Целый калейдоскоп различных машин, базой для которых послужил Heavy Tank T26E3, наглядно демонстрирует, насколько непростой оказалась ситуация с американскими тяжёлыми танками. Фактически T26E3 являлся средним танком, особенно это видно по его броневой защите. Чтобы сделать из него тяжёлый, было создано несколько вариантов модернизации машины, начиная от простой установки более мощного вооружения и заканчивая большой модернизацией, которой стал Heavy Tank T32. Наиболее «спокойным» вариантом стал Heavy Tank T26E5. Здесь конструкторы решили ограничиться лишь усилением броневой защиты.
«Маловато будет»
В ходе эволюции защита американских перспективных средних танков неуклонно росла. Если у Medium Tank T20 толщина лба корпуса составляла 64 мм, а лоб башни был и вовсе толщиной 89 мм, то у T26E3 эти показатели выросли до 102 мм. Это было больше, чем у большинства средних танков того периода, правда, без учёта того, что броня была литой, а значит, и её стойкость оказалась несколько ниже. Другой вопрос, что уже летом 1944 года T26 перевели в разряд тяжёлых танков, причём сделали это исключительно исходя из его массы. На самом деле он оставался всё тем же средним танком, хотя и нового поколения. От перемены индекса защита по мановению волшебной палочки не вырастет, более того, судя по эволюции Heavy Tank T29 и Heavy Tank T30, 102 мм лба корпуса американские генералы считали достаточными для тяжёлого танка.
Это мнение не подтверждали немецкие танки и их орудия. Создаётся впечатление, что орудие танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E было проигнорировано американскими военными. Между тем ещё в 1941 году командование ГАБТУ КА чётко указывало, что для защиты от 88-мм зенитного орудия (а 8.8. cm KwK 36 L/56 являлось производной данной пушки) требуется лобовая броня толщиной не менее 120 мм. Как показали испытания 1943 года, «тигриная» пушка пробивала на дистанции 1,5 км лоб КВ-1 суммарной толщиной 95 мм. Недаром корпуса КВ-13, а затем и ИС имели лоб толщиной 120 мм, при этом, как показала практика, пушка «Тигра» была ещё не самой опасной. 75-мм орудие KwK 42 L/70, которое ставили на Pz.Kpfw.Panther, имела ещё большее пробитие. Потери ИС-1 от этих орудий заставили весной 1944 года запустить программу модернизации ИС-2. Что же касается американских военных, то они считали, что войну можно выиграть на Medium Tank M4, поэтому даже дебют Heavy Tank T26E3 задержался. Тем сильнее оказался крайне неприятный эффект от встречи с немецкими «Пантерами» летом 1944 года. Ещё больший эффект вызвал дебют (хоть и неудачный) немецких тяжёлых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Несмотря на то что впервые с ними пришлось встретиться не американцам, а англичанам, данную угрозу восприняли моментально. Уже в начале августа 1944 года начались работы по созданию новых тяжёлых танков, способных воевать с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B.
Главная проблема заключалась в том, что даже срочный запуск разработки тяжёлых танков не позволял оперативно получить новую машину. В результате появились параллельные проекты, менее амбициозные, но зато более быстрые с точки зрения разработки. В начале января 1945 года переоборудовали опытный образец Heavy Tank T26E1, установив на него более мощное орудие T15E1. Через два месяца этот танк, переименовав в Heavy Tank T26E4, отправили на фронт, где он даже успел пару раз сходить в бой. Между тем данная машина имела лишь более мощное вооружение, но не защиту. Конечно, позже танк завесили бронёй, но это являлось импровизацией, сильно повлиявшей на его характеристики. Требовалось решить вопрос об усилении броневой защиты, что называется, в заводских условиях, и у американского танкопрома имелся успешный опыт подобной работы. Речь идёт о Medium Tank M4A3E2 специальной, штурмовой версии M4A3, которая получила усиленную броневую защиту. Платой за неё стало повышение боевой массы до 38 т, зато толщина лба корпуса выросла до 102-140 мм, а башни — до 152-178 мм. Применение этих танков осенью-зимой 1944 года показало, что столь существенный рост массы стоил того. Пробивали M4A3E2 в единичных случаях, и это при том, что машины данного типа обычно шли во главе колонны, и им доставалось чаще других.
Успех M4A3E2 стал катализатором начала работ над аналогичным усилением Heavy Tank T26E3. Впервые вопрос о «толстокожем» T26E3 был поднят 7 декабря 1944 года. Согласно изначальной спецификации, предполагалось усилить толщину броневой защиты корпуса до 121 мм, а башня усиливалась до 203 мм. Первоначально речь шла о постройке четырёх танков с усиленной бронёй, получивших обозначение Heavy Tank T26E5, но результаты боевых действий заставили увеличить заказ. 12 января 1945 года. Комитет по вооружениям рекомендовал разработать и изготовить десять танков. Вместе с тем довольно быстро пришло понимание, что усиление брони повлечёт снижение подвижности, поэтому 8 февраля утвердили два типа машин — малой и большой модернизаций. Танк большой модернизации превратился в Heavy Tank T32 — фактически это была новая машина, более защищённая, но требовавшая больше времени на разработку. Поэтому сохранялась и малая модернизация, которая не предполагала нового двигателя, но разрабатывалась и запускалась в серию куда быстрее.
Защита как у «Тигра Б»
Ещё в ходе совещания 7 декабря 1944 года, когда командование Наземных сил армии США потребовало усилить броню T26E3 до уровня M4A3E2, стало ясно, что просто так это не получится. Боевая масса T26E3 на тот момент достигала около 42 т, а даже по самым скромным подсчетам усиление брони поднимало данный показатель до 44 т. Как показало будущее, это ещё являлось оптимистичным прогнозом. В связи с ростом массы предлагалось ставить траки T80E3 с уширителями, из-за чего ширина трака вырастала до 711 мм. Правда, при этом возникала проблема транспортировки танка. Общая ширина T26E3 составляла 3513 мм, а для T26E5 данный показатель возрастал до 3759 мм. Это было уже больше, чем железнодорожный габарит, так что для перевозки на платформах требовалось частично демонтировать крылья.
Как известно, аппетит приходит во время еды. Несмотря на то, что в начале 1945 года была подготовлена предварительная документация по усиленной версии T26E3, в Комитете по вооружениям посчитали, что этих мер недостаточно. Отчасти данная точка зрения имела право на существование. Дело в том, что предложенное усиление брони позволяло защитить от огня 8.8 cm KwK 36 L/56 и, в значительной степени, от огня 7,5 cm KwK 40 L/70. Между тем, отнюдь не эти системы были самыми мощными танковыми системами, которые ставились на немецкие танки и САУ. Во время немецкого контрнаступления в Арденнах против американских войск массово применили Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. 88-мм орудие KwK 43 L/71, которое стояло на этом танке, без существенных проблем пробило бы лоб усиленного американского танка на средних дистанциях. Кроме того, данное орудие стояло и на других немецких машинах – истребителях танков Nashorn и Jagdpanther, встречи с которыми были весьма частыми. Одним словом, назрело более существенное усиление броневой защиты.
29 марта 1945 года Комитет по вооружениям увеличил объём опытной серии Heavy Tank T26E5 до 27 машин, а также пересмотрел данные по защите. В них так и говорилось – защита на уровне немецкого Tiger B. Вместо 121 мм броневая защита лба корпуса вырастала до 152 мм, то есть как раз на уровне Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Ещё сильнее вырастала защита башни – до 191 мм , а подвижная бронировка и того больше. Согласно требованиям её толщина увеличивалась до 279 мм. В результате с лобовой проекции танк оказывался полностью защищён от огня 8.8 cm Pak 43. Разумеется, такое усиление существенно увеличивало боевую массу танка, но на тот момент казалось, что это единственно верное решение.
Война к тому времени ещё не закончилась, а задание предполагало максимально оперативное решение вопроса. В результате времени на существенную переделку осталось совсем немного. Более того, непосредственное усиление защиты было подготовлено ещё в середине марта 1945 года, а 29 числа Комитет по вооружениям лишь утвердил его. Создатели танка не стали искать сложных путей и пошли по тому же пути, как и в случае с Medium Tank M4A3E2. Наиболее существенно от T26E3 отличалась башня, хотя эти отличия не столь сильно бросались в глаза. Подобно башне M4A3E2, башня Heavy Tank T26E5 стала, по сравнению с исходной, более «лобастой», поскольку толщина брони выросла более чем в полтора раза. Усиление брони пришлось, в основном, на лобовую часть башни, хотя её пришлось наращивать по всему периметру. Борта в самом тоном месте усилили до 89 мм, а толщина кормы увеличилась с 76 до 127 мм. Это было вынужденным решением, поскольку усиление брони смещало центр тяжести вперед.
Если башня T26E5 мало отличалась от исходной конструкции, то с подвижной бронировкой орудийной установки ситуация была совсем иной. Американские конструкторы старались отслеживать передовые разработки, в том числе на танках противника. Одной из них стала улучшенная конструкция подвижной бронировки орудия, которая использовалась на немецком среднем танке Pz.Kpfw.Panther Ausf.G. Первоначально бронировка «Пантеры» имела округлую в профиль форму, но в ходе боёв выяснилось, что нередки рикошеты от нижней части бронировки в крышу отделения управления. Для предотвращения рикошетов разработали бронировку с развитым «подбородком», не позволявшим вражеским снарядам поражать крышу корпуса танка. Очень похожую конструкцию сделали и для T26E5: округлую верхнюю часть бронировки сохранили, а снизу она была прямой. Правда, снизу всё равно пришлось делать небольшой скос, чтобы сохранить приемлемые значения углов склонения орудия.
В связи с существенным изменением башни и подвижной бронировки орудийную установку пришлось несколько переделывать. Прежде всего, это касалось механизмов отката, который получил усиленные пружины, также добавили дополнительный балласт. Вместе с тем, такого существенного объёма переделок, как это было в случае с Heavy Tank T26E4, вносить не пришлось. Дело в том, что нагрузка хоть и выросла, но не столь существенно. По этой причине обозначение орудийной установки осталось прежним – M67.
В отличие от башни и подвижной бронировки орудийной системы, внешние изменения корпуса выглядели почти незаметными. К слову, на это сетовали и в переписке, жалуясь на то, что отсутствие времени не позволило более существенно поработать над лобовой частью корпуса. Толщина верхней лобовой детали выросла до 152 мм, а в некоторых местах и того больше – до 203 мм. Правда, столь значительное усиление было связано как раз с теми узлами, которые не успели переделать. Например, массу нареканий по защите вызывал выступ под вентиляцию отделения управления. В результате потенциальная защита лба T26E5 была всё же ниже, чем у Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Помимо усиления лба корпуса, увеличили толщину защиты погона башни (в передней её части). Это привело к тому, что люк механика-водителя пришлось делать чуть короче.
По итогам переделок боевая масса неизбежно выросла – до 45,8 т. Поскольку силовую установку не переделывали, удельная мощность снизилась до 10,9 л.с. на тонну. Впрочем, на фоне почти 50 т, которые весил T26E4 с фронтовым «обвесом», это было не столько и большое увеличение массы. За счёт более широких траков сохранялось приемлемое значение удельного давления на грунт. Кроме того, в связи с ростом массы некоторой переделке подверглась главная передача.
Окончательно документацию по Heavy Tank T26E5 утвердили в начале мая 1945 года. Выпуск танка начался в июне 1945 года на Детройтском танковом арсенале, полностью заказ на 27 машин выполнили в августе. По итогам финальная боевая масса T26E5 составила 46,4 т, а удельная масса снизилась до 10,78 л.с. на тонну. Дальнейшего заказа не поступало, поскольку, во-первых, война в Европе закончилась, а во-вторых, требовалось испытать машину. Тем не менее, даже в таком виде T26E5 стал самым массовым из американских тяжёлых танков нового поколения. Эту машину уже можно было называть тяжёлым танком безо всяких оговорок, поскольку и по массе, и по защите она уже полностью соответствовала данной классификации.
Подвижность важнее!
Первые испытания нового танка начались уже в середине июня 1945 года на Детройтском Арсенале. Сохранившаяся переписка между Департаментом вооружений и Абердинским полигоном говорит о том, что уже на этом этапе американские военные стали что-то подозревать. Помимо того, что реальная боевая масса оказалась чуть больше проектной, появились некоторые опасения по поводу состояния передней подвески T26E5. Они возникли на фоне того, что у T26E3, который к тому моменту стандартизировали как Heavy Tank M26, имелись проблемы с перегрузкой носовой части. В случае же с T26E5 данная проблема только усугублялась. Также отмечалось, что особое внимание нужно уделить орудийной установке – это было напрямую связано с тем, что её пришлось немного переделать.
Несмотря на то, что отгрузка танка с регистрационным номером U.S.A. 30150824 и серийным номером 10007 планировалась 20 июня 1945 года, на практике машина прибыла в июле. Тогда же начались и ходовые испытания. Согласно планам, утверждённым в мае 1945 года, максимальная скорость машины оценивалась в 36 км/ч, но этот показатель оказался оптимистичным. На практике же танк развивал по шоссе не более 32 км/ч, а при форсированном режиме двигателя, который работал недолго, она возрастала до 40 км/ч. Надо сказать, что это не худшие показатели для тяжёлого танка, но американские военные требовали даже от тяжёлых машин довольно высокой подвижности.
Впрочем, максимальная скорость была лишь одним из параметров. Как показали испытания, опасения Департамента вооружений по поводу подвески были не лишены оснований. Существенно увеличившаяся нагрузка на передние опорные катки имела крайне неприятные последствия. Страдала не только подвеска, но и бандажи опорных катков. Это ещё сильнее подкосило T26E5 с точки зрения перспектив на дальнейший выпуск.
Ещё одним фактором, который погубил «карьеру» T26E5, стали испытания вооружения. Несмотря на то, что орудийная установка была усилена, полностью возникшие проблемы ликвидировать не удалось. Усилия на маховики механизмов наводки выросли. Наконец, возросшая масса башни повлияла и на скорость её поворота. Даже с помощью гидравлической системы поворота полный круг башня T26E5 делала за 20 секунд (для сравнения, то же самое башня M26 делала за 15 секунд). Можно себе представить, в какую проблему превращалась ручная наводка башни. Одним словом, результаты полигонных испытаний оказались совсем не радужными.
Ещё один танк (с регистрационным номером U.S.A. 30150826 и серийным номером 10009) отправился на армейские испытания в Форт-Нокс, которые тоже закончились не вполне успешно. Снижение подвижности и манёвренности огня, а заодно и повышение аварийности было совсем не тем, чего хотели американские военные. Собственно говоря, и M26 их устраивал постольку поскольку: в 1946 году машину перевели в категорию средних танков, а заодно начались работы по улучшению его подвижности. Они привели к созданию Medium Tank M46, который, при равной с M26 защите, был более подвижен. Более высокая подвижность и надёжность стали главными приоритетами. В результате Heavy Tank T26E5 оказался не у дел. Судьба машин данного типа была печальной: несмотря на то, что их выпустили 27 штук, ни одного T26E5 до наших дней не сохранилось.
Источники:
- NARA
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
Комментарии к данной статье отключены.