Военно-исторические реконструкторы пытаются воссоздать материальную культуру той или иной эпохи, в том числе военную униформу, оружие и другие элементы снаряжения. Этот процесс так или иначе касается военной истории и одновременно затрагивает целый ряд смежных, гораздо более «мирных», видов деятельности. В современном виде военно-историческая реконструкция является относительно молодым явлением, возникшим лишь несколько десятилетий тому назад. Но её исторические корни кроются в далёком прошлом и уходят во времена античности.
Начальная история
В Риме эпохи Империи нередко во время гладиаторских игр воссоздавались великие сражения прошлого. Например, Август во 2 году до н.э. приказал выкопать на берегу Тибра специальное озеро размерами 557×536 м с островом посередине. На этом водоёме 30 бирем и трирем с посаженными на них гребцами и матросами воспроизводили битву афинян и персов. Однако и это, и последующие сражения затмила навмахия, устроенная в 52 году императором Клавдием при спуске Фуцинского озера. В ней принимали участие 100 военных кораблей, включая триремы и квадриремы, и 19 000 бойцов — в основном гладиаторов и приговорённых к смерти преступников. По завершении празднеств оставшиеся в живых получили императорское помилование и были отпущены на свободу.
В эпоху расцвета турниров в XV–XVI веках участвовавшие в них рыцари нередко принимали имена и облик знаменитых воителей прошлого, персонажей рыцарских романов или легенд о короле Артуре. При дворах итальянских правителей эпохи Ренессанса частенько устраивались потешные представления, воспроизводившие реальные или выдуманные сражения. Одно из таких празднеств в 1473 году устроил кардинал Пьетро Риарио для своего дяди, папы Сикста IV, и многочисленных гостей. Программа празднества включала разнообразные развлечения. После обеда гостям была представлена инсценировка сражения между войсками христиан и турок. В битве участвовали пехота, конница и артиллерия. Воздвигнутые на площади декорации изображали полевые укрепления. Турки потерпели поражение. Уцелевшие воины и пленники согласились принять христианство и в стихах с соответствующей просьбой обратились к папе. Закончился праздник триумфальным шествием по улицам Рима.
Эглинтонский турнир
Хотя после 1600 года турниры постепенно сошли на нет, их реконструкции — то есть военные игры, которые имитировали другие военные игры, — оставались довольно популярными. Между 1750 и 1839 годами в Европе состоялось не менее 18 рыцарских реконструкций. Ярким примером такого рода праздника стал турнир, который 30 августа 1839 года устроил граф Арчибальд Монтгомери в своём замке Эглинтон в Шотландии. Приглашение принять участие в турнире получили 150 наиболее родовитых британских аристократов. Около 40 из них ответили согласием. Подготовка к мероприятию, включая закупку или изготовление необходимого снаряжения, а также обучение участников будущего состязания, заняла почти год. Доспехи были позаимствованы из арсенала Тауэра или из старинных родовых коллекций. Многим из потенциальных участников состязаний доспехи предков оказались малы, и их пришлось подгонять под увеличившийся рост и комплекцию.
Для проведения состязания специально было построено ристалище с деревянными трибунами и палаточным лагерем для участников. Вход на праздник был свободным: предполагалось, что прибыль поступит от продажи еды, напитков и сувениров. Организаторы ожидали, что в день открытия посмотреть представление соберутся 4000 зрителей, но на деле съехалось не менее 50 000 человек. Среди них был и Луи-Наполеон, будущий император французов, живший в то время в Англии. Праздник открылся торжественным шествием участников турнира. Каждого сопровождала большая свита. К сожалению, в самый разгар мероприятия разразился ужасный ливень, и в считаные минуты ристалище превратилось в размокшее болото. Но даже без главного развлечения, то есть самого турнира, представление пользовалось большим успехом и сыграло свою роль в подъёме исторического сознания британцев.
Мир Дикого Запада
Вновь исторические реконструкции стали популярными на рубеже XIX и ХХ веков. Это была эпоха колониальной экспансии, и красочные публичные представления, в которых время от времени участвовали настоящие или ряженые аборигены, должны были стать живой иллюстрацией событий, происходивших на отдалённых театрах военных действий. С особым размахом эта идея была реализована в Соединённых Штатах, где на протяжении примерно 50 лет, между 1870 и 1920 годами, возник целый жанр передвижных представлений, связанных с миром Дикого Запада. Первоначально это были театральные постановки, но со временем они развились в крупномасштабные шоу со стрельбой, лошадиными скачками и сценами охоты, в которых были задействованы сотни людей. Некоторые сюжетные линии и персонажи основывались на реальных событиях, другие являлись плодом фантазии.
Одним из первых представлений этого жанра были «Скауты прерии», дебютировавшие в декабре 1872 года в Чикаго. Основателем шоу и одним из его участников являлся Нед Бантлайн, автор дешёвых романов о жизни на Диком Западе. Другие роли исполняли Уильям Ф. Коди (в будущем знаменитый Баффало Билл), ковбой и скаут Джек Омохундро по прозвищу Техасец Джек, итальянская танцовщица Джузеппина Морлаччи. Хотя критики разругали спектакль, он имел успех и прославил Уильяма Коди, который в 1883 году создал «Шоу Дикого Запада Баффало Билла».
Это было представление совершенно нового типа, с которым Коди продолжал выступать вплоть до 1915 года. Его продюсер Джон Берк использовал в работе инновационные методы рекламы, что поспособствовало успеху и широкой популярности шоу. «Шоу Дикого Запада» восемь раз совершало турне по Европе. Первая такая поездка состоялась в 1887 году в рамках американской выставки в Лондоне. На представлении 20 июня 1887 года присутствовала королева Виктория и члены королевской семьи, включая будущего короля Георга V и кайзера Вильгельма II. Всего за время гастролей было дано более 300 представлений и продано 2,5 млн билетов.
В годы расцвета в шоу одновременно принимало участие до 1200 исполнителей (ковбоев, скаутов, индейцев, военных, мексиканцев), а также множество животных, включая буйволов и техасских мустангов. Каждое представление продолжалось три или четыре часа. Программу открывал выезд всех участников. Дальше следовали охота на бизонов, ограбление поезда, сражения с индейцами. В грандиозном финале, называвшемся «Атака на горящую хижину», всадники-индейцы нападали на мирных поселенцев, поджигали постройку, но в последний момент защитников хижины «спасали» Баффало Билл, ковбои или мексиканцы. Время от времени публике демонстрировались реконструкции сражения при Литтл-Бигхорне. В роли генерала Кастера обычно выступал «король ковбоев» Бак Тейлор. После его «гибели» на сцене появлялся Баффало Билл, который опаздывал к финалу сражения и мстил за Кастера, «убивая» и «скальпируя» вождя шайенов по имени Жёлтая Рука.
В «Шоу Дикого Запада» участвовали многие известные ковбои: сам Уильям Коди, Бак Тейлор, Бронко Билл, Джеймс Лоусон, Билл Баллок, Тим Клэйтон, Койот Билл и Бридл Билл. Кроме «белых» были задействованы индейцы, набиравшиеся в основном из племён Великих равнин, таких, как лакота. На короткое время к «Шоу Дикого Запада» присоединился вождь Сидящий Бык, который был одной из главных его «звёзд». Он сдружился с Баффало Биллом и охотно принял от него в подарок лошадь, когда возвращался домой. Среди других знаменитых вождей индейцев, участвовавших в представлении, были Красное Облако, Джозеф и Джеронимо.
Бурский военный цирк Питера Кронье
Коммерческий успех «Шоу Дикого Запада» подстегнул появление нескольких более или менее удачных его аналогов. В 1903 году Питер Кронье, отставной бурский генерал и участник обеих бурских войн (1880–1881 и 1899–1902 годов), вместе с американским предпринимателем Фрэнком Филлисом создал странствующий цирк, представлявший публике недавние события англо-бурской войны. Его цирковая труппа состояла из 400 человек, в большинстве своём настоящих ветеранов войны с обеих сторон, а также 300 лошадей. Представление включало исполнение конных трюков со стрельбой. Его фоном являлась специально возведённая африканская деревня, населённая кафрами, матабеле, зулусами и другими туземцами. С этим цирком Питер Кронье гастролировал по США, устраивал представления и выставки. В 1904 году он участвовал в работе Всемирной торговой выставки, проходившей в Сент-Луисе, где дважды в день командовал бурами в «сражении» против англичан.
Очевидно, предприятие Кронье приносило ему хорошую прибыль, поскольку через год он уже выступал на Кони-Айленде в Нью-Йорке, в то время главном парке развлечений страны. Как сообщала своим читателям газета New York Times, в представлении было задействовано свыше 1000 человек, включая 200 африканцев, и 600 лошадей. Шоу разворачивалось на площади 14 акров (56 656 м²), окружённой сплошным забором. 58 художников изобразили на ограде африканский пейзаж, в том числе города Коленсо и Паардебург. Хотя Кронье всё ещё оставался главной фигурой представления, в нём также были задействованы несколько других высших офицеров с британской и бурской стороны. Один из них смотрелся особенно живописно из-за того, что потерял руку в битве за Спион Коп. Шоу пользовалось огромным успехом у зрителей. Однако участие Кронье в представлениях навлекло на него недовольство бывших соотечественников. Из-за травли в газетах, где его называли «цирковым генералом», он так и не смог вернуться в Африку.
Реконструкции в Европе
В Европе военные реконструкции были преимущественно частью крупных публичных мероприятий, устраиваемых в честь национальных праздников или юбилеев известных сражений. Как и по другую сторону Атлантики, в реконструкциях фигурировали непосредственные участники событий или же нанятые актёры. В Британии одним из таких событий стало празднование 16-летней годовщины знаменитого боя на Роркс-Дрифт, которое состоялось в 1895 году в зимних садах Челтнема. В ходе показанной гостям праздника реконструкции 25 ветеранов сражения, одетых в соответствующую времени униформу, успешно «отразили атаку» 75 «зулусов».
В России в 1906 году, когда отмечалось 50-летие окончания Крымской войны, в Севастополе состоялась полномасштабная костюмированная реконструкция штурма Малахова кургана. Среди гостей присутствовали несколько ветеранов этих событий. В 1912 году таким же образом праздновался 100-летний юбилей Бородинского сражения. Для представления были специально отреставрированы укрепления Шевардинского редута, батареи Раевского и флеши. Идею проведения исторических реконструкций подхватили у своих предшественников большевики, которые в 1920 году во время празднеств, приуроченных к трёхлетнему юбилею Октябрьской революции, воспроизвели штурм Зимнего дворца.
В межвоенный период одним из мест регулярного проведения широкомасштабных исторических реконструкций являлся Королевский турнир на Рашмур-Арене в Олдершоте (графство Гэмпшир). Военное шоу проводилось, чтобы собрать деньги для военных благотворительных организаций. Публике демонстрировались славные страницы британской военной истории XVI–XIX веков, в том числе эпоха Елизаветы I, сцены из войны за Испанское наследство, Наполеоновских войн и т.д. На пике популярности представления собирали до 500 000 зрителей и приносили до 40 000 фунтов стерлингов выручки в год. Эта традиция прервалась только в 2010 году из-за сокращения военного бюджета.
Реконструкции в США
Правительство Соединённых Штатах в 1913 году организовало масштабное празднество в ознаменование 50-й годовщины Гражданской войны. С 29 июня по 4 июля на поле битвы при Геттисберге был разбит огромный общий лагерь, в котором в палатках разместились более 50 000 ветеранов (8750 из них представляли Конфедерацию), а также вспомогательный персонал, военнослужащие и гости празднества. Всего в мероприятиях приняло участие более 100 000 человек. В программу празднества входили реконструированные сцены военных действий, включая знаменитую атаку Пикетта. Целью празднества было объявлено примирение сторон, «которые должны были найти друг в друге братьев».
Празднование 100-летия окончания Гражданской войны в 1965 году положило начало современному этапу исторической реконструкции в США. Организаторы постарались использовать площадки мероприятия для того, чтобы познакомить гостей с историческими фактами и проблемами, связанными с войной. В празднике принимали участие более 6000 реконструкторов, которые в своих представлениях воссоздавали битвы Гражданской войны. Своими масштабами мероприятие подстегнуло популярность реконструкторского движения. В 1970-х и 1980-х годах по всей стране стали появляться исторические клубы. К настоящему времени существуют сотни подобных организаций, которые являются непременными участниками государственных мероприятий, а также устраивают собственные фестивали.
Литература:
- Chronis, A. Co-constructing the narrative experience: staging and consuming the American Civil War at Gettysburg / А. Chronis // Journal of Marketing Management. — 2008. — Vol. 24. — Р. 5–27.
- Hall, D. Civil War reenactors and the postmodern sense of history / D. Hall // Journal of American Culture. — 1994. — Vol. 17. — Р. 7–11.
- Thompson, J. War Games: Inside the World of 20th-Century War Reenactors / J. Thompson. — Washington: Smithsonian, 2004.
- van Creveld, M. Wargames: From Gladiators to Gigabytes / М. van Creveld. — Cambridge: University Press, 2013.
Комментарии к данной статье отключены.