К обеду 11 мая 1940 года, спустя сутки с небольшим после вторжения немцев в Нидерланды, и без того малочисленная военная авиация королевы Вильгельмины была фактически уничтожена. Но не побеждена. На считанных уцелевших машинах лётчики продолжали вылетать на боевые задания — так, в 13:05 на бомбардировку захваченных немецкими парашютистами мостов через реку Ньиве-Маас в центре Роттердама отправилась пара бомбардировщиков «Фоккер» T.V. Для их сопровождения с амстердамского аэродрома Бёйкслот поднялась тройка истребителей «Фоккер» D.XXI, которую вёл лейтенант Франсуа-Луи-Матьё Фоквин де Граве (Francois Louis Matthieu Focquin de Grave) по прозвищу «Француз».
В 13:24 бомбардировщики без помех сбросили свой груз, но на обратном пути в районе Валхавена маленькую группу ждал неравный бой сразу с 12 двухмоторными «Мессершмиттами» Bf 110C из эскадрильи тяжёлых истребителей 3./ZG 1.
Опытному лейтенанту де Граве удалось связать боем половину немецких «церштереров», а затем и сбить один из них, но силы были неравны. Загорелся один из бомбардировщиков, а потом раненному в живот де Граве пришлось сажать подбитый истребитель на шоссе Гаага — Утрехт. Дорога под угрозой посадки немецких транспортных самолётов и планеров была заблокирована, и «Фоккер» голландца скапотировал. «Мессершмитты» сожгли его на земле, но лётчику удалось укрыться под эстакадой.
Оставшись без ведущего, пилоты двух «Фоккеров» действовали поодиночке. Сержант Ге Бургер (Gé Burger) и сопровождаемый им бомбардировщик смогли уйти на аэродром, а последнему голландскому истребителю пришлось вести бой.
34-летний сержант-резервист Якобус Рос (Jacobus Roos), преследуемый тройкой врагов, понимал, что долго не продержится — оторваться от более скоростных «Мессершмиттов» было невозможно, и в плоскостях его истребителя уже появились пробоины от пуль и осколков. Приготовившись в любой момент прыгать, он сбросил створку фонаря кабины, которая угодила прямо в винт одного из преследователей, и тот вышел из боя. Воспользовавшись замешательством немцев, Рос атаковал второй «Мессершмитт», но тут же был сбит сам. Нидерландские исследователи считают, что постарались свои зенитчики, но вряд ли это так.
Раненый лётчик сумел покинуть кабину истребителя, ударившись об оперение, и раскрыть парашют. Со сломанной рукой и простреленной ногой, с осколками в голове и плече, обожжённый, он без сознания приземлился на пастбище у городка Ньивкоп. Рос пришёл в сознание только после того, как порыв ветра потащил его по земле. Передышку он получил только в дренажной канаве, но новый порыв ветра поволок его дальше — избавиться от купола удалось не сразу. Видевший падение местный фермер, который поначалу побоялся приблизиться к парашютисту, отвёз его в больницу.
В больнице Якобус Рос провёл шесть недель. Затем понадобился почти год для реабилитации. В феврале 1941 года лётчика признали ограниченно годным, а в октябре 1942 года он получил почётное увольнение с военной службы, женился и поселился в Амстердаме. После окончания войны он вернулся на военную службу в качестве пилота лёгких связных самолётов и вертолётов, а ещё через три года страна вспомнила о воздушном бое сержанта Роса — королевским указом от 4 ноября 1948 года он был награждён орденом Бронзового Льва (Bronzen Leeuw).
Эта награда была учреждена 30 марта 1944 года и стала второй по старшинству среди орденов Нидерландов, вручаемых за военные заслуги, после Военного ордена Вильгельма (Militaire Willems-Orde). На сегодняшний день им награждено 1210 граждан страны и иностранцев, последнее вручение состоялось в октябре 2009 года — два «оранжевых солдата» получили свои ордена за операцию в Афганистане.
К сожалению, жизнь сержанта Якобуса Роса была недолгой — 3 апреля 1956 года, незадолго до своего 50-летия, он погиб в авиакатастрофе на лёгком вертолёте Хиллер H-23B «Рейвен». Героя короткой майской войны 1940 года с воинскими почестями похоронили в Амстердаме, но на этом история не закончилась. В 1993 году нидерландские любители истории авиации нашли истребитель Роса и организовали его подъём. Обломки «Фоккера» с бортовым номером 229 заняли место в музее и стали единственным таким артефактом войны 1940 года в стране. В настоящий момент команда энтузиастов по сохранившимся обломкам и чертежам воссоздаёт летающую копию «Фоккера». Выкатка машины, несущей номер 229 на борту, назначена на май 2019 года, а ещё через год самолёт должен подняться в воздух.
Комментарии к данной статье отключены.