Сложно сказать, вдохновлялись ли создатели Medium Tank M4 (105 mm Howitzer) британской системой танкового вооружения, но американская концепция «универсального танка» к 1943 году разделилась на машину с более мощной 76-мм пушкой для борьбы с бронетехникой противника и танк с крупнокалиберной гаубицей для борьбы с укреплениями и живой силой. Британцы, имевшие для борьбы с танками своё орудие, не очень заинтересовались 76-мм пушкой, а вот 105-мм гаубица пришлась им по вкусу.
Шумная реклама
О существовании «Шермана» с 105-мм гаубицей, а также его недостатках по сравнению с базовой конструкцией англичане узнали ещё до принятия машины на вооружение армии США, уже к 21 июля 1943 года. О принятии машины на вооружение американцы сообщили в сентябре 1943 года письмом генерал-бригадиру Джозефу Смиту, председателю комитета пользователей бронетанковых машин (AFV User Committee). В письме акцентировалось, что это именно танк, а не самоходка, а 105-мм гаубица и 75-мм пушка взаимозаменяемы в штатной башне.
Новый «Шерман» предлагался для замены самоходки HMC M8 — гаубичной машины на шасси лёгкого танка M5. К письму прилагалась краткая история машины от первых прототипов до принятия на вооружение. Предполагалось, что в общей сложности 105-мм орудием будут оснащены 10% «Шерманов».
Более точная информация появилась в феврале 1944 года, после того как представитель Отдела вооружений осмотрел машину на заводе. С докладом прибыли копии заключений, сделанные американской комиссией по результатам испытаний танков M4E5 в 1943 году. Также прилагались характеристики базового M4 и танка с 105-мм гаубицей. Отмечалось, что гаубичная машина не полностью готова: всё ещё прорабатывалась установка стабилизатора и привода поворота башни. Первые серийные машины выпускались без стабилизатора и только с ручным поворотным механизмом.
Также не был полностью разработан кумулятивный снаряд. Автор доклада привёл бронепробиваемость в 110 мм с 1000 ярдов, отмечая, что в некоторых случаях снаряд может пробить броню толщиной 1,5–2,5 калибра, но попасть в цель с большого расстояния было трудно. Некоторые данные — например, количество выстрелов в боеукладке и вес снарядов — являлись ориентировочными.
Ещё не имея точных характеристик, англичане заинтересовались танком. В марте 1944 года прорабатывалась новая структура бронетанковых полков, в которой 65% машин имели 75-мм или 77-мм пушки, 25% — 17-фунтовки, а остальные 10% — 95-мм гаубицы. На плане была сделана пометка, что такие машины надлежит заменить «Шерманами» с 105-мм гаубицами. Образец такого танка британцы желали получить как можно скорее.
Танки для вторжения
Настоящий танк прибыл в Англию для испытаний только к августу 1944 года. К 31 октября закончились его предварительные испытания на артиллерийском полигоне в Лулворте. Испытания пришлось закончить досрочно, так как ствол орудия был повреждён преждевременным разрывом кумулятивного снаряда, но англичане и так получили довольно много информации о новой машине.
Испытатели смогли подтвердить наличие полуавтоматического затвора и полуунитарных боеприпасов. Пушка поднималась до 34°, что давало ей максимальную дальность стрельбы в 11 500 ярдов (10,5 км), и опускалась до −10°. Из-за невозможности отсоединить механизм наводки оценить равновесие орудия не получилось, но поднимать или опускать его с заряженным выстрелом было легко, усилия на маховике доходили всего до 2 кг. У новой установки нашлись и недостатки: защиту от осколков и пуль сверху и снизу сочли плохой. Люфт механизма вертикальной наводки был значительным, до 8 угловых минут.
Для поворота башни требовалось приложить усилие чуть более 3 кг, если танк стоял ровно, или до 10 кг при крене в 15°, что испытатели сочли почти невозможным для наводчика. При крене свыше 10° наводчику также приходилось держать маховик наводки на месте, или башня начала поворачиваться сама. Если танк стоял ровно, то башню можно было повернуть на 180° за 66 секунд. При вращении башни наводчик сильно уставал, и испытатели решили, что в бою скорость поворота получилась бы гораздо ниже. У поворотного механизма тоже обнаружился внушительный люфт — до 7,5 угловых минут. Фрикцион механизма поворота башни также проскальзывал при стрельбе.
Открыть огонь можно было при помощи электрического спуска соленоидного типа или механического педального спуска. У электрической системы имелся предохранитель, но наводчик едва мог его нащупать, да и сигнальной лампочки с его места видно не было. Англичане рекомендовали перенести его на другую сторону башни, чтобы им пользовался заряжающий. Предохранитель был очень важен: ограждение орудия не защищало заряжающего и могло привести к ранению.
На танке устанавливался трёхкратный телескопический прицел M72D с подсветкой с полем зрения 24,5°. Качество прицела было хорошим. Цель оставалась чёткой, кроме самого края поля зрения. Прицел имел разметку по дистанции до 4200 ярдов (3,8 км) с делениями по 100 ярдов (91 м). Подсветка питалась от батареек M30, но батарейки с танком не прибыли, и оценить освещение не получилось. Перископический прицел M77C описан довольно скудно — похоже, что с ним англичане к этому времени уже были хорошо знакомы.
Орудие не было единственной новинкой: на танке установили новую американскую командирскую башенку, а форма люков водителя и его помощника изменилась. Башенка не сильно понравилась англичанам. Она довольно сильно не соответствовала концепции приборов наблюдения, принятой в Великобритании. Несколько блоков на башенке осмотренного танка оказались полны пузырей, и через них ничего не было видно. На башенке имелось крепление для перископического бинокля, но такого не нашлось в наличии. Люк в командирской башенке был плохо уравновешен и получился слишком тяжёлым для одного танкиста.
Люк заряжающего, наоборот, был уравновешен почти идеально, как и люки водителя и его помощника, но ничем не защищённые пружины на них могло легко заклинить при обстреле. В этих люках находилось по перископическому смотровому прибору. Напротив водителя и его помощника также имелась прорезь для неподвижного перископа, но англичане отметили, что отверстие для фиксирующего винта было слишком маленьким, и прибор в прорези не фиксировался.
Рабочее место механика-водителя и его помощника сочли удобными. Сиденье помощника водителя было складным, что позволяло ему помогать заряжающему, подавая выстрелы. Место же самого заряжающего оказалось неудобным: сиденье было слишком маленьким, а его спинка — слишком большой. Заряжающий не мог работать сидя. Рекомендовалось сложить сиденье и действовать стоя. Место наводчика оказалось удовлетворительным, разве что для работы с телескопическим прицелом приходилось снимать наушники. Так как сиденья командира в танке не было, а сиденье от «Шермана» с 76-мм пушкой поставить не получилось, о его работе испытатели ничего сказать не смогли.
Пришло время испытать танк стрельбой. Первый выстрел слегка сдвинул «Шерман» с места, но машина держалась на месте во время последующих выстрелов. Башня же сбивалась на 19 угловых минут при стрельбе вперёд и ещё больше при поворотах вправо или влево. Индикатор азимута тоже сбивался при стрельбе. Кучность при стрельбе осколочно-фугасным снарядом M1 оказалась хорошей, позволяя поражать цели на расстоянии до 3500 ярдов (3200 м). Осколочное действие снаряда с взрывателем M54 было оценено как хорошее. Дымовые снаряды оценили как плохие при стрельбе на дистанциях 1000–1200 ярдов (914–1100 м). Дымовые шашки разбрасывались слишком далеко, и постановка завесы занимала слишком много времени.
Из орудия получилось выпустить всего пять кумулятивных снарядов M67, а шестой разорвался в стволе, и испытания прекратили. Англичане не получили достаточно данных, чтобы составить таблицы для стрельбы, — было лишь установлено, что начальная скорость кумулятивного снаряда ниже, чем скорость осколочно-фугасного.
При стрельбе орудие давало очень много дыма, но вспышки почти не наблюдалось. Заряжать гаубицу было сложно — так как полный выстрел весил 42 фунта (19 кг), — как и вставлять снаряды в гильзу. Выбрасывание стреляной гильзы не представляло сложности: её можно было хватать сразу без перчаток и выбрасывать через пистолетный лючок в борту башни. Конструкцию и расположение боеукладок признали удовлетворительными.
В заключении доклада отмечалось, что танк не без недостатков, но при использовании машины в качестве танка поддержки они не сильно влияют на боевые качества машины. Был также составлен список обнаруженных конструктивных дефектов и желаемых изменений — англичане часто модернизировали американскую технику на свой манер.
Англичане провели полные испытания кумулятивных снарядов M67 только в феврале 1945 года. Таблиц стрельбы всё ещё не было, и пришлось создавать новые, ориентируясь таблицами для 105-мм самоходок «Прист». С дистанции 1000 ярдов (914 м) снаряд имел 90-процентную вероятность попасть в прямоугольник высотой 1,2 м и шириной 1,9 м. Такая кучность вполне позволяла поражать цель размером с танк: по расчётам, попадание в «Пантеру» во фронтальной или боковой проекции гарантировалось на дистанции в 1000 ярдов даже при достаточно большой погрешности в наводке. Вероятность попадания в башню составляла 43%. Было рекомендовано вести огонь с дистанции 900 ярдов (823 м), с которой вероятность попадания в башню оценивалась примерно в 50%. По бортам можно было эффективно стрелять с дистанции до 2500 ярдов (2280 м). Рассеивание снарядов при стрельбе осколочно-фугасным снарядом М1 оставалось примерно таким же.
Трассеров на снарядах всё ещё не было. На испытаниях отмечалось, что корректировать огонь в случаях, когда снаряд не сработал, затруднительно. Снаряды не срабатывали при попадании даже в каменистый грунт под углом до 4°, что происходило на дистанциях до 1500 ярдов (1370 м) — то есть корректировать огонь на рекомендованной дистанции стрельбы оказалось сложно. Телескопический прицел M72D в этих испытаниях показал себя лучше, чем перископический M77C, в который было сложно увидеть цель в солнечную погоду.
На испытания в Лулворт прибыл ещё один гаубичный «Шерман». Этот танк отличался от своего предшественника подвеской. Испытания M4(105) с подвеской HVSS, или «Шермана» IBY в британской номенклатуре, закончились к концу марта 1945 года. Так как с вооружением машины уже было всё понятно, испытывалось только влияние новой подвески на стрельбу. Горизонтальные спиральные пружины пошли на пользу: максимальная амплитуда раскачивания после стрельбы составила 5,5 угловых минут по сравнению с 19 минутами у танка с вертикальными пружинами.
Впрочем, обнаружились не только положительные изменения. При езде на малой скорости новые гусеницы сильно вибрировали. Эффект сильнее всего проявлялся на скорости около 4 миль (6,5 км) в час по твёрдой дороге. Вибрация была настолько сильной, что сбивалась выверка прицела. Вибрация затрудняла наведение орудия, так как следить за шкалой перископического прицела было трудно, а телескопический прицел в таких условиях не использовался совсем. Остальные члены экипажа могли пользоваться своими наблюдательными приборами без дополнительных проблем.
Работа двигателя тоже добавляла к вибрации, особенно на 600 и 1000 оборотах в минуту. По результатам испытаний англичане решили, что вибрация не сильно снижает боевую ценность «Шермана» IBY, но подобного эффекта следовало опасаться на других «Шерманах» с такой подвеской, так как им приходилось намного чаще стрелять с ходу.
«Шерманы» с 105-мм гаубицами начали массово прибывать в Англию к началу 1945 года. Это были M4(105), получившие в английской номенклатуре вооружения обозначение «Шерман» IB. В сопутствующих документах отмечалось, что танки оснащены новой американской командирской башенкой и новыми люками механика-водителя и его помощника. Указывалось, что на новых танках нет стабилизатора и мотора поворота башни, а также подбашенной корзины.
«Шерманы» для всех
Канадские войска тоже заинтересовались гаубичными танками. В начале 1945 года был подан заказ на два «Шермана» V с гаубицами и экипажами для демонстрации. 16 января выяснилось, что танки достать можно, а вот с получением боеприпасов к ним есть проблемы. В итоге к 31 января канадцы получили три гаубичных «Шермана» I, при этом один остался с резервной группой «E» в Англии, а ещё два послали на материк в 1-ю канадскую армию с 2-м канадским танковым демонстрационным соединением (2nd Canadian Tank Demonstration Unit). Назад эти машины не вернулись: 8 марта 1-я армия заявила, что желает оставить их у себя в качестве танков артиллерийских наблюдателей. 26 марта группа «Е» заказала две 105-мм гаубицы, чтобы установить их на стендах для обучения.
Войсковые испытания провели только в марте. 14 марта 1945 года кумулятивные снаряды типа M67 испытали против «Тигра». Стрельба проводилась с 150 ярдов (137 м). До начала испытаний брошенный немцами из-за нехватки топлива танк повреждений не имел. Испытания показали, что кумулятивный снаряд может пробить любую броню танка, включая маску пушки.
Следом обстреляли «Пантеру». Эту машину подбили пехотинцы из ручного гранатомёта PIAT, после чего она сгорела. При стрельбе наводчик «Шермана» старался не стрелять в бронелисты, затронутые пожаром. При обстреле лобовой брони «Пантера» оказалась более крепким орешком, чем «Тигр», но при стрельбе по верхней части верхней лобовой детали корпуса всё равно зафиксировали пробития. Результаты испытаний воодушевили присутствовавших на них танкистов. Судя по опросу, проведённому после стрельбы, они поверили в эффективность этого оружия.
Части 2-й канадской бронетанковой бригады и 4-й канадской бронетанковой дивизии остались довольны действием осколочно-фугасного и кумулятивного снарядов.
«Шерман» с 105-мм гаубицей был официально принят на вооружение канадской армии под названием Sherman B (105 mm Howitzer) к 25 апреля 1945 года. Предлагалось иметь два таких танка в каждом батальоне, или шесть на весь полк. Гаубичными танками заменили «Файрфлаи»: теперь вместо 12 таких машин в батальоне оставалось восемь. Ещё два «Светлячка» сменили «Шерманы» с 75-мм пушками. К 30 апреля 2-я канадская армия наконец-то получила эти танки для войсковых испытаний, но война почти закончилась, и повоевать на этих машинах канадцы толком не успели.
Французам во время войны M4(105) в рамках ленд-лиза не достались. Тем не менее танки такого типа прописались во французских частях, которые подчинялись американцам. Как и американцы, французы использовали в основном M4(105), но попадались и M4A3(105), полученные на пополнение. В апреле 1945 года французские части также получили танки M4(105) с подвеской HVSS. Американские серийные номера закрашивались, вместо них наносились французские.
Спрос на машину не закончился вместе с войной. Так, Швеция закупила у Великобритании один M4(105) с регистрационным номером T 270894. Это был не единственный «Шерман», попавший на север: вместе с ним шведы закупили M4A2, M4А4 и «Файрфлай». M4(105), M4A2 и M4А4 собрали в один танковый взвод и прикрепили к велосипедной роте в полку I 16 на время манёвров 14 февраля 1948 года.
В зимних условиях «Шерманы» показали себя довольно хорошо. Машинами было легко управлять, они не требовали частой регулировки механизмов. По сравнению со своими собратьями гаубичный танк не выделялся. Несмотря на увеличившийся вес, потребление топлива было на уровне других «Шерманов»: за 104-километровый марш по шоссе M4(105) израсходовал 225 л по сравнению с 300 л у бензинового M4A4 и 160 л для дизельного M4A2. Все три танка сочли годными для эксплуатации зимой.
Танки довольно активно использовались и в армии Нидерландов, причём не только в мирных условиях. Гаубичные «Шерманы» активно воевали с индонезийскими повстанцами в 1945–1949 годах. На вооружение нидерландской армии поступили как танки с подвеской HVSS, так и с VVSS. Судя по фотографиям, в боях предпочитали использовать танки с подвеской HVSS, оставив более старые машины на службе в метрополии. Американская маркировка на броне не закрашивалась.
Для объективной оценки любого вооружения всегда важен взгляд со стороны, и «Шерманы» с гаубичным вооружением это испытание прошли если не на «отлично», то на «очень хорошо». При установке довольно крупного орудия американским конструкторам пришлось пожертвовать некоторыми достоинствами базовой конструкции «Шермана», но с заданием они, несомненно, справились. Англичане, которые не боялись забраковать не понравившуюся технику вовсе или спихнуть её в чешские или польские бронечасти, с радостью приняли новый танк. Машину использовали и в других странах, где на вооружении состояли «Шерманы». Словом, Medium Tank M4 (105 mm Howitzer) оказался вполне на уровне своих собратьев по семейству M4.
Источники:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
- Национальный архив Нидерландов (Nationaal Archief)
- Swedish Tank Archives (http://tanks.mod16.org)
Комментарии к данной статье отключены.