21 декабря 1919 года правительство Нидерландов, сохранявших нейтралитет в годы Первой мировой войны, официально предоставило политическое убежище бывшему императору Германии Вильгельму II. А месяцем позже, 22 января, голландцы ответили отказом на официальный запрос Антанты выдать кайзера победителям. Согласно Версальскому мирному договору Вильгельм признавался военным преступником и главным виновником отгремевшей мировой войны и по этой причине должен был предстать перед международным трибуналом. Но ещё 10 ноября 1918 года, после начала Ноябрьской революции, кайзер бежал из Германии в Нидерланды, в которых безвыездно и прожил больше двух десятков лет.
В первый год изгнания Вильгельм II жил в замке Амеронген, где 28 ноября отрёкся от престолов Германской империи и Королевства Пруссии. Позже его резиденцией стало приобретённое в 1919 году поместье Дорн в провинции Утрехт. Дом в Дорне был окружён большим парком, с которым было связано хобби монарха-изгнанника. Вильгельм упоённо валил парковые деревья, древесину которых раздавал небогатым жителям соседнего городка, за что получил прозвище «дровосек из Дорна». Также, борясь со скукой, последний кайзер развлекался рисованием планов грандиозных зданий и линкоров.
Поначалу бывший император полностью самоустранился от политики, занявшись историческими исследованиями и написанием мемуаров, в которых оправдывался и утверждал, что не он был виновником Великой войны. Но уже в 1923 году, после «Пивного путча» в Мюнхене, Вильгельм заявил, что, очевидно, лишь монарх может гарантировать мир и порядок в государстве. Он сохранил приятельские отношения с фельдмаршалом Гинденбургом и приветствовал его избрание на пост президента Германии. А вот с лидером нацистов Адольфом Гитлером, пришедшим к власти в 1933 году, у Вильгельма сложилась стойкая взаимная неприязнь. Гитлер, как ветеран Первой мировой войны, считал отрёкшегося от престола кайзера одним из непосредственных виновников поражения Германии в 1918 году. В свою очередь, Вильгельм после еврейских погромов 9–10 ноября 1938 года («Хрустальной ночи») заявил, что ему «впервые стыдно быть немцем». В декабре 1938 года он так оценивал деятельность фюрера:
«Из нашей Германии, которая была нацией поэтов и музыкантов, художников и солдат, он сделал истеричную нацию, мобилизованную тысячами лжецов и фанатиков».
Впрочем, всё это не помешало отрёкшемуся от престола императору разделить охватившую немцев эйфорию от успехов Германии в первые месяцы Второй мировой войны. В поздравительном письме Гитлеру по поводу захвата Польши адъютант бывшего монарха от его лица с удовлетворением отмечал, что на фронте сражались девять прусских принцев (один сын Вильгельма и восемь его внуков). А в мае 1940 года изгнанник лично отправил фюреру поздравительную телеграмму по случаю оккупации приютивших его Нидерландов. Умер Вильгельм 4 июня 1941 года, за две с половиной недели до начала немецкого вторжения в СССР.
Комментарии к данной статье отключены.