ситуацию с устойчивостью машины при стрельбе прямой наводкой.
Загруженность Alkett другими заказами привела к тому, что изготовление установочной партии несколько сдвинулось по времени. Первые 7 самоходных установок были сданы в декабре 1941 года, оставшиеся – в январе 1942 года. К тому моменту серийно выпускались Pz.Kpfw.II в модификации Ausf.F. САУ позаимствовала от этой машины некоторые элементы корпуса. Все выпущенные 15 cm sIG 33 B Sfl отправились во вновь сформированные подразделения — s.IG.Kp(Mot.S) 707 и s.IG.Kp(Mot.S) 708, по 6 машин на батарею. Штатная структура батарей оказалась аналогичной структуре подразделений, которые использовали 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Из-за того, что возимый боекомплект САУ был небольшим, снабжение боеприпасами осуществлялось при помощи полугусеничных тягачей Sd.Kfz.10.
Первой на фронт отправилась 708-я моторизованная батарея sIG. Случилось это в феврале 1942 года. В Северной Африке батарею включили в состав 90-й легкой дивизии. С 1942 года в состав этого формально не танкового соединения входил, например, 190-й танковый батальон. Таким образом, практика использования моторизованных батарей совместно с танковыми частями особо не изменилась. В апреле 1942 года в 90-ю легкую дивизию попала и 707-я моторизованная батарея.
Сама по себе история с отправкой 15 cm sIG 33 B Sfl в Северную Африку вызывает целую массу вопросов. Немецкое командование было прекрасно осведомлено о тех проблемах, которые испытывали 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B во время боевых действий весной 1940 года и на советско-германском фронте. Безусловно, с технической точки зрения новая самоходная установка была явно лучше предшественника, но особо обольщаться по этому поводу не стоило. Боевая масса 15 cm sIG 33 B Sfl составляла 16 тонн, то есть почти в 2 раза больше исходного танка. Это была самая тяжелая машина на базе Pz.Kpfw.II. Чудес в таких случаях не бывает, за перегруз обычно приходится платить надежностью.
Кроме того, совершенно непонятно, о чем думали немецкие генералы, которые отправляли в Северную Африку боевые машины, предназначенные для непосредственной поддержки пехоты. На ровной местности, где основным видом растительности являлись верблюжьи колючки, незаметно подбираться вплотную к противнику было крайне непростым занятием.
Не стоит удивляться, что в подобных условиях 15 cm sIG 33 B Sfl стали для экипажей источником непрекращающейся головной боли. Из строя самоходные установки стали выходить еще до того, как вступили в бой. В конце мая командование 90-й легкой дивизии доложило, что обе батареи фактически небоеспособны. Машины испытывали проблемы с моторами и вечно перегревались. Если с мотором хоть что-то можно было сделать, то с низкой маневренностью приходилось просто мириться. Одним словом, к Северной Африке данная машина оказалась совершенно не приспособлена. И хотя все эти проблемы были легко предсказуемыми, немецкий генералитет в начале 1942 года это не остановило.
Благодаря довольно необычной внешности 15 cm sIG 33 B Sfl часто можно заметить на фотографиях военной поры. Правда, на боевую эффективность этот примечательный облик положительно не влиял. В тех редких случаях, когда самоходные установки не находились в ремонте, они являлись далеко не самыми удачными боевыми единицами. Их задачей была непосредственная поддержка пехоты, зачастую огнем прямой наводкой, а противопульная броня этому не особо способствовала. Не стоит удивляться, что к концу октября 1942 года из 12 машин в строю осталось 8.
После того, как англичане под Эль-Аламейном перешли в контрнаступление, не особо удачная боевая карьера 15 cm sIG 33 B Sfl и вовсе быстро закатилась. Ко 2 декабря все эти машины оказались потеряны, причем большинство – по техническим причинам. 6 САУ достались англичанам на сборном пункте аварийных машин. Позже несколько установок оказалось в египетской армии. Последняя 15 cm sIG 33 B Sfl была уничтожена в 1948 году в ходе войны за независимость Израиля.
Напоследок стоит упомянуть любопытный факт, который связан с обозначением данной машины. Чаще всего 15 cm sIG 33 B Sfl называют Sturmpanzer II, либо Bison. На практике ни то, ни другое обозначение к этим машинам не применялось. До введения «звериных» обозначений эти самоходные установки просто не дожили.
Неудача с 15 cm sIG 33 B Sfl немецкое командование не остановила. Установку sIG 33 было решено строить на базе другого легкого танка – Pz.Kpfw.38(t). Так появилась самоходная установка Grille. Что же касается базы Pz.Kpfw.II,то она к тому моменту нашла более достойное применение.
Гаубичная поддержка танковых дивизий
Второй шанс у Pz.Kpfw.II появился летом 1942 года. Во многом это было связано с очередной неудачей Krupp. К тому времени идею серийного производства истребителя танков Pz.Sfl.IVa немецкие военные окончательно отвергли, а над самоходной установкой Pz.Sfl.IVb стали сгущаться тучи. Машина, которая в 1942 году сменила обозначение на Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A, очень трудно запускалась в серию. Помимо этого, с точки зрения унификации детище Krupp выглядело крайне слабо, а в условиях войны это было совсем не достоинством.
Дополнительной проблемой стало то, что OKH изменило требования к «самоходным лафетам». Теперь орудие, подобно 15 cm sIG 33 B Sfl, требовалось делать быстросъемным для установки на наземную платформу. Кроме того, башня вместо ограниченных углов наводки по горизонтали должна была иметь круговой сектор обстрела. Все это привело к тому, что работы по созданию машины для крупной серии затянулись.
Летом 1942 года в OHK начали подозревать, что с сохранением таких темпов необходимую войскам САУ можно и не получить и до конца войны. Поэтому была запущена программа по разработке «временного решения». В качестве надзорного органа выступила Танковая комиссия (Panzerkomission), возглавляемая Фердинандом Порше. Быстро разобравшись в вопросе, 14 июля комиссия в качестве базы для установки 105-мм гаубицы leFH 18 выбрала Pz.Kpfw.II. Правда, на сей раз было предложено не использовать танк в исходном виде, а перекомпоновать. Удачный опыт использования трофейных французских транспортеров Lorraine 37L в качестве базы для самоходных орудий показал, что даже при таких небольших размерах можно получить вполне просторное боевое отделение. Исполнителем заказа снова назначили фирму Alkett, на мощностях которой как раз Lorraine 37L и переделывались в САУ.
Опытный образец машины, получившей обозначение leFH 18/2 (Sf) auf GW II (самоходная гаубица leFH 18/2 на шасси GW II), был построен довольно быстро. При разработке шасси GW II инженеры Alkett постарались максимально сохранить базовую машину в неприкосновенности. В результате по длине и ширине самоходная установка и танк были одинаковыми. Ходовую часть конструкторы оставили полностью без изменений, это же касалось трансмиссии.
Наибольшим изменениям подверглось моторное отделение. Его полностью убрали из кормовой части корпуса, перенеся двигатель и систему охлаждения в центр. Отделение управления оказалось отрезанным от боевого отделения, а механик-водитель получил небольшую рубку. Верхний лобовой лист корпуса был съемным, причем рубка механика-водителя снималась вместе с ним. Позже аналогичную компоновку конструкторское бюро Alkett разработало при проектировании самоходной установки Hummel.
Благодаря перекомпоновке в кормовой части появилось достаточно места для размещения там боевого отделения. Расчет из трех человек размещался в открытой сверху рубке. Над моторным отделением находилась качающаяся часть гаубицы leFH 18/2, спереди прикрытая орудийным щитом. Боекомплект состоял из 30 выстрелов, чего для боевой машины таких размеров было вполне достаточно.
Обратной стороной плотной компоновки стало непростое обслуживание двигателя и системы охлаждения. Как и у Hummel, для этого требовалось сначала снять орудие, а затем лобовые листы рубки и крышу моторного отделения. Несмотря на то, что на шасси было установлено достаточно мощное орудие, боевая масса машины по сравнению с базовым танком выросла незначительно – до 10 800 кг. В целом ее динамика сохранилась на уровне Pz.Kpfw.II Ausf.F.
Первые же испытания leFH 18/2 (Sf) auf GW II показали, что с выбором шасси Panzerkomission не ошиблась. То, что полноценной заменой для Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A машина не являлось, ни для кого секретом не было. Куда важнее оказалось то, что для запуска легкой самоходной установки требовалось куда меньше времени, ее шасси серийно выпускалось, да и обходилась она куда дешевле. 25 июля Гитлера проинформировали, что идея гаубичной САУ на базе Pz.Kpfw.II вполне реализуема. Это же показали и испытания опытного образца. Для Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A успехи легкой САУ стали фатальными. Хотя окончательно от идеи среднего «самоходного лафета» немцы не отказались, о крупной серии речи уже не шло.
Как и в случае с Hummel, планов производства leFH 18/2 (Sf) auf GW II на Alkett не было. Предприятие на тот момент полностью переключилось на выпуск самоходных установок StuG 40. Вполне логичным решением стало использование мощностей заводов, которые занимались выпуском Pz.Kpfw.II Ausf.F и машин на его базе. Танки этого типа выпускались на заводах FAMO в Бреслау и Ursus в Варшаве. С июля 1942 года производство этих предприятий переориентировалось на изготовление истребителей танков Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40. А в конце 1942 года началась подготовка к началу серийного производства leFH 18/2 (Sf) auf GW II. По сравнению с опытной машиной у серийных изменилась конструкция рубки механика-водителя, дульного тормоза leFH 18/2, небольшие изменения претерпело навесное оборудование.
Первоначально предполагалось, что первые серийные самоходные установки данного будут построены в январе 1943 года. Но эти планы пришлось менять, поскольку FAMO и Ursus получили большой заказ на истребители танков, выпустив за январь 80 Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40. Первые две leFH 18/2 (Sf) auf GW II удалось изготовить только в феврале. По-настоящему крупносерийное производство началось с марта, за это время два завода построили 30 машин. На апрель пришелся пик их производства – в этом месяце было произведено 136 самоходных установок. В дальнейшем таких рекордов заводы не ставили, поскольку уже за первые месяцы выпуска удалось обеспечить первоначальное насыщение частей. Всего за 1943 год было построено 517 машин данного типа.
В августе 1943 года для обозначения leFH 18/2 (Sf) auf GW II стало использоваться имя Wespe, то есть «оса». Хотя официально от этого обозначения в феврале 1944 года отказались, в реальности его продолжали использовать и позже, как на официальном, так и на неофициальном уровне. В общей сложности данную машину переименовывали 5 раз, для немцев подобная частая смена названий бронетехники была нормой.
Весной 1943 года стало ясно, что одними только Wespe обойтись не удастся. Небольшой боекомплект этой машины заставил военных инициировать разработку и производство подвозчиков боеприпасов. Эти машины получили обозначение Munitionsfahrzeuge (позже GW II für Munition). Их количество должно было составлять примерно четверть от числа выпускаемых самоходных установок.
Как и подвозчик боеприпасов для Hummel, GW II für Munition отличался от «своей» САУ минимально: он не имел орудия, а лобовой лист его рубки был «зашит». В случае необходимости путем достаточно нехитрых действий подвозчик боеприпасов можно было превратить в Wespe. Первые 10 подвозчиков были изготовлены в июне 1943 года, а до конца года их удалось построить 104 штуки. Стоит отметить, что основная нагрузка по выпуску самоходных установок и подвозчиков боеприпасов легла на завод Ursus. Мощности FAMO с августа 1943 года полностью переключились на изготовление тяжелых полугусеничных тягачей Sd.Kfz.9.
Построеннные самоходные установки попадали в батареи легких самоходных гаубиц, введенные штатом K.St.N.431b от 16 января 1943 года. По этому штату в батарее имелись 6 Wespe, танк артиллерийских наблюдателей на базе Pz.Kpfw.III, а также легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250/5. Позже в штат ввели 2 подвозчика боеприпасов. В составе самоходных артиллерийских дивизионов находились по две батареи, вооруженных Wespe, и по одной, вооруженной Hummel.
«Получателями» батарей легких САУ должны были быть танковые дивизии, но на практике они распределялись несколько иначе. По состоянию на 1 июня 1943 года только 17-я танковая дивизия получила две батареи Wespe. По 3 батареи ушли в 3-ю и 29-ю панцергренадерские дивизии, столько же оказалось в панцергренадерской дивизии «Великая Германия». По 2 батареи получили панцергренадерские дивизии СС «Лейбштандарт» и «Рейх». К 1 июля батареи легких САУ получили еще 8 танковых дивизий, 2 панцергренадерских дивизии вермахта и 3-я панцергренадерская дивизия СС «Мертвая Голова».
Значительная часть этих машин приняла участие в боях на Курской дуге. В целом сочетание Wespe и Hummel в составе одного дивизиона было признано успешным. В боях на Восточном фронте легкие самоходные гаубицы показали себя вполне надежными. Основные претензии сводились к некоторым неполадкам в работе тормозов и механизма поворота, на которые легла дополнительная нагрузка.
Совсем другие отчеты приходили из Италии. В условиях горной местности машина оказалась слишком медленной, а мотор – слишком слабым. Преследовали машину и проблемы с ходовой частью. К слову, очень похожие проблемы испытывали в Италии и Hummel. Специфичный театр боевых действий требовал несколько иных машин. Там же, где не требовалось ездить по горам, Wespe показывала себя очень удачным средством огневой поддержки. Не стоит удивляться, что к концу 1943 года данные самоходные установки находились на вооружении всех немецких танковых дивизий, пяти панцергренадерских дивизий и шести дивизий СС.
Достаточно удачная конструкция шасси привела к тому, что Wespe за время производства модернизировалась очень мало. Наиболее заметные переделки произошли в июне 1943 года. Тогда была ликвидирована правая фара, усилена подвеска и установлены модернизированные отбойники, количество которых выросло до 3 на борт. Во второй раз отбойники были усилены в ноябре 1943 года.
Производство самоходной установки продолжалось до июня 1944 года. В общей сложности было выпущено 676 Wespe и 159 подвозчиков боеприпасов. Серийные номера машин находились в интервалах 31001–31300 и 21651–32185. Производство прекратилось не потому, что машина устарела, а из-за приближения линии фронта. После того, как в июне 1944 года Красная Армия провела ряд успешных операций, выпуск самоходных установок на заводе в Варшаве оказался под угрозой.
Несмотря на тяжелые потери немцев в течение 1944 года, число находящихся в строю самоходных установок оказалось довольно велико. Пик их наличия пришелся на апрель 1944 года, когда в действующей армии числилось 445 машин. Далее их число неуклонно снижалось, к концу года в войсках находилось 352 Wespe. По состоянию на 15 марта 1945 года их все еще было 169 штук, то есть четверть от выпуска.
До настоящего времени сохранились 5 САУ Wespe. Одна из их числа находится в парке «Патриот». Эта самоходная установка с серийным номером 31081 была выпущена в апреле 1943 года и попала в дивизию СС «Рейх». Она имела имя собственное Prag («Прага»). Машина участвовала в сражении на Курской дуге, ее захватили в конце 1943 года.
Напоследок стоит упомянуть еще одну самоходную установку на базе этого же танка, которая также должна была иметь вооружение в виде 105-мм гаубицы. В ходе разработки самоходной установки Heuschrecke 10 очень похожая машина была разработана и на базе Pz.Kpfw.II. Вместо рубки на удлиненное шасси танка ставилась подбашенная коробка и вращающаяся башня. При помощи специального механизма башня вместе с коробкой могли сниматься с машины без помощи кранового оборудования. В отличие от Heuschrecke IVb, которую все же построили, проект аналогичной САУ на базе Pz.Kpfw.II дальше эскизного проекта и макета не продвинулся.
Источники и литература:
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы NARA
- Panzer Tracts 10–1 — Artillerie Sfl. – from Pz.Sfl.IVb to Hummel-Wespe, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012
- Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002, ISBN 0–9708407–5–6
- Фотоархив автора
- Материалы РГАКФД
Комментарии к данной статье отключены.