В середине VI века из Центральной Азии в Восточную Европу явилась аварская кочевая орда. Грозные пришельцы обосновались в Подунавье и создали там могущественную державу. На протяжении двух столетий они вселяли ужас в сердца народов Европы — от границ Франкского королевства и Италии до Восточной Римской империи. Долгие годы правители Константинополя платили дань, откупаясь от грабительских набегов. Последнюю попытку сокрушить военное могущество аваров предпринял император Маврикий.
Авары в Подунавье
После 588 года на севере Балкан царило временное затишье. Руки римлян по-прежнему были связаны войной против персов, и они продолжали откупаться от аварских набегов данью. Каган в это время, судя по всему, занимался укреплением своего господства в придунайских землях склавинов. Военные успехи аваров могли быть связаны с полученным с востока подкреплением. Как и сами авары поколением ранее, ещё три племени вархонитов — тарниах, котзагир и забендер — численностью 10 000 всадников, спасаясь от тюрок, переправились через Волгу. Продвигаясь на запад, они в конечном счёте оказались в Европе, где их приняли соплеменники.
Появление этих племён в Европе связано с новым периодом военных действий в Центральной Азии, по которым можно датировать эту волну миграции серединой 580-х годов. Согласно китайской хронике Суй шу, когда в 582 году каган тюрок отправился воевать против Китая, восстали несколько подчинённых ему западных народов, в том числе ида (эфталиты) и аба (авары), но все они были разбиты и вынуждены спасаться бегством.
Византийские историки имели лишь приблизительные представления о том, что происходит в землях к северу от Дуная. Отголоском этих событий является очень странная встреча, которая произошла на территории римской Фракии в 592 году. Римские сторожевые посты задержали трёх перебежчиков-варваров и подвергли их допросу. Феофилакт Симокатта рассказывал:
«Они отвечали, что по племени они славяне и живут у оконечности Западного океана, что каган отправил послов вплоть до тамошних племён, чтобы собрать воинские силы, и прельщал старейшин богатыми дарами. Но те, приняв дары, отказали ему в союзе, уверяя, что препятствием для них служит длительность пути, и послали к кагану их с извинениями (…) А каган, забыв о законе, защищающем послов, начал чинить им препятствия к возвращению. Они же, наслышанные, что племя ромеев очень славится богатством и человеколюбием, ушли во Фракию, обманув в подходящий момент кагана».
Рассказ историка подтверждают многочисленные клады византийских монет этой эпохи, найденные в низовьях Одера. По мнению современных исследователей, они могут говорить о том, что каган действительно раздавал местным вождям и старейшинам подарки из полученной им римской дани. Поиздержавшись на такого рода раздачах, каган потребовал у императора увеличения ежегодных платежей. Это требование послужило предпосылкой для последующего разрыва.
Война 588–591 годов
Осенью 591 года императору Маврикию удалось завершить долгую и тяжёлую Персидскую войну, доставшуюся ему в наследство от предшественников. Прочный мир на восточной границе позволил ему перебросить армию на Балканы и перейти к активным действиям против аваров и склавинов. В ответ на требование кагана об увеличении дани Маврикий решил сам отправиться в поход во главе собранной с этой целью армии.
Такого в римской истории не случалось на протяжении 200 последних лет — со времён Феодосия Великого (379–395). Желание императора вызвало неоднозначную реакцию со стороны его подданных. В день выступления в поход случилось несколько дурных знамений, в том числе солнечное затмение. Оно позволяет определить дату начала похода: 4 октября 590 года или 19 марта 592 года. Испуганный предзнаменованиями будущих бедствий Маврикий добрался до Анхиала (Поморие в современной Болгарии), передал командование Приску, а сам возвратился в столицу.
Узнав о военных приготовлениях римлян, каган приказал зависевшим от него склавинам строить корабли для переправы аварского войска, поскольку оба моста через Саву успели рухнуть. Пока шли эти работы, сам он осадил Сингидун (современный Белград). Стоявший в городе гарнизон отчаянно оборонялся и сводил на нет все усилия осаждавших. Через неделю, устав стоять под стенами, каган снял осаду, удовольствовавшись получением выкупа в 2000 золотых солидов. Когда склавины привели свои суда, авары переправились через Саву и по землям Верхней Мезии и Дакии устремились вглубь римских владений.
Чтобы помешать им проникнуть во Фракию, Приск отправил авангард под командованием Сальвиана перекрыть перевал Проклианы (вероятно, это была Шипка) на востоке Балканских гор. Некоторое время Сальвиану удавалось сдерживать натиск врагов и даже одолевать их, несмотря на очевидное неравенство сил. Однако, когда к перевалу подошёл сам каган с основной массой войск, римляне не стали испытывать судьбу и отступили. Авары неудержимым потоком хлынули во Фракию.
Приск укрыл свою армию за так называемым рвом Маврикия, построенном в 580-х годах между горами и морем для защиты Фракии от вражеских набегов. Каган напал на Анхиал и некоторое время осаждал город, который жители защищали из всех сил. Затем авары обошли римские укрепления с востока, в то время как армия Приска находилась у их западного окончания. После этого каган повернул на юг и вышел к побережью Мраморного моря у Гераклеи (Мармара Эреглиси в современной Турции), находившейся всего в 90 км от столицы империи.
Приск с войском шёл по его следам. Вначале он укрылся в стенах крепости Дидимотих, а затем направился в Цурулы (турецкий город Чорлу) в 14 км от Гераклеи. В произошедшей стычке его кавалерия потерпела тяжёлое поражение от аваров. Каган осадил Цурулы. Положение города ухудшалось с каждым днём. К счастью, Маврикию удалось своевременно подбросить противнику дезинформацию о своём якобы намерении послать корабли на Дунай, чтобы отрезать аварам обратный путь на родину. Каган согласился заключить перемирие и удалился обратно в Паннонию.
Некоторые историки, сопоставляя хронологию событий, приходят к выводу, что наш основной источник, Феофилакт Симокатта, в своём рассказе перепутал местами два события. Аварское вторжение, осаду Анхиала и неудачу Приска, по их мнению, следовало бы датировать 588 или 589 годом. В этом случае поход Маврикия к Анхиалу следует рассматривать как инспекционную поездку, чтобы оценить масштаб нанесённых городу в прошлом году разрушений. На более раннюю дату косвенным образом также указывает сугубо оборонительный характер кампании с римской стороны. Когда после мира с персами на Балканы начали прибывать с Востока части регулярной армии, римляне стали действовать гораздо более агрессивно.
Походы римлян против склавинов в 593–597 годах
Следующие несколько лет авары хранили спокойствие, довольствуясь получением римской дани. Весной 593 года Маврикий решил воспользоваться затишьем и положить конец вторжениям склавинов на Нижнем Дунае. С этой целью он решил нанести удар по их селениям за рекой.
Римское войско под командованием Приска переправилось на другой берег реки у Доростола (болгарской Силистры). Здесь в ставку военачальника явился аварский посол Коха, который выразил протест против римских военных приготовлений. Однако ему объяснили, что условия перемирия, ранее заключённого с аварами, не распространяются на склавинов. Пообещав поделиться с каганом будущей добычей, Приск добился его нейтралитета.
После этого римский военачальник повёл воинов во владения вождя Ардагаста. Предводитель склавинов уже давно опустошал набегами пределы римских провинций. Римляне тайно подобрались к лагерю, где Ардагаст собирал силы для очередного набега. В ночном бою войско склавинов было полностью уничтожено, а их вождю лишь с большим трудом удалось спастись бегством и спрятаться в болоте.
Продвигаясь вглубь вражеских земель, Приск напал на владения другого вождя склавинов, Мусокия, между Карпатами и рекой Сирет. Римские разведчики захватили служившего у склавинов гепида. Пленник привёл римское войско к самому лагерю варваров и помог им остаться незамеченными. Ночью римляне напали на ничего не подозревавших врагов. Множество варваров погибло, а самого Мусокия удалось захватить живым. В страхе перед римлянами остальные склавины поспешили отойти в труднодоступные лесные укрытия. Воины разграбили их страну и взяли большую добычу. Желая закрепить достигнутые успехи, Маврикий распорядился, чтобы Приск зимовал во вражеских землях. Однако тот, опасаясь мятежа, отвёл армию на зимние квартиры в Одессе (Варна).
После отступления Приска зимой 593–594 годов склавины вновь предприняли вторжение в римские пределы, разграбив города Акис, Скупы и Залдапа в современной Болгарии.
В следующем году Маврикий за самоуправство отстранил Приска от командования и назначил военачальником своего брата Петра. На протяжении большей части года Пётр вполне успешно действовал против склавинов на правом берегу Дуная между Новами и устьем реки. В районе Маркианополя (Девня, Болгария) его воины перехватили и уничтожили большой отряд склавинов, возвращавшийся с добычей после грабежа римской территории. В конце августа римская армия возле Секуриски (Болгария) переправилась на левый берег Дуная и вторглась во владения вождя склавинов Пирагаста. В произошедшем сражении склавины были разбиты, а сам Пирагаст получил смертельное ранение, от которого вскоре умер. Успех омрачил лишь неудачный исход сражения на реке Гелибакий, когда римляне попали в засаду и понесли серьёзные потери.
В 595 году командование вновь перешло к Приску, и он выступил со своей армией от Адрианополя через Наисс (Ниш) к Рациарии (Арчар). Переправившись через Дунай, римляне по левому берегу реки совершили марш до Новы. Послам кагана, протестовавшим против появления римлян в аварских владениях, Приск ответил, что эти земли были и остаются римскими, а авары держат их лишь силой оружия. Узнав, что авары осаждают Сингидун, принуждая его жителей переселиться в их владения за Дунаем, Приск выстроил множество кораблей, благодаря которым римляне удержали город. Поскольку эти действия перекрыли аварам их обычный маршрут вторжений вдоль правого берега Дуная, кагану пришлось довольствоваться разграблением Далмации.
В следующем году авары воевали на западном направлении против франков и их союзников тюрингов.
Война 597–598 годов
Осенью 597 года каган разорвал перемирие и, переправившись через Дунай, опустошил территорию Нижней Мезии. Зимовать авары остались на территории Малой Скифии, где осаждали Томы (Констанца) на Чёрном море. Приск сосредоточил войска вблизи аварского лагеря. Так обе армии простояли друг против друга в течение всей зимы.
В конце марта Маврикий послал Приску на помощь войско под командованием Коменциола. На Пасху, 30 марта, каган неожиданно заключил с Приском перемирие, снял осаду и даже снабдил голодавшую римскую армию продовольствием. После этого он отошёл со своей армией к западу в направлении на Никополь (Видин). Коменциол, переваливший через Балканы и пытавшийся отрезать аварам пути к отступлению, 20 апреля неожиданно сам подвергся их нападению на реке Ятрус. Не ожидавшие боя солдаты обратились в повальное бегство. Авары преследовали их до самой Длинной стены, расположенной всего в 60 км от Константинополя. В столице вспыхнула паника. Для защиты стены Маврикий отрядил гвардейцев и моряков.
В это время в армии аваров вспыхнула эпидемия чумы, от которой всего за один день умерло семь сыновей кагана, не говоря уже о тысячах простых воинов. Полагая, что мор является божественным наказанием за нарушение договора, каган согласился на предложение Маврикия о перемирии. Сумма денежных выплат увеличилась до 120 000 солидов. Дунай признавался границей, которую римляне могли переходить для войны против склавинов.
Каган также предложил Маврикию выкупить у него пленных по солиду за голову, однако император отказался. Дважды сбавив цену и так и не добившись согласия, каган приказал перебить 12 000 пленников. Этот поступок навлёк на Маврикия ненависть воинов, что впоследствии сыграло роковую роль в судьбе императора.
Война 599 года
Остаток года Маврикий посвятил восстановлению разбитой армии Коменциола и приготовлениям к новой кампании против аваров. Коменциол вновь был назначен военачальником и во главе армии отправился на помощь Приску. Соединившись в районе Сингидуна, войско двинулось вниз по реке до Виминакия (сербский Костолац). Авангард римской армии ночью переправился на плотах через реку и окопался на другом берегу. Когда утром авары обнаружили противника, они тщетно пытались сбросить римлян обратно в воду. Передовые отряды упорно обороняли захваченный плацдарм, и это позволило переправиться остальной части армии. Приск принял на себя командование главными силами на левом берегу реки. Чтобы лишить солдат надежд на отступление, он отправил перевозившие их суда к противоположному берегу. Коменциол с арьергардом остался в Виминакии, чтобы прикрыть тыл армии от нападения.
Против сил Приска каган послал четверых своих сыновей с большей частью армии, а сам выступил против Коменциола. Сражение состоялось на левом берегу реки. Римляне, численно уступавшие противнику, придерживались оборонительной тактики. Авары отчаянно атаковали. В стычках и взаимном преследовании прошёл весь день. К закату перевес в сражении склонился на сторону римлян: они потеряли 300 человек, в то время как у аваров пало 3000 воинов.
После трёхдневного отдыха противники сошлись в сражении. Авары вновь потерпели поражение и потеряли 9000 человек. Ещё через семь дней состоялось решающее сражение, в котором умелое командование военачальника и выучка римских воинов вновь обеспечили им блестящий успех. Преследуя обращённого в бегство врага, римляне загнали аваров в воды находившегося рядом озера. В сражении погибло, в том числе утонув, около 15 000 человек. Среди них были и все четверо сыновей кагана.
Получив известие о постигшем его войско разгроме, каган бежал за Тису, чтобы попытаться собрать новую армию. Приск последовал за ним и одержал победы в двух больших сражениях. Множество врагов погибло на поле боя, в плен попало 3000 аваров, 6000 булгаров, савиров и других кочевников, а также 8000 участвовавших в войне склавинов. Затем римские отряды пересекли реку, напав врасплох, разгромили несколько поселений гепидов, вырезали до 30 000 человек и вернулись назад с пленными и богатой добычей. Маврикий, который ещё не успел осознать масштаб победы, приказал Приску вернуть аварских пленных кагану в качестве жеста доброй воли, что и было исполнено.
Война 601–602 годов
В 601 году Маврикий вновь назначил главнокомандующим своего брата Петра.
Чтобы воспрепятствовать римскому судоходству на среднем Дунае, каган приказал своему военачальнику Апсиху занять район Железных ворот, где река прорывалась через Карпаты. Ему навстречу во главе войска выдвинулся Пётр, ставший лагерем у впадения в Дунай реки Искера. Дело кончилось переговорами, после которых обе армии вернулись на исходные рубежи.
Не решаясь открыто разорвать заключённый с каганом мир, Маврикий в 602 году приказал Петру организовать экспедицию за Дунай против союзных аварам склавинов. Командовал экспедиционными силами Гудвин, вероятно, гепид по происхождению, а также прибывший из столицы скривон Боноз. Под их совместным начальством римские войска переправились через Дунай на территорию современной Валахии, где грабили и разоряли находившиеся здесь селения склавинов.
В это же время Маврикий заручился дружественной поддержкой антов, которые напали на земли склавинов с тыла.
Мятеж и гибель Маврикия
С наступлением осени каган направил в земли антов своего военачальника Апсиха, чтобы наказать их за измену. Апсих, вероятно, снова действовал не особенно удачно, поскольку многие из его людей отложились и перешли на службу к императору. Каган был этим очень обеспокоен и всяческими мерами старался вернуть перебежчиков обратно.
Со своей стороны, Маврикий также столкнулся с мятежом, когда потребовал у Петра провести зиму в землях на левом берегу Дуная. Солдаты, и без того раздражённые задержками жалования, при получении этого известия взбунтовались. Пётр бежал в Константинополь, а восставшую армию возглавил центурион Фока. Солдаты направились прямо к столице. Ненавидевшие Маврикия болельщики из партии «зелёных» открыли им крепостные ворота. 23 ноября 602 года Фока короновался в качестве императора. Маврикий пытался покинуть столицу морем, но ветер прибил его корабль обратно к берегу. Преследователи захватили беглеца, и через несколько дней он вместе со своими сыновьями был обезглавлен.
Литература:
- Кулаковский, Ю.А. История Византии / Ю.А. Кулаковский. — СПб: Алетейя, 2003. — Т. 2. 518–602 годы.
- Каждан, А.П. Очерки истории Византии и южных славян / А.П. Каждан, Г.Г. Литаврин. — СПб: Алетейя, 1998.
- Алексеев, С.В. Славянская Европа V–VI вв. / С.В. Алексеев. — М.: Вече, 2008.
- Хэлдон, Дж. История византийских войн / Дж. Хэлдон. — М.: Вече, 2007.
- Whitby, M. The Emperor Maurice and His Historian: Theophylact Simocatta on Persian and Balkan Warfare / М. Whitby. — Oxford, 1988.
- Pohl, W. The Avars: A Steppe Empire in Central Europe, 567–822. / W. Pohl. — Ithaca & London: Cornell University Press, 2018.
- Curta, F. The Making of the Slavs: History and Archaeology of the Lower Danube Region, c. 500–700 / F. Curta. — Cambridge; New York, 2001.
Комментарии к данной статье отключены.