После Второй мировой войны Германия напоминала груду камней. Разрушенные в ходе боёв и бомбёжек города и коммуникации требовали восстановления. Неудивительно, что в послевоенном фатерлянде самыми востребованными профессиями были строитель и архитектор. Освоили их и некоторые офицеры кригсмарине, в том числе бывший подводник Гюнтер Бениш. Он добился на этом поприще больших успехов и стал архитектором с мировым именем.
Командир подводной лодки
После начала Второй мировой, в 1939 году, кригсмарине объявили несколько дополнительных наборов рекрутов в свои ряды. В последний из них, декабрьский, на флот пришло 1 080 кадетов. Среди них был и 17-летний Гюнтер Бениш из Локвица. Как впоследствии вспоминал он сам, «выход в море был отличным делом для молодого парня». Подготовка офицера ВМС в годы войны была скоротечной. Если в мирное время путь из кадетов в лейтенанты занимал четыре года, то в военное на обучение тратилось всего два года и четыре месяца. Уже в мае 1942 года Гюнтер Бениш стал лейтенантом цур зее.
Где служил молодой офицер в 1942 и 1943 годах — неизвестно. Можно предположить, что какое-то время он потратил на подготовку в подводники. В апреле 1944 года Бениш, уже оберлейтенант цур зее, был зачислен в списки 29-й подводной флотилии. Он отправился в Италию, на базу в Ла-Специи, где стал первым вахтенным офицером на «семёрке» U 952 капитан-лейтенанта Оскара Курио.
Эта построенная на верфи «Блом и Фосс» субмарина относилась к лодкам типа VIIC. Курио принял её у верфи в декабре 1942 года и с тех пор был бессменным командиром лодки. Под его командованием к апрелю 1944 года U 952 совершила пять походов, четыре из которых пришлись на Средиземное море. Её торпеды стали причиной гибели британского корвета и двух американских судов.
После прибытия в Ла-Специю Бениш совершил на U 952 переход в Тулон. 8 мая 1944 года лодка вышла в новый поход, который оказался последним в её истории. Курио получил приказ действовать у побережья Алжира и в Тирренском море, однако за 45 суток похода никаких успехов не добился.
21 июня 1944 года U 952 вернулась в Тулон и была поставлена в док для ремонта. Однако 5 июля во время авианалёта союзников субмарина была тяжело повреждена и спустя неделю списана как непригодная к восстановлению. Курио и Бениша, который сразу после прихода из моря был награждён Железным крестом II класса, отозвали в Германию. Первый должен был принять командование над новой лодкой, а второму предстояло учиться на курсах командиров подлодок.
В октябре 1944 года Бениш закончил курсы и был направлен в Гамбург, чтобы принять у верфи новую субмарину XXIII серии — U 2337. 4 октября он поднял над ней флаг кригсмарине. После этого «электробот» был включён в состав 32-й учебной флотилии. Однако ему не было суждено отправиться в боевые походы. В 1945 году Бениш привёл свою лодку в Норвегию, где она и капитулировала 9 мая 1945 года.
Архитектор
После освобождения из плена в 1947 году Гюнтер Бениш уже знал, чем будет заниматься на гражданке. Свой выбор он сделал ещё в 1944 году, когда в гостинице Ла-Специи ему в руки попала книга об архитектуре. Вернувшись в Германию, Бениш поступил на архитектурный факультет технического университета Штутгарта, где учился с 1947 по 1951 год. Затем он устроился на работу в одно из архитектурных бюро этого города. В 1952 году Бениш решил открыть собственное дело и зарегистрировал архитектурное бюро под своим именем. И надо сказать, дело пошло. Он быстро завоевал признание заказчиков, проектируя школьные здания и спортзалы в южной области Баден-Вюртенберга.
Любопытно, что служба на подлодках повлияла на стиль архитектуры Бениша. Подводники не зря именовали субмарину «трубой», в тесноте которой они вынуждены были находиться на протяжении долгого времени. Сырость, скученность, нехватка света и свежего воздуха — таковы были условия жизни в «трубе». Вероятно, поэтому здания, которые проектировал Бениш, неизменно отличались открытым и воздушным стилем и имели в своей конструкции много стекла.
Работая один, Бениш достиг определённых успехов. По его проектам были построены педагогическая академия в Мюнстере, городская ратуша в Манхайме, университет прикладных наук в Ульме, а также несколько гимназий и школ. Но наибольшую известность как архитектор он приобрёл после приглашения нескольких специалистов и превращения в 1966 году бюро в фирму «Бениш и партнёры».
В 1972 году весь мир познакомился с творением Бениша и его коллег: по их проекту были созданы спортивные площадки и стадион к Олимпиаде в Мюнхене. Бениш старался придумать нечто новое, пытаясь избежать ассоциаций с Олимпийскими играми в нацистском Берлине 1936 года. И это у него получилось. Конструкция стадиона в Мюнхене впечатляет своей открытостью, изяществом и воздушностью. После Олимпиады на стадионе проводились финальные матчи чемпионатов мира и Европы по футболу 1974 и 1988 годов, а также несколько финалов Лиги чемпионов УЕФА. Долгое время мюнхенский стадион был «домом» для известного футбольного клуба «Бавария».
«Бениш и партнёры» ещё не раз отметилась своими проектами муниципальных комплексов и объектов культуры и образования. Они создали здания Центрального банка Баварии, Музей почты и связи во Франкфурте-на-Майне, известный детский сад «Корабль в винограднике» и многое другое.
Саксонцы против пруссаков
Апофеозом творчества Бениша стал проект здания нового парламента ФРГ в Бонне. Его фирма выиграла конкурс в 1973 году, но работа затянулась на годы, как это нередко бывает с политически чувствительными проектами. В результате после множества изменений проект бундестага был наконец-то утверждён в 1987 году, а открылось новое здание парламента в 1992 году.
Однако история сыграла с талантливым архитектором злую шутку. После падения Берлинской стены и объединения Германии столица была перенесена из Бонна в Берлин. Бениш остался недоволен тем, что его парламент не будет использоваться по назначению. Но больше всего его раздражала помпезная архитектура Берлина, в которой просматривался имперский дух германских Рейхов.
Будучи саксонцем, он всегда боролся с пруссачеством в архитектуре. Эта борьба выразилась в проекте нового здания Академии искусств, которое Бениш создал для Берлина в 2005 году. Он не изменил себе, задумав фасад Академии из стекла. Должностные лица были в ужасе от какого-то «стеклянного шкафа» рядом с величественным отелем «Адлон». Однако Бениш как модернист от архитектуры отверг их критику:
«Я даже не думал о том, чтобы сделать фасад из камня. Мне не нужны ассоциации с претенциозностью архитектуры Вильгельма и Гитлера».
Любопытно, что одно из последних творений Бениша косвенно имело связь с его прошлым. В 2001 году на озере Штарнберг был открыт Музей Фантазии, который является музеем Лотара-Гюнтера Буххайма. Здесь представлены коллекции произведений известных немецких художников-экспрессионистов. Он также является этнографическим музеем и экспонирует предметы, которые Буххайм собирал во время своих путешествий. Кроме того, там можно увидеть собственные работы Буххайма. Здание музея было спроектировано фирмой Бениша. Таким образом, в этом проекте пересеклись судьбы бывшего военкора, написавшего роман «Das Boot», и бывшего подводника, ставшего известным архитектором.
Гюнтер Бениш скончался 12 июля 2010 года в возрасте 88 лет. Он прожил интересную жизнь, пройдя путь от командира подлодки до самого известного архитектора Западной Германии. Как творец Бениш не боялся экспериментов и старался перестроить новую Германию так, чтобы в архитектуре страны отсутствовало её нацистское прошлое.
Литература:
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 / С. Blair. — Random House, 1998.
- Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- Paterson, L. U-Boats in the Mediterranean: 1941–1944 / L. Paterson. — Annapolis: Naval Institute Press, 2007.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://www.uboat.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.behnisch-partner.de
- https://www.stuttgarter-zeitung.de
- http://www.spiegel.de
- https://de.wikipedia.org
Комментарии к данной статье отключены.